Урок по ОРКС модуль "Основы православной культуры"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Амосенко Елена Владимировна

Тема: Храм

Цель урока: формирование  у обучающихся первичных представлений о православном храме и его роли в жизни верующих

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к религиозным символам
  • воспитание культуры поведения в храме

Образовательные:

  • познакомить с понятиями «храм», «собор», «иконостас», «алтарь», «икона», «канун», «кадило»,

« благословление»

  • формирование представлений о православном храме
  • совершенствование навыков работы с источниками информации

Развивающие:

  • развивать диалогическую и монологическую речь
  • обогащение лексического запаса и формирование эрудиции путём словарной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модуль « Основы православной культуры»

Урок по теме «Храм»

Цель урока: формирование у обучающихся первичных представлений о православном  храме и его роли в жизни верующих.

Задачи урока:

Воспитательные задачи:

  • воспитание уважительного отношения к религиозным символам
  • воспитание культуры поведения в храме

Образовательные задачи:

  • познакомить с понятиями «храм», «собор», «иконостас», «алтарь», «икона», «канун», «кадило»,

« благословление»

  • формирование представлений о православном храме
  • совершенствование навыков работы с источниками информации

Развивающие задачи:

  • развивать диалогическую и монологическую речь
  • обогащение лексического запаса и формирование эрудиции путём словарной работы

Оборудование: учебное пособие А.В.Кураев «Основы православной культуры», компьютерная презентация « ХРАМ», интерактивная доска

Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оборудование,

источники

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Постановка и формулирование проблемы

Создание проблемной ситуации

Организация деятельности обучающихся;

Постановка вопросов для обсуждения.

Решают проблему известным способом: фронтальная работа.

Строят высказывания.

Формулируют цель и задачи урока.

презентация

Процесс планирования деятельности

Поиск решения учебной задачи

Планирование алгоритма решения проблемы.

Использование модели для решения учебной задачи

Формулирование собственного мнения.

Планирование  алгоритма решения проблемы

Презентация с иллюстративным материалом

Процесс решения проблемы

Формирование у обучающихся представлений о храме

Постановка вопросов,

Организация деятельности обучающихся, комментированное чтение текста учебника, диалог с автором;

Сообщение дополнительной информации.

Проводят коллективное исследование

Ответы на вопросы,

Выборочное комментированное

чтение, пересказ.

Формулируют своё мнение и позицию.

Самоконтроль

Учебник,

Презентация

Применение знаний и умений

Первичный контроль по овладению новым материалом

Организация групповой и индивидуальной работы.

Строят речевое высказывание в устной и письменной форме; обобщают полученные знания.

Контролируют действия партнёра; договариваются и приходят к общему решению проблемы; рассуждают и используют речь для  регуляции своего действия

Самоконтроль

Интерактивная доска; презентация

Раздаточный материал

Контроль по окончании темы

Контроль

тест

Строят высказывания в письменной форме.

Ответы на вопросы

Построение

монологического высказывания.

Пошаговый контроль.

Листы бумаги

Рефлексия

Оценивание работы обучающихся

Организация способа оценивания обучающихся

Строят высказывания в устной форме.

Построение предложений, формирование своего мнения, позиции.

Самоконтроль

Слайд из презентации

Домашнее задание

Развитие интереса к предмету

Инструктирование, советы.

Ориентирование на разнообразие  способов решения задачи

Формулирование собственного мнения.

самоконтроль

Учебник

Ход урока:

I –II  Постановка и формулирование проблемы, планирование деятельности

Учитель на доске выводит слайд из презентации « ХРАМ» с изображением храмов и читает стихотворение

 Т .Шороховой « Храм»:

Его я видел много раз,

Но близко так – впервые.

Смотрю, не отрывая глаз,

На главки золотые.

На колокольню, на кресты,

На голубя на крыше…

Ему оттуда, с высоты,

Кажусь я ростом ниже.

На купол солнце льёт и льёт

Сиянье золотое,

И кажется, что он поёт

Застывшей красотою.

- Как вы думаете, ребята, о чём идёт речь в стихотворении? Как вы догадались?

- Какие вопросы у вас возникли по ходу слушания?

- Сформулируйте тему урока?

- На какие вопросы мы будем искать ответы на уроке?

- Как мы это будем делать?

На доске появляется слайд  с вопросами на  которые обучающиеся должны найти ответ во время урока.

Вопросы:

  1. Что такое храм?
  2. Что люди делают в храме?
  3. Что можно увидеть в храме?
  4. Кто служит в храме?
  5. Для чего нужен храм?

III – IV Решение проблемы, применение знаний и умений

  1. Чтение текста учебника с остановками, комментариями учителя, постановкой вопросов . ( стр.48-51, урок 14)

Вопросы по ходу чтения:

  • Кого мы встречаем, входя в православный храм? (священника) ( показ слайда « Священник в храме»)
  • Какое слово заинтересовало Лену? (служба)
  • Как бы вы ответили на этот вопрос? (ответы детей)
  • Прочитаем ответ священника.  (выборочное чтение текста)
  • С чем священник сравнивает себя? ( со свечой) Почему?
  • Предположите, что держал дымящееся в руках священник? ( ответы детей)
  • Прочитаем ответ священника (выборочное чтение)
  • Какое новое для себя слово услышали? (канун) Объясните, что оно обозначает , как поняли(ответы детей)( показ слайда « Служба в храме»)
  • Кому молятся в храме православные христиане? (Христу, ангелам, святым)
  • Как выглядит икона? ( показ слайда « Служба в храме»). Рассматривание, обсуждение увиденного.
  • О ком молятся ? (о людях, животных, друзьях и врагах)
  • Что вас поразило в ответе священника? ( молитва о врагах) Объясните, почему надо молиться о врагах?
  • Как бы вы ответили на вопрос героев беседы? ( Зачем люди перед иконами машут руками?) (ответы детей)
  • Найдите и прочитайте ответ в тексте.

Вернёмся к нашим вопросам.

- На какие вопросы мы уже нашли ответ? Расскажите, что вам запомнилось.

Продолжим чтение и обсуждение. ( стр.50-51)

  • Как поняли значение слова – благословление?( ответы детей)

Показ слайда « Иконостас»

  • Предположите, что это такое? Найдите ответ в учебнике. ( выборочное чтение)
  • О каких иконах мы прочитали?( иконах Богоматери) Что нового для себя открыли ?
  • Как называется секретная комната за иконостасом?(алтарь)
  • Для чего он нужен?( выборочное чтение)

            -  Вернёмся к вопросам урока.

             - Ответьте на поставленные нами вопросы.

  1. Групповая работа

         Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает  1 задание: написать на листе бумаги ассоциации, которые у них возникают, когда мы говорим о храме.  После 3 минутного обсуждения представитель группы зачитывает вслух слова. Учитель выводит их на интерактивную доску слайд «Ключевые слова»

Затем, обучающиеся получают 2 задание: у каждой группы на столе лежит конверт с изображением одного из предметов, о котором шла речь на уроке: икона, иконостас, алтарь, кадило, канун. Надо составить связный рассказ о предмете, его применении в храме. Дети в группах записывают ключевые слова к своему рассказу. После 5 минутного обсуждения, рассказы представляются.

V   Контроль по окончании темы

Каждый получает лист с тестом. Записать рядом ответы. Обучающиеся работают индивидуально.

Тест-опрос.

1.Для чего люди ходят в храм?

2. Кто встречает нас в храме?

3.Что такое благословление?

По окончанию работы  по желанию зачитывают свои ответы  вслух.

VI    Рефлексия

На доске слайд «Рефлексия». Продолжите предложения:

  • На уроке мне было …..
  • Я узнал (а) ……
  • Меня удивило …….
  • Мне захотелось …..  

VII   Домашнее задание

Задание  по выбору обучающегося:

  • Нарисовать храм
  • Написать мини-сочинение « Моё посещение храма»
  • Пересказать текст учебника

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Храм

Слайд 2

Что такое храм? Что люди делают в храме? Что можно увидеть в храме? Кто служит в храме? Для чего нужен храм?

Слайд 3

Священник в храме

Слайд 4

Служба в храме

Слайд 5

Иконостас алтарь

Слайд 6

Ключевые слова урока Священник Служба Иконостас Алтарь Канун Свеча Икона Благословление

Слайд 7

Рефлексия На уроке мне было …… Я узнал(а) …… Меня удивило ….. Мне захотелось …..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по модулю "Основы православной культуры." Тема урока: "Христос и его крест"

Данная работа была защищена на курсах повышения квалификации . Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Значение крестной казни Христа в том ,что « Он снизошел быть...

ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)

Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...

Православный храм. Урок по предмету "Основы православной культуры"

Разработка урока и презентация  по теме ОПК "Православный храм". Задачи урока - познакомить учащихся с понятием "Храм - дом Божий", назначением, внешним видом и устройством пр...

"Подвиг". Урок ОРКС. Модуль православная культура. 4 класс.

Урок составлен на основе принципов системно - деятельностного подхода в обучении.  Все этапы урока открытия нового знания выдержаны. Такое построение урока позволяет сформировать у обучающихся ус...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...