Проектно -исследовательская работа в начальной школе как средство реализации ФГОС
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Черных Аксана Николаевна

 Данная презентация- обмен опытом работы. Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности.Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат. Работа над проектом способствует развитию памяти и мышления учащихся, формирует познавательную активность и познавательную самостоятельность. А самое главное — проектная деятельность позволяет учащимся расширить круг своего общения и даёт возможность участвовать в конкурсах, конференциях, олимпиадах.«Метод проекта» дает возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с учителем и родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_rabota.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектно -исследовательская работа в начальной школе как средство реализации ФГОС Окружающий мир Из опыта работы Черных Аксаны Николаевны МБОУСОШ № 48 г. Нижнеудинск

Слайд 2

«Проект- всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью» Кагаров Е.Г.

Слайд 3

Просвещение обучающихся по вопросам бережного отношения к природе. Приобретение экологических знаний. Воспитание экологического сознания и культуры поведения. Формирование навыка проектно- исследовательской работы. Основная цель проводимой работы

Слайд 4

Проект – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них.

Слайд 5

Мой проект. Что я хочу сделать? (Чему научиться, кому помочь, каким стать?) Как будет называться мой проект? Что будет главным его результатом А такой будет эмблема моего проекта. Мой маршрут движения к поставленной цели. Старт. ( Я выбрал тему и цель проекта и нарисовал себя в начале пути.) К кому я буду обращаться за советом? На чью помощь я могу рассчитывать. Мне надо прочитать эти книги: Я рисую предметы, которые пригодятся мне при выполнении проекта. Надо научиться с ними правильно обращаться. Что ещё необходимо сделать, чтобы подготовиться к выполнению задуманного как можно лучше.

Слайд 6

Основная часть проекта - финишная прямая. Чтобы достичь цели, вероятно, придётся сделать несколько самых важных дел – шагов. Каждый след на рисунке обозначает такой шаг. А на линеечках записано его содержание: что я буду делать, как буду выполнять проект шаг за шагом. _____________________________________________________________________________________________________________________ Подведём итоги. Выполнил ли я то, что задумал? ________________________________________________ Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта? ___________________________________________________ Всё ли получилось так, как я задумывал .

Слайд 7

Что было сделано хорошо? _______________________________ Что было сделано плохо? _________________________________________ Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно? _______________________________________ Кто мог бы сказать мне спасибо за этот проект? ________________________________________ Попрошу взрослых оценить мою работу: Что сказала мне мама: _________________________________________ Что сказала учительница: _________________________________________ Как оценили проект мои друзья: __________________________________________ В чём я с ними согласен, а в чём – нет? __________________________________________ Какие ещё проекты я мог бы сделать? (Иду придумывать новый проект, рисую сам себя.)

Слайд 8

Работая над проектом «Мой класс и моя школа» дети с помощью взрослых учатся: — фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. — коллективно составлять рассказ о школе и классе; — презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); — оформлять фотовыставку; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Слайд 9

Мой класс и моя школа

Слайд 10

В ходе выполнения проекта «Моя семья» дети с помощью взрослых учатся: — отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; — интервьюировать членов семьи; — рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; — оценивать значение семьи для человека и общества, значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; — составлять экспозицию выставки; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Слайд 11

Если мир и дружба в семье Вам могут завидовать все.

Слайд 12

Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.

Слайд 13

Что у нас под ногами? Удивительные камни.

Слайд 14

Проектно-исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое.

Слайд 15

Отдыхаем и наблюдаем

Слайд 16

Готовясь к празднику первого научного открытия «Жил –был листок» отправляемся в поход ( на экскурсию). Провожу игру «Сбор осенних листьев.» Класс делится на 3 группы, для оформления гербариев из осенних листьев. 1-я группа – из травянистых растений, 2-я группа – из листьев кустарников, 3-я группа – из листьев деревьев. Задаю вопрос «Почему некоторые деревья осенью сбрасывают листья? Что такое листопад? Почему он происходит? Как это объяснить научным языком?» который и будет темой исследования Далее дети готовятся: работают с энциклопедическими словарями, разучивают стихи об осени, приметы, рассматривают картины художников с пейзажами родной природы, оформляют выставку поделок «Осенние фантазии» составляют вопросы викторины и книгу «Жил –был листок». Наступает праздник первого научного открытия «Жил –был листок». Мальчики – будущие учёные объясняют явление листопада по-научному. Девочки проводят викторину. Подводятся итоги выставки и работы в целом. В заключении праздника задаю вопрос. – Появилось ли у вас желание больше узнать о растениях?

Слайд 17

Жил – был листок Ч то общего у разных растений?

Слайд 18

Что такое листопад? Почему некоторые деревья осенью сбрасывают листья?

