Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов и эрзянского языка Кузьминой Любови Алексеевны
учебно-методический материал на тему

Кузьмина Любовь Алексеевна

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов и эрзянского языка Кузьминой Любови Алексеевны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuzmina_l.a.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

учителя начальных классов и эрзянского языка

г.о. Саранск Республики Мордовия

                                     Кузьминой Любови Алексеевны

                            «Позаботьтесь, чтобы тысячи тончайших нитей

                             связывали личность с Отечеством — это первый

                                    совет отцу, матери и педагогу».

                                                                                       В. Сухомлинский

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

         Одной из главных задач современной школы является воспитание цельной, духовно-богатой личности, адаптированной к сложностям современной жизни, где межнациональные проблемы встали в один ряд с проблемами сохранения мира и становятся едва ли не ключевой проблемой образования, если рассматривать перспективы развития гражданского общества в России.   

         Для каждого жителя России, в том числе и мордвы, должно быть важным не только сохранить культуру своего народа, но и быть «вписанным» в культуру той страны, в которой мы живём, жить в дружбе и добрососедстве с народами разных национальностей, живущих в России.

         Потребность в разрешении данной  проблемы определила выбор  педагогической темы, над которой я работаю  в течение  последних пяти  лет  «Формирование этнокультурной компетентности младших школьников в процессе изучения эрзянского языка и приобщения к национальным традициям мордовского народа»

Актуальность и перспективность опыта  обусловлена    потребностью современного общества и современной школы в формировании этнокультурной компетентности младших школьников,  повышении мотивации к учебной и внеурочной деятельности и формировании творческой личности, способной ставить перед собой целью своей деятельности развитие и процветание родного края.

          Работа по  изучению мордовского языка, истории, культуры родного края – главная, первая ступенька в воспитании национального самосознания. Надо суметь её сделать такой, чтобы она зажигала искорку в душах ребят, научила их любить родной язык, красивые традиции мордовского народа, расти настоящими патриотами своей родной земли. Задача учителя -  научить с помощью слова чувствовать истоки родной земли, душой и сердцем ощущать вечные ценности, направлять все усилия на то, чтобы никогда «не прервалась времен связующая нить.

2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

            Одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций и культуры этносов через включение этнокультурного компонента в образовательный процесс, формирование мировоззренческих качеств личности, определяющих способность ученика к самопознанию, умение определять своё место и роль в окружающем мире, в природе, государстве, патриотические качества личности, способность к толерантности. Предлагаемый опыт работы реализуется через систему уроков эрзянского языка и внедрение краеведческого материала на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, а также во внеурочной деятельности  при проведении календарных праздников, обрядов, игр, создании школьного музея этнографии, во взаимодействии с родителями учащихся, педагогами дополнительного образования.  

           3. Теоретическую основу опыта составили исследования по изучению  компетентностного подхода в обучении школьников (Агапова А.Г., Борисова П.П.,  Хуторского А.В., Шишова С.Е.); программы по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (1, 2, 3 годы обучения) Дмитриевой С.Ю., Ломакиной Л.Ф., Кочеваткиной О.В.; труды и исследования в области этнографии, истории, культуры мордовского народа Мокшина Н.Ф., Цыганкина Д.В., Лузгина А.С.;  педагогика коллективных творческих дел.

 4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

            Современное общество испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания, поэтому на своих уроках стараюсь создать условия для создания образовательной среды, обеспечивающей развитие и реализацию интеллектуальной культуры учащихся, обеспечивающей подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества.

      Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приемов и средств обучения. Добиться положительного результата при изучении мордовского языка  возможно только при условии возникновения у детей интереса к предмету. Именно интерес является стимулом обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет сделать процесс обучения привлекательным и продуктивным.

             Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ. Внедрение ИКТ на уроках эрзянского языка помогли мне реализовать идею развивающего обучения. Повысился темп урока, сократилась потеря рабочего времени до минимума, увеличился объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Урок получается более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть много нового и интересного, стать активными участниками образовательного процесса. Ведь компьютер-это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактический материал, сопровождающий урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно - коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей.

              В своей работе применяю эффективные средства активизации познавательной деятельности  учащихся:

- нетрадиционные формы уроков;

- знакомство на уроках  и во внеурочной деятельности с традициями, обычаями, с произведениями устного народного творчества мордовского народа,

- игровая деятельность;  

- создание положительных эмоциональных ситуаций;  

- работа в парах, в группах;

- проблемное обучение;

- использование на уроках  материалов    школьного музея этнографии;

- внеурочная деятельность  в этнографическом музее школы;

                Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников, формирует умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания.

5.Анализ результативности. 

       Высокий уровень этнокультурной компетентности учащихся:

    -  100%  учащихся МОУ «СОШ №22»  изучают мордовский язык (со 2 по 7 класс);

    - развитие интереса к изучению языка, культуры и истории родного края;

    - усовершенствование современных форм и методов преподавания, обновление содержания образования и учебно-методического инструментария;

    -   проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, выступления на семинарах, конференциях;

    - помощь учащихся и родителей в создании  школьного Музея этнографии;

    - развитие экскурсионной и исследовательской работы;

    -   факультативная и кружковая деятельность;

    -  победители и призёры  в творческих конкурсах и олимпиадах, смотрах художественной самодеятельности;

    -  репортажи с участием учащихся в телевизионных передачах ГТРК «Мордовия»;

    -    высокая оценка работы педагога общественностью и родителями;

      В 2012-2013 учебном году в республиканском конкурсе «Лучшая школа с этнокультурным компонентом образования» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» в номинации «Лучшая городская школа с этнокультурным (эрзянским) компонентом образования стала победителем. Школьный Музей этнографии стал победителем в республиканском конкурсе «Лучший школьный краеведческий музей» в номинации «Лучший городской школьный краеведческий музей».

      Положительная динамика качества знаний по эрзянскому языку:

2011 – 2012

уч. год

2012 – 2013

уч. год

2013 – 2014

уч. год

 

2014 – 2015

уч. год

2 А - 82%

  2 Б - 100%

3 А - 76%

3 Б - 89%

4 А - 85%

4 Б - 86%

 2 А - 79%

2 Б - 72%

3 А - 87%

3 Б - 96%

 4 А - 84%

4 Б - 90%

2 А - 92%

2 Б - 85%

3 А - 79%

3 Б - 76%

4 А - 87%

 4 Б - 100%

  2 А - 100%

2 Б - 84%

  3 А - 100%

3 Б - 92%

Сведения об участниках Всероссийской олимпиады 2010 - 2015 уч. г.

Наименование олимпиады

Год

Ф.И. учащегося

Класс

Предмет

Уровень

Результат

Всероссийская предметная олимпиада

2010-2011

Аношкин Алексей

4 А

эрзянский язык

Муниципальный

Призёр

Всероссийская предметная олимпиада

2010-2011

Кочеткова Ольга

3 А

эрзянский язык

Муниципальный

Призёр

Всероссийская предметная олимпиада

2011-2012

Громилина Ангелина

3 А

эрзянский язык

Муниципальный

Призёр

Всероссийская предметная олимпиада

2012-2013

Архипова Екатерина

3 Б

эрзянский язык

Муниципальный

Призёр

Всероссийская предметная олимпиада

2013-2014

Архипова Екатерина

4 Б

эрзянский язык

Муниципальный

Призёр

Всероссийская предметная олимпиада

2014-2015

Бутяйкина Алина  

3 Б

эрзянский язык

Муниципальный

Призёр

Всероссийская предметная олимпиада

2014-2015

Кулагина Светлана  

4 А

эрзянский язык

Муниципальный

Призёр

Всероссийская предметная олимпиада

2014-2015

Наумов Владислав  

6 А

эрзянский язык

Муниципальный

Призёр

 

Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам

                   Муниципальный уровень

2010-2011

2011-2012

        2012-2013

2013-2014

2014-2015

1. Конкурс сочинений и творческих работ «Навеки вместе» - Громилина Ангелина – призёр

 

1.Конкурс сочинений  о мордовском крае на эрзянском языке «Мой край – Мордовия моя»

НаумовВладислав - победитель

2. Конкурс чтецов среди учащихся начальных классов «Пою моё Отечество» - Лапкина Анастасия-призёр

1. Конкурс чтецов среди учащихся начальных классов «В узах дружбы – 1000 лет» в номинации «Стихотворение на эрзянском языке»

Лапкина Анастасия –победитель

Михалкина Надежда - призёр

1.  Конкурс чтецов среди учащихся начальных классов «В России, средь берёзовых просторов, полянка есть – Мордовия моя!» в номинации «Стихотворение на эрзянском языке»

Тюрин Александр – призёр

 

1.    Конкурс чтецов среди учащихся начальных классов «Мой край родной» в номинации «Стихотворение на эрзянском языке»

Тюрин Александр – призёр

 Гринин Даниил - призёр

1.    Конкурс чтецов среди учащихся начальных классов «Родимый край, тобою яживу!» в номинации «Стихотворение на эрзянском языке»

Кочеткова Марина -  призёр

Гринин Даниил – победитель

   Республиканский уровень

1.Республиканский конкурс «Зелёная планета», номинация «Природа. Культура. Экология» - театральный коллектив «Пейделька»-

Ι место

1.Республиканский этап Всероссийского конкурса «Зелёная планета». Номинация «Многообразие вековых традиций»

Шныгина Дарья – призёр, ΙΙΙ место.

1.Республиканский конкурс «Лучшая школа с этнокультурным компонентом образования», номинация «Лучшая городская школа с этнокультурным (эрзянским) компонентом образования - МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22»-победитель

2. Республиканский конкурс «Лучший школьный краеведческий музей», номинация «Лучший городской школьный краеведческий музей»- Музей этнографии МОУ « СОШ №22»-победитель

Российский уровень

1.Детский экологический форум «Зелёная планета 2011» - фольклорный коллектив «Пейделька»-диплом лауреата

1.Предметный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

Шныгина Дарья -победитель

1.Предметный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

 Тимин Игорь - победитель

     Проведение открытых уроков,  мастер-классов, мероприятий  

Тема

         Название мероприятия

Дата

Место

Образовательная организация

«Формирование метапредметных результатов на уроках эрзянского языка»

 Мастер-класс с педагогическим коллективом школы

10 января 2013 г.

МОУ «СОШ №22»

  Тема: «Урок с элементами экономики. Закрепление табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10»    

  Открытый урок математики в

1 Б классе для слушателей по программе профессиональной переподготовки «Практическая психология образования», реализуемой в рамках сетевого взаимодействия с ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

25 февраля

2015 г.  

МОУ «СОШ №22»

Муниципальный уровень

 «Жилище мордвы», «Одежда», «Обувь», «Быт мордвы», «Посуда и утварь»

Обзорные экскурсии  для МДОУ «Детский сад №28»

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Музей этнографии МОУ «СОШ №22»

«Праздник Пасхи»

Совместное внеклассное мероприятие 4 Б класса с подготовительной группой МДОУ «Детский сад №28»

24 апреля

2014 г.

МДОУ «Детский сад №28»

Открытый классный час «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной»

Совместное внеклассное мероприятие 1 Б класса с подготовительной группой МДОУ «Детский сад №28»

5 мая

2015 г.

МОУ «СОШ №22»

Республиканский уровень

 Мастер-класс в 4 А классе «Тиринь ёнкс» («Родная сторона»)

Межрегиональный семинар учителей мордовского языка на тему «Мордовский (мокшанский, эрзянский) язык: сегодня и завтра»

14 апреля 2011 г.

МОУ «СОШ №22»

Урок эрзянского языка в 3 Б классе «Мокшэрзянь налксемат» («Игры мордовского народа»)

Республиканский семинар для слушателей курсов МРИО (учителей морд. языка)    «Метапредметный принцип на уроках мордовского языка      в реализации программы «Истоки».  

12 февраля 2013 г.

МОУ «СОШ №22»

Российский уровень

 Мастер-класс в 4 А классе «Иень шкат» («Времена года»)

 Дни мордовской культуры на базе МОУ «СОШ №64» г. Ульяновска

7 апреля 2011 г.

МОУ «СОШ №64» г. Ульяновска

Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, секциях, методических объединениях

Тема выступления

         Название мероприятия

Дата

Место

Образовательная организация

«Формирование национального самосознания учащихся на         уроках и во внеклассной работе»

Педагогический совет школы «Воспитание гражданственности и патриотизма у современных школьников»

17 апреля 2011 г.

МОУ «СОШ №22»

«Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в начальном общем образовании)»

Выступление на МО учителей начальных классов

13 января

2015 г.

МОУ «СОШ №22»

 «Формирование личностных УУД на уроках мордовского языка и во внеклассной работе»

 Педагогический совет школы «Нравственные проблемы образования и воспитания современной школы» 

23 марта 2015 г.

МОУ «СОШ №22»

Муниципальный уровень

«Приобщение учащихся к национальным ценностям через преподавание мордовского языка»

Пленарное заседание августовской конференции педагогических работников системы образования г. о. Саранск

27 августа

2010 г.

Администрация г. о. Саранск

Республиканский уровень

«Формирование национального самосознания у младших школьников»

Обучающий семинар «Создание национально-культурной образовательной среды в общеобразовательном учреждении на начальной ступени образования»

17 марта 2011 г.

