"Природа родного края" по материалам стихов члена союза писателей России Г.Г. Кукареки
учебно-методический материал (2, 3 класс) по теме

Литовкина Надежда Дмитриевна

Разработка внеклассного мероприятия в начальной школе. Изучение природы родного края по материалам стихов Григоря Григорьевича Кукареки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка

внеклассного мероприятия в начальной школе

«Природа родного края» по материалам

стихов члена союза писателей России Г.Г. Кукареки

Мероприятие разработала - Литовкина Надежда Дмитриевна

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 18 им. Б.Б.Городовикова»

Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте уважаемые родители, гости!

Сегодня у нас в школе День открытых дверей для родителей, общественности.

Заканчивается учебный год, и, прощаясь с 1 классом, мы решили нашу встречу посвятить родной степной природе, ее красоте, бережному отношению к ней.

        Сегодня на нашем внеклассном мероприятии присутствует член союза писателей России Григорий Григорьевич Кукарека. Поприветствуем его. (Слайд 1)

Учитель:

Через все творчество нашего поэта проходит мысль единства природы и человека, единения и братства людей, святой преемственности поколений.

        Сегодня мы пригласили Григория Григорьевича к нам, чтобы он тоже вместе с нами услышал свои стихи в исполнении детей нашего класса.

        И так:

«Красива степь, что зелена весной, красив твой край, уж тем, что он родной»

Степь у Маныча весной –

изумрудный океан

В дымке нежно-голубой

Как верблюд прилег курган

Изо всех своих силенок

Жаворонок песню льет

Словно беленький ягненок

В небе облачко плывет

Так и хочется обнять

Степь в ее цветении

Вольным ветром целовать

Буйные растения.    (Слайд 2)

 

(Учащиеся исполняют песню «Мы с утра пораньше побежим на речку») (Слайд 4)

Учитель:

 Неотразимо очарование степной природы, хотя благодатной и щедрой ее не назовешь. Возрастить дерево в безводной степи – нелегкая задача. (Слайд 5)

        Когда-то эта земля была дном огромного моря. Отступая и наступая вновь, его воды ушли в пределы нынешнего Каспия – загадочного, гигантского озера. И вот уже миллионы лет простираются здесь великие равнины, бескрайние и древние, как и породившие их стихии. Это наша степь. (Слайд 6)

        Весной степь чарует взор и душу сплошным зеленым ковром, по которому цветут тюльпаны: алые, желтые, лиловые, темно-лиловые. Вы были в стране Апреля?

Страна Апреля – это страна тюльпанов. (Слайд 7)

        Это Калмыкия в месяце коня по калмыцкому календарю. (Слайд 8)

Отрывки из поэмы Г.Г.Кукарека «Тюльпаны на Солончаке» прочитают наши дети.

Ученик 1:

Тюльпаны родины моей

Что их нарядней и скромней?

Лицом к заре обращены,

Вобрали все цвета они

Сложились лепестки в тюрбан –

Отсюда и пошло – тюльпан.    (Слайд 9)

Ученик 2:

Бамб-цецек – говорит калмык

Ликует в слове солнца блик

Лазориками на Донщине

Их величают и поныне.

Желтогорячие цветки –

Так прозывают старики –

И замечают все они:

«Росло их больше в наши дни  (Слайд 10)

Ученик 3:

Тюльпаны Шренка по буграм,

Волнуясь, тянутся к рукам

И Биберштейна врос тюльпан

В суглинок, где мутнел лиман

Белы, сиреневы, желты

Степей Приманычья цветы

Но больше всех в полях весны

Тюльпанов, что красным - красны.

В моей бы силе приказать:

«Тюльпаны никогда не рвать!» (Слайд 11)

Ученик 4:

Тюльпан Голландии сырой,

Твой предок наш тюльпан степной.

Исколеси весь шар земной

Не встретишь красоты такой (Слайд 12)

Ученик 5:

Рожденный в Диком поле он

Европу всю забрал в поклон

И поклонялись короли

Цветам просоленной земли!

Ученик 6:

А Гаарлема карнавал!

Он в честь тюльпана заиграл.

И записал Дюма роман

В котором он воспел тюльпан.

Писатель в наших был краях

Тюльпаном здесь простор пропах

Тюльпаны родины моей

Цветете вы и мир светлей! (Слайд 13)

Ученик 7:

Тюльпаны родины моей

О вас веду рассказ с тех дней

Когда мальчишкой шустрым я

Бежал в росистые края

И приходил домой в обед

И маме приносил букет

За самый теплый в мире взгляд (Слайд 14)

Ученик 8:

Я видел молодел старик –

К тюльпана он щекой приник.