Слайд 19

Осенние фантазии

Слайд 20

В ходе выполнения проекта «Мои домашние питомцы» дети с помощью взрослых учатся: — наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; — фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; — составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; — презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); — оформлять фотовыставку; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Слайд 21

Проект «Мои домашние питомцы»

Слайд 22

Мой ёжик Фунтик и другие…

Слайд 23

Вот компания какая

Слайд 24

Мы в ответе за тех, кого приручили (листовки-обращения)

Слайд 25

Способствует формированию принципов повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружением. Эти принципы помогут детям принимать правильное решение в интересах природы. Что даёт работа над проектом?

Слайд 26

Птичья «столовая»

Слайд 27

Проект «Птичья столовая» осуществляется в зимнее время. Суть его – в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории. Дети продумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки, для каких птиц предусмотрены. Ученики ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней: подправляют кормушки, насыпают корм.

Слайд 29

Проект «Хлебные крошки» Ι. Разведка . Задание: а) Узнать, как относятся к хлебу в школьной столовой, сколько хлеба остаётся? б) Понаблюдать, как относятся к хлебу на улице? в) Сколько хлеба покупается в день, сколько остаётся от завтрака, обеда и ужина? Куда применяют? ΙΙ.Обсуждение на кл . часе увиденного. 1.Выслушать мнение детей об увиденном. 2.Объяснение слова проект (мечта, цель). 3.Для чего будем составлять проект? 4.Создание рисунков на тему « Такое мне не нравится» ΙΙΙ.Проект «Хлебные крошки» 1.Составление замысла проекта. 2.Обсуждение с детьми действий по пути движения к мечте. Как достичь цели? Что можно изучить? Чему научиться? У кого просить помощи? 3. Первый шаг- рисование на тему «Такой будет наша мечта» 4.Дети получают домашнее задание – рассказать родителям о проекте. 5.Заполнить первый лист дневника. Ι V.Сбор информации по претворению проекта в жизнь. 1. Дети записывают свои мысли, пожелания, планы, каким путём двигаться к намеченной цели. 2.Согласуются планы проекта. 3.На занятиях в Г.П.Д. проводится беседа на тему «Испекли мы каравай». V.Оформление собранного материала в папках.

Слайд 30

VΙ.Информация для родителей. 1.Подробное знакомство взрослых на родительском собрании с темой, идеей, целями и задачами проекта. 2.Выяснение: а) чем они могут помочь детям б)как правильно помогать VΙΙ.Оформление работы. 1.Разложить все собранные материалы в папку. 2.Подписать тетради. 3.Создать эмблему проекта. VΙΙΙ.Составление маршрутных путеводителей. 1.Класс делится на группы. 2.Дети последовательно распределяют и планируют свою деятельность. 3.Составляются путевые листы- шаги к намеченной цели. 4.Дети получают задание найти стихи, пословицы, загадки о хлебе, песни, рисунки. Ι X.Кл.час . 1.Просмотр принесённых иллюстраций, фотографий о хлебе, птицах. 2.Чтение стихов и пословиц о хлебе. 3.Разгадывание загадок, инсценирование сказок , исполнение песен о хлебе. X.Сбор информации о профессиях ( относящихся к хлебу) – экскурсия. XΙ.Развитие речи. Составление рассказов, мини-сочинений на тему «Как хлеб на стол пришёл». XΙΙ.Замер хлебных крошек, изготовление и развешивание кормушек около школы. XΙΙΙ.Подготовка и проведение праздника « Хлеб - всему голова».

Слайд 31

Проект «Новогодняя ёлка» Цель проекта «Новогодняя ёлка» – убедить людей в том, что не стоит рубить ели ради нескольких праздничных дней. Изготовить необычную ёлку из любого материала. Нарисовать рисунки «Как сохранить ель»-задумки праздничного оформления помещений из еловых веточек украшенных ёлочными игрушками и разнести по почтовым ящикам эту информацию. А ещё можно нарядить любой кустарник вместо ёлки прямо во дворе и в городе.

Слайд 33

Проект «Витаминный алфавит»

Слайд 34

Почему нужно есть много овощей и фруктов? Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов — различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их ; — работать в группе: находить информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; — сочинять и рассказывать сказочную историю про витамины; — запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов;

Слайд 35

Найти проблему – что надо изучать. Тема – как это назвать. Актуальность – почему эту проблему нужно изучать. Цель исследования – какой результат предполагается получить. Гипотеза – что не очевидно в объекте. Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования. Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально. Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме. Методика исследования – как и что исследовали. Результаты исследования – собственные данные. Выводы – краткие ответы на поставленные задачи. Значимость – как влияют результаты на практику. Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

Слайд 36

Роль учителя в исследовательской деятельности. Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской работы: Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы. Ознакомление с методами исследования. Составление плана работы. Поиск противоречий. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы. Предзащита работы. Окончательное оформление и защита работы.

