Методические рекомендации по организации коллективной работы у младших школьников на уроках изобразительного искусства
материал

Постовалова Юлия Сергеевна

    Не каждый ребенок быстро и безболезненно включается в учебный процесс, что может привести к развитию тревожности. Таким детям надо стараться помочь, включая их в коллективную работу. Также коллективное творчество способствует полному и многогранному раскрытию целостности картины мира.

 Сборник содержит рекомендаций по организации коллективной работы в начальной школе на уроках изобразительного искусства.

Предназначен для учителей начальной школы, преподавателей и студентов педагогических колледжей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Описание: Описание: эмблема

Сборник рекомендаций по организации коллективной работы/ автор - сост. Ю.С.Окулова. – Курган, 2021. – 11 с.

Автор-составитель: Окулова Ю.С., студентка ГБПОУ «Курганский педагогический колледж»

 

    Не каждый ребенок быстро и безболезненно включается в учебный процесс, что может привести к развитию тревожности. Таким детям надо стараться помочь, включая их в коллективную работу. Также коллективное творчество способствует полному и многогранному раскрытию целостности картины мира.

 Сборник содержит рекомендаций по организации коллективной работы в начальной школе на уроках изобразительного искусства.

Предназначен для учителей начальной школы, преподавателей и студентов педагогических колледжей.


Введение

«Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка».

В.А. Сухомлинский

Коллективное творческое воспитание предполагает совместную деятельность детей и взрослых. КТД - важнейший компонент методики коллективно-творческого воспитания. Эта методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. КТД позволяют создать широкое игровое творческое поле, где каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. В процессе КТД ребята общаются, учатся работать, делить успех и ответственность с другими. Таким образом, идут два процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности. Приобретается большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия.

Задача любой современной школы – это не просто передача новой или старой информации. Школа должна давать возможность ученикам научиться жизни, добиваться социальной успешности, поэтому проблема развития коллективной творческой деятельности является актуальной на протяжении многих лет.


  1. Понятие коллективного творчества

         КТД - форма работы, которая направлена на: развитие творческих и интеллектуальных способностей; реализацию коммуникационных потребностей; обучение правилам и формам совместной работы.

Педагог не может сделать ребенка ни лучше, ни хуже. Он может лишь в некоторой степени создать условия, благодаря которым ребенок захочет (или нет) стать таким или иным. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, даёт ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

  1. Виды, формы коллективного творчества учащихся и их классификация

По содержанию и направленности коллективные творческие дела можно подразделить на следующие виды:

  • познавательные,
  • трудовые,
  • спортивные,
  • организаторские,
  • художественные,
  • общественно-политические.

Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т.С.Комаровой и А.И.Савенковым.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам, индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.

Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставит, и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции. Процесс совместной работы наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.

Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие. Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную деталь.

         Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции. Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.

        Таким образом, форм коллективных творческих дел великое множество, сейчас их насчитывают более 5000. Важно помнить о том, что конкретная форма любого КТД – это не готовый сценарий, а лишь игровая форма, которая каждый раз наполняется новым творческим содержанием. Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников. КТД ценно тем, что в нём каждому находится дело, поручение, творческая роль или задание.

1.2 Организация коллективных форм работы на уроках изобразительного искусства

Коллективная работа на уроках требует от учителя соблюдения ряда условий, от которых зависит успех процесса и качество результата коллективной работы. Рассмотрим структуру успеха урока:

  1. Продумать композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости;
  2. Выбрать художественный материал и технику исполнения;
  3. Определить размеры деталей и их соразмеримость в общей композиции относительно общего размера листа (плоскостная композиция) или пространства (объемно-пространственная композиция);
  4. Выбор помощника для составления общей композиции, их можно назвать «главными художниками» и менять в каждой новой работе, давая возможность каждому ребенку попробовать себя в этой роли.

Во время коллективной художественно-творческой деятельности Б.М. Неменский указывает, что необходимо уделять созданию атмосферы сотворчества и взаимодействия. Сам продукт– коллективную работу – можно использовать в качестве наглядного ряда, декорации для спектакля или праздника и т.п.

Коллективные композиции очень эффективно смотрятся на выставке изобразительного творчества детей, поэтому учитель заранее продумывает процесс работы учащихся над коллективной тематикой или декоративной композицией.

Подготовка и выполнение работы занимают несколько уроков, объединенных в цикл единой темой и целью. Поэтому методика проведения урока, на котором учащиеся сообща выполняют композицию для выставки, принципиально не отличается от методики ведения итоговых обобщающих уроков изобразительного искусства.

Выбор формы и методики организации совместной деятельности во многом зависит от типа урока изобразительного искусства, его основной цели: сообщить новый материал, закрепить пройденный или обобщить знания учащихся, полученные в течение нескольких уроков. Коллективная деятельность может быть использована в качестве средства активизации учебно-воспитательного процесса, направленного на достижение поставленных задач на уроке.

Таким образом, рассмотрев методические особенности по программе Б.М. Неменского, можно заключить следующее: работу на уроках изобразительного искусства необходимо тщательно продумывать и четко представлять композицию будущего коллективного произведения.

