Рабочие программы курсов внеурочной деятельности "Народные игры" 1-4 класс,"Финансовая грамотность"1-4 класс
рабочая программа

Татьяна Николаевна Боярова

 Программы "Народные игры" и "Финансовая грамотность" разработаны в соответствии с ФГОС НОО  для 1-4 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 по курсу внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

1-4 класс

на 2023 -2024 учебный год

Пояснительная записка

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 1-4 классов составлена с учетом требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) и учебной программы по финансовой грамотности (Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная программа «Финансовая грамотность» 1 -4 класс. - М.: Вита-Пресс)

Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Задачи: 

  • формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
  • формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
  • формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
  • формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
  • формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
  • обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

 Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 часа

Формы проведения занятий:

  • беседы;
  • деловые игры;
  • викторины;
  • интервью;
  • блиц-опросы;
  • учебные дискуссии;
  • ролевые игры;
  • учебные проекты.

Формы промежуточной аттестации: учёт текущих достижений.

         Взаимосвязь с программой воспитания

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для формирования у обучающихся традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, организацию их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
  • инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения

Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс

Введение в экономику

Введение в экономику.  

 Потребности

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.  Товары и услуги  

Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Товар и деньги-игра. Рынок- игра. Открытие твоего дела, проект.

Деньги

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля.

Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

2 класс  

Что такое деньги и откуда они взялись  

Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.

Появление первых монет и о монетах разных государств.

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Какие деньги были раньше в России

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».

Первые русские монеты.

Современные деньги России и других стран

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов.

3 класс

 Откуда в семье деньги

В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.  

На что тратятся деньги

Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.

Как умно управлять своими деньгами

Здесь даются понятия: бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Как делать сбережения

Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения.

Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

4 класс

 Богатство и бедность

Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.

Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.

Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Труд — основа жизни

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата.

Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).

Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Как товары производят

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.

Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты: 

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты. 

Регулятивные. 

  • понимать цели своих действий;
  • составлять простые планы с помощью учителя
  • проявлять познавательную и творческую инициативу;
  • оценивать правильность выполнения действий;
  • адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные. 
  • освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные. 

  • составлять текст в устной и письменной формах;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные. 

  • понимать и правильно использовать экономические термины;
  • иметь представление о роли денег в семье и обществе;
  • уметь характеризовать виды и функции денег;
  • знать источники доходов и направлений расходов семьи;
  • уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
  • определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
  • проводить элементарные финансовые расчеты.

 

 

Тематическое планирование

        1 класс

№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Введение в экономику

1

https://apkpro.ru

https://edsoo.ru/

https://fg.resh.edu.ru

https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

2

Потребности

9

https://apkpro.ru

https://edsoo.ru/

https://fg.resh.edu.ru

https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

3

Товары и услуги

11

https://apkpro.ru

https://edsoo.ru/

https://fg.resh.edu.ru

https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

4

Деньги

12

https://apkpro.ru

https://edsoo.ru/

https://fg.resh.edu.ru

https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

Итого:

  1. часа

          2 класс

№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Что такое деньги и откуда они взялись

9

https://apkpro.ru

https://edsoo.ru/

https://fg.resh.edu.ru

https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

2

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

8

https://apkpro.ru

https://edsoo.ru/

https://fg.resh.edu.ru

https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

3

 Какие деньги были раньше в России

6

https://apkpro.ru

https://edsoo.ru/

https://fg.resh.edu.ru

https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

4

Современные деньги России и других стран

11

https://apkpro.ru

https://edsoo.ru/

https://fg.resh.edu.ru

https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

 

Итого:

34 часа

 

 

 

 

     

         3 класс

№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Откуда в семье деньги  

9

https://apkpro.ru

https://edsoo.ru/

https://fg.resh.edu.ru

https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

2

На что тратятся деньги

10

https://apkpro.ru

https://edsoo.ru/

https://fg.resh.edu.ru

https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

3

Как умно управлять своими деньгами

5

https://apkpro.ru

https://edsoo.ru/

https://fg.resh.edu.ru

https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

4

Как делать сбережения

10

https://apkpro.ru

https://edsoo.ru/

https://fg.resh.edu.ru

https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

 

Итого:

34 часа

 

 

 

 

 

        4 класс

№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Богатство и бедность  

14

https://apkpro.ru

https://edsoo.ru/

https://fg.resh.edu.ru

https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

2

Труд — основа жизни

12

https://apkpro.ru

https://edsoo.ru/

https://fg.resh.edu.ru

https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

3

Как товары производят

8

https://apkpro.ru

https://edsoo.ru/

https://fg.resh.edu.ru

https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

 

Итого:

34 часа

  

 

 

 



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного курса внеурочной деятельности

 «Народные игры»

для обучающихся 1-4 классов

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования, федеральной образовательной программы начального общего образования

Цель учебного курса: содействие всестороннему развитию личности на основе овладения обучающимися народными играми, укрепление здоровья через физкультурно-оздоровительную деятельность. Повысить двигательную активность детей младшего школьного возраста, через организацию народных игр.

