Методическая разработка занятия "Природа- великий художник".
методическая разработка по теме

Соловьева Ирина Владимировна

Природа родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_-_velikiy_khudozhnik.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУ "УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТУШИНСКОГО РАЙОНА"

МБОУ  Начальная общеобразовательная школа г. Покров

РАЙОННЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

для учителей начальных классов

Методическая разработка занятия

по краеведению в 4 классе

"Природа моей малой Родины"

по теме:

"Природа - великий художник!"

   

  учитель начальных классов высшей кв. категории         Соловьева Ирина Владимировна          стаж работы 33 года

2013 год                                                                                             г. Покров

1. Пояснительная записка

В настоящее время воспитание чувства любви к своей малой Родине, бережного отношения к природе занимает одно из центральных мест. Воспитание зрелой гармоничной личности невозможно без формирования ее мировоззрения, системы ценностей, общей культуры поведения. Краеведение - один из путей нравственного, эстетического воспитания школьников, так как оно помогает увидеть и оценить особенности и красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное воздействие. Наблюдение многих природных объектов вызывает у учащихся любознательность и любовь к родной природе, желание больше вникать в ее тайны, что имеет огромное значение для воспитания патриотических чувств.

 В процессе подготовки к занятию осуществлялась следующая работа: работа над мини проектами (выбор учащимся интересующей его темы, сбор материала о флоре и фауне родного края, подготовка сообщений, подготовка презентации своих сообщений). Занятие носит обобщающий характер и адресовано ученикам 4 класса, но может проводиться и для учеников других классов.

2. Планируемые результаты

Личностные:

- эмоционально-положительного отношения и интереса к родной природе;

- формирование  идентичности личности в форме осознания «Я –часть природы», чувства сопричастности за сохранение природы родного края;

-формирование экологических основ в поступках и деятельности.

Предметные: 
-уважительное отношение к России, своей малой родине, ее природе;
- освоение доступных способов изучения природы края (наблюдение, запись, получение информации от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- навыки установления и выявления причинно-следственных связей в природе.

Метапредметные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии                                                                   -активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
3.Формирование УУД:

Личностные УУД:

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к природе малой родины;

- осознание ответственности человека за сохранение природы;

Смыслообразование:

- мотивация краеведческой деятельности (социальная, познавательная и внешняя);

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир.

Нравственно-этическая ориентация:

- навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Регулятивные УУД:

Целеполагание: 

- формулировать и удерживать учебную задачу;

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

 Познавательные УУД:

Общеучебные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить,  формулировать и решать проблемы;

- осознанно  строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе и исследовательского характера;

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок);

- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников;

- обработка информации (определение основной и второстепенной информации); 

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- применение и представление  информации;

Логические:

- построение рассуждения; обобщение.

 Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;  

- строить монологичное высказывание;

- слушать собеседника, вести устный  диалог.

Тема:    "Природа - великий художник!"

Цель:                                                                                                                                                                    1.Расширение и углубление знаний учащихся о природе родного края.                                                                                                                                                           2.Воспитание бережного отношения к природе своей малой родины.

Задачи:                                                                                                                                                        

  1. Знакомить детей с растительным и животным миром Петушинского района; водоемами, расположенными вокруг города Покрова.
  2. Прививать детям любовь к природе родного края, гуманное, экологически целесообразное отношение к ней; гордость за свою малую родину;
  3. Способствовать развитию любознательности и интереса к познанию родного края; расширять знания детей о растительном и животном мире Владимирской области.

Форма проведения: заочная путешествие ( мероприятие по  направлениям воспитания - патриотического, биологического.  экологического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;

Оборудование: Мультимедийная презентация; видео "Покров с высоты птичьего полета"; экологические знаки "Поведение  людей на природе", сообщения учащихся о водоемах, флоре и фауне родного края, раздаточный материал(экологические знаки); дары сосны (скипидар, хвойные эфирные масла, краска, лак, канифоль, экстракт для ванн). 