ГОУДПО (ПК) С «МРИО»

Российский уровень

«Изучение народных традиций и культуры мордовского народа как средство формирования национального самосознания»

ΙV Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное образование: опыт и перспективы»

11 ноября 2011 г.

МОУ «Гимназия №19»

«Фольклорный праздник Масленица как средство приобщения учащихся к культурному наследию мордовского и русского народов»

V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Этнокультурное образование: опыт и перспективы»

23 ноября 2013г.

МОУ «Гимназия №19»

Уровень развития мотивации учащихся к изучению мордовского языка, культуры и истории родного края

Анкета

1. Знаешь ли ты мордовский язык?

2. Хотят ли твои родители, чтобы ты изучал мордовский язык?

3. Хотел бы ли ты изучать мордовский язык?

4. Хотел бы ли ты больше узнать о культуре и истории родного края?

Показатели

2012 - 2013 уч. г.

2013 - 2014 уч.  г.

              2014 - 2015 уч.  г.

Баллы

5

4

3

2

1

0

5

4

3

2

1

0

5

4

3

2

1

0

1.

Уровень знания мордовского языка

1

уч

6

уч

16

уч

7

уч

6

уч

9

уч

1

уч

8

уч

8

уч

6

уч

1

уч

Уровень (средний балл)

1  - низкий

3,8 - средний

4 - высокий

2.

Желание родителей к  изучению детьми  мордовского языка

16

2

5

23

23

    Уровень (средний балл)

3,6 – средний

5 - высокий

5 - высокий

3.

Желание учащихся изучать мордовский язык

15

уч

1

уч

1

уч

1

уч

5

уч

19

уч

2

уч

2

уч

20

уч

1

уч

2

уч

    Уровень (средний балл)

3,5 – средний

4,7 - высокий

4,8 - высокий

4.

Желание учащихся больше узнать о культуре и истории родного края

18

уч

5

уч

23

уч

23

уч

    Уровень (средний балл)

4,1 – высокий

5 - высокий

5 - высокий

Обработка результатов: баллы суммируются и высчитывается средний показатель

 (например, 84 б. : 23 уч.=3,6).

Оценка результатов:     1 б. – 2,5 б. – низкий уровень

                                        2,6 б. – 3,8 б. – средний уровень

                                        3,9 б. – 5 б. – высокий уровень 

6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

         Эрзянский  язык в нашей школе как факультатив мы начали изучать в 2003 году, а с 2009-2010 учебного года предмет введен  в вариативную часть базисного  учебного плана начальной школы.   Трудности изучения предмета заключаются в том, что контингент учащихся русскоязычный. За этот небольшой отрезок времени можно отметить то, что 13лет назад, когда мы начинали изучать эрзянский язык,  в каждом классе было по 6-8 человек, знающих или понимающих язык, а теперь всего лишь по 1-2 человека.  Радует то, что обучение младших школьников русскоязычных школ второму государственному языку нашей республики введено как предмет и является основополагающим в системе образования.                                                                            

7.Адресные рекомендации по использованию опыта.

Предложенный опыт работы по «Формированию этнокультурной компетентности младших школьников в процессе изучения эрзянского языка и приобщения к национальным традициям мордовского народа»  утверждён методическим объединением учителей МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» и рекомендован к использованию в практике работы образовательного учреждения.    

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, при проведении открытых уроков, мастер-классов,   внеклассных мероприятий,  на семинарах, выступлениях на конференциях,  при общении по обмену опытом по использованию методических приемов  с коллегами в сети Интернет. С публикациями о представленном педагогическом опыте можно познакомиться на сайте. http://nsportal.ru/kuzmina-lyubov-alekseevna .

Публикации по теме:

1. Рабочие программы по эрзянскому языку (2, 3 кл.) –

 http://nsportal.ru/kuzmina-lyubov-alekseevna

2. Внеклассное мероприятие «Фольклорный праздник Масленица как средство приобщения  учащихся к культурному наследию мордовского и русского народов»

8. Наглядное приложение: конспект открытого урока эрзянского языка в 3 классе «Мордовские народные игры» - «Мокшэрзянь налксемат»

http://nsportal.ru/kuzmina-lyubov-alekseevna

 

                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ "Луховский лицей" г.о. Саранск Великановой Е. А. 2018

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ "Луховский лицей" г.о. Саранск «Организация системы оценивания учебных достижений младших ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республика Мордовия

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района  Республика Мордовия...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «ЖУКОВСКАЯ СОШ» ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПАНИШКИНОЙ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ.

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «ЖУКОВСКАЯ  СОШ» ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ  ПАНИШКИНОЙ СВЕТЛАНЫ АЛ...