Общие черты и отличительные особенности традиционных русских люлек и люлек народа ханты.
творческая работа учащихся (1 класс) на тему

Краснолуцкая Марина Валерьевна

Проектная работа ученицы 1 класса  Бондаренко Валерии. В работе представлена характеристика традиционных люлек русского и хантыйского народа, дан их сравнительный анализ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchie_cherty_lyulek.docx835.84 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………….3
  2. Основная   часть
  • Традиционные русские люльки………………………4
  • Традиционные хантыйские люльки………………….6
  • Результаты  исследования…………………………….8
  1. Заключение……………………………………………………10
  2. Список источников…………………………………………...11

Введение

     Я очень люблю читать сказки. В одной из русских сказок встретилось непонятное для меня слово «зыбка». Выяснив,  что «зыбка – подвесная колыбель, люлька»,  я решила узнать  особенности русской зыбки – люльки.  Существуют ли подобные люльки у других народов? Отличаются ли они от люлек  русского народа? Так как я проживаю на территории Ханты – Мансийского округа, я решила сравнить традиционные русские  люльки  с люльками  народа  ханты.

Таким образом, темой моего исследования является «Общие черты и отличительные особенности традиционных люлек русского народа и  народа ханты»

 Цель: изучение особенностей традиционной русской люльки  и люльки  народа ханты.

Задачи:

- определить общие черты и отличительные особенности  люлек русского народа и народа ханты

 - узнать, как украшались традиционные люльки;

- выяснить, существовали ли особые приметы, связанные с  люльками.

Гипотеза: Я предположила, что колыбели должны быть очень похожи по форме, а отличие заключается в их украшении и наличии полога у русских люлек и отсутствие его у хантыйских люлек.

Исходя из целей и задач, был составлен  план действий:

- изучить литературу об особенностях люлек  вышеуказанных  народов;

- встретиться  с сотрудниками музея;

 - познакомить одноклассников с результатом своей работы.

Традиционные  русские  люльки – зыбки

      Люльки широко использовали славянские народы. Если была возможность, зыбку заказывали настоящему мастеру- люлечнику. В семьях победнее отцы и дедушки делали подвесную кроватку сами. По поверью, если муж хотел, чтобы детей в семье было много, он уходил как можно глубже в лес и там отыскивал дерево, достойное стать люлькой для его дочек и сыночков. Люлька, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить 200 лет. 

 На ней писали год рождения ребенка. Изготавливали люльки из сухих тонких (лучше — еловых) дощечек. Нельзя, например, делать люльки из осины. Короб  сколачивался встык, без гвоздей. Дном служили мешковина или домотканина. Крепилось полотнище прочно: по низу дощечек просверливались дырочки, которые и давали возможность сшивать ткань и дерево.

   Будущая мама готовила полог на люльку: подбирала ткань, делала украшения (вышивка, кружева). Если  семья бедная, могли мамину юбку или сарафан бабушкин на люльку надеть. В качестве подстилки на дно клали сено, солому, тряпки, под голову помещали подушку. Полог должен быть обязательно! Это не просто ограждение от света и мух. Это еще для злых духов препятствие.  Как и сейчас на детских колясках, на зыбке крепились игрушки — это были яркие лоскутки ткани, расписные ложки.

     Как правило, люльку вешали в задней части избы.  В бревно под потолком прочно вбивалось кольцо. К кольцу крепился качок,  от углов ящика шли верёвки, которые сходились на нужной высоте в петлю, она надевалась на нижний крючок пружины. Подвешивание колыбели к потолку было не случайным:

 - у потолка скапливался самый теплый воздух;

- существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребенка, так он лучше растет .

 - пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые, считалось, что пространственная оторванность новорождённого от земли, от «низа», обеспечивала ему сохранение жизненной силы.

- запрещалось качать пустую зыбку: якобы ребёнок потом спать будет беспокойно. Этого поверья многие придерживаются и сейчас .

Была люлька плетёная  как корзинка ,  её  брали с собой в поле.

В России ребёнка не укладывали в  колыбель до крещения, а  первый раз клали с особой молитвой. Внутри колыбели размещали маленькие иконки или кресты. В головной части зыбки изображали красно солнышко в лучах, а в ногах —  ясен месяц о звездах.

Люльки изготавливались в основном из дерева. Каждая люлька обязательно имела полог, который защищал ребёнка не только от света и мух, но и от злых духов.  Подвешивание  люльки имело обереговое значение.

Традиционные  хантыйские  люльки

     У коренных народов нашего округа  для изготовления люлек чаще всего использовалась береста. Берестяную люльку обычно  изготавливали женщины. Заготовка бересты проходила три раза в год: весной (во время наста), летом во время цветения шиповника и осенью, когда опадает лист. Были люльки и деревянные, её изготавливали мужчины.

     Ребенка помещали во временную  колыбель из старой бересты. По представлениям народа ханты, ребенок первые дни связан с миром духов. К нему  адресуются его первые звуки, улыбки во сне, беспричинный плач. Конец этой связи определяется по тому, что ребенок начинает улыбаться  осознанно.

