Статья. Методы и приёмы самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и окружающего мира в начальной малокомплектной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Статья. Методы и приёмы  самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и окружающего мира в начальной малокомплектной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orgnizatsiya_smostoyatelnoy_raboty.docx39.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы  самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и окружающего мира в начальной малокомплектной школе.

 Я работаю учителем в малокомплектной школе д. Уты Бейского района. Учебный процесс в малокомплектной школе значительно отличается от обучения детей в обычной школе: уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя, тремя, а то и четырьмя классами в одном помещении. В нашей школе два класса-комплекта, это значит, что я веду занятия одновременно в 1 и 3, либо во 2 и 4 классах. О том, насколько это сложно покажу только на следующих примерах:  08.02. тема урока в 1 классе – «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность», в 3 классе – «Уравнение» . Это математика. Окружающий мир: 13.10.- 1 класс – «Кто такие насекомые?», 3 класс – «Берегите воду». Русский язык – 1 класс – «Строчная и заглавная буква Я, я», 3 класс – «Что такое окончание». Как организовать работу класса, как сделать урок результативным? Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей. Занятия с двумя классами организовать без этого невозможно.

Кроме того, во-первых, самостоятельная работа в малокомплектных школах, в первую очередь  3 и 4 классов, на уроках занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на неё отводится около 20% урока. Этот факт требует подготовки большого дидактического материала на каждый урок. Во-вторых, самостоятельная работа учеников отлична и по характеру, ведь внимание учителя распределяется между двумя классами, поэтому при выполнении работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как он в это время занят другим классом. В-третьих, учащиеся вынуждены работать  при наличии помех со стороны другого класса,  в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.  .

 Начиная с 1 класса, я знакомлю детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объему и носят подражательный характер, то есть детям предлагается выполнить задания по образцу, например, нарисуй столько кружков, сколько пуговиц, запиши это число цифрой. Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера.

 Дети не могут сразу получить помощь от учителя, поэтому очень важно научить их самоконтролю. Элементы самоконтроля я  ввожу уже к концу первого класса. На уроках математики использую проверку решенных примеров путем обратных действий. При решении задач стараюсь научить детей проверять задачу различными способами, чтобы они могли сделать это самостоятельно. Для того, чтобы развивались навыки самоконтроля использую приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями друг с другом, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу.

При работе с несколькими классами я использую те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, так как для малокомплектных школ нет никакой специальной методической литературы. К уроку  приходится готовить много дидактического материала (различных таблиц, карточек, заданий), которые дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся. Во время работы над трудными разделами программы, я делаю индивидуальные карточки, которые содержат не только учебные задания, но и  памятки, в которых показан алгоритм выполнения заданий. Это  развивает у учащихся умения планировать свою деятельность.

Хочу привести примеры различных форм и приёмов работы на уроках русского языка и окружающего мира. Методы и приёмы, представленные ниже, использую в своей работе в течение последних 5 лет. На уроках русского языка предлагаю выполнить задания с подчеркиванием орфограмм, дописать слоги, распространить предложение другими словами с помощью поставленных вопросов. Эти упражнения развивают наблюдательность, учат самостоятельно решать поставленные задачи.

