Публичная лекция на тему: «Классный руководитель – просветитель родителей в области воспитания»
классный час (2 класс)

Багаутдинова Гульнафис Галимзяновна

Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.  Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.  Прежде всего,  он чей-то сын или чья-то дочь.  Поэтому связь с семьей  и  отношения с родителями учеников - это важное звено в работе классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnaya_lektsiya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Публичная лекция на тему:

«Классный руководитель – просветитель

родителей в области воспитания»

 

Семья и школа – это берег и море,
                                        на берегу ребёнок делает свои первые шаги,
                                        получает первые уроки жизни,
                                        а потом перед ним открывается необозримое
                                        море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.

Л. Кассиль.

Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.  Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.  Прежде всего,  он чей-то сын или чья-то дочь.  Поэтому связь с семьей  и  отношения с родителями учеников - это важное звено в работе классного руководителя.                                                    

В работе с родителями классному руководителю необходимо много такта, терпения, выдержки и знаний, но самое главное, родителей надо принимать такими, какие они есть. В общении с ними я опираюсь на понимание, сотрудничество, толерантность.                                       Мы вместе – учителя и родители – делаем в равной степени одно общее дело: воспитываем и растим из детей достойных людей, ответственных, творческих граждан. Именно на этом принципе и необходимо строить отношения с родителями.

Итак, для классного руководителя общение с родителями – неизбежная и не всегда простая  часть   работы.  Классы   бывают   разные,   и   дети  в них разные и родители.  Как же сделать так, чтобы работа в классе прошла в обстановке сотрудничества и взаимопонимания с родителями?

Важную  роль  в   формировании   личности  ребёнка  играет то,  какую  работу проведет  учитель  с  родителями. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель).

От того, как сложатся   отношения с  учащимися и их родителями, зависят  достижения в воспитании и развитии детей.

Опираясь на опыт признанных педагогов – В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова можно выделить несколько направлений работы классного руководителя с родителями:

- установление и поддержание постоянной связи с родителями.

- выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности          ребёнка.

- привлечение родителей к организации работы с классом.

При общении с родителями необходимо  позволить им выразить все желания, знания о своих детях; уметь их выслушать - это обязательное условие укрепления  связей, условие понимания самих родителей.      

Исходя из сказанного, выделяю следующие принципы общения с родителями:

1. Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть тактичными. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.

2. Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения и воспитания.

3. Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.

     Отсюда  вытекают  следующие задачи:

- создание  атмосферы взаимопонимания между учителем, детьми и родителями в образовательной и воспитательной среде;

- создание условий для благополучного взаимодействия всех участников учебно- воспитательного процесса  –    педагогов, детей и родителей;

- установление тесной и плодотворной связи с родителями, привлекая их к учебной деятельности детей и к внеурочной, внеклассной работе;

- способствование формированию доверительных и доброжелательных  отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями.

   Для воплощения данных задач использую различные формы и методы работы с родителями: родительские собрания  (темы подбираются в зависимости от необходимости и обстоятельств), индивидуальные консультации, анкетирование.

Для того,  чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребёнке,  провожу индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Индивидуальная консультация несет ознакомительный характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Здесь я даю возможность родителям рассказать всё то, с чем они хотели бы познакомить меня в неофициальной обстановке, что поможет мне для дальнейшей работы  с ребенком:

- особенности здоровья ребенка;

- его увлечения, интересы;

- предпочтения в общении в семье;

- поведенческие реакции;

- особенности характера;

- мотивация учения.  

Для  того, чтобы  родители   могли   лучше   понять  возможности    детей, требования  к  ним, следить  за  их   интеллектуальным   ростом,  провожу открытые   уроки   для  родителей.   Наблюдения  за  детьми  на   уроках   позволяют   им   понять, на что  следует

обратить   особое  внимание. Считаю, что такие уроки  эффективны, так как родители видят своего ребёнка  на уровне остальных детей и более адекватно оценивают способности,  знания и умения своего малыша.

Специфика работы воспитательной системы нашего класса состоит в том, что она предполагает участие родителей во всех коллективных творческих делах класса. Радует, что такая работа все больше и больше привлекает родителей к сотрудничеству, к пониманию проблем нашего класса.

Совместно с родителями организовываем  разнообразные праздники, экскурсии, на которых родители не просто гости и зрители, а  соучастники воспитательного процесса.  Они участвуют в конкурсах, в подготовке выставок, совместно готовимся к научно-практическим конференциям. Совместная работа с родителями даёт хорошие результаты. Родители хорошо контактируют не только с классным руководителем, но и со школой, откликаются на любые просьбы.

В общении с родителями и учащимися активно использую современные информационно-коммуникационные средства. Все 19 семей моего класса - активные пользователи сети, это позволяет своевременно и точно информировать родителей о положении дел в классе в отношении каждого ребенка.

Центральная задача семейного воспитания - создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно и физически здоровой личности. Воспитание, начатое в семье, продолжается в школе. Считаю, что упущенное семейное воспитание должно быть исправлено в школе. Знаменитый психолог П.П.Блонский писал: «Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей». Следовательно, параллельно с воспитанием детей следует регулярно проводить педагогическое просвещение родителей и повышать их культуру. Для этого провожу педагогические лектории, специальные семинары по запланированным темам. Самые эффективные средства воспитания в семье - это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный климат. Особую роль в этом плане приобретают такие категории, как уважение к традициям семьи, к матери, к отцу, к старшему поколению.

Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов. Следует отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно выбранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены - так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них, любить их, не предавать их  и  любоваться ими.

Своё выступление я хочу завершить словами Василия Александровича Сухомлинского:  «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

Сейчас я вам раздам сердечки и облачка. Пожалуйста, впишите в сердечко те 3 качества,которые вы бы хотели видеть в своем ребенке. А теперь подчеркните те качества, которые присутствуют в вас самих.

А в облачко впишите те качества, которые не хотите видеть в ребенке. Подчеркните то, которое присутствует в вас. Хорошо. Теперь помните облачко с плохими качествами и бросьте в урну. А сердечки соберем в вазу.

 Для чего мы это сделали? Конечно же для того, чтобы мы не забывали, что дети-это — наши зеркала, наше отражение. То, как они ведут себя — это мы сами.                                                                                                   

         Успехов и терпения всем нам в воспитании наших детей.

   

 Литература:

  1. Болдырёв Н.И. Классный руководитель М., 1998.
  2. Дик Н.Ф., Горожанкина З.Н. Методы семейного воспитания. Методические рекомендации. Ростов, 2001.
  3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: ЦГЛ, 2015.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Классный руководитель и родители – партнеры в воспитании детей»

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка, а так же сохранения его психологического и физического здоровья, в процессе своей деятельности я опираюсь на сотр...

"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.

Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...

Повышение профессиональной компетенции классного руководителя младших классов в области воспитания, как требование времени.

Воспитание всегда шло и идет в двух формах - в форме обучения и в форме «воспитания в жизни».Обучение (в широком смысле слова) - это процесс развития и пре­одоления определенных личностных отношений в...

Выступление на МО классных руководителей на тему "Система работы классного руководителя с родителями"

В презентации указаны различные направления работы с родителями, формы взаимодействия классных руководителей и родителей...

Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство воспитания личности школьника.

Что нужно для успешного сотрудничества классного руководителя и семьи? В своей работе рассматриваю особенности деятельности классного руководителя по взаимодействию с семьей школьника.Взаимодей...

МО классных руководителей по теме" Совершенствование работы классного руководителя с родителями"

МО классных руководителей по теме " Совершенствование работы классного руководителя с родителями"...