Урок кубановедения в 3 классе по теме "Ты и твоё имя"
план-конспект урока (3 класс) на тему

урок по программному материалу с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kubanovedeniya_3_klass_ty_i_tvoyo_imya.odt24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок кубановедения в 3 классе

учитель начальных классов Курочкина Светлана Николаевна

Тема: Ты и твоё имя

Цели урока:

  1. Приобщить детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России, своего края, своей семьи.
  2. Расширить представление об именах и фамилиях, их происхождении и значении.
  3. Воспитывать патриотические чувства: чувство гордости за свою семьюЮ уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.

Оборудование: мультимедийный проектор

 Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие.

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Угадайте, о чём пойдёт речь на уроке:

При рождении дано

И, как правило, одно.

Пред фамилией идёт,

Звук его, как сладкий мёд!     (имя)

- Сегодня мы будем говорить о ваших именах, их происхождении и значении.

  1. Работа по теме.

1. Беседа.

- Каждый человек имеет две родины — большую и малую. А что такое малая Родина? Как вы понимаете это выражение?

-  А как называется наша малая Родина?

- Что мы называем своей большой Родиной?

- Чем отличаются люди разных национальностей?

- Что же такое имя?

2. История имён.

- История русских имён тесно связана с историей народа. Имена брались в основном латинские, греческие, иудейские, древнерусские. Вот несколько имён-характеристик:

* по внешности человека: мал, бел, косой, рябой, милава, некраса;

* по чертам характера: добр, храбр, молчак, умник, дурак, несмеян;

* по месту в семье: первой, второй, другая, третьяк, старшой, меньшек.

- Для нас с вами эти имена звучат неправдоподобно, но такие имена давали наши предки своим детям. Сейчас наши имена более привычны, они нам нравятся. Их можно по-разному изменять так, чтобы они звучали ласково, смешно, нежно.

3.  Игра «Ромашка»

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Ромашка».  У каждого из вас есть ромашка, вы напишите в центре  своё имя, а на лепестках — как называют вас близкие, родные, как вы хотели бы, чтобы вас называли.

(После окончания игры, дети читают и вывешивают ромашки на доску)

4. Значения имен.

-  Дома вы готовили сообщения о своих именах. Давайте расскажем всем, что они означают. (Ребята рассказывают о значениях своих имён)

5. Святцы.

- А почему вам дали такое имя, вы знаете?

- В старину было принято давать имена по святцам? (Святцы — список христианских святых и праздников, расположенных в календарном порядке)

- У тех, кого называли русскими именами, а точнее православными, есть праздник имени. Это не день рождения, а день памяти святого,  имя которого вы носите.

6. Презентация «Святцы»

  1. Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем

И немножко отдохнём.

Вправо, влево повернитесь,

Наклонитесь, поклонитесь!

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг, да скок!

А теперь бегом, вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

7. Беседа о родне.

- Какие имена есть в вашей семье?

- Семья для каждого из нас — самое родное и близкое в жизни. Максим Горький сказал: «Человек без семьи — что дерево без корней» (запись на доске). Как вы понимаете это выражение?

Чтобы дерево росло, ему нужны крепкие и сильные корни. Для человека корни — это его семья, его близкие и родные.

- Как вы думаете, кого называют роднёй? Родственниками? Что такое род? Родство? (в ходе беседы на доске появляются записи):

Родственник — человек, находящийся с кем-нибудь в родстве.

Родня — то же, что и родственник.

Родство — связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого.

Род — ряд поколений, происходящих от одного общего предка.

- Чтобы люди не путали один род с другим, каждому роду давали «название» - фамилию. Слово «фамилия»  в переводе с латинского означает «семья», в этом смысле оно употреблялось когда-то и употребляется сейчас, например, в немецком языке. Теперь фамилия это имя собственное и даётся человеку от родителей при рождении, как и имя. Фамилия не сразу появилась. Происхождение её затянулось на несколько веков. Сначала фамилии появились у богатых, знатных людей: князей, купцов, бояр. Например: князья Голицкие, Шуйские, Ростовские. Это даже не фамилии, а места откуда эти люди были родом или кем являлись их родные. Например, в былинах мы встречаем имена богатырей Илья Муромец (?), Алёша Попович (?), Добрыня Никитич (?), только спустя много лет фамилии стали закрепляться и переходить по наследству по мужской линии.

- А кто знает, как ещё образовывались фамилии? Дома вы должны были выяснить происхождение своей фамилии.

- Как бы не звучала фамилия, носить её нужно с гордостью, она прошла через поколения и пришла к вам. Вы передадите фамилию своим детям, они — своим. Так фамилии будут жить много-много лет.

8. Сейчас я предлагаю вам немного поразмышлять. Перед вами пословицы и и поговорки о семье, родственниках. Выбирайте и объясняйте, как вы понимаете их смысл (работа в паре).

Как родители наши жили, так и нам жить велели.

Кому детей родить, тому их и вскормить.

Где кто родился, тот там и пригодился.

Родительское сердце в детках.

Родной куст и зайцу дорог.

Семья крепка ладом.

  1. Итог урока.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Вы очень хорошо подготовились. Я надеюсь, вы узнали много нового и интересного. Не забывайте о своих корнях. Уважайте историю своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красная книга Краснодарского края (урок кубановедения 2 класс с использование проектного метода обучения)

В  ходе урока дети не только знакомятся с Красной книгой Краснодарского края, но благодаря использованию проектного метода обучения расширяют и углубляют свои  знания  о животных ...

«Краснодар–Екатеринодар: история и современность» презентация к уроку кубановедения 3 класс

В презентации рассказано об истории основания города Краснодара, казачестве на Кубани от переселения до наших дней....

календарно-тематическое планирование уроков кубановедения 1 класс

Календарно-тематическое планирование уроков кубановедения в 1 классе составлено Финько Ниной Николаевной учителем начальных классов МБОУ СОШ № 29 станицы Петровской Славянского райо...

Проверочная работа по окружающему миру для 4 класса по теме «Ты и твоё здоровье» (УМК «Начальная школа 21 века»)

Комплексная проверочная работа включает в себя задания по основным темам раздела "Ты и твое здоровье"....

Презентация к уроку кубановедения. 2 классс по теме "Загадки кубанской зимы"

Презентация к Уроку кубановедения по теме "загадки кубанской зимы", в котором рассматриваются особенности кубанской зимы.  На уроке используется презентация...

Урок кубановедения, 2 класс. Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани».

Урок кубановедения, 2 класс.Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани»....

Разработка урока кубановедения 4 класс, по теме:"Обычаи и праздники народов живущих на Кубани".

Данный урок знакомит учащихся с обычаями и праздниками народов живущих на Кубани. Прививает любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа; воспитывает патриотические чувства, у...