Как уже говорилось выше, 50 % урока дети в малокомплектной школе вынуждены заниматься самостоятельно, поэтому такая работа  должна быть занимательной, никакие посторонние шумы не должны ребёнка отвлекать. На уроках русского языка предлагаю задания типа «Шифровка»: учащимся предлагается текст с ошибками либо неверно записанная информация теоретического содержания. Условие: найди и исправь все ошибки, мотивируя свой ответ. Любят дети и такие формы работы как «Альтернативные задания». Например, при изучении темы «Прилагательные» «Вспомните пять произведений А.С. Пушкина, в которых встречаются  имена прилагательные»; «Вставьте пропущенные имена прилагательные в пословицы и поговорки, приведите свои примеры: лучше ______ правда, чем______ ложь». «Вставьте в текст имена прилагательные». В своей работе применяю метод «Логическая цепочка», который служит для активизации познавательной деятельности. Необходимое оборудование карточки-звенья 2-3 логических цепочек. Каждому учащемуся предлагается на выбор одна из карточек, на которой записаны слова. Метод «Алфавит» является универсальным на уроках русского языка, он не имеет ни возрастных, ни содержательных границ. Среди понятий, которые можно предложить учащимся для реализации метода, могут быть любые термины, темы уроков, явления, понятия. Например, по теме «Имя существительное как часть речи» задание может звучать так: «Напишите как можно больше имён существительных, которые начинаются на буквы, входящие в состав этого слова. Почему рядом с «ь» стоит прочерк?» Занимательные задания позволяют ребёнку углубиться в поиск и не отвлекаться на присутствующих детей другого класса. Использую такие, например, задания. «Решите шараду. Корень мой находится в «цене», В «очерке» найди приставку мне, Суффикс мой в «тетрадке» все встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале». (Тема «Состав слова», 3 класс);   «Найди спрятанные слова» - ученик получает карточку - «Бвосютрршбаврадугамтропривсолнышкоксмыву» -  внимательно просматривает буквенный материал, находит слова и подчёркивает их. (Тема: «Слова, которые обозначают названия предметов»,  2 класс);  Приём «Зеркальные загадки» : «Что , Иванушка, не весел, Буйну… уволог лисевоп? Попался вор у нас на грядке, Бежал, что лишь… илакревс иктяп.»; (Тема: «Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова», 3 класс), «Прочитай слова. Миша считает, что в слова первой группы нужно вставить Ь, а в слова второй группы – Ъ. Алёша считает, что во все слова нужно вставить Ь. С кем ты согласишься? Почему? А) Ноч..ю, руч..и, брат..я, заяч..я, в..юга, п..ют. Б) С..есть, под..езд, об..явление, с..ёмка, под..ёмный». (Тема: «Разделительный твёрдый знак в словах», 3 класс)

В целях повышения качества контроля знаний учащихся применяю метод индивидуальных заданий. Например, при изучении в 4 классе тем «Склонение имен прилагательных» предлагаю просклонять имена прилагательные (каждому учащемуся другое слово), затем выделить окончание. Подобные карточки использую при изучении тем «Склонение имен существительных», «Изменение личных местоимений по падежам». Такой вид работы позволяет быстро определить степень усвоения темы учащимися, выявить тех, кто недостаточно усвоил данный материал. Для индивидуальной работы использую перфокарты. Например, при изучении темы в 3 классе «Состав слова» предлагаю разобрать слова по составу. Работа с перфокартами развивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание, развивает наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях.

 Задания, которые даю детям, могут быть и разноуровневые. Дети сами выбирают задание, а учитель делает вывод об уровне усвоения материала. Задание №1 «Уровень 1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Д(о,а)лёкий, др(о,а)жал, л(и,е)сёнок, зв(и,е)зда, в(и,е)сло, т(е,и)мнота,ст(а,о)нал, т(я,е)жёлый. Уровень 2. Напишите проверочные слова. Уровень 3. Придумайте предложение со словами из этой группы. Подчеркните главные члены предложения». Задание №2 «Уровень 1. Найдите в тексте однокоренные слова, подчеркните их одной чертой. лесу своя жизнь. У норы лисы играют лисята. Белка учит бельчат прыгать. За лосихой бродит лосёнок. Уровень 2. Выделите корень в однокоренных словах. Уровень 3. Подберите к этим словам свои однокоренные слова».

После изучения большой темы часто провожу тестирование, однако оно несколько отличается от традиционных тестов, потому что необходимо ввести контроль теоретических знаний. Приведу пример такого теста по теме «Глагол» в 4 классе «1. Что обозначает глагол? 1) Предмет. 2) Признак предмета.3) Действие предмета. 2. На какие вопросы отвечает глагол? 1) Кто? Что? 2) Какой? Какая? Какое? Какие? 3) Что делает? Что сделал? Что будет делать? 3. Каким членом предложения выступает глагол?1) Главным членом. 2) Второстепенным членом. 4. Изменяется ли глагол по числам? 1) Да. 2) Нет. 5. Сколько временных форм имеют глаголы? 1)2 2)3 3)4 6. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме...1) прошедшего времени; 2) настоящего времени».  

Провожу и особенный «диктант» в форме самостоятельной работы, например, такой:  3 класс, тема Разделительный твердый знак. Мягкий и твердый знаки”. «1. Запишите слово по транскрипции [вараб’и].2. Разберите по составу слово вьюга.3. Подберите однокоренное существительное к прилагательному веселый.4. Верно ли высказывание “разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным”.5. В слове с…ел или с…вел вы напишите разделительный твердый знак

На уроках окружающего мира большое внимание нужно уделять работе с текстом, такое обучение происходит постепенно. Например, первоначально учу выделять из текста ключевую информацию. «Прочитай текст. Подчеркни характерные признаки государства. С помощью подчёркнутых слов определи страну. Государство расположено на материке Евразия и имеет самую большую территорию. В нём проживает более 150 народов. У каждого народа своя культура, язык, свои обычаи, но всех их объединяет любовь к родной стране, к многообразию животного и растительного мира. Управляет государством президент. Столица государства – город Москва».