Ход занятия.

Учитель: (слайд 1)Велика наша Родина с её необъятными просторами, зелеными лесами и полями, синими реками, маленькими деревушками и большими городами. Но у каждого человека есть уголок, который кажется ему особенно близким - это край, где он родился. Для нас с вами нашей малой родиной стал город Покров Петушинского района.  Богато его историческое прошлое. Славен трудом сегодняшний день наших земляков. Наш город, поля, леса, озера и реки - тот мир, в котором нам предстоит жить; о нем надо заботиться, беречь его, благоустраивать и украшать. Очень важно хорошо знать свой край. И сегодня любимому нашему краю мы посвящаем это занятие.

Ученик:         Есть, возможно, уголок красивей,

                Есть богаче, шире есть края,

                Но из всей моей России

                Ближе к сердцу Родина моя.

Учитель: (обращаясь к ребятам) Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. ( А.Н. Островского «Гроза»).

Учитель: А вы хотите полететь? Кто из вас видел наш город с высоты птичьего  полета? Пристегните ремни. Полетели.

(Просмотр видео «Покров с высоты птичьего полета»)

Учитель: Что вы видели?(Ответы детей: Озера, деревья,лес, облака…)                            Учитель: Как все это можно назвать одним словом? (Природа)

Посмотри мой юный друг!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса.

Гром, туманы и роса.

Человек и время года

Это все вокруг – природа.

Природу любят практически все, но бережно, внимательно относится к ней, могут далеко не все.

Общение с природой, бережное отношение к ней, её сохранение для  следующих поколений - цель нашей сегодняшней встречи.

Помните! Нельзя защитить то, чего не любишь,  Нельзя любить то, чего не знаешь.

Учитель: А вы любите природу? А знаете ли вы её?  

Викторина « Знаешь ли ты свою малую Родину?»

  1. Какая большая река протекает по территории Петушинского района?
  2. Сколько озер находится вблизи города?  
  3. Назовите соседние населенные пункты  нашего города.
  4. На какой форме рельефа находится  Петушинский район?
  5. Как называется ближайшее к нашему населенному пункту озеро?  (Черное озеро)
  6. Какими полезными ископаемыми богат наш район?   (глина, песок,  торф).
  7. Растение, убивающее своим названием животных наповал. (Зверобой) 

Учитель: На территории Владимирской области насчитывается около 300 озер. Но в основном они мелкие, бессточные. Общая площадь озер – 5 тысяч га.                           Вокруг нашего города тоже есть озера. (Мини проекты учащихся)                             Ученики  по одному выходят к доске и представляют свои сообщения.

1 Ученик: (Слайд 2) Черное озеро - озеро в двух километрах от города Покрова. Прежде называлось Ланским или Ланковским Площадь водного зеркала 30 га, что на один гектар больше, чем площадь соседнего Введенского озера. Берега водоёма — частью заболоченные, частью песчаные и поросшие сосновым лесом.

На востоке, возле полуострова округлой формы, из Чёрного озера вытекает река Шитка, что впадает в реку Вольгу. 

В 1863 г. озеро уже именуется Чёрным, о чём есть запись в «Списках населенных местностей Российской империи». Происхождение этого названия объясняют, по меньшей мере, двояко. Согласно преданию, во времена Смуты (Сму́тное вре́мя — обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.) на острове укрылись окрестные жители, но подошедший польский отряд кого зарубил, кого утопил, а сосновый бор вкруг озера сжёг. Чёрное пепелище и определило название водоёма, равно как и острова: Чёрный остров.

Согласно другой версии, вода Чёрного озера окрашена гумусовыми кислотами и оттого темна.