Тюльпаны маревых степей.

Я их дарил любви своей. (Слайд 15)

Ученик 9:

Когда бутоны их крупны,

Бывают закрома полны.

Когда бутоны поскромней –

Засушит лето суховей.

Так говорит в степи народ –

Примета счет векам ведет. (Слайд 16)

Учитель:

        Тюльпан Шренка – самый красивый цветок Калмыкии. Когда весной это растение зацветает степи покрываются фантастическим ковром ослепительных красок. Ведь цветки тюльпана Шренка бывают белыми, желтыми, розовыми, красными, фиолетовыми и даже с черным глазком у основания. Цветы занесены в Красную книгу. (Слайд 17)

        А вот это тюльпан Биберштейна. Нежным ароматом веет от желтых тюльпанов Биберштейна и рука невольно тянется к блестящим пятиконечным звездам этих цветов. (Слайд 18)

        В разных уголках Европы и Азии произрастают более 100 видов тюльпанов. Но самым первым из них люди начали выращивать в своих садах тюльпан Шренка. В глубокой древности ими украшали персидские шахи и турецкие султаны свои сады. (Слайд 19)

        (Учащиеся исполняют песню: «Живет на свете красота»)

Учитель:

        Продолжим читать поэму Г.Г.Кукарека «Тюльпаны на Солончаке»

Ученик 10:

Тюльпанов дивные огни

Видны все реже в наши дни

Безжалостно весной их рвут

И на базарах продают.

Или сорвут такой букет

Что трудно удержать в руке

Зачем? Ведь в комнате они

Погасят лепестков огни,

Поникнут гордой головой

Не оживить живой водой. (Слайд 20)

Ученик 11:

И больно мне тюльпан родной

Как обращаются с тобой

Глупцы, невежи, торгаши

В ком мало доброты души

Должны ль тюльпанные побеги

Терпеть разбойные набеги?

Увозят зори в лепестках

На запорожцах, москвичах

Бегут тюльпаны от дорог

Чтоб их никто сорвать не мог

Ученик 12:

Да будем все мы как цветок

Достойны будем красоты

Она живет в любом из нас –

В улыбке, жесте, цвете глаз

Тюльпаны родины моей

Еще порадуют людей. (Слайд 21)

Учитель:

Ранней весной среди прошлогодней травы в степи загораются ярко-синие, желтые, фиолетовые, белые цветы карликового ириса. К сожалению, цветет недолго, полторы, две недели. Карликовый ирис занесен в Красную книгу Калмыкии. (Слайд 22)

(Учащиеся исполняют песню «Подснежники»)

Учитель:

«Поедем в заповедные места» Г.Г.Кукарека

Ученик 1:

Поедем в заповедные места

Немного этих мест сейчас осталось

Там выдохнешь: какая красота –

Свалив с души сомненья и усталость.

Ученик 2:

Там встретит нас царевна – тишина

Доверчиво покажет птичьи гнезда

Речушку, что до камешков видна

В ней по ночам купаться любят звезды.

Трава там и душиста и густа

Ряса там придавала предкам силы.

Ученик 3:

А нас все кружит жизни суета

Как пахнет молочай мы позабыли

Себя мы растворяем в мелочах

Порою распаляемся до жажды

Ученик 4:

А жизнь нам всем дана только однажды

Ты вспомни: «мир спасет лишь красота»

Поедем в заповедные места.

Учитель:

Одна из величайших ценностей Республики 13 госзаказников с уникальной флорой и фауной. Здесь можно встретить десятки редких и исчезающих видов растений и животных, многие из которых нуждаются в охране.

        3 госзаказника имеют федеральный статус, 23 памятника природы, 2 национальных природных парка. А заповедник «Маныч-Гудило» из-за исключитльной ценности флоры и фауны включен в систему водно-болотных угодий всемирного значения. (Слайд 23)

        Из 171 вида птиц 35 видов охраняются Красной Книгой России. Здесь можно увидеть Черноголового журавля – красавку – лирика степи.

        Полупустыни Калмыкии одно из немногих районов их современного обитания. (Слайд 24)  

        Журавли-красавки откладывают яйца прямо на землю или в едва заметную ямку. (Слайд 25)

        А грациозность этих птиц показана человеком в танце. (Слайд 25)

        Орлы – гроза степи и ее величие. (Слайд 26)

        На Маныче есть уникальная колония редких чаек – черноголовых хохотунов, занесенных в Красную Книгу России. (Слайд 27)

        Лебеди стали постоянными обитателями водоемов нашей Республики. У этих красивых и сильных птиц мало врагов. Охота на них запрещена так давно, что этот запрет сам собой перешел в привычку. (Слайд 28)

        Редкие птицы, занесенные в Красную Книгу розовые и кудрявые пеликаны. Единственная в Европе большая гнездовая колония размещается на одном из островов Маныча. (Слайд 29)

        На водоемах Республики можно даже встретить розового фламинго на пролете. И все это пестрое население живет по своим законам шумно и привольно. (Слайд 30)

        Учитель:  «Я родился в сайгачьем краю»

Ученик 1:

Я родился в сайгачьем краю

Без тебя я ничто, моя степь

Степь, где каждый курган прячет тайну

Расспросить бы мне всех стариков

Стариков так похожих на стопы

Ученик 2:

Есть для всех на земле свои сроки

Травы сохнут и птицы слабеют

И не вечен любой человек

Старики, вы оставьте нам мудрость

Травы – росы свои

Птицы – крылья

Чтоб потомки, пришедшие после

Были мудры и счастливы были.

Учитель:

Степи Калмыкии – единственное в Европе место обитания сайгаков. Степные антилопы – современники мамонтов. Их совсем мало осталось. Численность по неточным данным 12-18 тысяч особей. Планируется пересчет. До 2020 года охота запрещена. (Слайд 30)

Сфотографировать стадо сайгаков с близкого расстояния почти невозможно. Антилопы очень осторожны, пугливы и от любой опасности спасаются бегством.

        Сайгачонок пока не окрепнет несколько часов неподвижно лежит на земле среди типчака и полыни. (Слайд 31)

        Взятый на руки, он не вырывается и терпеливо принимает ласку. (Слайд 32)

(Учащиеся исполняют песню «Доброта»)

(добрым быть совсем, совсем не просто…)

«Раздумья» Г.Г.Кукарека

Ученик 1:

Травостоем вы славитесь степи

Шапку бросишь – не гнулась трава

Но земля до поры только терпит,

Ведь ранима она, ведь жива.

Ученик 2:

И нуждается в нашей охране

Мы о том забывать не должны

Как зловеще дымятся барханы

За тюльпанной улыбкой весны.

«Природы братья» Г.Г.Кукарека

Ученик 1:

Встает рассвет – и сердце радо

Отцвел закат – оно грустит

Давно бы нам признаться надо

Что без природы нет пути –

Пути к прекрасному, к познанью

Любви, участья, доброты.

Ученик 2:

За все мы с вами отвечаем

Природы братья и друзья

Она мельчает – мы мельчаем

А нам мельчать никак нельзя.

(Учащиеся исполняют песню «Облачко»)

«Все в степи люблю» Г.Г.Кукарека

Ученик 1:

Хлебушка пичужкам накрошу

И певучим голосом дышу

Уступлю дорожку муравьям

И легка дороженька моя.

Ученик 2:

Никогда тюльпаны я не рву

Радуют пусть нашу детвору

Бабочек нарядных не ловлю

Потому, что все в степи люблю.

(Учащиеся исполняют песню «Мы на свет родились»)

Учитель:

Уважаемый Григорий Григорьевич, мы благодарим вас за ваши стихи и за то, что Вы нашли время послушать их в исполнении наших детей.

Вам слово…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Природа родного края в произведениях кубанских писателей

Разработка урока кубановедения для 2 класса...

Урок чтения "Стихи русских поэтов 19 века о природе родного края", 4 класс

Урок литературного чтения в 4 классе обобщает знания учащихся о стихах русских поэтов 19 века.  На данном  уроке дети самостоятельно обобщают полученные знания, не боятся высказывать свою то...

Индивидуальный проект по окружающему миру "Разнообразие природы родного края". 3 класс. "Школа России"

Проект содержит исследовательские седения по изученю природы родного края своего села  на основе знакомства с растенями своей улицы....

Стихи на конкурс чтецов о красоте природы родного края.

Данный материал содержит стихи прекрасной поэтессы Владимирской области Ирины Седовой....

Конспект + презентация урока окр. мира по теме: "Наша родина – Россия. Особенности неживой и живой природы родного края" 1 класс, ПНШ.

Цель деятельности учителя: расширение представления детей о стране, в которой они живут, о родном городе; знакомство с особенностями природы России; Планируемые результаты:Предметные:-знать: симв...

Межрегиональный конкурс методических и дидактических материалов "Сохраним природу родного края"

В работе представлены: технологическая карта урока "Откуда берется и куда девается мусор?", презентация к уроку, фотоотчет, раздаточный материал, ссылка на сатью сайта БРИОП о подведении ито...