Светская этика. Тема урока "Совесть"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Бакушева Людмила Михайловна

На уроке светской этики, ставила целью помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть». А также планируемые результаты по освоению УУД.

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами  родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление  в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение  поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты : развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tablitsa.rar36.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Светская этика»   4 «г» класс. Учитель начальных классов МБОУ Приаргунская СОШ  Бакушева Л.М. 1 квалификационная категория.

Тема «Совесть»

Цель и задачи урока:

помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»

Предметные результаты :  усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

Этапы урока

Деятельность учителя применяемые методы и приёмы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формулируемые УУД

1.Организация класса.

Включаю музыку «Гимн-занковцев»

Ребята поют.

2.Мотивация. (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Пусть этот день несет нам

Радость общения,

Наполнит сердце

Благородными чувствами.

2.Вы видите шкатулку. Мы её откроем по окончанию работы. (Пригласить одного ученика посмотреть содержание шкатулки) Желаю всем удачи.

Личностные:

- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

2.Актуализация опорных знаний по теме. 

Послушайте притчу.

    Нашел  человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому,… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Беседа  по притче.

- Как поступит герой притчи?

-Почему  он вернет кошелек хозяину?

-Что помогает человеку  отличить добро от зла?

-Так какова –же тема нашего сегодняшнего урока?

-Да объект нашего изучения Совесть.(слайд1)

Дети слушают анализируют.

Высказывания детей по содержанию притчи.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работать самостоятельное планирование учебного сотрудничества;

Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися.

1.Работать будем в группах.

2. - я предлагаю сегодня поговорить о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

-Разве мы не знаем, что такое хорошо и что такое плохо?

-А почему мы должны постоянно говорить о правилах жизни?

-Скажите, что нанесёт больший урон для вас как личности, вы забыли правило правописания жи-ши, или вы забыли правило поведения в обществе?

Ученики работают в группе,распределяют обязанности

Выбирают командира.(Карточка для оценивания работы каждого ученика).

У каждого лист самооценки.

Ребята высказывают своё мнение.

-хорошо знаем, но обязаны повторять.

( Потому что есть люди, которые забывают хорошие правила жизни.)

Если забываем правила поведения, можем совершать плохие поступки.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих.

3.  Тренинг «Как не попасть в сети зла»

 (слайд 2)

. Как же не попасть в сети зла? Объясню на палцах. Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.)

 Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.)

-А какой надежный щит мы можем поставить на пути зла?

Слайд №3

 - А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?   

Слайд 4

-Выполняют вместе со мной..

- Надо остановится в самом начале: не впустить зло в себя.

Ответы детей

-Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.   

-стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе

Личностные. Выделение нравственного содержания поступков, формирование моральной оценки.

4.Работа в группах.

. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Проверка заполнения таблицы

5.Обобщение полученной информации.

2 задание в группах. (Объяснить жизненные ситуации)

-У вас есть  таблица. Вы должны ответить на поставленные вопросы.

Что вы можете использовать?

1. Что такое совесть?                

2. Нужна ли человеку совесть?                        

3. Что значит поступать по совести?                         

4. Какая совесть бывает чиста?                        

-  Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.

 Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

В чём сходство понятия «стыд» и «Совесть»?

(слайд 5)

2Налимова С. стихотворение.

Ведь так непросто нам порой,

Решить, как поступить,

Чтоб честным быть перед самим собой

И  в трудный час душой не покривить.

Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность  или бой,

Отвагу или лесть?

Вопрос подобный задавал

Себе, конечно, каждый

И на него ответ мучительно искал.

Каким же в этой жизни быть,

Чтоб пред соблазнами любыми устоять,

И званье Человека заслужить?

- Послушайте одну историю:

Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Выдаются карточки на еду, хватает только на хлеб. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что измученная женщина, уходя  из магазина,  уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последний в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпением ждал похвалы. Но услышал: «Лучше бы ты умер»….

-Ваше мнение?

У вас конечно, первая реакция – как же так. Как такое могла сказать мать. Жестоко? Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Даже ребенок дожжен давать оценку своим поступкам. А может, у этой женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни.

1 группа. Стихотворение Агнии Львовны Барто «Совесть»

Прочитать выразительно. Ответить на вопросы?

 Почему оно так называется? Какое чувство испытывает герой?

  Я кошку выставил за дверь,

Сказал, что не впущу.

Весь день ищу ее теперь,

Везде ее ищу.

Из-за нее

Вторую ночь

Все повторяется,

Точь-в-точь,

Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову.

2 группа

Б) Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?

3 группа

На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в классе. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу? (Может быть, учителю не стоило так поступать? Или решить эту ситуацию как-то по- другому).

4 группа

 Уроки закончились. Собираясь домой, Никита нечаянно толкнул портфелем  Женю… . Женя накинулся на Никиту. Ведь папа учил, что надо давать сдачу.

- А как правильно поступить?

Учебник . Интернет. Словари.

Самостоятельная работа с источником информациипо учебнику, работа со словарями использование ресурсов интернета

заполняют таблицу.

Высказывания детей.

Эмоционально осознанное восприятие стихотворения

Эмоционально и осознанное восприятие текста.

Обсуждают ситуацию. Разыгрывают в лицах. (2,3,4 группа).

Анализируют ситуацию.

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация,

- развитие эстетических представлений и критериев на основе работы с источниками информации.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные:

- синтез – достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- установление причинно-следственных связей

Регулятивные:

- оценка- выделение и осознание обучающимися того, что еще нужно усвоить, осознание качества уровня усвоения.

Личностные: Ориентация в нравственном содержании м смысле текста, развитие этических чувств, как регуляторов поведения, знание основных моральных норм поведения людей.

Коммуникативные;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков , развитие этических чувств (вины, стыда, совести) как регулятор поведения, знание основных моральных норм(справедливость, правдивость, честность, ответственность)

Метапредметные; умение ставить коллективную цель и организовывать деятельность, согласно принятых решений друг с другом.

Коммуникативные. Умение работать в группе, слушать и слышать своих товарищей.

6.«Минутка раскаяния»

7.Итог урока.   

. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.            

- Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. .

Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка Ф.Шопен. «Весенний вальс»

- Над какой темой мы сегодня работали?

Сдайте командиру свои листочки самооценки.

Командир сдаёт лист оценивания работы группы

СИНКВЕЙН тема СОВЕСТЬ( Работа в группе)

-А сейчас я хочу показать вам содержимое шкатулки. (Открывается шкатулка. В ней желтые сердечки. Во время урока заменила красные сердечки на жёлтые)

   -Возьмите себе по сердечку и помните, совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков.  

Ребята пишут на листочках свою ситуацию. Желающие читают вслух.

Кто не желает озвучить свою ситуацию Превращают листочек в шарик и выкидывают в корзину.

Заполняют лист самооценки.

Высказывают своё мнение о прослушанном.

Личностные. Ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков, формирование моральной самооценки, соотношение поступка с моральной нормой.

Регулятивные. Мобилизация сил и энергии к волевому усилию признания своих поступков.

Метапредметные; развитие рефлексии, согласование принятых решений друг с другом

Используемые интернетресурсы.

  1. Copyright © 2012. В чем смысл жизни человека? Притчи, цитаты, афоризмы и высказывания о смысле жизни.
  2. "http://nsportal.ru/
  3. http://o-pogovorkah.ru/rb/pog.php? http://psychlib.ru/mgppu/Tvd-2004/Tvd-288.htm
  4. Телегин М. В.Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. — М.: МГППУ, 2004.
  5. http://www.mtelegin.ru/dialog/vdialog/82-metod15
  6. http://grandcorsar.blog.ru/145292099.html
  7.  «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение- 2010
  8. Пособие для учителя. М.: Просвещение-2008 (Стандарты второго поколения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

"Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика." Тема урока: "Свобода и ответственность"

Данный урок был проведён в 4 классе. Мне очень нравится модуль "Светская этика" в рамках курса ОРКСЭ. На этих уроках дети не только учатся, как себя правильно вести, как поступать в различных жизненны...

«Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», тема урока: «Добро и зло»

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории....