Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Попова Елена Васильевна

Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:

·         Федеральный закон от 10 июля 1992 года N 3266-1 “Об образовании”;

·         Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”;

·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373).

 Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО.  К программе прилагаются разработанные методики оценки творческой и исполнительской активности, система самооценки учащегося, критерии оценки достижений учащихся - портфолио, теоретические основы проектной деятельности и критерии её оценивания, методические рекомендации по исследовательской работе в начальной школе, работы учащихся и методические разработки.

В программе реализуются следующие направления: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.

Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь    к  родному  краю,   знание    его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_kraevedeniyu_moya_malaya_rodina_2_klass.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Лицей № 27

РАССМОТРЕНО:            СОГЛАСОВАНО:                  УТВЕРЖДАЮ:

МО учителей нач.классов     Зам.дир. по УВР по нач школе     Директор МАОУ лицей №27

_________ Цыдыпова С.Ж.   _____________ Ванзатова Б.Р.     ____________ Асанова Л.А.  

«     » _________ 20____ г.         «     » _________ 20____ г.        «     » _________ 20____ г.

Приказ №  _________  от «    » _______________ 2014 г.

Рабочая программа

По курсу «Моя малая Родина» во 2 классе

на 2014 – 2015 учебный год

34 часа (1 час в неделю)

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта по краеведению и государственной программы по краеведению во 2 классе

Учитель: Попова Елена Васильевна

Стаж: 15 лет; категория: первая.

Год аттестации: 2014.

Г. Улан – Удэ

2014г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373).

 Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО.  К программе прилагаются разработанные методики оценки творческой и исполнительской активности, система самооценки учащегося, критерии оценки достижений учащихся - портфолио, теоретические основы проектной деятельности и критерии её оценивания, методические рекомендации по исследовательской работе в начальной школе, работы учащихся и методические разработки.

В программе реализуются следующие направления: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.

Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь    к  родному  краю,   знание    его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности по историческому краеведению обусловлена следующими факторами:

  • недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению города Спасска и Спасского района для учащихся начальной школы;
  • не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой Родины и её природы (нецелесообразно ограничиваться рассказом, беседой, показом, “разовыми” экскурсиями в музей и заповедник);
  • недостаточно скоординирована совместная историко-краеведческая деятельность школы с музеями, библиотеками, заповедником и другими организациями города.

Город Улан – Удэ, Железнодорожный район, республика Бурятия богаты рекреационными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природными и географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы. В нашем городе существуют реальные возможности планировать и проводить совместные мероприятия по истории и краеведению в содружестве школы и таких организаций, как городской краеведческий, библиотеки города.

Данная рабочая программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения.

Цели реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

  • формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, республики, страны;
  • прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
  • способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
  • расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

Воспитательные:

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города;
  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:

  • Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
  • Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
  • Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;
  • Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;
  • Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;
  • Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.
  • Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся.

Для реализации программы предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсияпрезентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, составление и разгадывание кроссвордов.

Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества). Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

Достижение всех трех уровней результатов деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
  • формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в урочной и  внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
  • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и республики.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
  • выражать речь в устной и письменной форме;
  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

1 уровень:

  • оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый “портфель достижений” обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы;
  • создание исследовательских мини – проектов совместно с учащимися;

2 уровень:

  • оценка достижений обучающихся (портфолио);
  • создание и защита собственных проектов;
  • создание и защита презентаций – представлений по изученной теме;

                   Содержание программы

      Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

     

1. Введение (1час)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения республики. Вклад выдающихся ученых в исследования республики.

Раздел I: «Я и моя семья» (8 часов)

Перед первым занятием даем учащимся выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие. Дети либо устно рассказывают об этом, либо могут попытаться нарисовать своих близких дома или на работе. Далее выясняем, кто у них из родных воевал, какие имеет награды. Можно пригласить кого– либо из семей для беседы или небольшого рассказа “Моя родословная”.

Профессии в моей семье. Традиции моей семьи.

Раздел II: «Я и мой посёлок» (7 часов)

Занятие проводится на основе рассказов учащихся о своем доме, о его отличительных чертах, достоинствах и недостатках. Данные выступления на усмотрение учителя могут сопровождаться рисунками ребят, выполненных в реалистичном или сказочном преставлении (зависит от фантазии учеников).

На усмотрение преподавателя и учащихся выбираются несколько улиц. По выбранным объектам проводится экскурсия, в ходе которой учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты на улице, интересные люди, проживающие на улице, мемориальные доски.

Попутно могут решаться задачи обучения правилам поведения вне дома.

В самых простых формах учащиеся знакомятся с традициями, историей лицея, выпускниками, которыми гордится лицей.

Бережное отношение к школьному имуществу.

1. Экскурсия – прогулка.

Обращается внимание на название посёлка, историю его названия, его размеры, значение.

2. Интересные природные, архитектурные объекты в сопоставлении – старое и новое. Изменения, происходящие на их глазах, стройки, разрушения.

Раздел III: «Я и мой город» (10 часов)

В результате прохождения раздела  учащиеся должны понять, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого. Важно, чтобы с занятий дети вынесли практическое желание сделать что– либо для того, чтобы их город стал еще краше.