Учу находить в тексте конкретные факты. «Таня посмотрела на календарь. Скоро будет праздник. Надо делать подарки для мамы, бабушки, учительницы. Определи, о каком времени года идёт речь в тексте. Попробуй обосновать свой ответ».

Работа с разными источниками информации так же способствует формированию умения работы с текстом и повышению качества самостоятельной работы.

Такие, например, как составление собственного высказывания по тесту, по рисунку и имеющемуся жизненному опыту  «Изучи сведения о горах России,  пользуясь картой, текстом и  таблицей, заполни таблицу.

«Используя данные таблицы, выполни задания: Запиши название самой высокой горы. Запиши название самой низкой горы. Сосчитай, на сколько метров Ключевая сопка выше горы Белуха. Подумай, что тебе бы ещё хотелось узнать о горах?  Чем ты для этого воспользуешься?»

Перенос информации материала учебника в таблицу с применением собственных наблюдений :

Создай таблицу сезонных явлений, используя рисунок в учебнике и имеющийся жизненный опыт

Зима

Весна

Лето

Осень

Покров земли

Деревья

Небо

Зима

Весна

Лето

Осень

Покров земли

снег

снег, проталины, трава

зелёная трава

бурая трава

Деревья

нет листьев

почки,  цветы

зелёные листья

плоды, жёлтые, красные листья

Небо

чистое

чистое, ясное

чистое, ясное

хмурое, серое

Очень интересно для детей задания творческого переосмысления содержания текста. Например,  превращение текста в схему:  «Прочитай текст. Составь на основе текста схему, которая покажет причины засыхания деревьев.   В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: «Лес–это деревья, а все остальное лишнее!». И по его приказу вырубили кустарники.    А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить».

Вопросы к тексту – это самый распространённый приём  переосмысления его содержания. Однако задания типа составить вопросы не вызывает у детей интереса и без контроля учителя они не будут над этим работать продолжительной время. В то время как освоение новой темы через подготовку к игре «Я - учитель»  значительно повышает  результат. 

 Учащиеся читают про себя текст, затем  в парах формулируют вопросы к «учителю».

Все методы и приёмы работы, используемые мною, дали положительный результат. Дети в 3, 4 классах стали более самостоятельными, научились планировать и регулировать свою деятельность, практически не отвлекаясь на посторонние шумы. У них повысился уровень развития регулятивных навыков. Получила я результат и в развитии познавательных навыков. Результаты изменений представлены в таблице

Диагностика уровней формирования УУД проводила с использованием диагностические карты по методике Н.Ф. Кругловой.

Годы

Класс

Регулятивные УУД/%

Познавательные УУД/%

высок

сред

низ

высо

сре

низ.

2019-2020

4

14%

44%

39%

18%

42%

37%

2022-2023

4

16%

49%

31%

25%

36%

30%

Формы, приёмы, методы работы учителя по организации самостоятельной работы учащихся в начальной малокомплектной школе имеют огромное значение, так как именно они способствуют решению основной задачи работы учителя с двумя или несколькими классами по освоению детьми каждого класса своего учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инструментов ТРИЗ на уроках русского языка, чтения, окружающего мира как средства развития мыслительной деятельности учащихся

Описание системы работы учителя начальных классов. В данной работе описаны инструменты ТРИЗ и игровые тренинги. Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы...

Урок русского языка в 1 и 4 классах малокомплектной школы

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Опасности письма" на месте безударных гласных. Закрепление", в 4 классе по теме "Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в ед...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 2 класс УМК «Школа России» Тема урока «Обобщение по теме предложение»

Цель урока:  обобщить знания о словосочетаниях, главных и второстепенных членах предложения, о видах предложения. Задачи урока:развивающие  формировать умение оценивать свои учебные дей...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира для начальной школы

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира....

Статья по теме: "Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе"

Развитие речи - одна из самых важных и трудных задач начального образования.  Развивая речь учащихся, мы развиваем их интеллект. Поэтому, так важно,  уделять большое внимание различным видам...

Конспект урока русского языка в 1 и 4 классах малокомплектной школы

Урок в 1 классе по теме "Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ", в 4 классе-"Именительные и винительные падежи имен прилагательных во множественном числе"....

Приемы работы по развитию речи на уроках русского языка и окружающего мира в начальных классах.

В данной статье представлены эффективные приемы работы по развитию речи на уроках русского языка и окружающего мира в начальных классах....