2 Ученик:

Введенское озеро-  озеро в четырёх километрах от города Покрова. Прежде было известно как Вятское. Существует две версии о происхождении этого названия: согласно первой, имя озера связано с жившими здесь переселенцами из земли вятичей, согласно же второй, оно является подвергшимся изменению более ранним названием Вязкое, связанным с илистостью прибрежного дна. В «Статистическом описании Покровской округи, составленном в 1815 году» озеро называется Вятерево. Современное название за водоёмом закрепилось уже в советские времена.

Площадь водного зеркала Введенского озера теперь определяют в 29 га. На озере, близ его восточного берега, есть «небольшой остров, на нем построена Введенская пустынь».

Берега озера болотистые и местами песчаные, с запада и юга поросшие сосновым лесом. На восточном берегу расположен посёлок Введенский, от которого идёт шоссе к Покрову. Свято-Введенский Островной монастырь, связанный с посёлком двумя мостами, основан в 1708 г., тогда — как мужской. До появления монахов на острове, тот был совершенно пуст и добраться до него можно было лишь лодкою.

Озеро Белое, мимо которого проходит дорога из посёлка Введенского в Покров, значительно меньше Введенского озера и занимает по площади 2 га.

Учитель: Если окинуть нашу область сверху, можно увидеть почти сплошной ковер растительности. Он соткан более чем из 1000 видов растений.

3 ученик:(Слайд 3) Я хочу рассказать о хвойном дереве - сосне.                                                            В нашем районе много сосновых лесов. Сосна имеет большое значение для природы и хозяйственной деятельности человека.                                                                Сосна особенно целебна. Недаром многие дома отдыха санатории, лагеря размещены именно в сосновых борах. Сосна - крепкое дерево, она достигает в высоту до 30  метров. Если её поранить, начинает вытекать живица (смола) - сырье для производства скипидара, эфирных масел, красок, лаков, канифоли, которая используется для изготовления кинопленок, склеивания тонких металлических пленок и т.д. Смола содержит витамин  С , её перемалывают в муку и используют на корм скоту. Хвоя используется при изготовлении хвойных экстрактов для ванн.

( Ученик обращает внимание ребят на стол, на котором находятся скипидар, хвойные эфирные масла, краска, лак, канифоль, экстракт для ванн).   

Воздух вблизи сосновой посадки особенно чист, так как хвоя выделяет фитонциды - особые летучие вещества, которые способны убивать многие болезнетворные бактерии, микробы и вредные грибы.                                                                              Страдает сосна накануне новогодних праздников, когда начинается массовая вырубка.

Во многих странах мира, в том числе и у нас, люди приобретают синтетические елки, которые выглядят не хуже настоящих. Это помогает сохранить тысячи лесных красавиц.                                                                                                                                    В сухих сосновых борах растут лишайники, кошачья лапка, ястребинка волосистая, вереск. 

4 Ученик: Ель занимает лишь 6% леса. (Слайд 4,5)

Широко распространены смешанные леса. Ель, сосна, береза, осина, дуб, липа, клен, вяз, ясень. 

Осина выделяется колоновидным  стволом, достигающим 35 м высоты и 1 м в диаметре.

Живёт 80—90, редко до 150 лет. Растёт очень быстро.

Корневая система располагается глубоко под землёй.

Кора молодых деревьев гладкая, светло-зелёная или зеленовато-серая, ближе к корню с возрастом растрескивается и темнеет. Древесина белая с зеленоватым оттенком.

Черешки листьев сплюснуты с боков в верхней части, длинные, поэтому листья легко колеблются при движении воздуха. Осенью листья окрашиваются в различные тона — от золотистых до красных

Лечебные свойства

Осина обладает противомикробным, противовоспалительным, противокашлевым, желчегонным действием.

5 Ученик: С осиной  связаны такие легенды.

