Проектно-исследовательская работа "Выращиваем минералы"
творческая работа учащихся (4 класс)

Творческая работа учащегося

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mineralyproekt.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     

Введение.

Отгадайте загадку.

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячи лет.

Правильно, это камень.  

Если внимательно посмотреть на окружающий мир, то можно увидеть, как много камней вокруг нас. Как узнать, из чего состоит камень? Как он появляется? Как люди используют камни? В своей работе я постарался приблизиться к этой проблеме, побыть ученым – исследователем.

   Я считаю, что моя работа актуальна, т.к. знать законы природы, любить и знать свой край должен каждый образованный человек.

Цели:

  1. Найти ответы на все интересующие нас вопросы.
  2. Создать свою собственную коллекцию минералов.
  3. Рассказать ребятам о царстве минералов, увлечь, чтобы и они стали интересоваться красотой окружающего мира.

При работе над проектом я:

  1. Прочитал много интересной литературы.
  2. Искал информацию в сети интернет.
  3. Провел исследования минералов.

Основная часть.

      Начиная работу, надо прежде всего, рассказать, что же такое минералы.

Начнем с того, что у нас под ногами. Приходилось ли вам копать яму? Выкопав яму, можно увидеть настоящий геологический разрез: сверху – почва с корнями растений, под ним песок, суглинок или глина. Дальше начинают попадаться камни, и, в конце концов, сплошной твердый камень.

Мы называем камнями все твердые предметы, разных форм и размеров, которые живут на поверхности и в глубинах Земли. Но камни все разные, поэтому ученые различают минералы и горные породы. Камень, глина, песок – горные породы. А теперь берем лупу и внимательно рассматриваем какую-нибудь горную породу. Оказывается, порода состоит из отдельных зернышек, например, в куске гранита можно различить зерна кварца, полевого шпата, пластиночки слюды. Это и есть минералы – составные части горных пород, у каждого есть свое название: гранит, базальт, известняк, песчаник.                                                                                                  

 С минералами человек познакомился раньше, чем появилась письменность. Древние люди не только знали о минералах, они умели их использовать. Откуда нам это известно? Нужно внимательно рассмотреть находки археологов: кремневые ножи и наконечники стрел, золотые украшения, нефритовые топоры и молотки, а чего стоят рисунки на стенах пещер, сделанные не какими-нибудь, а самыми настоящими минеральными красками. Ученые занимаются минералами с древности. А вот слово минерал появилось только в 13 веке в сочинениях ученого монаха Альбертуса Магнуса и означает «ископаемое из рудника» Потом возникла наука о камне - минералогия! На сегодняшний день известно около 4 000 видов минералов, к тому же каждый год открывают все новые и новые минералы, поэтому этот список очень быстро пополняется.

Вывод: минерал – кристаллическое тело, составная часть горных пород.

     Следующий наш вопрос: как минералы образуются?  Мы уже знали, как наша планета Земля устроена внутри. Она разделена на несколько слоёв: земная кора (≈ 40 км), мантия (2900 км), ядро (6900 км). С глубиной растёт температура – с каждым километром на 20-30 градусов. Температура ядра - 5000°С. При такой температуре все минералы, о которых мы говорим находятся в жидкой форме, называемой магмой. Магма постепенно выжимается вверх, где температура поменьше, медленно остывает и затвердевает на глубине, образуя разные минералы.

    Ещё один способ образования -выветривание. Вы знаете, такие породы как глина и гранит? А ведь это одно и то же!!! Гранит под влиянием различных организмов и изменения температур преобразуется в глину.

Вывод: минералы образуются из магмы, а также методом выветривания.

А почему же минералы называются именно так как называются?

 Как правило, минералы получали свои названия по тому месту, где их впервые обнаруживали. Например : Чароит - от названия реки Чара в Восточной Сибири.

Кстати, по названию минерала можно определить его состав: кальцит - кальциевый; никелин - никелевый; магнезит - магниевый и т.д.

     С 18 века свои названия минералы стали получать по фамилиям ученых, первооткрывателей, выдающихся людей.  Уваровит - в честь президента Петербургской Академии наук графа С.С. Уварова; чкаловит -  в честь летчика-испытателя В.П. Чкалова, гагаринит - в честь первого космонавта Ю.А. Гагарина;

Вывод: минералы получили названия по тому месту, где были обнаружены, по фамилии первооткрывателей, по составу.

А сейчас, приведем пример наиболее простой классификации минералов:

 - драгоценные камни

 - полудрагоценные и поделочные камни

          Отличие драгоценных минералов от всех остальных. Драгоценные минералы обязательно должны быть: твердые, редкие и красивые. В мире существует около 200 драгоценных камней, имеющих собственные имена. Например, бриллиант «Орлов». Он украшает скипетр российских царей, увидеть его можно в Алмазном фонде.

А вы знаете, где в России самые крупные месторождения минералов? Колоссальные месторождения есть на Урале. Урал называют музеем под открытым небом. А в Якутии самые большие в нашей стране месторождения алмазов.

      В сети интернет я искали разный материал о минералах, приведу вам самые, на мой взгляд, интересные факты:

- Камни рождаются, растут и умирают. Жизнь большинства из них длится очень долго, миллионы лет.

- В Казахстане найден кристалл горного хрусталя с двухэтажный дом, его вес 70 тонн.

- Лед – твердое состояние воды, многие ученые минералоги считают минералом.

 - Шлифовать и пилить алмаз можно только алмазом. Самый твердый камень - алмаз, он может резать стекло, алмазную крошку используют в стеклорезах. Я проверил это сам опытным путем.

Экспериментальная часть.

Я много узнал о минералах и захотел собрать свою коллекцию. Но зимой тяжело добыть их из земли. И все-таки я смог почувствовать себя настоящим геологом-так называют людей, которые изучают землю и ищут полезные ископаемые. В этом мне помог специальный набор. С помощью инструментов: молоточка, стеки и кисточки я постепенно откапывал минералы. Затем я проводил исследование их внешнего вида, структуры, твердости, взаимодействие их с водой. Так соль в воде растворилась, вулканическое стекло- пемза плавала на поверхности, но большинство минералов тяжелее воды и опустились на дно. С помощью специальной таблицы я определял какой же минерал откапал. Таким способом я выкопал и определил 12 минералов. Они составили мою коллекцию. Цель моего проекта достигнута - я много узнал о минералах и собрал коллекцию камней. Теперь жду лета, чтобы продолжить свои поиски и расширить коллекцию.

Заключение.

     В результате работы я узнали много интересного. Но самое главное, то, что природа хранит в себе много тайн, которые нам обязательно нужно разгадать. И совсем неважно будем ли мы геологами, археологами, врачами, главное научиться видеть прекрасное, любить свою Родину, свой край. Стремиться понять великие законы природы, красоту окружающих нас вещей. Я достиг тех целей, которые поставили перед началом работы. Теперь я знаю, что такое минерал; как он образуется; я начал собирать свою коллекцию минералов. Я постарался рассказать вам то интересное, что узнал сам.

В заключении хочу рассказать такое стихотворение:

Полезно камни наблюдать,

Над ними можно размышлять,

Ценней же прочего - желанье

Законы жизни их понять.

Прочесть сокрытые в них тайны,

Что им присуще, что - случайно.

И поделиться, рассказать,

О том, что удалось узнать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...