Слайд 37

Где зимуют птицы?

Слайд 38

Проект «Байкал – жемчужина Сибири»

Слайд 40

Победители и участники . Победители и участники конкурса «Я живу в Сибири» «Сибирячок-2011»- победитель Победители олимпиады «Муравейник»

Слайд 41

Проект «Защитники Отечества» 1этап Написать сочинение о своих папах или дедушках. В сочинениях ответить на вопросы: Какой он мой папа ? Где служил (воевал?) Какое звание имел во время службы? Какими наградами и поощрениями была отмечена его служба? Чем интересна дружба с папой (дедушкой?) Чем бы ты хотел быть похожим на отца(дедушку?) Сочинение пишется на альбомном листе сложенном пополам. На внешнюю сторону листа наклеить фотографию папы или дедушки. Подготовить стенгазету, на которой будут представлены сочинения на тему «Наши отцы и дедушки».

Слайд 42

2 этап. Поиск вещей, писем, фотографий, наград, талисманов, всего, того, что так или иначе было связано с годами службы. 3этап Составить список ветеранов и участников войн(Великой Отечественной, Афганской) среди родителей, дедушек и бабушек вашего класса. 4 этап Подготовить рисунки на тему «На страже Родины» 5 этап Подготовить инсценировку 1 песни на военную тематику. 6 этап Изготовление журавликов. Праздник – «Защитники Отечества»

Слайд 44

Роль учителя в исследовательской деятельности. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы. Ознакомление с методами исследования. Составление плана работы. Поиск противоречий. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы. Предзащита работы. Окончательное оформление и защита работы. Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст.

Слайд 45

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 48 г.Нижнеудинска « Благотворительность в городе Нижнеудинске » Исследовательская работа по окружающему миру Работу выполнила ученица 4 « В » класса Воробьева Владислава Руководитель: учитель начальных классов Черных А.Н. Нижнеудинск 2016

Слайд 46

Цель - узнать уровень знаний жителей г.Нижнеудинска о благотворительной деятельности и об организациях, ведущих данную деятельность. Гипотеза – жители г.Нижнеудинска мало знают о благотворительной деятельности в родном городе. Задачи: - изучить литературу на тему благотворительности в прошлом; - познакомиться с благотворительными организациями, работающими в г.Нижнеудинске в настоящее время; - разработать анкету; - провести опрос жителей г.Нижнеудинска; - провести анализ, полученной информации.

Слайд 47

Торговый дом «Метелева и Щелкунова» Петр Карпович Щелкунов

Слайд 48

Магазин И.И. Коткова

Слайд 49

Магазин М.П. Мясникова

Слайд 50

Анкета Знаете ли Вы что такое благотворительность?  да  нет Нужна ли благотворительность в нашем городе?  да, потому что _______________________________________________________  нет, потому что ______________________________________________________ Какие общественные организации, по Вашему мнению, нуждаются в благотворительной помощи?  организации, оказывающие помощь бездомным животным;  организации, оказывающие помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (бомжам, погорельцам, безработным, сиротам );  организации, оказывающие помощь людям пожилого возраста;  организации, оказывающие помощь детям/людям – инвалидам;  организации, занимающиеся охраной природы  свой вариант ___________________________________ Какие из перечисленных ниже организаций г.Нижнеудинска, занимающихся благотворительной деятельностью, Вы знаете?  Выход есть  Милосердие  Общественная организация инвалидов « Доверие » Какие благотворительные проекты, проходящие в г.Нижнеудинске Вам известны? сбор одежды/книг/игрушек/канцелярских товаров для нуждающихся;  благотворительная ярмарка « Удинский Вербный Торг » ;  сбор денежных средств через ящики для пожертвований;  Фестиваль НЕограниченных возможностей « БлагоДать » ;  свой вариант ____________________________________ Являлись ли Вы участником благотворительной деятельности?  да, я донор крови  да, я волонтер  да, я участвовал в сборе одежды/книг/игрушек  да, я жертвовал деньги  да, мне оказывали помощь  нет  свой вариант _______________________ Хотели ли Вы принять участие в благотворительном проекте?  да  нет Ваш возраст  0-18  18-30  30-55  56 и старше

Слайд 51

Свято-Никольский храм

Слайд 52

Цитаты из анкет: «Благотворительность нужна, потому что… у нас все плохо, у нас в городе много людей без дома и им нечем питаться, нельзя отказывать в помощи, людям, желающим помочь нужно направление; государственных средств не хватает; жизнь – это сложная штука, разные бывают ситуации, нельзя оставаться равнодушными, умение делать добро отличает нас от животных».