В христианской мифологии осиновые листья до сих пор дрожат от ужаса, вспоминая о Распятии. Считалось, что Крест Господень был сделан из осины, и «с тех пор ветви этого дерева охвачены страхом и беспрестанно дрожат». Однако на самом деле осина не произрастает в Палестине. Трепет осиновых листьев в русской традиции связывается с другим эпизодом Нового Завета — самоубийством Иуды Искариота. Осину народ считает проклятым деревом за то, что на нём, по преданию, удавился Иуда Предатель.

Фактически же довольно широкий осиновый лист от природы имеет очень тонкий и гибкий черенок, неспособный удержать его прямо — вот почему осиновая листва чрезвычайно чувствительна даже к самому лёгкому ветерку. Имеется предположение, что это связано с тем, что осина, в связи с быстрым ростом, не успевает нарастить достаточно большую толщину и крепость основного ствола, в то время как общая площадь листьев достигает довольно больших размеров. Поэтому на сильном ветру растение с плотно прижатыми к стеблям листьями постоянно бы теряло их (листья осины держатся на длинных довольно свободных черешках); а негнущийся ствол сломался бы (ствол осины чрезвычайно гибок).

6 Ученик: (Слайд 6)В подлеске встречаются: рябина, орешник, можжевельник, крушина ломкая, жимолость лесная, ландыши, вейник наземный,  папоротник-орляк.

Своё название этот папоротник получил оттого, что сосудистые пучки в корневище расположены таким образом, что на поперечном разрезе представляют некоторое подобие государственного орла (отсюда название нем.  Иногда же сосудистые пучки на поперечном разрезе представляют как бы инициалы имени Иисуса Христа (IC), почему Орляк называют также Иисусовой травой.

В КитаеКорееЯпонии и России молодые ещё не развернувшиеся листья и побеги орляка — так называемые улитки — используют в пищу наподобие спаржи или маслин в европейских странах, впрок заготовляют в маринованном виде. В Приморском и Камчатском краях осуществляется их сбор для экспорта в Японию и Китай.

Японские сладости «вараби-моти» (пирожки с начинкой) готовятся из папоротникового крахмала.

С орляком готовят корейские оладьи чон.

Настой корневища употребляется в народной медицине как противоглистное средство, для лечения рахита у детей.

Корневища содержат до 46 % крахмала, используются для приготовления клея, в пивоварении; поедаются кабанами и свиньями

6 Ученик: (Слайд 7) Землю покрывают, брусника, черника, земляника лесная.  На болоте растет  морошка, клюква.

7 Ученик: (Слайд 8) Среди обширный лесов встречаются участки болот: мхи, лишайники, клюква, багульник.  Другие названия: клоповниклесной розмаринбагун. Листья и ветви багульника издают резкий одурманивающий запах, что объясняется содержанием в растении эфирного масла , которое обладает ядовитыми, поражающими нервную систему свойствами и вызывает головокружение, головную боль, тошноту, рвоту, иногда и потерю сознания.                                                                                                                             Где используется багульник? Вместе с дёгтем эфирное масло багульника может применяться при обработке кож, его можно использовать в мыловарении и парфюмерии, а также в текстильной промышленности в качестве закрепителя.                                                                                                      Запах свежих листьев и ветвей багульника отпугивает кровососущих насекомых, предохраняет меха и шерсть отмоли.

Подбел.  Русское название растение получило из-за белой окраски нижней стороны листа. Подбел — ядовитое растение, 

Учитель: Интересен и разнообразен животный мир нашего края. Зарегистрировано 56 видов млекопитающих, 240 видов птиц, 5 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных и 34 вида рыб.                                                                                             Животные:                                                                                                                                                8 Ученик: (Слайд 9) Из Сибири вслед за хвойной растительностью к нам пришли: лось, заяц – беляк, белка – летяга, рябчик и др.                                                                                   Вырубка лесов, расширение пашен и лугов повлекли за собой появление представителей степной фауны: заяц – русак, хомяк, полевая мышь, серая куропатка, перепел, жаворонок, грач.                                                                                    Глубоко в лесу могут встречаться волчьи семьи. На поле выходит охотиться за мышами лисица. Повсеместно встречаются крот, еж, ласка, зайцы.                                           В конце 30-х – начале 40-х годов в области были расселены кабаны.                              Типичным обитателем наших лесов является белка. Главная ее пища – семена шишек, желуди, грибы, птичьи яйца.

