РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ (КРЫМСКОТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Абдульминова Сусанна Исметовна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ (КРЫМСКОТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ 1 класс (2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kr_lit.chtenie.docx46.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №15 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

Рассмотрено

на МО учителей, работающих в классах с крымскотатарским языком обучения МБОУ школа №15

Протокол №   от ___________ 2016 г.

______________С.И. Абдульминова

Согласовано

Зам.директора по УВР

__________________/Л.Н.Масаева

«___» ____________2016 г

Утверждено

Директор МБОУ школа №15

___________________Е.С.Ненартович

Приказ №___ от ___________2016 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ (КРЫМСКОТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ

1 класс

           Составитель: С.И. Абдульминова,

               учитель начальных классов

               

Феодосия
2015 – 2016 уч.год

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе ФГОС. Программа предназначена для школ (классов) с родным (крымскотатарским) языком обучения для 1 классов. Литературное чтение имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Литературное чтение призвано формировать функциональную грамотность, закладывает основы духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю ребенка, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Целью предмета является приобщение младших школьников к чтению, восприятию и осмыслению учебных, научно-популярных и художественных текстов, приобщение к ценностям крымскотатарской культуры, формирование читательской компетентности обучающихся.

Данная цель конкретизируется при решении следующих задач:

  • формирование читательского кругозора, развитие интереса к чтению и книге;
  • совершенствование умений чтения вслух и молча;
  • приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
  • воспитание интереса и уважения к крымскотатарской культуре и культуре народов многонациональной России.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В процессе изучения предмета закладываются все базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, ценность жизни,  добра, природы, семейные ценности, труд и творчество, искусство и литература, духовность. Предмет способствует формированию у обучающихся этнического и национального самосознания, культуры межэтнических отношений, этике межнационального общения.

Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты обучающихся:

  • формирование патриотических ценностей, осознание учащимися своей принадлежности к крымскотатарскому народу и одновременно ощущение себя гражданами многонационального государства;
  • овладение знаниями о родной культуре и религии, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России;
  • знание основных моральных норм своего народа и других народов России, умение соотносить моральные ценности своего народа с ценностями других народов России;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к семейным ценностям, развитие этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результатыобучающихся:

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные результатыобучающихся:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
  • формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;
  • овладение чтением вслух и про себя, приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • использование разных видов чтения;
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  •  умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  •  умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.

Содержание начального общего образования по учебному предмету

Виды речевой деятельности

Восприятие речи на слух, понимание текста, ответы на вопросы по содержанию, умение задавать вопросы по содержанию прослушанного, определение последовательности событий.

Чтение

Чтение вслух. Правильное, осмысленное чтение. Соблюдение интонации и орфоэпических норм. Развитие поэтического слуха. Работа  над скоростью чтения.

Чтение про себя. Понимание смысла прочитанного. Ответы на вопросы. Умение находить в тексте необходимую информацию и дать характеристику героям произведений.

Говорение

Монологическая речь. Понимание основной мысли высказывания. Повествование, описание, рассуждение. Использование языковых выразительных средств. Особенности диалогической речи.

Письмо

Нормы письменной речи. Умение отвечать на вопросы, составлять высказывания.

Виды читательской деятельности

Общее представление о тексте. Понимание заглавия текста. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение жанра художественного произведения, его темы, главной мысли, сюжета. Деление текста на части. Умение озаглавливать каждую часть, составлять вопросы, пересказывать. Установление причинно-следственных связей. Составление рассказа по иллюстрациям.

Выразительное чтение. Чтение по ролям, инсценирование. Устное словесное рисование. Составление собственного рассказа. Перевод слова, словосочетания, предложения с родного языка на русский язык и с русского на родной. Работа с малым фольклорным жанром. Умение составлять маленькие собственные рассказы, сказки по заданному сюжету.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества (малые фольклорные жанры, крымскотатарские народные сказки о животных, легенды, предания, сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией              (Э.Шемьи-Заде, Ю.Темиркъая, А.Одабаш, Гъ.Булгъанакълы, Черкез-АлиИ.Асанин, С.Эмин) . Современные детские произведения  (И.Абдураман, А.Османова, В.Къыпчакъова, С.Усеинов, А.Велиев, Н.Аметова). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, временах года, школе и школьниках, о животных, о дружбе, о славных представителях крымскотатарского народа. Книги разных жанров: художественная, научно-популярная, историческая, справочно-энциклопедическая, детские периодические издания.