Творческая работа ребят по созданию символа (герба) своего города. Знакомство с вопросом “Как мы узнаем о прошлом?”. Подчеркивание необходимости беречь старинные здания, другие памятники истории и культуры.

Раздел IV: «Моя малая Родина» (8 часов)

На занятиях рассматривается название нашей республики, её размеры, историческая роль. Следует обратить внимание на то, что не все дети различают понятия «республика» и «город». Целесообразно использовать впечатления детей, которые с родителями бывали в других городах страны. Это позволит постепенно расширить круг представлений о Родине. Даётся понятие о своёй республике  как составной части Родины. Изучается символика нашей  республики. Конкурс рисунков «Моя малая родина».


ТЕМАТИЧЕСКОЕ    ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока по плану

Дата

Тема уроков

Цели уроков

Универсальные учебные действия

УУД

Характеристика деятельности ученика

Домашнее задание

1.

Введение

Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна.

Бурятия на карте России. Представление о Бурятии как части России. Этимология слова «Бурятия» , родственные слова к слову  «Бурятия»

  1. находить на карте России Бурятию, местоположение Улан – Удэ;
  2. называть с опорой на карту «соседей» республики близлежащие крупные города России;
  3. определять  месторасположение городов Бурятии на карте республики.

Работа по карте. Входная диагностика умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  осуществлять поиск и выбор эффективных средств её осуществления.

Раздел I: «Я и моя семья» (8 часов)

2.

Профессии в моей семье

Рассказы учащихся о том, где трудятся их родители.

Рисование на тему «Моя мама (папа) на работе.

3.

Семейный архив

Знакомство с  семейными  реликвиями /открытки, фотографии и т.д./.

Организация выставки семейных реликвий /открытки, фотографии и т.д./

4.

Жизнь каждого члена семьи. 

Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».

Рассказ учащихся о составе семьи, каждом её члене и обязанностях каждого в доме..

5.

Отношения в семье. 

Этика и психология семейных взаимоотношений в русских и бурятских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.

Рассказ учащихся о взаимоотношениях между членами в семье.

6.

Моя родословная. 

Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.

Составление родословного древа (работа вместе с родителями).

7.

Я и мое имя. 

Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины.

Игры с использованием имен.

8-9.

Защита проекта.

Защита учащимися своих проектов.

Раздел II: «Я и мой посёлок» (7 часов)

10.

Мой дом.

Экскурсия по посёлку.

Объяснение названий улиц в посёлке.

Рассказы  учащихся о своем доме, о его отличительных чертах, достоинствах и недостатках могут сопровождаться рисунками ребят, выполненных в реалистичном или сказочном преставлении (зависит от фантазии учеников).

11.

Моя улица.

Названия улиц по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к лицею. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.

Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе.

12.

Мой лицей.

В самых простых формах учащиеся знакомятся с традициями, историей лицея, выпускниками, которыми гордится лицей.

В самых простых формах учащиеся знакомятся с традициями, историей лицея, выпускниками, которыми гордится лицей.

13.

Мой посёлок.

Экскурсия – прогулка.

Экскурсия по посёлку.

14.

Что я знаю о Восточном.

Название посёлка, история его названия, его размеры, значение.

Сообщения учащимися о прошлом посёлка.

15-16.

Защита проекта.

Подготовка выставки «Мой посёлок».

Раздел III: «Я и мой город» (10 часов)

15.

Река, давшая жизнь городу.

Уда  в истории города. Современное состояние реки.  Экология.

16.

История имени города.

История имени города, представление о территории города.

17.

Страницы истории Улан – Удэ.

Представление об истории возникновения города.

18.

Современный Улан – Удэ.

Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города.

19-20.

Достопримечательности  города.

Беседа о достопримечательностях города: памятниках, парках,  площадях, исторических местах.

Игра – путешествие «Достопримечательности Улан – Удэ».

21.

Город на карте России.

Физико-географическая характеристика города. Географическое положение. Климат.

22.

Символы нашего города.

Знакомство с символикой нашего города.

23-24.

Защита проекта.

Защита проекта «Будущее моего города».

Раздел IV: «Моя малая Родина» (8 часов).

25.

Бурятская земля.

Физико-географическая характеристика республики. Географическое положение. Климат.

Работа с картой России.

26.

Государственная символика республики.

Знакомство с символикой нашей республики.

Рисование символов республики.

27.

Водоёмы Бурятии.

Название водоёмов республики. Географическое местоположение. Экология.

Доклады учащихся о реках и озёрах Бурятии.

28.

Жемчужина республики.

Географическое местоположение. Экология. Растительный и животный мир.

29.

Растительный мир Бурятии.

Растительный и животный мир.

– Внутренние воды (реки, озера, пруды, подземные воды), их практическое значение;

– объекты природы своей области;

– памятники природы района;

– охранять природу – значит охранять Родину.

30.

Животный мир Бурятии.

31.

Красная книга Республики Бурятии.

Обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.

Творческая работа учащихся – создание Красной книги.

32.

Заповедники Бурятии.

Название заповедников республики. Географическое местоположение.

33-34.

Защита проекта.

Рассматривается место нашей малой родины как составной части страны, её значение.

Защита проекта «Моя Бурятия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...