9 Ученик: Самый крупный грызун – речной бобр. Бобры живут в норах – хатках по берегам водоемов. Взрослые бобры весят 20-30 килограммов при длине 120см. Бобры - отличные пловцы. Норы выкапывают в крутых берегах. Прославились бобры и тем, что перегораживают плотиной ручьи, поддерживают уровень воды, регулируют уровень грунтовых вод, даже местами способствуют заболачиванию местности, строят недоступные для врагов хатки-островки. Для строительства и питания бобры используют ольху и осину, которая растет по берегам. Деревья они валят, перегрызая ствол. В 19 веке бобры чуть не погибли из-за моды на шикарный мех. Спасло их то, что мода быстро прошла, и были приняты законы об охране животных. Бобры начали быстро плодиться, в некоторых местах превратились в настоящих вредителей.

10 ученик: В пойменных озерах Оки и Клязьмы обитает древнее животное - выхухоль-   близкий родственник крота.        Русская выхухоль — относительно крупный зверь: тело длиной 18—22 см, хвост — такой же, масса до 520 г. Хвост покрыт роговыми чешуйками, а вдоль верха его ещё и жёсткими волосами, образующими киль. У самого основания хвост как бы перетянут. Носовые отверстия также замыкаются при помощи особого клапана в носовой полости.  На теле растут чувствительные волоски. Конечности довольно короткие, 5-палые, задние стопы крупнее и шире передних. Пальцы до когтей объединены плавательной перепонкой. Когти хорошо развиты, длинные, слабо изогнутые. По краям всех лап идёт кайма из жёстких щетинистых волос, которая увеличивает плавательную поверхность лап.                                                                                                                    Мех у выхухоли густой, бархатистый, очень прочный, волоски меха устроены не как у других животных: к верху они расширяются, а к корню сужаются. Окраска спины серовато- или тёмно-коричневая, брюшка — серебристо-серая или серебристо-белая.  Летом выхухоли живут поодиночке, парами или семьями, а зимой в одной норе могут жить до 12—13 зверьков разного пола и возраста.

Учитель: проводит Викторину «О страшных, храбрых и не очень»

  • 1. Как и в чем помогает белке её хвост?( Для украшения, для полетов)
  • 2. Какого зверя и птиц боится белка? (куницу)
  • 3. У каких зверей наших лесов есть рога и копыта? А у кого - только копыта? 
  • 4. На кого похожи волчата?
  • 5. Можно ли по следу на снегу сказать, сколько пробежало волков?
  • 6. Почему заяц спит с открытыми глазами? (У него нет век)
  • 7. Правду ли говорят, что заяц трусливый?
  •  8. Как хвост помогает лисе убежать от охотников?
  • 9. Говорят, что медведь в берлоге сосет лапу. А как вы думаете? 
    (Нет, медведь не сосёт лапу. Это только говорится так. На самом деле мишки просто лапу свою держат возле пасти потому, что собственное дыхание согревает лапу. У медведей шерсти на лапе нет и поэтому это место как раз и мёрзнет во время спячки. Вот природа так умно и придумала, чтобы мишка спал и дыханием лапы грел).

Учитель: Из 240 видов птиц, которые встречаются у нас в области, только 50 видов оседлые. Остальные перелетные или кочующие.

11 ученик: (Слайд 10)Из северной тайги к нам прилетают зимовать снегирь, чечетка, свиристель.  Но птенцов они выводят в тайге или в лесотундре.

Постоянно обитают воробьи, рябчики, глухари, синицы, тетерева, голуби, вороны, галки, сороки, дятлы, поползни.

