Проектно-исследовательская деятельность по кубановедению в работе с младшими школьниками
методическая разработка по теме

Марченко Ирина Юрьевна

Описание опыта работы над проектами по предмету "кубановедение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_po_kubanovedeniyu.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность по кубановедению в работе с младшими школьниками.


 «Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!»

Проектная деятельность при изучении кубановедения используется как  на уроках, так и во внеурочной деятельности и служит в   помощь учителю. Дети любят что-то делать своими руками и демонстрировать конечный результат окружающим. Это способ самовыражения детей. При этом решаются очень многие учебные задачи, имеющие исследовательскую, организационную, конструкторскую и технологическую направленность.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Проект - буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

Исследовательская, проектная практика ребенка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности.

Дети с удовольствием выбирают тематику творческих работ собирают и обобщают материал, но при этом в своих работах ребята используют различные формы и методы: электронные носители, работа в Интернете, поисковая, исследовательская, работа с архивными материалами, работа с наглядными пособиями.

Задачи проектной и исследовательской деятельности:

Образовательная: 

  • активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы;
  • систематизация знаний;
  • знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: 

  • развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы;  
  • отбирать и систематизировать материал, реферировать его;
  • использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.

Воспитательная: 

  • создание продукта, востребованного другими.

В организации проектной работы на уроках кубановедения можно выделить несколько этапов, каждый из которых имеет определенные задачи:

1.    Определение темы, уточнение целей исходного положения, выбор рабочей группы.         Тема проекта определяется учителем, предпочтение отдаётся тем темам, на которые выделяется большее количество часов в соответствии с календарно-тематическим планированием, на те темы, которые логично интегрируются с предметами смежных курсов, которые интересны учащимся, соответствуют их возрасту, особенностям класса. Важно, чтобы необходимость создания данного проекта была принята самими детьми.

Так, при изучении  во 2 классе темы по кубановедению «Красная книга Краснодарского края» у моих учеников возник вопрос:

- А какие животные и растения в нашем крае находятся на грани исчезновения или уже исчезли? Таким образом,  у нас возникла тема исследовательского проекта: «Красная книга Кубани».

На уроке кубановедения по теме «Водоемы моей местности» неожиданно возник вопрос у любознательного ученика:

- Правда ли, что территория Краснодарского края (Кубани) когда-то была дном огромного океана?
Это и был 1 этап: Определение потребностей и краткая формулировка задачи, выделение проблемы. На этом этапе  создана проблемная ситуация, из которой и появилась тема  исследования.

Такие проекты, предложенные самими детьми более успешны в реализации. Поскольку они не навязаны учителем, а идут от желания самих детей получить новые знания по данной теме.

2.    Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде. На данном этапе важную роль играет распределение детей по группам или индивидуальная работа.

3.   Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. На данном этапе, который может длиться от нескольких дней до нескольких недель,  школьники собирают и уточняют информацию, собранную ими по теме проекта.

Поиск информации можно разделить на такие структурные этапы:

  1. Место поиска (Где искать?).
  2. Тема поиска.
  3. Последовательность приоритетов: интернет, энциклопедии, библиотека, книжный магазин, родители.

Алгоритм поиска информации учащегося начальной школы выглядит следующим образом:

- знать тему поиска (что ты хочешь найти?);

- обратиться к классическим источникам информации – энциклопедиям и другим книгам, видеокассетам, энциклопедиям на компакт – дисках;

- поход в библиотеку (здесь информацию предложат в доступной форме и в небольшом объёме);

- если не получил нужной информации в библиотеке, можно использовать интернет, рассказы взрослых, экскурсии.

Особое внимание уделяю уже имеющимся знаниям, которые получены младшими школьниками в процессе их жизненного опыта. Такие знания позволяют более глубоко осознать суть изучаемой проблемы.

4.  Выполнение проекта. Этот этап связан с практической деятельностью учащихся, содержание которой связано с получением конкретного продукта деятельности, непосредственно связанной с темой проекта.