Литературоведческая пропедевтика

Стихотворение и проза, умение их различать, анализировать. Общее представление о жанре (рассказ, стихотворение, басня, сказка). Определение малых фольклорных жанров (пословицы, поговорки, считалки, детские игры, колыбельные песни, сказки).  Формирование литературоведческих понятий (сюжет, тема, композиция, главная мысль, герой (персонаж) произведения, портрет, пейзаж, метафора, сравнение, средства выразительности (синонимы, антонимы)).Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Библиографическая культура

Умение выбирать книгу из рекомендованного списка, находить оглавление, определять автора, соотносить иллюстрации с содержанием текста. Приобретение умений анализировать тексты, определять их жанр, тему, идею, элементы композиции, средства художественной выразительности. Умение работать с художественными текстами, научно-популярной, исторической, справочной, краеведческой литературой.

Творческая деятельность обучающихся

Чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и его использование. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение  ключевых или опорных слов. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Внеклассное чтение

Организация подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг, расширению и углублению читательского кругозора, познавательных интересов. Совершенствование  навыков  чтения учащихся,  развитие  устойчивого  и осознанного  интереса  к чтению художественной литературы, знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами. Формирование первичного  представления  об особенностях произведений и творчества известных крымскотатарских, русских и зарубежных детских писателях. Формирование  читательских  умений, необходимых  для квалифицированной читательской деятельности. Формирование основы читательской культуры, литературного вкуса младших школьников. Работа  над вдумчивым чтением, умением применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения. Развитие воображения, литературно-творческих способностей  и речи учащихся. Знакомство  с книгой как источником получения различного вида информации и формирование  библиографических умений.

Устное народное творчество

Устное народное творчество  широко используется как материал для обучения грамоте, родному языку и словесности.

Систематизация знаний учащихся о малых фольклорных жанрах крымскотатарского народного творчества и понятие «устное народное творчество», совершенствование  навыка чтения. Воспитание  чувства гордости за свой народ, свою Родину. Расширение  и углубление  знаний учащихся об окружающем мире. Формирование нравственного и эстетического воспитания школьников, развитие устной речи и мышления. Формирование  элементов литературоведческих представлений.

Список литературы для самостоятельного чтения

И.Абдураман «Шенъ элифбе» (Веселая азбука).

М.Алиев «Турналар учалар» (Улетают журавли).

Н.Аметова  Произведения о детях, о жизни в селе.

Дж.Бекиров Хрестоматия по крымскотатарской детской литературе.

Дж.Бекиров «Несиллер деннесиллер гемирас». Хрестоматия устного народного творчества. (От поколения к поколению).

А.Велиев «Ялыдаки ташчыкълар» (Камушки на берегу).

З.Джавтобели «Айырылмаз  достларым» (Неразлучные друзья).

К.Джаманакълы «Крымскотатарские народные сказки».

Н.Керичли «Учь истек», книга рассказов для внеклассного чтения (Три желания).

А.Кокиева  Стихи для детей.

Ю.Къандым  Стихи.

Б.Мамбет «Тылсымлысандыкъ». Сборник стихотворений и легенд (Волшебный сундук).

С.Маршак «Сказка о сером мышонке».

А.Османова «Тап, бакъайым!», загадки, «Тылсымлыкъасиде» (Волшебный амулет). Стихи. «Танышайыкъ: айванлар ве къушлар» (Стихи о животных и птицах).

С.Сулейман «Джемден бир авуч». Стихи, рассказы, статьи.

Н.Умеров «Балаларгъа ве бабаларгъа» (Детям и их родителям).

