ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ.
календарно-тематическое планирование (1 класс)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС , (17 часов).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для первого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю).

Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.

Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.

Содержание программы

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;

–  овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

–  осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу;

– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– представление о роли денег в семье и обществе;

– умение характеризовать виды и функции денег;

– знание источников доходов и направлений расходов семьи;

– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

– проведение элементарных финансовых расчётов

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1 КЛАСС

№ п/п

Тема

Предмет

изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»

1.

Владимир Сутеев. Живые грибы

Содержание сказки.

Качество: трудолюбие.

– Давать характеристику героям;

– дополнять предложения на основе сведений из текста;

– определять последовательность событий и рассказывать сказку;

– составлять вопросы по содержанию сказки;

– на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания.

2

Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко

Содержание сказки.

Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки.

– Определять вид сказки;

– называть героев сказки, находить среди них главного героя;

– определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст);

– определять последовательность событий сказки;

– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей;

– определять, чему учит сказка.

3.

Михаил Пляцковский. Урок дружбы

Содержание сказки.

Дружба, жадность.

– Определять лексическое значение слова;

– анализировать содержание текста и составлять план;

– определять по рисунку содержание отрывка из текста;

– давать характеристику героям;

– понимать, чему учит сказка;

– составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;

4

Евгений Пермяк. Четыре брата

Содержание сказки.

Семейные ценности.

– Определять жанр произведения;

– называть героев сказки;

– отвечать на вопросы по содержанию сказки;

– рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему;

– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

Блок «Математическая грамотность»

5

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца

Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники.

– Определять количество предметов при счёте;

– составлять и решать выражения с ответом 5;

– решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;

– соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;

– решать задачу в два действия.

6

Про петушка и

жерновцы

Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы.

– Раскладывать число 9 на два слагаемых;

– отвечать на вопросы на основе условия задачи;

– анализировать данные и отвечать на вопросы;

– анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;

7

Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки

Разложение числа 10 на два и три слагаемых.

– Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;

– раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны;

– раскладывать число 10 на три слагаемых;

– раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.

8.

Про Машу и трёх медведей

Состав чисел 9, 10, 11.

Задачи на нахождение суммы.

– Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых;

– решать задачи на нахождение суммы;

– овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;

– читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные;

– устанавливать закономерности.

9

Про медведя, лису и мишкин мёд

Задачи на нахождение суммы.

Состав чисел второго десятка.

– Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц;

– читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;

– раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых;

Блок «Финансовая грамотность»

10

Находчивый Колобок

Деньги, цена, услуги, товар.

– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;

– определять необходимые продукты и их цены;

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

11

Кот Василий

продаёт молоко

Реклама.

– Наблюдать над понятием «реклама»;

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

– анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина;

– делать выбор на основе предложенной информации;

12

Как мужик и медведь прибыль делили

Мошенник, сделка, доход,

 выручка, прибыль, продажа оптом.

– Наблюдать над понятием «сделка»;

– объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль;

– понимать, почему оптом можно купить дешевле;

– выбирать товары для покупки на определенную сумму;

– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Блок «Естественно-научная грамотность»

13

Как Иванушка хотел попить водицы

Вода, свойства воды.

– Наблюдать над свойством воды – прозрачность;

– определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром;

– объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;

– определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;

– использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;

– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

14

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик

Воздушный шарик, воздух.

– Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды;

– показывать, что шарик можно наполнять водой;

– объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды;

– рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды;

– объяснять, почему шарик не тонет в воде;

– рассказывать, в каком случае шарик может летать;

– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

15

Плывёт, плывёт кораблик

Плавучесть предметов.

– Определять плавучесть металлических предметов;

– объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;

– понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух;

– объяснять, почему случаются кораблекрушения;

16

Про Снегурочку и превращения воды

Три состояния воды.

– Объяснять, что такое снег и лёд;

– объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит;

– наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое;

– наблюдать над формой и строением снежинок;

– проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов;

17

Иванова соль

Соль, свойства соли.

– Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка;

– составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей;

– представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание;

– проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 2 класс финансовая грамотность

№ТемаКол-во часовСодержаниеДата проведения2 классТема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.1Что такое деньги1Беседа7.092-3Как появились деньги. Появление обмена товарами.2Беседа14.0921.094Проблемы...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" разработана для 1 - 4 классов....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"...

Календарное-тематическое планирование по основам финансовой грамотности, 2 класс

Календарное-тематическое планирование по основам финансовой грамотности, 2 класс...

Формирование навыков грамотного, безошибочного письма методом наглядности через использование тематических таблиц, опорных схем и системы алгоритмов.

Формирование навыков грамотного, безошибочного письма методом наглядности  через использование тематических таблиц, опорных схем и системы алгоритмов....