( Слайд 11) Из перелетных птиц, которые на зиму улетают в теплые края, у нас водятся жаворонки, скворцы, зяблики, чибисы, дрозды, пеночки, стрижи, утки, гуси, бекасы, ласточки, кукушки, соловьи,  мухоловки, козодои  и др.                                                  

12 Ученик: (Слайд 12) Соловьи.    В  густых  зарослях, начиная с мая, можно слышать самое красивое и разнообразное птичье пение. Из одного куста раздается звонкое пощелкивание, в другом звучит неповторимая трель. Откуда-то доносятся посвисты. Кто это? Это поют соловьи. В мае они поют и днем, и ночью, и утром, и вечером.                                                                                                                                          Во время пения соловей расправляет крылья и кланяется,  то,  прижимаясь к ветке, то, выпрямляясь, и клюв его то открывается, то закрывается, но соловей может петь и с закрытым клювом. В особенно сильных местах он откидывается назад, клюв его широко открывается, и он испускает неожиданно пронзительную и длинную ноту. Гнезда свои соловьи строят прямо на земле или очень не высоко на ветвях. Соловей - лучший певец наших мест - маленькая, скромно окрашенная птичка.

Учитель: Викторина «О пернатых».

  • Кто из птиц делает запасы на зиму? (Сойка, сова, поползень).
  • Какие птицы ночуют, зарывшись в снегу?( тетерев, рябчик, глухарь)
  • Кто из птиц не высиживает птенцов сам? (кукушка)
  • Какие птицы едят грибы? (глухари, кукушки)
  • Какая птица на зиму белеет? (белая куропатка)
  • Какие птицы выводят птенцов в лютые морозы?   (клест)                                            Насекомые.

Учитель: В нашем крае большое разнообразие насекомых.

12 ученик:  (Слайд 13) Бабочки - нарядные красавицы. Гусеницы растут и превращаются в куколки. Так они спят долго и при этом ничего не едят. Но пройдет время, и из них появятся прекрасные взрослые бабочки. Будут порхать над цветами 
Стрекозы 
Стрекозы очень привлекательны на вид. У них тонкие прозрачные крылья. Но в действительности это очень прожорливые хищные животные. Для человека полезны, так как истребляют большое количество комаров, мошек и других насекомых. 
Кузнечик 
А вы слышали, как стрекочет кузнечик? Вроде бы не пение, а хочется остановиться и послушать. Это трутся его надкрылья. У кузнечика уши не на голове, а на передних ногах. Чаще стрекочет только самец. Есть конечно и поющие самки, но их мало. 
Божья коровка 
Этот маленький жучок лечит растения. Он поедает тлю – злейшего врага деревьев и кустарников. Божья коровка – желанный гость растений. Словно лесной доктор Айболит, она приходит на выручку каждому, кому необходима помощь.
 
Муравьи 
Муравьи трудятся от восхода до заката. У каждого свое дело есть. Рабочие добывают пищу и строят муравейник. Солдаты охраняют дом от врагов, а няньки ухаживают за личинками. При помощи усиков по пахучим следам на тропинках муравьи находят дорогу домой. 
Пчела 
Каждая пчела, прежде чем улететь, старается точным образом запомнить место. Поэтому она внимательно оглядывается по сторонам. Затем отлетает немного, и, сделав несколько кругов вокруг улья, быстро улетает.
 

Учитель: И растительный и животный мир нуждается в нашей защите. Многие растения и животные нашего края занесены в Красную книгу. Это серый журавль, филин, бурый медведь, выхухоль русская, дикая орхидея "Венерин башмачок", прострел (сон-трава).

Скоро начнутся летние каникулы. Вы часто будете отдыхать на озере, за городом  на природе.  А знаете ли вы правила поведения в природе?  