Слайд 53

Возраст опрашиваемого Выход есть Милосердие ООИ «Доверие» Жизнь Никакие 0-18 ( 29 человек) 7 7 22 1 5 18-30 ( 22 человека) 5 5 12 1 8 31-55 (27 человек) 7 8 23 - 2 Старше 56 ( 6 человек) 1 1 4 - 1 Какие общественные организации г. Нижнеудинска, занимающиеся благотворительной деятельностью Вы знаете? Среди общественных организаций популярной оказалась ООИ «Доверие», о ее деятельности знает 72% опрошенных. Практически ничего люди не знают о деятельности организации «Жизнь» (2%). 24 % участников опроса знают организации «Выход есть» и «Милосердие». Чуть меньше опрашиваемых (19%) не имеют представления ни об одной организации.

Слайд 54

Возраст опрашиваемого Сбор одежды/игрушек/книг Благотворительная ярмарка «Удинский Вербный торг» Сбор денежных средств через ящики для пожертвований Фестиваль НЕограничен ных возможностей «БлагоДать» 0-18 ( 29 человек) 24 22 24 15 18-30 ( 22 человека) 17 9 18 10 31-55 (27 человек) 22 18 18 8 Старше 56 ( 6 человек) 3 4 5 2 Какие благотворительные проекты, проходящие в г.Нижнеудинске, Вам известны? Большинство опрошенных(78%) знают о сборе материальных и денежных средств в нашем городе. Немного отстала по известности Благотворительная ярмарка «Удинский Вербный Торг» (63%). Фестиваль НЕограниченных возможностей «БлагоДать» наименее известен среди жителей г.Нижнеудинска (41%). Один из опрашиваемых отметил, что он не знает ни один из этих проектов.

Слайд 55

Возраст опрашиваемого Донор крови Волонтер Принимал участие в сборе одежды, книг, игрушек Жертвовал деньги Мне оказывали помощь Нет 0-18 (29 человек) - 5 18 15 - 5 18-30 ( 22 человека) 1 3 8 12 - 8 31-55 (27 человек) 2 - 18 17 - 3 Старше 56 (6 человек) - 1 3 5 1 - Являлись ли Вы участником благотворительной деятельности? В основном опрашиваемые выбирали такой вид благотворительности как денежный (58%) и материальный (55%). Как видно из опроса, волонтерство в нашем городе развито недостаточно – всего 10 % опрашиваемых смогли назвать себя волонтерами. Довольно значительное число опрошенных сказали, что не принимали участие ни в одном благотворительном проекте (19%).

Слайд 56

Проведение опроса среди учащихся 4 «В» класса МБОУ СОШ «48 Проведение опроса возле ККЗ «Саяны »

Слайд 57

Волонтер движения «Выход есть» общается с бездомным человеком Движение «Выход есть» создано 16 января 2016 года . Руководитель - Комина Оксана.

Слайд 58

Оказание помощи бездомной кошке Организация «Жизнь» создана 27 апреля 2015 года. Руководитель Романова Наталья

Слайд 59

Волонтер ООИ «Доверие» проводит занятие «Резьба по дереву» Общественная организация инвалидов «Доверие» создана 07 сентября 2010 года. Руководитель – Петернев Артем.

Слайд 60

Всероссийская акция «Блогер против мусора» Посадка саженцев в парке на «Спутнике»

Слайд 61

Благотворительный аукцион в Музыкальной школе «Удинский Вербный Торг-2015»

Слайд 62

Ученики 1 «А» класса на «Удинском Вербном Торге»

Слайд 63

Выводы : - необходимо знакомить жителей г.Нижнеудинска с деятельностью общественных организаций, работающих в разных направлениях, через местные газеты, телевидение и радио; необходимо развивать единое волонтерское движение в нашем городе; - необходимо проводить в учебных заведениях «Уроки доброты», на которых знакомить учащихся с формами благотворительности .

Слайд 64

« Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том чтобы некому было благотворить ». В.О. Ключевский

Слайд 65

Маленький конкретный проект школьника может выступать именно тем «стёклышком калейдоскопа», из которого складывается общая картина – процесс экологического воспитания, взаимодействия ребёнка с окружающей средой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ве...

Проектная, исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образо...

Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО

Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющих общую цель и согласованные способы; направленные на достижение общего результата по ...

Проектно - исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

В данной работе раскрывается роль метода учебных проектов и его особенности при реализации НОО, а также, условия, которые дает проектно-исследовательская деятельность для формирования всех видов УУД. ...

Статья «Работа с текстом в проектно-исследовательской деятельности младших школьников в ходе реализации ФГОС II поколения»

Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. Именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, ...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Ц        Целью данной работы является обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы; навыкам общения при групповой работе; использованию различных методов организации и п...