Т.М.Панасенко «Буюк къорантанынъ масаллары» (Сказки большой семьи).

И.Сейтабла «Бир тамчынынъ кучю». Сборник стихотворений (Сила одной капли).

Л.Толстой. Короткие рассказы.

С.Усеинов  Стихи о временах года. Что видят мои глаза. Детские стихи. Азбука в рисунках.

Э.Усеин. Стихи о животных.

С.Харахады  «Кенджелерге окъунъыз» (Читайте малышам) Хрестоматия.

А.Чергеев  «Айванлар не айталар?» (Что говорят животные). Стихи.

К.Чуковский  «Муха-цокотуха», «Мойдодыр».

Сказочный Крым. Сборник стихов, рассказов и сказок крымских писателей.

Сказки русские народные.

Сказки народов  России.

Сказки зарубежных стран.

Журнал «Арманчыкъ».        

Журнал «Йылдызчыкъ» (Звездочка).

Газета «Балалар дюньясы» (Детский мир).

Тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

                                            1-й класс. Литературное чтение

Мы научились читать

3ч.

Устное народное творчество

4ч.

Крымскотатарские писатели и поэты детям

2ч.

Стихи о временах года

3ч.

Мои друзья

3ч.

Произведения о животных

3ч.

Итого                                    

18ч

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема урока

Дата

Фактическая дата

Мы научились читать.

1

Р.Фазыл «Элифбе» (Азбука) «Сагъол, ЭЛИФБЕ!» (Спасибо, азбука!)

2

Б.Мамбет «Алимнинъ къуванчы» (Радость Алима)

3

Внеклассное чтение

Устное народное творчество.

4

Произведения устного народного творчества

5

Пословицы, поговорки, скороговорки

6

Игры, загадки, детские стихи, сказки.

7

Внеклассное чтение

Крымскотатарские поэты

8

Стихи А.  Чергеева о животных. Стихи Дж. Кендже об инструментах.

9

Внеклассное чтение

Стихи о временах года.

10

Э.Ибраим «Къыш» (Зима), Я.Шакир-Али «Мевсимбаарь» (Весна)

11

И.Бахшыш «Яз» (Лето), О.Амит «Кузь» (Осень).

12

Внеклассное чтение

Мои друзья.

13

С.Харахады. «Агъламагъа ярдым эттик» (Помогали плакать), «Машалла, Анифе!» (Молодец, Анифе!)

14

«Иштен хасталыкъ къачар» (От работы болезнь уходит), «Акъшам масаллары» (Вечерние сказки).

15

Внеклассное чтение

Произведения о животных.

16

Э.Акъмоллаев «Мышыкъвесычан» (Крот и мышка), «Хоразлар» (Петухи), «Сыгъырчыкъ» (Скворец),

17

Л.Толстой «Чыкъчыкъ балабан» (Улитка), «Къаргъа» (Ворона).

18

Внеклассное чтение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по учебным предметам «Родной (башкирский) язык» и «Литературное чтение на родном (башкирском) языке» для 2-4 классов общеобразовательных организаций с русским языком обучения

Данная программа по родному (башкирскому) языку разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и варианта учебного пла...

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо  родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе н...

Задания к курсам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Раздел  «Русский язык: прошлое и настоящее»Тема: Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,...

Рабочая программа по учебному предмету "Родной башкирский язык и литературное чтение на родном башкирском языке" для 1 класса.

Автор учебника: З.Ғ. Нафиҡова, Ф.Ф.Мортазина. В русских школах где есть родной башкирский язык....

Рабочая программа по учебному предмету "Родной башкирский язык и литературное чтение на родном башкирском языке" для 2 класса

Автор учебника: З.Ғ. Нафиҡова, Ф.Ф.Мортазина. В русских школах где есть родной башкирский язык....

Рабочая программа по учебному предмету "Родной башкирский язык и литературное чтение на родном башкирском языке" для 3 класса

Автор учебника: З.Ғ. Нафиҡова, Ф.Ф.Мортазина. В русских школах где есть родной башкирский язык....