ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС
учебно-методический материал (1 класс)

выступление на методсовете о работе по формированию функциональной нрамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС
Функциональная грамотность - это способность человека использовать постоянно приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
К формам функциональной грамотности относятся:
Общая:
- считать без калькулятора;
- уметь выражать свои мысли грамотно и связно как в устной, так и в письменной речи;
Коммуникативная:
- умение договариваться, располагать людей к себе, работая в группе;
Информационная:
-находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников и др. печатных источников;
- использовать информацию из СМИ;
-читать чертежи, схемы, графики, таблицы;
Компьютерная:
-искать информацию с сети;
- пользоваться электронной почтой;
- составлять и распечатывать тексты;
Грамотность при решении бытовых проблем:
- выбирать продукты, товары и услуги;
- использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкцией;
- ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником или картой.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию. Нам необходимо научить детей ориентироваться в потоке информации, обучить его способам мыслительной деятельности.
Исходя из этого, начальная школа ориентирована на достижение элементарной грамотности ученика младшего школьного возраста, НШ закладывает основы в виде отдельных навыков и способностей функциональной грамотности и социальной компетентности. В связи с этим уровень элементарной грамотности включает сформированность опорных умений устной и письменной речи, счета, социального взаимодействия.
Что же делается для того, чтобы наши ученики приобретали элементарные навыки функциональной грамотности.
На уроках русского языка ребята овладевают навыком работы с учебником, со словарем, в своих тетрадях.
Литературное чтение предполагает овладение навыком беглого осознанного чтения, умением найти нужную книгу в библиотеке и на прилавке книжного магазина, умением подобрать книгу на заданную тему, умением слушать и слышать, высказывать свое мнение о прочитанном и услышанном.
На уроках математики формируются арифметические счетные навыки, дети знакомятся с основами геометрии, у них формируется навык самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости относительно какого-то объекта и обозначения этого словами (вверху, слева, сзади, над, под, предыдущий и тд), формируется умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, связанные с жизненными ситуациями.
На уроках окружающего мира формируется навык обозначения событий во времени: раньше, позднее, перед этим, одновременно и тд. Также закрепляется признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности, умение заботиться о своем здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
На уроках технологии дети овладевают умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов, развиваются их индивидуально-творческие особенности, необходимые для познания себя как личности, своих способностей, осознания собственного достоинства.
На всех предметах без исключения происходит овладение навыком организации своего рабочего места, навыком распределения времени, навыком проверки своей работы и работы других ребят, а также навыком словесной оценки качества работы.
Наряду с учебными умениями и навыками нужно уделять внимание и развитию у детей мышления, речи, аналитико-синтетических способностей, внимания, памяти, творческих способностей, воображения и фантазии, а также мелкой моторики. Кроме этого, важно развивать коммуникативные способности, способность общаться, контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.

В 2023-2024 учебном году в учебный план, по которому мы работаем, добавили факультатив «Функциональная грамотность» 1 час в неделю. Программа курса «Внеурочная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Я со своим классом работаю по специальному тренажеру. В пособии дана рабочая программа курса, содержащая пояснительную записку, тематическое планирование с формируемыми на каждом занятии умениями, содержание программы, требования к результатам обучения выпускников начальной школы, планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты. Также в пособии даются подробные методические рекомендации к каждому занятию, приведены ответы на вопросы и задания тренажера для школьников. Логика курса выстроена следующим образом: каждое занятие содержит задания к одному из четырех блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность». Занятия 33-34 являются обобщающими. Авторы курса предлагают эффективные способы как коллективной, так и индивидуальной работы, позволяющей учителю успешно формировать функциональную грамотность обучающихся.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти вывобы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.

Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.

Изучение курса помогает учащимся достигнуть:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

- осознание личной ответственности за свои покупки;

- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Познавательные:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- овладевать логическими действиями сравнения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу,
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
• поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
• результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
• косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремление к саморазвитию.
Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия - познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

В данной работе рассматривается проблема формирования компетенций младшего школьника в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций) с учётом внедрения в образовательный процесс ...

Статья "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

В статье обобщён опыт работы по реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий разработанных Виктором Филлиповичем Базарным...

Справка о представлении опыта своей работы по теме: « Функциональная грамотность младшего школьника как средство реализации ФГОС" на заседании педагогического совета

Справка    о  представлении  опыта своей  работы по теме: « Функциональная грамотность младшего школьника как средство реализации ФГОС" на заседании педагогического...

Мастер-класс "Формирование математической грамотности младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Цель мастер-класса - ознакомление педагогов  с опытом работы по формированию и оценке математической грамотности младших  школьников....

Развитие читательских умений как условие формирования функциональной грамотности младшего школьника

Статья о развитии читательских умений с упражнениями по развитию функциональноо навыка техники  чтения....

"Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности ,в рамках реализации ФГОС НОО"

В связи с введением ФГОС НОО наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Обучение ребенка в школе в рамках действующ...