Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край»
методическая разработка (4 класс) на тему

Версан Мария Ивановна

Программа внеурочной деятельности «Мой край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа обучения рассчитана на школьников 1-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка

посредством знакомства с историей родного края.


Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Смоленской области. 

 Задачи программы:

-образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с    населением Смоленской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития малой Родины;
-развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
-воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:


-принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
-принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
-принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
-принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kray.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Пояснительная записка


           Программа внеурочной деятельности «Мой край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа обучения рассчитана на школьников 1-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка

посредством знакомства с историей родного края. 


Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Смоленской области.


 Задачи программы:

-образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с    населением Смоленской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития малой Родины;
-развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
-воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:


-принцип доступности,
 учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
-принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
-принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
-принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.


Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:


-словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;


-наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;


-практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания
 на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса

« Родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.
       Программа «Мой край» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые  работы, отчеты по экскурсиям, практичес-

ким работам, защиту проектов.

        Занятия кружка проходят 1 раз в неделю по 35- 40 минут ,  34 часа.

Программа кружка «Мой край»

Тема 1: Введение (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края.  

Тема 2: “Мой край на карте Родины” (2 ч)

1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

2. Творческая работа «Загадочный мир названий»

Тема 3: “Природа нашего края” (6 ч)

  1. Растительный мир Смоленщины
    Занятие проводится в форме экскурсии в природу.

Видовой состав растительного покрова и природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки.

      2.  Животный мир Смоленщины. Экскурсия в районный краеведческий музей.

Занятие проводится в форме виртуального путешествия в   животный мир  Смоленской области.
Видовой состав животного мира природного комплекса нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.

  1. Красная книга Смоленской области. Растения и животные области, занесенные в Красную            

книгу.

      4. Творческая работа-создание Красной книги

Тема 4: “Моя малая Родина” (2 ч)

     1. Экскурсия по городу.
     2. Знакомство с  улицами.

 
Тема 5: “Моя улица” (3 ч)

     1. Урок-экскурсия «Что я знаю о своей улице?» Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов.  

  1. Знакомство с домами, в которых живут дети.
  2. Проект на тему «Дом моей мечты» (рисунок, поделка)

 Тема 6: “Наша школа” (4 ч)

1. Моя школа: знакомство с историей своей школы (экскурсия по школе).
2. Знакомство с традициями школы.
3. Наши выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

 

Тема 7: “Наш край богат талантами” (4 ч)

Земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков

Тема 8:“Наш край в годы Великой Отечественной войны” (4 ч)

Форма урока: видео урок, беседа.

1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое».  

3. Встречи с героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Экскурсия  в краеведческий музей


Тема 9: “Геральдика Смоленского края” (2 ч)

  1. Лекция по геральдике.
  2. Геральдика Смоленска и Ельни.

Тема 10: “Обобщение ” (1ч)
Творческая работа по созданию символа (герба) своего района.

Календарно-тематическое планирование

занятий внеурочной деятельности

в 4 классе

«Мой край»

№ п/п

Тема занятия

Количество часов по разделу

Количество часов по теме

Дата

I

1

II

2

3

III

4

5-6

7-8

9

IV

10

11

V

12

13

14-15

VI

16

   17

18-19

VII

20

21

22

23

VIII

   

   24

   25

 

  26 -27

  IX

28

29

X

30

Введение

Введение

Мой край на карте Родины

Географическое положение нашего края

Знакомство с картой Ельнинского района

Природа нашего края

Экскурсия в природу.

 Растительный мир.

Животный мир Смоленщины.

Красная книга Смоленской области. Творческая работа «Моя Красная книга»

Экскурсия в лес

Моя малая Родина

Экскурсия по городу Ельня.

Знакомство с улицами города

Моя улица

Урок-экскурсия «Что я знаю о своей улице?»

Дом, в котором я живу

Проектная работа «Дом моей мечты».

Наша школа

 История школы.

Традиции школы.

Исследовательская работа «Выпускники нашей школы»

Наш край богат талантами

Люди, прославившие наш край в области литературы.

Люди, прославившие наш край в области музыки.

Люди, прославившие наш край в военном деле

Ю.А.Гагарин – первопроходец Вселенной.

Наш край в годы Великой Отечественной войны

 Люди, подарившие нам жизнь!

Экскурсия  в краеведческий  музей «Они сражались за Родину!»

Творческая работа «Расскажи о своем герое»

Геральдика Смоленского края

Что такое «геральдика»? Герб и флаг Смоленского края

Герб Ельнинского района

Обобщение

Творческая работа «Что я узнал о родном крае?»

1

2

6

2

4

4

            4

4

2

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1


Список литературы:

  1. С.А. Болотова «Азбука Смоленского края», Смоленск, «Русич», 2011 г.
  2. И. Н. Беляев «Золотые звёзды родного края», Смоленск,  1990 г.
  3. «Смоленск. Путеводитель»;Москва, «Московский рабочий», 1990 г.
  4. «Город Гагарин. Художественная галерея», Смоленск, 1991 г.
  5. «Недаром был любим»; Москва, «Московский рабочий», 1990 г.
  6. Л .В. Бочарова, В.А. Кошелев «Педагогический опыт: Сборник методических работ. Экология»
  7. А.В.Михеев, В.М. Галушин «Охрана природы».
  8. Л.Н.Смирнова « Поделки своими руками».
  9. О.Н.Пономарёва « Народные традиции в экологическом образовании».
  10. Р.А. Прибавкина «Методические указания по организации и содержанию школьного кружка по охране природы».
  11. Л.Е.Куприна «Методические рекомендации по созданию экологической тропы».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Природа родного края"

Цель программы Природа родного края «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности учащихся начальной школы....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"

Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеуро...

Рабочая программа внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению кружок "Край родной, познакомимся с тобой".

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа предназначена для обучающихся 3 класса и рас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Юный турист – изучаю родной край»

       Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению,  разработана в соответствии с ФГОС начального обра...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"

       Содержание данной программы  направлено на формирование экологической культуры учащихся, на воспитание чувства единства с природ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс

Программа содержит календарно-тематическое планирование  на 1 класс...