Орфографические минутки на уроках русского языка
материал (2 класс) на тему

Абашкина Наталья Кондратьевна

Использование регионального материала на уроках русского языка.                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regionalnyy_komponent.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование регионального материала на уроках русского     языка.                                

  Социально-экономические         преобразования в современном обществе требуют совершенствования всей системы  учебно - воспитательноного процесса с  учётом региональных особенностей и традиций.                                                                                                

        В настоящее время традиционная система обучения существенно дополняется региональным компонентом, который включает в себя родной язык и литературу, историю, искусство, традиции, обычаи и природу родного края.

        Тщательное изучение содержательного богатства  донского края  свидетельствует о наличии в нём больших возможностей, которые могут быть реализованы в начальных классах.  

        Приведу варианты работы по данной теме на уроках русского языка . У нас на уроке есть страничка «Родничок»,        которую дети любят и охотно выполняют все задания. Остановлюсь на некоторых  видах заданий.

        

1.При изучении темы: «Заглавная буква в именах собственных»        

проводим  «географические» минутки:

                а)Написать названия городов Ростовской области

                в)Название рек Ростовской области

                г)Хутора Обливского района

                д)Улицы хутора Солонецкого

                е)Написать название хуторов, которые располагаются по пути

                Солонецкий-Обливская.

        2.Безударные гласные, парные согласные.

а)Картинный  диктант. Разделить на две группы: слова с     безударной гласной, проверяемыё ударением и непроверяемые ударением                                                                                (сова, воробей. сорока.        синица, снегирь, лебедь, журавли, стрижи, грачи, ворона. скворец. орёл, сокол  дрозд, дрофа и др.)

в)назвать птиц с парной согласной на конце слова.

(лебедь, стриж, голубь, ястреб, чиж,)

г) Рыбы донских водоёмов:

(Карась, сельдь, окунь, лещ, карп. щука. судак, сом, рыбец, стерлядь, краснопёрка, белуга, осётр.)                                                        

г)Игра «Аукцион.»

-Животные донского края.

-Животные и растения из «Красной книги»нашего края.                              

                 -Писатели донского края.

                -Города Ростовской области.

                -Рыбы донских водоёмов.

                -Лекарственные растения.

3.Склонение имён существительных.                                         а)Записать слова в три столбика(1. 2. 3 склонения)

Сирень. полынь, подснежник. ландыш. ковыль. ель. овощ.   .картофель, морковь. черёмуха, степь. сосна. земляника. рожь.

пшеница. берёза. осина. тюльпан. яблоко.

4.Следующий этап. Орфографические минутки                        Найти орфограммы в тексте (Гимн Обливского района.)        

                Там где речка плечет

                Берег луговой.

                Там моя станица.                                                                                Там мой дом родной.                                                          Обливская станица  -донская сторона. Сторона                                                

5.Игра «Собери из слов пословицу»                

1.Пуля, казак, боится, не        

2.Не, поест, сам, коня, казак, а, накормит.

         3.Атаман, терпи, будешь, казак.

  4.Казак. рысак. и, таков, каков.

Приёмы работы с текстом на уроках русского языка.

                

1. Какие бывают предложения.

2.Вставь слово.

3.Продолжи.

4.Редактирование текста.

5.Определение границ предложений.

6.Порядок слов в предложении.

7..Выбор местоимений.

        8. Текст, его тема и основная мысль.

        9. Последовательность предложений в тексте.

         10. Главное предложение автора, выраженное в тексте.

        11.разбивка текста на части.

 12.Составление плана текста.

        13. Порядок абзацев в тексте.

        14. Устное изложение.

        15 Письменное изложение.

        16.Виды текстов.

Урок русского языка .3 класс.

Тема: «Обобщение знаний о составе слова»

Цель: 1.Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых

        частях слова;

        2.Отработка умения разбирать слова по составу.

        3.Развивать орфографическую зоркость

         4.Воспитывать любовь к животным и стремление их охранять.

Оборудование: индивидуальные карточки,

                                        

Ход урока.

1.Организационный  момент, сообщение темы и целей урока.

2.Орфографическая минутка:

        Овёс, гречиху, просо, крошки.

        Ребята принесли в лукошке

Снегирь, синица ,воробей,

        Благодарят за корм детей.

        -Беседа о зимующих птицах и о помощи им

(Рисунки и фотографии птиц, зимующих в Ростовской области, детей,

 помогающих птицам.)

-Найти все изученные орфограммы.

-Подобрать однокоренные слова к слову –корм        - и разобрать по составу.

(Корм, кормушка, накормить, покормить, кормушечка,  кормовой.)

3.Индивидуальная работа.

У доски два  ученика разбирают по составу:

1)Зимушка ,школьный, подоконник, городской, соседская.

2)Машинка, синеватый, зимнее, подстаканник морской.

4.Словарная работа

читель называет слова с непроверяемыми гласными:

Дорога, рябина, малина. ягода. земляника, заяц.

-Учащиеся подбирают к каждому слову однокоренные прилагательные и пишут словосочетания:

        Дорога- дорожный знак,

        Рябина- рябиновый лист,

        Малина- малиновое варенье,

        Ягода- ягодный куст,

        Земляника- земляничный куст.

        Заяц- заячья шапка.

-Некоторые слова разобрать по составу.

5.Морфологическая шарада.

        Сообщить вам очень рада :

        Составлена для вас шарада.

        

-Корень тот же, что ив слове ПЛЕТЕНИЕ,

        -Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

        -Приставка та же, что и в слове ПЕРЕХОД.

        Отгадайте слово. (Переплётчик.)

6.Игра «Аукцион»

        -Назвать суффиксы.

        -Назвать приставки.

7.Прочитайте, найдите ошибки и исправьте их.

        Повар посолил суп солью.                

         В деревне жили старые старики.

-Найди однокоренные слова и разбери их по составу.

8.Подбери по три слова на каждую схему:

9.Итог урока.

         *Какие слова называются однокоренными?

        *Порядок разбора слова по составу.

 

Блок « Чтение и начальное литературное образование»        

                                ВОПРОС 1.

В начальной школе закладывается основа читательской культуры и, прежде всего умение осмысленно и выразительно читать.

        Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека, общеизвестно. Поэтому важно с детских лет привить ребёнку любовь к чтению, интерес к книге и показать её роль не только в жизни человека, но и вооружить ребёнка умением читать.

        Чтобы научить ребёнка читать необходимо, вооружить его техникой чтения (вслух и молча)  сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно-познавательного текста, выработать соответствующие учебные и читательские умения.                                 Процесс становления младшего школьника как читателя осуществляется поэтапно, в течение нескольких лет. Каждый этап имеет свои параметры. На первоначальных ступенях обучения читательская деятельность ребёнка зависит от того, как он освоил технические навыки в сочетании  с элементарным пониманием читаемого текста.

        Формирование действий и операций, с помощью которых осуществляется процесс чтения, не всегда осуществляется целенаправленно и доводится до самостоятельного овладения школьниками.

        В соответствии со структурой учебной  деятельности учебные (читательские) умения могут быть подразделены на четыре группы:

                1)ориентировки (планирование)

                2)исполнения,

                3)контроля,

                4)оценки.                                                                                С  другой стороны, процесс  усвоения  знаний при чтении учебных

текстов включает в себя восприятие, понимание, осмысление и обобщение,

  практические действия, применения.

        

К умениям ориентировки относятся:

        -определение темы текста по его заголовку;

        -нахождение произведения в оглавлении и на нужной странице книги

        по его названию;        

        -ориентировка в книгах по иллюстрациям, фамилии писателя;

        _умение пользоваться титульным листом, оглавлением, предисловием,        послесловием, каталожной карточкой и т. д.

К исполнительским умениям относятся:

- способы действия, т.е. микроумения, составляющие последовательные операции.        

Умения корректировки и контроля – это умение прочитать текст с целью

уточнения его содержания:

        -соотнести содержание с первичным представлением;

        -проверить по тексту выделенные смысловые части текста;

        -соотнести иллюстрации и авторский текст;

        -проверить точность формулировки плана и.д.

Оценка и контроль осуществляются как в устной речи, так и в письменной

Форме с помощью разработанных критериев и парамитров.

        Таким образом, предметные и учебные умения формируются во взаимосвязи. Обучая  учащихся чтению, мы учим их умениям учиться-

Способам действия с учебным материалом.

        

ВОПРОС 2        

Со своими первоклассниками я знакомлюсь задолго до 1 сентября: провожу с ними занятия предшкольного обучения, диагностический срез и на основе его данных и своих наблюдений строю свою работу.

        Изучила многие программы, но выбор остановила на старой традиционной и вот почему? В  настоящее время начальная школа располагает целой серией азбук и букварей разных авторов  Но вот уже в течение нескольких десятков лет первое место в рейтинге занимает , называемая учителями «азбукой Горецкого.»60%современных российских

Школьников обучаются по «Русской азбуке».Несколько поколений школьников выучились читать по этой азбуке и продолжают это делать.

Чем объясняется такая популярность? Прежде всего тем, что обучение по этим учебникам даёт хороший результат

        По этим учебникам обучаются дети, не умевшие читать до школы и даже не знавшие букв. А в  сельской местности в школу идут дети, не знают букв , а читают единицы.

        Рассмотрим таблицу, по которой я слежу за техникой чтения.

Ф.И.

До школы

  1

Класс

2

Класс

3

Класс

4

Класс

5 кл.

Оценки

Горячев Д.

Читал

52сл.

80 сл.

100 сл.

120 сл.

«5»

Дмитриева А.

Читала

60сл.

90 сл.

100 сл.

130сл

«5»

Завьялова К.

Не читала

40 сл

60 сл.

75 сл.

95 сл.

«5»

Межирицкая Л.

Читала

50 сл.

75 сл.

85 сл.

105сл.

«5»

Сафонова О.

Не знала

Буквы.

30 сл.

70 сл.

85 сл.

100 сл.

«5»

Сергиенко Д

Не знала буквы

30 сл.

50 сл.

65 сл.

85 сл.

«3»

Петрова Т.

Не знала буквы

30 сл.

50 сл.

выбыла

ВОПРОС 3

Достоинства и недостатки содержания книг для чтения.

Насколько они помогают детям понять сущность литературы как вида искусства.

        Формирование навыков чтения всегда в поле зрения авторов учебников по литературному чтению. Это заметно и в отборе материалов для чтения, и в методических подходах к анализу произведения, который всегда сочетается с неоднократным  перечитыванием  произведения для более глубокого его осмысления, и  в системе вопросов к тексту.

        В учебнике для 1 класса, когда только формируется темповое чтение целыми словами, вводятся специальные странички для отработки навыков беглого чтения. В учебнике они названы «Разноцветные  страницы».

        На протяжении всех лет обучения обеспечивается формирование умения пересказывать текст: сначала вводится пересказ текста по  картинному плану, затем –по предложенному плану и, наконец, по плану, составленному самостоятельно; даются ориентиры  формируются умения делить текст на части; выделять главную мысль и озаглавливать все части текста.

        «Литературное чтение» создаёт благоприятное условие для духовно-нравственного развития учащихся, для осознание ими нравственно-эстетических понятий (дружба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, любовь к родителям и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографические минутки. Задания по русскому языку для учащихся 2 класса.

Задания по русскому языку предназначены учащимся 2 класса с целью закрепления материала. Орфографические минутки помогут учащимся проверить свои знания по русскому языку....

"Орфографическая минутка" (задания по русскому языку во 2 классе)

     Презентация  «Орфографическая минутка» применяется на уроках русского языка во втором классе при любом  УМК  с целью закрепления изученных сло...

Презентация "Орфографическая минутка" на уроках русского языка

данный материал поможет Вам и Вашим ученикам вспомнить изученные орфограммы....

Презентация "Орфографическая минутка" на уроках русского языка

данная презентация позволит вашим детям вспомнить изученные орфограммы....

Орфографические минутки для уроков русского языка в 4 классе

Материал для проведения орфографических минуток в 4 классе на закрепление всех изученных орфограмм в нач. школе...

Орфографическая минутка (к уроку русского языка в 4 классе)

Материал для урока русского языка (4 класс)...