Интерактивные игры на уроках родного языка в начальной школе
статья

Применение интерактивных игр в практике обучения младших школьников родному языку как способ повышения качества образования, позволяющее не только активизировать познавательную деятельность ученика, повысить эффективность, мотивировать учащихся, поддерживать интерес к изучению родного языка, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnaya_igrovaya_deyatelnost.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные игры на уроках родного языка в начальной школе

Павлив Любовь Гавриловна,

Учитель начальных классов

ГБОУ НАО «ОШ п.Нельмин-Нос» 

Сегодня в НАО большая часть ненецкого населения на своем языке не разговаривает. Дети школьного и дошкольного возраста не владеют родным языком. Вот и ко мне в класс в 2016 – 2018 учебном году пришли 7 человек, не владеющие родным языком. Все семь детей только знали отдельные слова, но проявляли интерес к родному языку. Задавались вопросом: «Почему я - ненец, а свой язык не знаю». И этот интерес детей мне как учителю необходимо поддержать.

В последние годы интернет все больше и больше входит в нашу жизнь. В век информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы все граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям. А образование должно шагать в ногу со временем. Поэтому современные подходы обучения по всем предметам в начальной школе предполагают, что учащиеся должны владеть не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а еще при этом приобретать некоторую совокупность компетенций, которые им дальше понадобятся в практической деятельности и повседневной жизни.

К тому же Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что основная профессиональная задача учителя начальных классов научить обучающегося учиться: формировать такие качества личности, как способность к самообразованию, умению использовать свои знания и навыки в новых, постоянно изменяющихся условиях.  Иными словами, организовать работу по присвоению учеником универсальных учебных действий (УУД). И одним из эффективных способов обучения средств формирования УУД являются интерактивные игры.

Каждый учитель родного языка создает методическую копилку ЦОР. Для создания интерактивных игр используется графика, фото, видео, анимации и звук. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха. При этом развивается наглядно - образное мышление (понятие, суждение, умозаключение). Значит, применение интерактивных игр на уроках родного языка в начальной школе является самым подходящим вариантом.

При работе с интерактивными играми возникают некоторые трудности:

  • наличие технических проблем
  • увеличиваются временные затраты на подготовку урока
  • работа в соответствии с требованиями СанПиН:

работа за компьютером: 1 - 2 класс - 20 мин, 3 - 4 класс - 25 мин

работа с интерактивной доской: 1 - 4 класс - 5 минут

Интерактивные игры несут в себе образовательный потенциал. Особенности и новшество в том, что учебный материал ориентирован на подвижное восприятие. Ребята постоянно находятся в атмосфере диалогового обучения, что обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение.

Работу с интерактивными играми можно организовать в разных формах:

• индивидуальной (обучающийся может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий)

• парной

• групповой

Все дети имеют возможность высказаться, обмениваются идеями с партнером по парте, с одноклассниками.

Интерактивные игры мною разработаны по темам:

• Звуки и буквы («Найди звук. Ӈ и н - Мунм’ ход»»)

• Слог («Найди слог - Слогм’ ход»)

• Слово («Собери слово - Вадам’ ма”лад», «Составь слово - Вадам’сертад»

• Части речи («Ловля оленей - Ярколава»

• Три группы имен существительных («Охота - Ханева»)

• Однокоренные слова («Четвертый лишний - Тетимдей вата»    

 • Изменение глаголов по числам  («Ловля рыбы - «Ёрма»)

• Послелоги («Послелог”»).

Включение данных игр позволяет нам вводить на этапе и отрабатывать новые лексические единицы в увлекательной форме. Игры можно включать и на уроках:

• усвоения материала (после изложения нового материала)

• по применению знаний

• обобщения.

 Интерактивная игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в единстве. Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся, или усвоения знаний, или их применении.   Использование интерактивных игр на разных этапах урока различное.  Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения, поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. 

В первую очередь игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего игры:

  • обучающие,
  • контролирующие,
  • обобщающие. 

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче  будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала. Обучающие интерактивные игры могут предусматривать одновременную совместную работу всего класса. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных учебных ситуациях.

Активное  применение интерактивных игр в учебном процессе начальной школы способствует повышению качества образования, позволяет не только активизировать познавательную деятельность ученика, повысить эффективность, мотивировать учащихся, поддерживать интерес к изучению родного языка, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Практика составления и применения интерактивных игр на уроках родного языка позволила повысить познавательную активность, мотивацию к родному языку. Наблюдения тестов показали: повысилось усвоение материала, лексика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на уроках немецкого языка в начальной школе

Подвижные и пальчиковые игры помогают созданию у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на занятии определённой ситуации, синхронизации мыслительных и физических действий с ре...

Разработки для интерактивной доски к урокам английского языка в начальной школе

Нужно отметить, что я не сразу начала непосредственно работать с интерактивной доской. Сначала ее использовала как экран для демонстрации какого-либо грамматического материала или для самостоятельной ...

Работа с интерактивной доской на уроках русского языка в начальной школе

 У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструм...

Игры на уроках английского языка в начальной школе. Внеклассная деятельность по английскому языку.

Данный учебно-методический материал содержит классификацию и примеры игр, используемых на уроках английского языка в начальной школе и игровые задания для обучения младших школьников всем видам речево...

Интерактивное обучение на уроках русского языка в начальной школе

Обучение является интерактивным, если во время занятия между учащимися, а также между учащимися и учителем наблюдается высокий уровень взаимодействия....

Произведения С.Я.Маршака. Стихотворение «Урок родного языка» (УМК "Начальная школа XXI века")

Тема урока: «Произведения С.Я.Маршака. Стихотворение «Урок родного языка»».Цели урока:- создать условия для ознакомления учащихся со стихотворением С.Я.Маршака «Урок родного языка»;- помочь детям увид...

Интерактивные технологии на уроках английского языка в начальной школе.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и ре...