Работа над правилами поведения природы. (Слайд 14)

Учитель: Посмотрите на знаки - это правила поведения в природе. Давайте расскажем с их помощью, как надо себя вести в природе. ( На доске размещены знаки-правила поведения на природе).                                                                                     Итог занятия.

Учитель: Пора подвести итог нашего занятия. Вспомните, где мы побывали? (ответы детей).

Что вы узнали о нашем крае?

 Учитель: Ребята, у вас на столах лежит текст неоконченного рассказа о нашем путешествии. Вставьте вместо многоточия прилагательные, чтобы этот рассказ выражал ваши впечатления от  путешествия в природу родного края. (Работа в статичных парах).

«Полет над окрестностями города».

 В один ... день мы решили попутешествовать по родному краю. И стали заранее к этому готовиться.  ...  утром вылетели на ...    самолете. Пролетая на лесом, мы увидели ....  деревьев. Это были .... дуб,  ... сосна,    ....ель,  .... осина и другие. В лесу росла .... земляника,  .... черника. На болоте краснела .... клюква. Пролетая над лугом, мы увидели  много ... цветов, над ними порхали ...    бабочки, носился .   .. запах. Мы слушали пение ... птиц. Нам долго не забыть этого .. .    путешествия.

Учитель: Зачитайте свой рассказ. (1 - 2 зачитывания).

Учитель: Учитель просит всех участников путешествия прикрепить свои рассказы на доску "Отзывов о путешествии".

Учитель: Я хочу, чтобы каждый из вас вынес из нашей встречи звучащие голоса птиц, шорохи леса, шелест листьев, прозрачность лесного воздуха. Вынес и берег эти чудеса, именуемые Природой.

Список используемых материалов.

  1. Колосова Лидия Борисовна. Статьи на официальном сервере города Покрова.
  2.  Свято-Введенская островная пустынь. К 300-летию со дня основания. Под общей редакцией протоиерея Сергия Маратканова.
  3. wikipedia.org/wiki
  4. http://www.topguns.ru/birds
  5. http://www.zooclub.ru/voice/index4.shtml
  6. "Мир растений и животных Владимирского края" http://www.town33.ru/

  7. "Животные Владимирской области",            http://www.protown.ru/russia/obl/articles/3819.html

      8.http://www.petushki.33rus.ru/








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс

Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечествен­ной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды  героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными ...

Методическая разработка по программе Б. М. Неменского «Каждый народ художник», 4 класс, раздел «Европейские города средневековья».Тама урока: «Витражи в готических соборах»,

Следующий урок из цикла "Витражи" раскрывает тему через исторический готический витраж. Эпоха средневековой готики явилась эпохой расцвета витражного искусства.Презентация - исторический экс...

 Методическая разработка интегрированного урока в 4 классе «Образ зимы в творчестве поэтов, композиторов, художников»

Урок закрепляет тему, где рассматривается связь музыки, поэзии и изобразительного искусства, и какое значение эти виды искусства оказывают друг на друга. Опираясь на полученные ранее знания, учащиеся...

Методическая разработка. Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: "Художник в цирке", 3 класс.

Урок-путешествие в мир цирка.Раскрытие роли художника в создании циркового представления. Знакомство с цирковыми профессиями.Ознакомление с рисованием фигуры человека от пятна....

Методическая разработка воспитательного мероприятия патриотической направленности, посвященная 75-летию Победы. Урок мужества «Великая война – великая Победа»

Данное мероприятие позволит привлечь внимание младших школьников к событиям Великой Отечественной войны.В ходе реализации мероприятия у детей формируются представления о воинах, защищавших свою Родину...

Методическая разработка: "Детям Великой отечественной войны посвящается" (занятие о военных подвигах детей в годы ВОВ)

Занятие подходит как для внеурочного мроприятия по патриотическому воспитанию, так и для урока, посвященному ВОВ.Представляет собой презентацию с кратким описанием наиболее известных подвигов детей...