      После временной колыбели ребенок получал две постоянные — ночную  и дневную. Ночная — это берестяная коробка с закругленными углами, завязками над тельцем и дугой над головой — для накидывания покрывала. Дневная — это деревянная или  берестяная коробка со спинкой. В ней ребёнок находился днём во время бодрствования. На спинку прикрепляли мягкую шкурку. C:\Users\Елизавета\Desktop\исследования\люльк\Колыбели\6.jpg

    C:\Users\Елизавета\Desktop\исследования\люльк\Колыбели\18.jpg

 

К колыбелям было особое отношение: счастливую берегли и передавали из поколения в поколение, а ту, в которой дети умирали, уносили подальше в лес. На колыбель наряду с другими узорами наносили изображение глухаря — хранителя сна. Колыбель служила ребенку микрожилищем до двух – трех лет. Он не только спал в ней, а и сидел днем. Для кормления мать ставила колыбель себе на колени, а когда нужно было удалиться, подвешивала ее за ременные петли к шесту чума либо к крюку в потолке избушки. Этот крюк считался талисманом и передавался по наследству от матери к дочери.C:\Users\Елизавета\Desktop\исследования\люльк\Колыбели\20.jpg

     Можно было сидеть и работать, качая колыбель ногой, продетой в петлю. При пеших переходах ее нести за спиной, соединив ременные петли на груди, а на время остановки в лесу подвешивали к наклонному дереву повыше от земли, где меньше мошки и не может заползти змея. В поездке на оленях или собаках мать ставила колыбель на свою нарту.

     Считалось, что без люльки ребёнок беззащитен. Его нельзя класть на голый пол или землю, иначе в него немедленно проникнут нижние духи. Для отпугивания нечисти ханты кладут в зыбку нож, точильный камень и спички.. Выносить колыбель из дома и заносить её полагается не иначе как спинкой (головой) вперёд. Не следует передавать люльку с ребёнком через порог. Крещёные ханты и манси иногда вырезают на спинке люльки крест

 Люльки изготавливались как из дерева, так и из бересты. У каждого ребёнка было две люльки: дневная и ночная. Люльке оберегала ребёнка от злых духов,  служила ребёнку микрожилищем до 2 – 3 лет. Это связано с тем, что народы ханты чаще вели кочевой образ жизни, весь их быт был связан с природой.

Результаты исследования 

Общие   черты традиционных русских

и  хантыйских  люлек

  русские люльки

хантыйские  люльки

  1. Люльки передавали по наследств .

                           2. Имели обереговое  значение в жизни ребёнка.

                           3. Присутствовал полог.

                           4. Украшались орнаментами.

Отличительные  особенности традиционных русских

и  хантыйских  люлек

  русские люльки

хантыйские  люльки

  1. Один вид люльки
  1. Два вида: дневная и ночная.
  1. Изготавливали мужчины
  1. Изготавливали и мужчины и женщины
  1. Информация об особом значении кольца для подвешивания люльки не прослеживается
  1. Крюк для подвешивания люльки считался талисманом.
  1. Использовалась только для сна
  1. Служила ребёнку микрожилищем ночью и днём до 2-3 лет

Вывод: люльки, несмотря на разную культуру русского народа и народа ханты, имеют много общего: они передавались по наследству, у них присутствовал полог, короб украшался орнаментом, люлька имела обереговое значение в жизни ребёнка.

Отличие заключается в следующем: русские люльки изготавливали мужчины, а у народов ханты изготовлением занимались и мужчины и женщины; у русского народа один вид люлек, хантыйским детям дневная и ночная люльки служили микрожилищем до 2-3 лет. Крюк, на который подвешивалась хантыйская люлька,  являлся талисманом.

Заключение

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась частично: ночные хантыйские похожи по форме с русскими  люльками, но у русской люльки более высокие борта, а хантыйская люлька имела удерживающие ремни; у указанных видов люлек имелся полог.  У народа ханты была  дневная люлька, которая отличалась высокой спинкой,  каждый народ орнаментировал люльку в соответствии со своими традициями.

Я считаю, что поставленная мной цель достигнута,  задачи выполнены.

  1. Определила, чем схожи и чем отличаются люльки;
  2. Узнала,  как люльки  украшались;
  3. Узнала, что люлька имела обереговое  значение для  ребёнка;
  4. Познакомила одноклассников с результатами своей работы.

Список источников

  1. Матюкова А.К.,  «Ремёсла обских угров», ( по материалам семинаров),

 г. Ханты – Мансийск, 2004 г., 2 стр.

  1. Ожегов С.И. «Словарь русского  языка», Москва «Русский язык», 1989 г., 1 стр.
  2. «Утварь обских угров», том 1, г.Ханты – Максийск «Принт – Класс», 2012 г,  8 стр.
  3. История детской колыбели sna-kantata.ru›istoriya-detskoy-kolyibel
  4. romov: Колыбель для Анкеля, romov.livejournal.com
  5. Культурное  наследие Югры,  nasledie.admhmao.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь народов Ханты и манси

Спортивные состязания, целью которых является: знакомство с обычаями обских угров, развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости; развитие кругозора; привитие интереса к национа...

Жизнь народов Ханты и манси

Спортивные состязания, целью которых является: знакомство с обычаями обских угров, развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости; развитие кругозора; привитие интереса к национа...

проект для дошкольников средней группы: "Праздники народов ханты и манси связанные с жизнью животных"

Каждый народ заявляет о себе через свою культуру. Традиционная культура народов Севера (ханты, манси, ненцы) складывалась на протяжении веков. Она была приспособлена к природным условиям их обит...

Герои хантыйских сказок в орнаментах традиционной одежды народа ханты

Исследовательская работа обучающихся по истории родного края - Ханты-Мансийского автономного округа-Югры....

Отличительные особенности Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС) начального общего образования

В статье рассматривается вопросы по теме " Отличительные особенности Федерального государственного     образовательного стандарта(ФГОС) начального общего  образования", которы...

Проектно-исследовательская деятельность " Отличительные особенности народного промысла Коренных Малочисленных Народов Севера"

Материал может быть использован для  организации проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности....