Урок по ОРКС модуль "Основы православной культуры"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Тема: Храм
Цель урока: формирование у обучающихся первичных представлений о православном храме и его роли в жизни верующих
Задачи:
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к религиозным символам
- воспитание культуры поведения в храме
Образовательные:
- познакомить с понятиями «храм», «собор», «иконостас», «алтарь», «икона», «канун», «кадило»,
« благословление»
- формирование представлений о православном храме
- совершенствование навыков работы с источниками информации
Развивающие:
- развивать диалогическую и монологическую речь
- обогащение лексического запаса и формирование эрудиции путём словарной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
модуль" Основы православной культуры" тема "Храм" | 22.96 КБ |
Презентация к уроку ОРКС "Храм" | 650.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль « Основы православной культуры»
Урок по теме «Храм»
Цель урока: формирование у обучающихся первичных представлений о православном храме и его роли в жизни верующих.
Задачи урока:
Воспитательные задачи:
- воспитание уважительного отношения к религиозным символам
- воспитание культуры поведения в храме
Образовательные задачи:
- познакомить с понятиями «храм», «собор», «иконостас», «алтарь», «икона», «канун», «кадило»,
« благословление»
- формирование представлений о православном храме
- совершенствование навыков работы с источниками информации
Развивающие задачи:
- развивать диалогическую и монологическую речь
- обогащение лексического запаса и формирование эрудиции путём словарной работы
Оборудование: учебное пособие А.В.Кураев «Основы православной культуры», компьютерная презентация « ХРАМ», интерактивная доска
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оборудование, источники | ||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | ||||
Постановка и формулирование проблемы | Создание проблемной ситуации | Организация деятельности обучающихся; Постановка вопросов для обсуждения. | Решают проблему известным способом: фронтальная работа. | Строят высказывания. | Формулируют цель и задачи урока. | презентация |
Процесс планирования деятельности | Поиск решения учебной задачи | Планирование алгоритма решения проблемы. | Использование модели для решения учебной задачи | Формулирование собственного мнения. | Планирование алгоритма решения проблемы | Презентация с иллюстративным материалом |
Процесс решения проблемы | Формирование у обучающихся представлений о храме | Постановка вопросов, Организация деятельности обучающихся, комментированное чтение текста учебника, диалог с автором; Сообщение дополнительной информации. | Проводят коллективное исследование | Ответы на вопросы, Выборочное комментированное чтение, пересказ. Формулируют своё мнение и позицию. | Самоконтроль | Учебник, Презентация |
Применение знаний и умений | Первичный контроль по овладению новым материалом | Организация групповой и индивидуальной работы. | Строят речевое высказывание в устной и письменной форме; обобщают полученные знания. | Контролируют действия партнёра; договариваются и приходят к общему решению проблемы; рассуждают и используют речь для регуляции своего действия | Самоконтроль | Интерактивная доска; презентация Раздаточный материал |
Контроль по окончании темы | Контроль | тест | Строят высказывания в письменной форме. | Ответы на вопросы Построение монологического высказывания. | Пошаговый контроль. | Листы бумаги |
Рефлексия | Оценивание работы обучающихся | Организация способа оценивания обучающихся | Строят высказывания в устной форме. | Построение предложений, формирование своего мнения, позиции. | Самоконтроль | Слайд из презентации |
Домашнее задание | Развитие интереса к предмету | Инструктирование, советы. | Ориентирование на разнообразие способов решения задачи | Формулирование собственного мнения. | самоконтроль | Учебник |
Ход урока:
I –II Постановка и формулирование проблемы, планирование деятельности
Учитель на доске выводит слайд из презентации « ХРАМ» с изображением храмов и читает стихотворение
Т .Шороховой « Храм»:
Его я видел много раз,
Но близко так – впервые.
Смотрю, не отрывая глаз,
На главки золотые.
На колокольню, на кресты,
На голубя на крыше…
Ему оттуда, с высоты,
Кажусь я ростом ниже.
На купол солнце льёт и льёт
Сиянье золотое,
И кажется, что он поёт
Застывшей красотою.
- Как вы думаете, ребята, о чём идёт речь в стихотворении? Как вы догадались?
- Какие вопросы у вас возникли по ходу слушания?
- Сформулируйте тему урока?
- На какие вопросы мы будем искать ответы на уроке?
- Как мы это будем делать?
На доске появляется слайд с вопросами на которые обучающиеся должны найти ответ во время урока.
Вопросы:
- Что такое храм?
- Что люди делают в храме?
- Что можно увидеть в храме?
- Кто служит в храме?
- Для чего нужен храм?
III – IV Решение проблемы, применение знаний и умений
- Чтение текста учебника с остановками, комментариями учителя, постановкой вопросов . ( стр.48-51, урок 14)
Вопросы по ходу чтения:
- Кого мы встречаем, входя в православный храм? (священника) ( показ слайда « Священник в храме»)
- Какое слово заинтересовало Лену? (служба)
- Как бы вы ответили на этот вопрос? (ответы детей)
- Прочитаем ответ священника. (выборочное чтение текста)
- С чем священник сравнивает себя? ( со свечой) Почему?
- Предположите, что держал дымящееся в руках священник? ( ответы детей)
- Прочитаем ответ священника (выборочное чтение)
- Какое новое для себя слово услышали? (канун) Объясните, что оно обозначает , как поняли(ответы детей)( показ слайда « Служба в храме»)
- Кому молятся в храме православные христиане? (Христу, ангелам, святым)
- Как выглядит икона? ( показ слайда « Служба в храме»). Рассматривание, обсуждение увиденного.
- О ком молятся ? (о людях, животных, друзьях и врагах)
- Что вас поразило в ответе священника? ( молитва о врагах) Объясните, почему надо молиться о врагах?
- Как бы вы ответили на вопрос героев беседы? ( Зачем люди перед иконами машут руками?) (ответы детей)
- Найдите и прочитайте ответ в тексте.
Вернёмся к нашим вопросам.
- На какие вопросы мы уже нашли ответ? Расскажите, что вам запомнилось.
Продолжим чтение и обсуждение. ( стр.50-51)
- Как поняли значение слова – благословление?( ответы детей)
Показ слайда « Иконостас»
- Предположите, что это такое? Найдите ответ в учебнике. ( выборочное чтение)
- О каких иконах мы прочитали?( иконах Богоматери) Что нового для себя открыли ?
- Как называется секретная комната за иконостасом?(алтарь)
- Для чего он нужен?( выборочное чтение)
- Вернёмся к вопросам урока.
- Ответьте на поставленные нами вопросы.
- Групповая работа
Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает 1 задание: написать на листе бумаги ассоциации, которые у них возникают, когда мы говорим о храме. После 3 минутного обсуждения представитель группы зачитывает вслух слова. Учитель выводит их на интерактивную доску слайд «Ключевые слова»
Затем, обучающиеся получают 2 задание: у каждой группы на столе лежит конверт с изображением одного из предметов, о котором шла речь на уроке: икона, иконостас, алтарь, кадило, канун. Надо составить связный рассказ о предмете, его применении в храме. Дети в группах записывают ключевые слова к своему рассказу. После 5 минутного обсуждения, рассказы представляются.
V Контроль по окончании темы
Каждый получает лист с тестом. Записать рядом ответы. Обучающиеся работают индивидуально.
Тест-опрос.
1.Для чего люди ходят в храм?
2. Кто встречает нас в храме?
3.Что такое благословление?
По окончанию работы по желанию зачитывают свои ответы вслух.
VI Рефлексия
На доске слайд «Рефлексия». Продолжите предложения:
- На уроке мне было …..
- Я узнал (а) ……
- Меня удивило …….
- Мне захотелось …..
VII Домашнее задание
Задание по выбору обучающегося:
- Нарисовать храм
- Написать мини-сочинение « Моё посещение храма»
- Пересказать текст учебника
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое храм? Что люди делают в храме? Что можно увидеть в храме? Кто служит в храме? Для чего нужен храм?
Священник в храме
Служба в храме
Иконостас алтарь
Ключевые слова урока Священник Служба Иконостас Алтарь Канун Свеча Икона Благословление
Рефлексия На уроке мне было …… Я узнал(а) …… Меня удивило ….. Мне захотелось …..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по модулю "Основы православной культуры." Тема урока: "Христос и его крест"
Данная работа была защищена на курсах повышения квалификации . Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Значение крестной казни Христа в том ,что « Он снизошел быть...
ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)
Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...
Православный храм. Урок по предмету "Основы православной культуры"
Разработка урока и презентация по теме ОПК "Православный храм". Задачи урока - познакомить учащихся с понятием "Храм - дом Божий", назначением, внешним видом и устройством пр...
"Подвиг". Урок ОРКС. Модуль православная культура. 4 класс.
Урок составлен на основе принципов системно - деятельностного подхода в обучении. Все этапы урока открытия нового знания выдержаны. Такое построение урока позволяет сформировать у обучающихся ус...
конспект урока ОРКСЭ (модуль " Основы православной культуры") по теме: Православное учение о человеке
квалификационная работа по результатам прохождения курсов...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...