 Задачи:

            Познакомить младших школьников с народными играми, отражающими национальный аспект, с историей возникновения игр.

 Содействовать укреплению здоровья, разностороннему физическому развитию воспитанников.

 Научить детей играть активно и самостоятельно.

 Обучить правилам народных игр.

 Приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение; проявлять инициативу.

 Развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость.

 Воспитывать культуру общения со сверстниками и формировать навыки сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.

           Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы

Учебный курс "Народные игры" рассчитан: в 1-4 классе - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40 минут. Группа смешанная, состоит из учеников 1-4 класса.        

Программа рассчитана на 1 год.  В 1 классе - 33 часа в год.  Во 2-4 классах - 34 часа в год.

 

           Формы обучения: беседы, игры, эстафеты, спортивные мероприятия, практические занятия в помещении и на местности.         

           

 Формы промежуточной аттестации: учёт текущих достижений.

Формы учета рабочей программы воспитания

  • Использование воспитательных возможностей содержания учебного курса внеурочной деятельности «Народные игры» для формирования у обучающихся традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих;
  • воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;

Содержание курса внеурочной деятельности «Народные игры»

 1-4  класс

Русские народные игры

 "Гуси - лебеди", "У медведя во бору", "Филин и пташки", "Краски", "Кот и мышь", , "Игровая", "Почта", "Коршун", Гуси", "Волк", «Птицелов", "Блуждающий мяч", "Шар",  "Посигутки", "Выгони мяч", "Малечина - калечина"

Белорусские народные игры

«Гуси летят», "Колечко", "Мельница", "Заяц - месяц", "Мельница"

Украинские народные игры

 «Колдун", «Печки».

Мордовские народные игры

"Раю - рай", "Салки", "Круговой"

Башкирские народные игры "Липкие пеньки","Палка - кидалка"

Татарские народные игры

 "Угадай и догони", "Кто дальше бросит?", "Мяч по кругу", "Спутанные кони"

Чувашские народные игры

"Хищник в море", "Луна или солнце", "Расходитесь"

Бурятские народные игры " Табун", Иголка, нитка и узелок"

Дагестанские народные игры " Палочка - стукалочка", Надень папаху"

Северо-осетинские народные игры

 "Палка", " Перетягивание"

Игры народов Коми "Стой, олень!", "Охота на оленей"

Калмыцкие народные игры " Прятки","Кружится вокруг колышка"

Карельская народная игра " Я есть!"

Еврейская народная игра «Есть у нас козлик"

Игры народов Сибири и Дальнего Востока: «Льдинки, ветер, мороз", «Рыбаки и рыбки».

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

        

В результате освоения программы курса «Народные игры» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

        

Метапредметными  результатами  освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

 характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

 находить ошибки при проведении игр, отбирать способы их исправления;

  общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игровой деятельности;

 организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места проведения игр;

  планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровой деятельности;

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

 технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта при использовании их в игровой деятельности.

 умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

 умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

  умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

 Личностными результатами  освоения учащимися содержания программы по изучению игр являются следующие умения:

  активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

 оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Предметными результатами  освоения учащимися программы являются следующие умения:

 планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг;

  излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

 представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

  организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

  бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр;

  организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время игр;

 взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

 в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

  подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр.

 Тематическое планирование

                                                                        1-4 класс


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Русские  народные  игры

14

https://kao.kg/wp-content/uploads/2019/10/Литвинова-М.Ф.-Русские-народные-подвижные-игры.pdf


https://infourok.ru/kartoteka-russkih-narodnih-igr-1351977.html


https://toyandtoy.ru/podvizhnye-2/igry-podvizhnye-russkie-russkie-narodnye-podvizhnye-igry-m-litvinova.html

2

Белорусские народные  игры

3

3.

Украинские народные  игры

2

3

Игры народов России

15

Итого

34ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс

Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 4 классе "Финансовая грамотность"

Цель: способствовать формированию у младших школьников представления о финансовой грамотности и создание предпосылок для успешного решения элементарных вопросов в области управления личными финансами ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Развитие математической грамотности» ФГОС НОО 3 класс

Содержание курсаЛогические и комбинаторные задачиМагический квадрат. Комбинаторные задачи. Логические задачи. Задачи на множества.Арифметические действия и задачиЧисла от 1 до 100. Задачи на части. Чё...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по развитию функциональной грамотности при получении начального общего образования «Читаем, считаем, наблюдаем»

Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность»,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дерево решений" (финансовая грамотность) 1 класс.

Программа имеет социальное направление, является частью основной образовательной программы основного общего образования школы, входит в состав плана внеурочной деятельности и рассчитана на 1 год. Цел...