Адаптация учащихся 5 б класса при переходе из начальной школы в среднюю.
материал

Токанина Ольга Николаевна

Адаптация учащихся 5 б класса при переходе из начальной школы в среднюю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_po_adaptatsii_5_kl.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд.

Доклад

тема: «Адаптация учащихся 5 б класса

при переходе из начальной школы в среднюю».

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся.

2 слайд

Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем:

  1. Изучение классного коллектива.
  2. Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.
  3. Организация внеурочной работы в классном коллективе.
  4. Вовлечение детей  в общественную жизнь класса и школы.

Изучение классного коллектива.

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

  1. Изучение личных дел учащихся;
  2. Разговор с учителем начальных классов о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности;
  3. Создание положительной эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить;

4. Проведение классных часов;

     5. Индивидуальные беседы с учениками и их родителями;

     6.  Изучение увлечений детей;

     7. Организация питания;

     8. Проведение родительского собрания и общение с родителями в чате.

2.Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

1. В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых я рассказала о учителях предметниках;

2. В дневники записали Фамили, Имена и отчества учителей, работающих в нашем классе;

3. В течении первых двух недель обучения сопровождение детей от кабинета к кабинету;

4. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.

3.Организация внеурочной работы в классном коллективе.

1. Практически все ученики задействованы во внеурочной работе. За исключением детей, родители которых предоставили справки с секций, о совпадении времени тренировок с нашей внеурочной работой. Таких детей 11, но они не посещают допы только в 1-2 дня.

3 слайд

«Туристическая полоса препятствий»

2. Наш класс является участником муниципального проекта «Попробуй себя в туризме»:

- в сентябре команда ездила в Щелково на соревнования «Туристическая полоса препятствий»;

4 слайд

Заочные задания

- в октябре и ноябре выполняли заочные задания (разгадывали кроссворды, изучали дорожные знаки и правила дорожного движения, снимали видео ролик «Перехом дорогу правильно», собирали коллекцию листьев, изучали оказание первой медицинской помощи, разрабатывали маршрут краеведческой экскурсии, подбирали дополнительный материал о краеведческих объектах);

- на каникулах запланирована прогулка по родному краю. Мы поедем в Щелковский краеведческий музей на экскурсию «Крестьяне – первые ткачи Щёлковского промышленного края». Затем нас ждет прогулка по набережной с подвижными играми.

4. Вовлечение детей  в общественную жизнь класса и школы.

1. Дети активно и с удовольствием принимают участие в школьных мероприятиях.  При подготовке к «Зажги Звезду», я приняла решение не делить детей по номинациям, а участвовать всем классом. Весь класс делал визитку, весь класс танцевал, все пели песню.

5 слайд

Зажги звезду

2. За время учебы мы посетили 2 экскурсии

- 17 сентября 2023г. поездка в музей «История молока и глазированного сырка», г.о. Пушкинский;

- 10 октября 2023г. в Ленино- Снегиревский музей военной техники,
г.о. Истра;

6 слайд

Поездки в музеи

   

  1. В классе были проведены выборы актива. Но пока работа в этом направлении идет с трудом.

Теперь хотелось бы обратить внимание на результаты промежуточной аттестации.

В классе обучается 32 человека 15 девочек и 17 мальчиков

У нас есть 1 отличник

19 ударников из них 2 человека имеют 1 «4» -

12 человек с тройками, из них 5 человек имеет только 1 тройку

Можно сказать, что успеваемость находится на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой.

5. Анкетирование учащихся

В конце второго модуля было проведено анкетирование, оценивающее уровень мотивации и адаптации учащихся класса.  

8 слайд

1. Утром я просыпаюсь с мыслью: « Ура! Сегодня будет ....» (вписать предмет)

  • физкультура
  • математика
  • русский язык
  • история
  • английский язык

2. Я прихожу в школу для того, чтобы...

  • узнать что-то новое, интересное - 24 человека
  • не огорчать родителей  - 2 человека
  • поиграть с друзьями – 17 человек

3. Домашнее задание я делаю так

  • обращаюсь за помощью к взрослым – 6 человек
  • совершенно самостоятельно – 22 человек
  • под контролем родителей – 4 человека
  1. По какому предмету ты испытываешь наибольшие трудности?
  • биология
  • математика
  • русский язык
  • история

6. Много учителей – это хорошо или плохо?

  • Хорошо - (можно многому научиться, можно больше походить по школе, потому что все учителя разные)
  • Плохо – 6 человек

В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.

- у большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение

- с некоторыми учащимися необходима индивидуальная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.

Преимущественно дети организованные, у учащихся класса хороший уровень учебной мотивации. Ребята ответственно подходят к учёбе, стараются успевать по всем предметам.    

В основном дети спокойные, хорошо ведут себя на уроках и переменах. Но есть гиперактивные дети.  Это…………. Эти дети подвижные, им трудно сидеть на уроке, любят игры высокой интенсивности.

 В классе есть ребенок с диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) …..У …..плохо развиты навыки самоконтроля, ему сложно ждать, терпеть, сдерживать эмоции, следить за временем, планировать дела, "играть по правилам" социума и откладывать желаемое до достижения цели. 

Как учитель может помочь преодолевать трудности в обучении:

  • Такому ученику лучше сидеть ближе к учителю, на первых партах. Это будет стимулировать его меньше отвлекаться.
  • Если учитель замечает, что ребенку сложно усидеть на месте, можно разрешать ему выйти во время урока, провести физкультминутку или дать какое-либо задание, например - попросить раздать тетради.
  • Так как дети с СДВГ быстро устают от рутины, необходимо снижать для такого ученика количество однотипных заданий.
  • Учитель, для такого ребенка,  должен снизить требования к почерку и аккуратности, а смотреть больше на содержание и оценивать правильность решения.

В классе есть ребенок с инвалидностью………., диагноз –……….освобождена от физических нагрузок и из-за затяжной болезни и домашнего обучения имеет пробелы в знаниях, которые стремиться пополнить.

 Проблемы с исполнительностью есть у  …….. Они часто отсутствовали и не выполняли при этом домашние задания.

Психологический климат в классе хороший. Ребята дружные и культурные. У них присутствует чувства сопереживания, доброжелательности. Большинство учеников открыты и легки в общении, ребята с удовольствием вовлекаются в различные виды деятельности.

Родители детей класса довольно активны, откликаются на просьбы учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено. Методическая разработка.

Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в ...

Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы.

Анализируя  результаты адаптации  учащихся 5 классов к обучению в СШ, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт своей работы по психологическому  сопровождению учащихс...

Переходим в пятый. Проблемы перехода из начальной школы в среднюю и пути их решения

Период перехода ребёнка из начальной школы в среднюю является проблемой, которая требует особого внимания. Изменившиеся условия предъявляют более высокие требования к ребёнку, как личности. Как безбол...

Программа тренинговых занятий "Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено"

Данная программа направлена на предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено....

статья "Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю"

Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю...

Статья "Особенности воспитательной работы с учащимися при переходе из начальной школы в среднюю"

Статья "Особенности воспитательной работы с учащимися при переходе из начальной школы в среднюю"...

Помощь учителя начальной школы в адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.

Помощь учителя начальной школы в адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.Переход детей из начального в среднее звено школы психологи и педагоги уверенно называют кризисом. Для это...