1.3 Рекомендации по организации коллективного творчества на уроках изобразительного искусства в начальной школе

При выборе формы и методики организации совместной работы учащихся необходимо учитывать их готовность к коллективной деятельности. Готовность определяется возрастными особенностями и уровнем приобретенного опыта общения учеников, который во многом зависит от их возрастной предрасположенности к общению.

Ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение. Именно общение и может стать эффективным средством сохранения интереса учащихся к изобразительному творчеству.

В учреждениях дополнительного образования у детей есть возможность общаться во время занятий, переговариваться, чего они не могут позволить на школьном уроке. Поэтому педагогам здесь легче научить детей договариваться, строить работу с учетом мнения всего коллектива.

Психологи пришли к выводу, что, исключая прямое общение между детьми во время занятий (запрещая им переговариваться, обмениваться мыслями), мы делаем каждого ребенка гораздо более беспомощным, незащищенным, несостоятельным, а потому в наибольшей степени зависимым от учителя, склонным во всем подражать учителю и не искать собственной точки зрения.

Необходимо учитывать и то, что некоторые дети в силу психологических особенностей не могут договориться между собой. Поэтому учителю нужно знать эти психологические особенности и свойства нервной системы детей. В ходе наблюдения за поведением каждого ученика нужно замечать, какие слова обращения в его адрес будут для него наиболее перспективны. Так, «тревожным» следует реже делать критические замечания во время занятий и тем более в присутствии товарищей. Их же необходимо удерживать от чрезмерной активности. «Нетревожных» целесообразно, наоборот, активизировать, чаще контролировать их самостоятельную работу. Но учащиеся как с подвижным, так и с инертным типом нервной системы могут достигнуть одинаково высоких результатов, используя разные тактики. В условиях совместной работы динамические черты темперамента оказывают более существенное влияние, чем в индивидуальной работе. Например, деятельность холерика будет более эффективной, если он работает совместно с флегматиком или меланхоликом.

Т.е. при формировании творческих дел следует:

  • исходить из имеющихся данных об учащихся  подбирать наиболее совместные типы для успешного взаимодействия;
  • ориентироваться на вид коллективной работы и на ее содержание, так как учебный процесс вносит свои коррективы.
  • при выборе формы организации коллективной работы деятельности следует исходить не только из темы урока, но и из готовности к коллективному творчеству.
  • на первых порах хорошо использовать совместно – индивидуальную форму работы, так как дети еще не привыкли работать в коллективе, и межличностное общение еще весьма затруднено.
  • для успешного выполнения задания дети должны суметь договориться между собой, прийти к общему мнению. В большой группе это сделать сложно, поэтому следует выбрать старшего («мастера», «бригадира»), который принимает окончательное решение. Лидер может быть избран самой группой. На других уроках он может поменяться.

Таким образом, для успешного использования коллективных работ нужно придерживаться следующих условий:

  • последовательность в использовании коллективных работ;
  • учет возрастных и психологических особенностей школьников;
  • учет реальных возможностей детей в коллективной деятельности, их
  • умение договариваться;
  • рационально подобранные темы, соответствующие целям обучения,
  • интересные и отвечающие потребностям школьного коллектива.

Список использованных источников

  1. Авдеева, А. А. Коллективная творческая деятельность/ А. А. Авдеева. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/12/11/vozrastnye-osobennosti-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta(дата обращения:07.05.2021).
  2. Канисова, Е. Г. Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства/ Е. Г. Канисова. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/619092 
  3. Насырова, А. Р. Особенности организации групповой работы младших школьников /А. Р. Насырова. – URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015016528 
  4. Педагогическая практика в начальной школе / Г.М. Коджаспирова [и др.].-

Академия, 2018. – 272с.- (Среднее образование).

  1. Пискарёва, М. Г. Коллективные творческие дела как средство формирования детского коллектива /М. Г. Пискарёва //Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12. – С. 560-561.
  2. Силаева, И. В. Коллективные творческие дела как форма самоуправления/ И. В. Силаева. – URL: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=3190
  3. Формы коллективной творческой деятельности. – URL: https://lektsii.org/16-9958.html

Содержание

Введение        3

1.        Понятие коллективного творчества        4

1.1        Виды, формы коллективного творчества учащихся и их классификация        4

1.2        Организация коллективных форм работы на уроках изобразительного искусства        6

1.3 Рекомендации по организации коллективного творчества на уроках изобразительного искусства в начальной школе…………………………………….7

Список использованных источников        10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и труда.

В материале говорится о методах и приемах развития творческих способностей....

Развитие творческого воображения и художественного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства

В данной статье говорится о возможностях уроков изобразительного искусства в развитии воображения и художественного мышления младших школьников....

«Развитие творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач....

Развитие общекультурной компетенции младшего школьника на уроках изобразительного искусства

В материале представлены теоретические и практические аспекты развития общекультурной компетенции младшего школьника на уроках изобразительного искусства....

Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Рисование – одно из самых любимых занятий детей. Детский рисунок специалисты называют графической речью. В пластической, изобразительной форме детям легче и свободнее передавать свои ощущения, впечатл...

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии

Воображение и творчество связаны между собой. Происходит творческий процесс. В статье в доступной форме предлагается раскрыть все вопросы....

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника

Целью  научно-исследовательской работы учащегося  является формирование  практических умений и навыков  исследовательской деятельности, понимание учащимся значимости влияния сахара...