Авторская программа по изучению истории и культуры чувашского народа в начальной школе
учебно-методическое пособие по теме

Третьякова Ирина Ивановна

В основу данной программы заложена концепция развития у учащихся творческого отношения к изучаемому предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Третьякова И.И.

ПРОГРАММА

по изучению

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

ЧУВАШСКОГО НАРОДА

в начальной школе

Нижнекамск

2005

                                                                                                                                                                                                                                                     

Одобрено методическим советом Городского управления образования

Программа по изучению истории и культуры

чувашского народа в начальной школе

Автор: Третьякова И.И. – учитель начальных классов I квалификационной катего-

                                         рии гимназии №34

Рецензент: Семенова Г.Н. – доцент кафедры методики чувашского языка и литературы Чувашского государственного университета

1

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания уровня Б и программы З.К. Яковлевой «Чувашский фольклор» для факультативных занятий в общеобразовательных школах.

Логика построения и вариативная часть содержания соответствует авторскому замыслу.

В современных образовательных воспитательных учреждениях решение проблемы национального самосознания осуществляется, как правило, с использованием традиционного подхода, не ориентированного на детальное исследование культурных традиций собственного народа, национальных корней и национальных особенностей.

Центральная проблема этнической культуры – возрождение национального самосознания, воспитание у ее представителей не только уважения к иным культурам, но, в первую очередь, чувства предпочтения родовых этнокультурных ценностей, планомерное и всестороннее формирование у подрастающего поколения исторического сознания, «возвращая» ему прошлое своей родины.

Важнейшей основой в решении этих проблем является возрождение принципа народности, согласно которому обучение, воспитание и вся система образования строятся с учетом психологии, языка, культуры народа, его традиций, обычаев и национальных особенностей.

Сохранение и обогащение нравственного и социального идеалов тесно связано с историческим и культурным самосознанием народа.

Знание этой взаимосвязи позволяет формировать у детей устойчивого интереса к историческим и культурным памятникам и ценностям своего народа.

В основу данной программы заложена концепция развития у учащихся творческого отношения к изучаемому предмету, формирование научного мировоззрения, интереса к народной культуре и традициям собственного народа,  сознание себя как достойного представителя нации, имеющей главное прошлое и будущее.

Содержание программы включает основы изучения особенностей традиционной культуры воспитания: устное народное творчество (загадки, сказки, скороговорки, приговорки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, колыбельные песни), игры, обрядовые календарные праздники, составление диалогов на основе игровых моментов.

Изучение курса истории и культуры чувашского народа призвано обеспечить: формирование уважительного отношения к чувашской национальной культуре наряду с культурой братских народов, позитивного отношения к ценностям собственной культуры; развитие умений наблюдать и объяснять поведение разнообразных обрядовых праздников, понимать общественную потребность в развитии национальных культур, интеллектуальных возможностей и гуманистических качеств личности у учащихся.

В авторской образовательной программе определены учебные темы первого года обучения с проведением  экскурсий в школьном, городском и краеведческом музеях.

Программа рассчитана для учащихся 7 – 8 лет.

2

Время на изучение курса отводится из расчета 1 час в неделю (34 часа).

Выполнению внешкольных мероприятий и проведению экскурсий предшествует ознакомление учащихся с правилами техники безопасности, которые необходимо строго соблюдать.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ ЧУВАШСКОГО НАРОДА

ВО 2 КЛАССЕ

(1 час в неделю, всего 34 часа)

Экскурсии – 4 часа.

п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

теория

практика

I четверть (9 часов)

Кÿртĕм (Вводное занятие).

1

1

Шут такмакĕсем. «Шак – шак – шак кайăк». «Пĕрре пĕри».

2

1

1

Выляма чĕнмелли юрă. «Çу та иртрĕ».

1

1

Чĕнÿ-йыхрав сăвви «Кил, кил, Анна».

1

1

Витлешÿ такмакĕсем. Хăвăрт каламалли такмаксем.

1

1

Сăпка юрри «нянине – папине». Экскурси (Гимназири музей).

1

1

Кĕрхи уявсем. Авăн. Чÿклеме. Вĕреннине çирĕплетни.

2

2

II четверть (7 часов)

Вăйă – диалог «Асанне», «Пасара».

1

1

Халăх сăмахлăхĕнчен. «Пÿрне юмахĕ». «Çĕвĕç».

2

1

1

Йăпатмалли сăвă-юрă.

1

1

Кĕрхи уяв. Улах ларни. Экскурси (Гимназири музей).

1

1

Вĕçсĕр такмак – диалог.

2

1

1

III четверть (10 часов)

Сурхури юррисем.

2

1

1

Ачасен хĕллехи вăййисем. «Вăкăрла е мăкăрла». «Юр пикене тупăр». «Шур куянла».

3

3

Вĕçсĕр халап. «Шăши».

1

1

Ваттисен сăмахĕсем.

2

1

1

Çăварни юррисем.

1

1

Экскурси (Краеведени музейĕ).

1

1

IV четверть (8 часов)

Тупмалли юмахсем.

1

1

И.Я. Яковлев букварĕнчи калавсемпе юмахсем. «Лаша шырани». «Пулă сĕрни». «Кулач». Вĕреннине аса илни».

2

1

1

Сĕрен сăвви – юррисем. Мăнкун (Пасха).

2

1

1

8

Çуллахи вăйăсем (сăмахпа каласа вылямалли вăйăсем). «Япала пуçтармалла». «Çерем ватса вир акрăм».

1

1

Çурхи «Уяв».

1

1

Çуллахи уявсем. Çимĕк. Питрав. Вĕреннине çирĕплетни.

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по истории и культуре марийского народа

Тематическое планиерование по истории и культуре марийского народа в 4 классе...

"Изучение истории и культуры родного края"

В презентации размещены материалы для практического применения: упражнения и задания направленные на развитие речи детей, виды изложений и сочинений,...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через изучение истории и культуры своей страны

Духовность и нравственность в современном обществе - понятия, утратившие свою первоначальную значимость. Старые ценности - потеряны, новые - так и не сформировались. Хочется видеть детей, которые помн...

Материал к занятию по воспитательной работе "История и культура русского народа"

Занятие по воспитательной работе "История и культура русского народа"...

Статья: "Организация внеклассной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга в начальной школе."

В последние годы в российской системе начального образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Задача сегодняшней школы - помочь ...

Педагогический проект Использование игровых технологий при изучении истории и культуры народов Республики Марий Эл в начальных классах.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо...