Тема: «Станица Елизаветинская».
план-конспект урока (2 класс) на тему

Чиж Людмила Николаевна

Ребята пополнят знания о родной станице, познакомятся с её образованием, историческим возникновением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Станица Елизаветинская».

(Звучит гимн Кубани)                                                                                                               (Слайд 1-2)

Цели:

1.Познакомить с образованием станицы, её историей возникновения;

2.Развивать любознательность, познавательный интерес к изучению истории    Кубани, творческие способности, умение мыслить;

3.Воспитывать любовь к малой Родине, гордость за свою станицу.                        ( Слайд 3)

Оборудование:

  1. Карта Краснодарского края;
  2. Мультимедиа;
  3. Рисунки учащихся с изображением станицы.
  4. Музыкальные записи песен.

Содержание урока:

I.Повторение изученного.

- Как называется наш край? ( Краснодарский)

-Назовите главный город в Краснодарском крае. (Краснодар)

- А как называется наша станица? (Елизаветинская)

          Мы видим, какая красивая наша станица. А  всегда ли она была такой? Сегодня мы отправимся в путешествие по родной станице. Вспомним и узнаем самые интересные события, которые происходили на Кубани, в нашей станице.

        С детских лет человеку близко и дорого то место, где он родился, рос, учился. Для нас таким стал Краснодарский край.

        Есть на карте края станица, которая является нашей малой Родиной. Жители края обычно называют ласково «Елизаветка». Станица расположена на высоком правом берегу Кубани, в 7 километрах к западу от центра – Краснодара. В ней живут добрые и трудолюбивые люди.

Станица…

Как прекрасно тут!

Оделся в зелень сад.

На улицах акации цветут,

Развесив серебристый свой наряд.

И ароматом воздух напоён,

Как хмель приятно свеж и терноват.

И нависает синий небосклон:

Цветёт мой край казачий, словно сад.

Люблю станицу мирную свою,

Где хлеборобы нивою идут.

Как хорошо в родном степном краю,

Когда акации нарядные цветут.

II. Рождение станицы.

-С какими событиями связано рождение станицы Елизаветинской?

      Рождение станицы связано с заселением Кубани в конце XVIII века бывшими запорожскими казаками.                                                                                               ( Слайд 4)

Ученик.      За отличную службу, за отвагу, верность Екатерина II пожаловала земли между Кубанью и Еей. В дарственной грамоте от 30 июня 1792 Екатерина II так определила основную задачу казаков: «…Войску Черноморскому надлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских.   Кроме того, царица вручила черноморцам хлеб – соль.                                                                                                                     (Слайд 5)

      По степи потянулся длинный обоз подвод, вёзший детей, жён. Ему предстоял длинный путь по степям. Обоз застигла непогода. Черноморцам пришлось остановиться и рыть землянки. Эту колонну переселенцев вёл сам атаман Захарий Чепега.                  ( Слайд 6)

              Ученик. Одно из первых селений было названо Екатерининским.  Ему суждено было стать столицей казачьего края. Войсковой атаман Захарий Чепега, указав рукой, воскликнув: «Быть здесь граду!» Так в 1793 году был заложен «главный войсковой град», названный в честь императрицы – Екатеринодаром. Предстояло вниз расставить по Кубани кордоны.                                                                                                           (Слайд 7)

Кордон – пограничный отряд, а также  место, где находится такой отряд.            ( Слайд 8)

 Первые были построены осенью 1792 года. Главной задачей была охрана территории у реки Кубани.

         - Что представлял из себя кордон?                                                                     ( Слайд 9)

Ученик. Кордон представлял собой небольшое земляное укрепление с казармами для казаков, конюшней, сторожевой вышкой. Рядом с вышкой был маяк – высокая жердь, обмотанная соломой и облитая смолой. При ночном нападении горцев, такой маяк поджигали. У кордона имелось несколько ворот, которые на ночь запирались дубовым брусом. Оборонительные сооружения кордонов обычно составляли ров, вал с плетнём. Вал укреплялся колючей оградой из терновника. Здания  были турлучные с камышовыми или соломенными крышами.

 Учитель. В конце 1794 года по приказу атамана Захария Чепеги кордон Видный был переименован в Елизаветин кордон(в честь великой княжны, супруги будущего императора Александра I).                                                                                     (Слайд 10)                                                                                                

    При  Елизаветином кордоне возникло селение в 39 дворов, в нём проживало 93 жителя мужского пола и 62 женского. Селение подвергалось нападению горцев.

     -С чего начинался день на кордоне?

    День на кордоне начинался с рассвета, когда из ворот выезжали «световые» разъезды. Состояли они обычно из 6 человек. Разъезд объезжал по берегу Кубани всю дистанцию, внимательно метр за метром осматривал заросли, - нет ли свежего следа на траве от затаившихся горцев. Только после разрешалось казакам выгонять на пастбище скот и отправляться в дорогу заночевавшим в кордоне путникам.

     В приказах войскового начальства требовалось, чтобы смена казаков на «открытых пикетах производилась по захождении солнца, в сумерках, так чтобы черкесы видеть не могли.

      Говоря о Елизаветином кордоне, следует сказать о вооружении и форме казаков. Интересен тот факт, что черноморцы, прямые потомки запорожцев, пришедшие на  Кубань в 1792-1794 гг., всего лишь через полстолетия сменили широкие запорожские синие или зелёные шаровары и яркие жупаны на черкески.                                   (Слайд 11)

- Кто такие казаки?

Казаки – тюрское слово, означает «вольные люди»,  «удальцы», а также отряды конницы, нёсшие сторожевую службу.                                                                                      ( Слайд 12)

Первые упоминания о казаках – дозорных южных рубежей зафиксировано в летописи 14 века. После Куликовской битвы.

            Черноморское войсковое правительство решили по берегу Кубани в непосредственной близости от кордонной линии создать ряд новых куренных поселений. Так возник Елизаветин курень. Указ подписал в августе 1822 года Александр I.( Слайд 13)

       - Что такое «курень»?

Курень – селение казаков из нескольких дворов.                                                    ( Слайд 14)

     Первыми жителями куренного селения стали 197 семей «сторожилых» казаков Тимашевского, Величковского и других куреней, а так же 109 семей Полтавской и Черниговской губернии. Всего же в 1824 году жителей в курене было 1759 человек.

       В первые годы своего существования Елизаветин курень состоял из нескольких десятков прижимистых друг к другу турлучных хат с небольшой церковью посередине.

Хата – жилое помещение.                                                                                            ( Слайд 15)

   Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы – «сохи» и «подсошки», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников  и соседей для первой мазки «под кулак» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень.  Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой).      

    В 1841 году все куренные селения Черномории были переименованы в станицы.

Станица – крупное казачье сельское поселение.                                                       ( Слайд 16)

III. Станичные будни.

        На церковной площади проводились станичные сходы, на которых  выбирался атаман, судьи, проводы на службу. К северу от церкви стояло правление. Стоит оно на улице Ленина. Сегодня в нём располагается администрация Елизаветинской.     Слайд 17)

        Одним из основных занятий жителей Елизаветинской, конечно помимо несения военной службы, являлось животноводство. Разводили казаки коров, овец, коз. Численностью скотины измерялось богатство казака.

          К середине 19 века стало развиваться земледелие. Елизаветинцы на своих полях выращивали пшеницу, рожь, овёс, горох.

          С 16 лет казак проходил обучение в лагерях. В 18 лет он поступал на службу.

         До революции Елизаветинская считалась одной из культурно развитых, грамотных станиц Кубани. В далёком 1896 году началось строительство в станице Елизаветинской  школы, и через год она открыла двери. Именовалась как двухклассное Николаевское училище.                                                                                                                       ( Слайд 18)

         В центре станицы, где сейчас сквер,  находилась базарная площадь, лавки, где станичники покупали все необходимое для повседневной жизни товары.

           На юго-западе станицы жили в основном мастеровые станичники: гончары, угольщики, торговцы известью и мелом.

          В восточной части станицы одной из достопримечательностей являлся казачий колодец. Воду считали самой лучшей во всей округе. Житель Никифор Краснопояс ежедневно отправлялся с чайником к колодцу, проходя больше километра, чтобы набрать водички из заветного колодца. Прожил он 110 лет, чему вероятно поспособствовала и вода из колодца.

           Важным в жизни станицы предприятием была мельница Широкого. Она была одной из лучших в Елизаветинской. В ней молотили первосортную муку. Находилась она на западе станицы, по улице Кубанской. Во время оккупации немцами станицы фашисты разрушили её.

            На углу улиц Полуяна и Шевченко находится подворье и маслобойня Сахно. Он был богатым человеком; у него был собственный автомобиль, большой капитал. К маслобойне в будничные дни устремлялись елизаветинцы подводами, чтобы побить семечки на масло.