Например, работая по теме «Охрана водоёмов Краснодарского края», учащиеся создают модель очистного сооружения, проект «Город моей мечты» - модель отдельных зданий, сооружений, которые ребята хотели бы видеть в  нашем городе в будущем, проект «Лекарственные растения Краснодарского края» - создание мини-энциклопедии лекарственных растений своей местности и т.д. На данный этап отводится от 3-5 дней до двух недель. При этом практическая работа учащихся не ограничивается уроками кубановедения, её можно логично интегрировать с уроками технологии, изобразительного искусства и др.

5. Анализ выполнения проекта и достигнутых целей.

Информацию собранную учащимися по теме, можно использовать в дальнейшем, при объяснении нового материала, уроках по закреплению изученного. Такая наглядность более интересна учащимся, ведь они её сделали сами.

6. Объяснение полученных результатов. Этот этап работы не виден ученикам, это работа учителя по сопоставлению тех целей, которые он ставил на первом этапе работы, с результатами, полученными в итоге.

Что дает работа над проектом?

  • дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
  • приносят в класс литературу, анализируют статьи;
  • делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;
  • посещают местные предприятия;
  • совершают учебные экскурсии по родному краю;
  • посещают музеи и другие учреждения культуры;
  • проводят экологический мониторинг;
  • занимаются краеведческой работой

На основе полученной информации:

  • составляют списки, отчеты;
  • выпускают разовые или периодические бюллетени;
  • выступают перед учениками своего класса или школы;
  • пишут рефераты;
  • пишут заметки в местные газеты;
  • фотографируют.

Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:

  • Расширять кругозор в интересующих их областях знаний
  • Находить источник информации;
  • Извлекать информацию, относящуюся к теме;
  • Планировать работу над проектами;
  • Сотрудничать друг с другом;
  • Доводить начатое дело до конца

      Конечный результат - защита исследовательских работ и проектов на школьной и районной конференции научно-исследовательских работ и проектов младших школьников «Я- исследователь».

Защищая свои исследовательские работы, ученики приобретают опыт публичных выступлений, слушают своих сверстников – всё это активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.

      Таким образом, проектно-исследовательская деятельность по кубановедению позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и даёт им возможность приложить свои знания, приобщает к культуре, истории, традициям родного края, воспитывает неравнодушных граждан нашей малой родины.

   Примерная тематика тем для проектной и исследовательской деятельности.

       При прохождении курса «Кубановедение» в начальной школе может быть организованна проектная и исследовательская деятельность по следующим темам:

проекты: «История моей улицы»; «Улица моего детства»; «Мое генеалогическое древо»; «Моя фамилия»; «Любимый семейный праздник»; «Отношения в семье»; «Обязанности членов семьи»; «Мы приглашаем гостей»; «Мы идем в гости»; «История школы, в которой я учусь»; «Что я могу сделать с мусором?».

исследовательские работы: «Проблемы воды в моем городе»; «Разнообразие водоемов родного края»; «Экологические проблемы водоемов»;  «Воздух. Проблемы воздуха в родном крае (городе, селе)»; «Кто работает на родной земле?»; «Мир растений родного края»; «Мир животных родного края»; «Современные экологические проблемы моего города»; «По страницам Красной книги»; «История моего города (села, деревни)» и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль проектно - исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников

Проектно – исследовательская  деятельность - это самостоятельный поиск  знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При  такой работе...

Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Реазизация технологии проектно-исследовательской деятельности во 2-м классе. Описание собственного опыта....

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

«Организация деятельности учителя-логопеда в работе с младшими школьниками»

Задачи:• Познакомить с организацией деятельности учителя-логопеда на школьном логопедическом  пункте.•Рассмотреть проблемы, которые возникают у учащихся с  речевыми нарушниями.• Определить р...

«Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»

Рассказ о работе над коллективным творческим проектом "Храмовое зодчество Смоленщины"....