Внеурочная деятельность "Математика и конструирование 1 класс"
рабочая программа (1 класс)

Студеникина Маргарита Николаевна

Здесь собран материал с использованием рабочей тетради "Математика и конструирование" 1 класс Волковой С.И., Пчелкиной О.Л. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matem_i_konstr_1_kl_2022.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

 городского округа Ступино Московской области

        

РАССМОТРЕНО

на методическом совете школы

«____» августа 2022 г.

Протокол заседания метод.совета № ___

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

_________ Ложкина Ю.В.

«____» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №4»

_____________Рубан Е.Г.

«____» августа 2022 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Математика и конструирование»

(Общеинтеллектуальное направление)

1 класс

Составитель: учитель начальных классов

Студеникина Маргарита Николаевна

2022 год

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Математика и конструирование» в 1  классе разработана на основе:

  1.  Основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО  МБОУ «СОШ №4».
  2. Авторской программы «Математика и конструирование» (1-4 классы)  Волковой С.И., Пчелкиной О.Л.
  3. Учебного пособия «Математика и конструирование 2 класс» Волковой С. И., 2020г.

Объём программы 33 часа, 1 час в неделю.

Цель:     обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся и развить трудовые  умения и  навыки, познакомить с основами конструкторско-практической  деятельности и сформировать элементы конструкторского мышления, графической  грамотности и технических умений и навыков учащихся.

Задачи:

 - создать условия для расширения, углубления и совершенствования геометрических     представлений, знаний и умений учащихся ;

- помогать формировать элементы конструкторских и графических умений;

- развивать воображение и логическое мышление детей;

- одновременно и взаимосвязано развивать мыслительную деятельность, развивать любознательность, сообразительность при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение

преодолевать трудности;

- воспитывать чувства справедливости, ответственности;

- развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.

Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении;
  • разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
  • преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные:

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные:

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,

          таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в    

          конструкции.

  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

          (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по      

          собственному замыслу).

  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

Универсальные учебные действия 

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

 Учащиеся должны уметь к 1-му году обучения:

  • чертить отрезки  прямоугольник по заданным размерам; чертить отрезок – сумму и отрезок – разность двух отрезков; обозначать буквами отрезки, ломаную, многоугольник, угол
  • многоугольника;
  • делить фигуру на  заданные части и собирать фигуру из заданных  частей, преобразовывать фигуру по заданному условию;
  • определять материал, из которого сделано изделие, определять назначение изделия;
  • соблюдать правила безопасности;
  • изготавливать несложные аппликации;
  • поддерживать порядок на рабочем месте в течение всего занятия.

Содержание курса внеурочной деятельности.

Геометрическая составляющая (19 часов)

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

        Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т.д.  Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств их диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.

        Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

        Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб, грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.

        Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.

Конструирование (15 часов)

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

        Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

        Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.

        Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.

        Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».

        Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.

Формы организации деятельности:

- индивидуальная;

- групповая;

- тематические занятия;

- дидактические игры;

- творческие занятия;

- игровые занятия;

Виды деятельности:

- игровая деятельность,

- познавательная деятельность,

-  проблемно-ценностное общение.

Способы определения результативности освоения программы

- наблюдение;

-  практические тесты;

- контрольные вопросы;

-  прогнозирование,  то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

  • контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • ориентирование в «плане» действия и опора на понимание принципов его построения.

Формы подведения итогов освоения программы

- сюжетно-ролевые игры;

- практические работы;

- творческие проекты обучающихся: «Альбом аппликаций из геометрических фигур», «Альбом изделий оригами».

Тематическое планирование

№п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Геометрическая составляющая

19

6,5

12,5

Конструирование

14

3,5

10,5

Итого:

33

10,5

13,5

Календарно-тематическое  планирование

№ п/п

Тема занятия

Тео

рия

Прак

тика

Дата

Примечание

План

Факт

Геометрическая составляющая

(19 часов)

Введение учащихся в материал курса. Точка.  Линия. Изображение точки и линий на бумаге

0,5

0,5

01.09

Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая.

1

08.09

Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой.

0,5

0,5

15.09

Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка – инструмент для проведения прямой.

1

22.09

Горизонтальное,  вертикальное,  наклонное положение прямой на плоскости.

0,5

0,5

29.09

Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям.

0,5

0,5

06.10

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины.

0,5

0,5

20.10

Повторение и закрепление пройденного

1

27.10

Конструирование  модели самолета из полосок бумаги

0,5

0,5

03.11

Изготовление аппликации «Песочница»

0,5

0,5

10.11

Луч

0,5

0,5

17.11

Сравнение отрезков с помощью циркуля

1

01.12

Сантиметр

1

08.12

Геометрическая сумма и разность двух отрезков

1

15.12

Угол. Развернутый угол

0,5

0,5

22.12

Прямой угол. Непрямой угол

0,5

0,5

29.12

Виды углов: прямой, тупой, острый.

0,5

0,5

12.01

Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

0,5

0,5

19.01

Закрепление пройденного

0,5

0,5

26.01

Конструирование (15 часов)

Многоугольник

1

02.02

Многоугольник

1

09.02

Прямоугольник

1

16.02

Противоположные стороны прямоугольника

0,5

0,5

02.03

Квадрат

1

09.03

Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром

0,5

0,5

16.03

Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром

0,5

0,5

23.03

Повторение и закрепление пройденного

1

30.03

Составление фигур из заданных частей. Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник»

1

13.04

Повторение и закрепление пройденного

1

20.04

Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей

0,5

0,5

27.04

Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей

0,5

0,5

04.05

Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка», Рыбка», «Зайчик»

0,5

0,5

11.05

Творческие работы. Выполнение мини проектов

0,5

0,5

18.05

Корректировка программы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....

ФГОС НОО, внеурочное занятие для 2 класса по теме :“Конструирование предложений”

данное занятие проводится в рамках кружка "Веселая грамматика" и представляет общеиннтеллектуальное направление а плане внеурочной деятельности.  Предназначено для учителей начальной школы, работ...

Программа курса "Математика и конструирование" (внеурочная деятельность в 1 классе)

Программа предназначена для кружковой  работы с обучающимися 1 классов. Я использую эту программу для работы с детьми  условно готовыми к школьному обучению. Так как программа помогает разви...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Детское конструирование" 1 класс.

В материале представлено одно из занятий кружка "Детское конструирование" для первого класса "Конструирование буквы Р, р". Обучение умению работать в команде на основе сингапурской технологии как одна...

Технологическая карта внеурочного занятия "Математическое конструирование" 3 класс ФГОС

Технологическая карта открытого урока (внеурочное занятие" Математическое конструирование") "СИММЕТРИЯ"  3 класс ФГОС...

Модуль программы внеурочной деятельности «Арт – конструирование из бумаги» для учащихся второго класса

Предлагаемая программа представляет собой обобщение известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному», рассматриваются различные мето...