           По улице Северной, на западной окраине станицы при выезде в степь во дворе казака Носенко, стоял кирпичный завод с высокой трубой.

            В 1915 году было завершено строительство новой кирпичной церкви во имя Святой Троицы. Она постояла до 1930 года и была разрушена. На месте церкви был сооружён летний клуб.                                                                                                ( Слайд  19)

             Появилось здание одноклассного училища, получившее название Восточной школы.

IV.Великая Отечественная война.

      С первых дней Великой Отечественной войны трудящиеся Елизаветинской приняли активное участие в защите нашей Родины. Никого не обошла она стороной. Только на фронтах погибло более 600 человек.

    В предвоенные и послевоенные годы директором являлся Тернавский Трофим Никитич. Утром 22 июня 1941 года вместе с выпускниками школы отправились добровольцами на фронт . Не все из них вернулись живыми.

Добрая школа, милая,

Помнит она в лицо,

Знает она по имени

Каждого из птенцов,

Помнит будни и праздники,

Горькую тишину,

Как ушли старшеклассники

На большую войну.                                                                                                       ( Слайд 20)

10 августа 1942 года немецко-фашистские части заняли город Краснодар, а станица ещё несколько дней находилась в руках Красной Армии.

    Оккупация немцами Елизаветинской длилась долгих 186 дней и ночей. В районе действовал партизанский отряд «Кубанец»,  сформированный из жителей станиц Елизаветинской и Марьянской.  Из числа елизаветинцев в партизанском отряде были: Бреус Михаил Алексеевич, Комягин Анатолий Петрович, Гелеверов Никита Ефимович и его брат  Гелеверов Петр Ефимович  (работники районного отдела милиции),   председатель Совета Власенко и Мацарский Яков Степанович, замученный фашистами.

                                                                                                                                        ( Слайд 21)

 На плавнях, в низовьях Кубани,

Не тихнет пылающий бой.

Воюем жестоко с врагами

За праведный кров наш родной.

За светлый мой дом и станицу,

За долю детей, матерей—

Пошлём иноземным убийцам

Ответный заряд батарей!

Чтоб в золоте зрела пшеница

От новой весны до весны…

Идём врукопашную биться,

Родимой Кубани сыны.                                                                                                ( Слайд 22)

      В первые же дни оккупации   фашисты расстреляли бывшего председателя колхоза Остроух, а так же зверски расправились с семьей аптекаря Лиходеева. На берегу Кубани фашисты зверски расправились над учительницей Ревекой Марковной Славиной и её детьми. Дочерей учительницы привязали фашисты к матери и сбросили с высокой кручи в Кубань.

     Осенью 1942 года немцы начали вырубку Дубинки и отправку леса в Германию. Пытались вывозить кубанский чернозём.

     Несколько человек было угнано для работы в Германию. Немцы сожгли и разрушили хаты на южной и западной окраинах станицы, чтобы затруднить партизанам проникновение в неё.

11 февраля 1943 года сопротивление противника было окончательно сломлено. Под Краснодаром сосредоточились 4 соединения: 9-я горнострелковая и 31-я стрелковая дивизии, 40-я мотострелковая и 10-я стрелковая бригады.

     На рассвете 12 февраля1943 года начался бой за Краснодар. К вечеру город был освобожден,  а утром следующего дня Елизаветинская. При штурме погибли несколько красноармейцев, которые похоронены на школьном дворе СОШ №75. В сквере станицы стоит мемориальный комплекс «Памяти павшим в годы Гражданской и Великой Отечественной войны»                                                                                                (Слайд 23)

      Многие елизаветинцы отличились мужеством и храбростью на фронтах Великой Отечественной войны. Станица выставила  около двух полков солдат, многие из них не вернулись с войны, пожертвовав во имя свободы Родины самым дорогим, собственной жизнью.

V.Елизаветинская в наши дни.

    Окончилась война. Жизнь стала приходить в мирное русло. Надо было кормить народ. После войны в Елизаветинской насчитывалось 6 колхозов. Затем они были реорганизованы в один большой – «Кубань». А в 1961 году колхоз стал называться учхоз «Кубань»                                                                                                                        (Слайд 24)

   В хозяйстве выращивают зерновые культуры, овощи, фрукты. Когда наступает горячая пора жатвы, днём и ночью гудят в поле комбайны. Мчатся по дорогам машины, гружённые золотым зерном.                                                                                       ( Слайд 25)

  Разводят крупный рогатый скот, свиней, развито птицеводство.                        ( Слайд 26)

     Поправить своё здоровье жители могут в станичной поликлинике.                  ( Слайд 27)

    С 1978 года высокую миссию приобщения детей к прекрасному выполняет  2-я краснодарская школа искусств. Располагается она в здании бывшего Елизаветинского двуклассного училища. Школа является одной из лучших в Краснодарском крае. В ней имеется восемь отделений.

 В 1963 году на бывшей церковной площади в восточной части станицы построено здание Дома культуры. И до сегодняшних дней остаётся одним из главных культурных центров Елизаветинской. Действует народный хор, хореографическое отделение, эстрадное, спортивные секции. Не раз с концертами побывали в крупных городах и станицах края,  в Москве, Санкт- Петербурге, за границей.                                                                 ( Слайд 28)

      Большое воспитательное значение имеют музеи, существующие при обеих школах станицы – Историко-краеведческий (СОШ №75)  (Слайд 29) и 4гоКубанского гвардейского кавалерийского корпуса орденов Суворова, Кутузова, Ленина (СОШ №76). ( Слайд 30 -31)  

      В музее собраны материалы о боевом пути, карты- схемы, личные вещи ветеранов.                           (Слайд 32)

           Музей- место встречи ветеранов, проводятся классные часы уроки.          ( Слайд 33)

   В станице три библиотеки. Они дают возможность познакомиться с произведениями русских и зарубежных, а так же кубанских писателей.

Края мои родные

Заветные края,

Навеки дорогие –

Вас не забуду я.

Кубань, Кубань – казачий край,

Отцовская земля.

Хлебов высокий урожай

Твои родят поля.

Здесь в золоте пшеница:

Кругом хлеба, хлеба…

Богатая станица –

Счастливая судьба.

Куда я не поеду,

Во мне любовь моя:

Малиновы рассветы,

Кубанские края.

       На уроке были использованы воспоминания и стихи Елизаветинского поэта Петра Ивановича Ляшко. Детство и юность прошли в станице. Великую Отечественную войну прошагал в пехоте от самого начала её до победного конца в звании сержанта Первые стихи публиковал во фронтовой печати. Авторские произведения поэта красочны, музыкальны. На его стихотворные тексты написаны песни композитором Валерием Зорькиным.(портрет поэта)                                                                                         ( Слайд 34)

V. Итог урока

  Проведём тест.

- В каком году была основана станица Елизаветинская?

- Как называется крупное казачье поселение?

- Что обозначает слово «казак»?

- Назови день освобождения станицы Елизаветинской?                                         ( Слайд 35)

     Вот и закончилось наше путешествие. Мы будем ещё много узнавать нового о нашей станице – малой родине. (Звучит песня)                                                                    (Слайд 36)

VI. Домашнее задание.

- Дома нарисуйте рисунки нашей станицы. У своих бабушек и дедушек расспросите о нашей станице.                                                                                                             ( Слайд 37)

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Елизаветинские дни

Работа для конкурса "Елизаветинские дни", посвященного 150-летию со дня рождения Елизаветы Федоровны Романовой...

Исследовательская работа Победитель «II муниципальных Свято-Елизаветинских Чтений» Благотворительность на стыке столетий

«Завтра будет поздно. Помогите сейчас!» - под этим призывом каждый четверг в эфире Пятого канала проходит акция «День добрых дел». Еженедельно на  канале рассказывают историю ребенка, остро нужда...

урок кубановедения Тема: «Моя родная станица. Улицы моего населенного пункта. Станица Холмская».

Цели:1.Познакомить с образованием станицы, её историей возникновения;2.Развивать любознательность, познавательный интерес к изучению истории Кубани, творческие способности, умение мыслить;3.Воспитыват...

Итоги детско-юношеских Свято- Елизаветинских чтений "Белый ангел России"

Итоги детско-юношеских Свято- Елизаветинских чтений "Белый ангел России"...

Создание единого коррекционного пространства в ГБОУ школе - интернате №1 ст.Елизаветинской.

Из статьи педагоги могут узнать о том, как организовать единое коррекционное пространство для детей с тяжелыми нарушениями речи, и как это пространство организовано в ГБОУ школе-интернате №1 ст.Елизав...