Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему : ознакомление с традициями хакасского народа"
план-конспект на тему

Баяндина Марина Александровна
.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urtun-toy.docx101.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: ознакомление с традициями хакасского народа.

H:\уртун той\картинки\19[1].jpg

Тема: УРТУН-ТОЙ (праздник благодарения Природы и освящения урожая).

Образовательная область: познание.

Группа: подготовительная.

Цель: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с хакасскими традициями и обычаями.

Задачи:

1. Познавательная:

Закреплять знания детей об овощах, учить выделять характерные признаки, узнавание овощей на ощупь.

2. Развивающая:

Развивать логическое мышление и психические функции, формировать мыслительные умения и способности, тренировать у детей внимание, память, восприятие.

3. Воспитывающая:

  • Приобщать детей к культуре хакасского народа, прививать любовь к родному краю, уважение к людям другой национальности.
  • Воспитывать толерантное отношение к культуре других народов.
  • Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками. 

Оборудование:

  • Мультимедийная система;
  • Магнитофон с записью хакасской музыки;
  • Национальное платье;
  • Платок;
  • Замок с ключом;
  • Сундук;
  • Разноцветные ленточки;
  • Пучок колосьев;
  • Мешок;
  • Овощи.

Ход занятия:

Звучит хакасская музыка.

Входит воспитатель в хакасском национальном костюме.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Умай, по-хакасски Ымай идже.

- Как вы думаете, кто я?

- Я не просто хакаска, я богиня плодородия, я помогаю взрослым выращивать урожай. Живу я на прекрасной земле, которая зовется Хакасия.

- А вы где живете?:

- Я предлагаю вам вместе посмотреть, как прекрасна наша хакасская земля.

На слайдах картинки с изображением хакасских степей, шамана, курганов.

Читается стихотворение:

Хакасия, любимая моя,

Как я люблю твои просторы,

Прохладные твои леса,

Без края степи, реки, горы.

Могучие и спящие курганы

Историю в веках хранят.

Степной ковыль, цветущие поляны

Секрет бессмертия хранят.

Мы здесь живем

И крепнет год от года

Величие хакасского народа.

- Красива хакасская земля, но беда случилась на ней. Злые духи Тёси похитили священный пучок колосьев под названием хыра-улузи, а без него на хакасской земле никогда не будет праздника урожая Уртун–той.

- Добрые духи подсказали мне, что в вашей группе очень смелые, добрые, отзывчивые и умные дети, это правда? И они обязательно смогут помочь мне отыскать эти священные колосья, чтобы вернуть их хакасскому народу. Поможете?

- Посмотрите на колоски. Потрогайте. Внутри находятся зернышки. Из таких колосков собран пучок колосьев.

- Злые духи спрятали его в тайном месте, попасть в которое, можно лишь пройдя ряд сложнейших испытаний. Вы готовы?

- Что мы будем искать?

- Зачем надо найти пучок колосьев?

- Я сейчас спрошу у духов, где находится первое испытание:

Прай ниме тузында,

Тузы ирт парза, ноо туза!

Прай ниме сининде,

Синирт парза, ноо туза!

Включается экран.

- Вижу священный экран, там находится наше первое испытание.

Игра «Что изменилось»

На экране изображение овощей. С каждым слайдом овощи меняются, нужно найти изменения.

- Посмотрите, что изображено на экране?

- Как можно назвать одним словом?

- Внимательно посмотрите и запомните.

- Что изменилось? Кто догадался, скажите мне по секрету на ушко, чтобы зле духи не услышали.

- А теперь все вместе отгоним злых духов (движения руками, хлопки), скажите вслух, что изменилось на картинке.

- Вы справились с первым испытание, но нам надо двигаться дальше.

- Что мы будем искать?

- Для чего мы его ищем?

- О, духи, помогите нам вернуть пучок колосьев.

- Духи говорят, что второе испытание находится в мешочке. Поищите в группе мешочек (ищут)

- В этом мешочке находятся овощи, но какие это овощи, надо отгадать. Для этого духи послали вам загадки. Вы готовы?

- Тогда первая загадка:

Под землей живет семья:

Мама, папа, деток тьма.

Лишь копни ее немножко,

Вмиг появится … картошка

- А теперь на ощупь найдем отгадку.

- Духи довольны вами, вы молодцы. Вот и вторая загадка:

Кто на свете всех полезней?

Кто спасёт от всех болезней?

Кто обидит нас без рук?

Маленький, коварный … лук

 

Наши овощи на грядке

Иногда играют в прятки.

Кто там выставил бочок? -

Вкусный овощ … кабачок

- Вы молодцы, вы справились с заданием, духи довольны вами и я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру. Это старинная хакасская игра «Кто спрятался?»

Игра «Кто спрятался?»

- Вы танцуете, по сигналу отворачиваетесь, садитесь на корточки и закрываете глаза. Я кого-нибудь из вас прячу под платок, а вы должны угадать, кто же там спрятался.

В последний раз под платок прячется ключ от сундука.

- Давайте посмотрим, что там.

- Ключ. А если есть ключ, значит, есть и замок.

- Как вы думаете, что можно открыть этим ключом?

Дети отвечают, предлагают варианты.

- Найдем замочек, к которому подойдет этот ключ.

Дети ищут по группе. Если не найдут.

- Мне кажется, что этим ключом можно открыть какой-то особенный замок. Где же его найти?

- Мне духи подсказывают, что этот ключик от сундука, и что этот сундук здесь, в группе. Давайте посмотрим, где он может находиться.

Ищем сундук, в котором находится пучок колосьев.

- Посмотрите, что здесь находится?

- Да это же пучок колосьев, который мы ищем. Как же будет рад хакасский народ, что вы нашли его.

- На празднике Уртун-той хакасский народ загадывал желания и повязывал на нем цветные ленточки чалома. Так вот, возьмитесь за концы ленточек и загадайте желание.

- Верьте, ребята, и оно обязательно сбудется.

Повязать ленточки на пучке колосьев.

- А теперь давайте возвестим духам, что мы нашли священный пучок колосьев хыра-улузи. А как мы возвестим? Радостным танцем.

На пол ставится пучок колосьев с повязанными лентами чалома, под музыку дети исполняют танец, повторяя движения воспитателя.

- Мы обращаемся к добрым духам. Мы благодарим хозяина пашни за урожай. Мы нашли священный пучок колосьев хыра-улузи и теперь вернем его хакасскому народу. Просим духов исполнить наши заветные желания.

- Ребята, а ведь духи меня не обманули. Вы и в самом деле смелые, добрые, отзывчивые и умные дети. И они велели передать вам в подарок эти украшения.

- Пожелаем нашим гостям здоровья и хорошего урожая.

- А этот пучок колосьев хыра улузи я передам хакасскому народу, и у них начнется настоящий праздник урожая Уртун-Той.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Путешествие в страну "Здоровья"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Путешествие в страну "Здоровья"Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Здоровье", "Физическая...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Витамины для Дяди Федора»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Витамины для Дяди Федора»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Вода весной" (средняя группа)

Тема: «Вода весной»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: углубление и обобщение знаний о весенних природных явлениях....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Волшебница вода" (средняя группа)

Тема: «Волшебница-вода»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: формирование знаний у детей о значимости воды, о ее пользе для человека, о различных...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Кувшинка" (средняя группа)

Тема: «Кувшинка»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: развитие интереса детей к лепке, учить лепить, используя уже знакомые приемы лепки....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи На тему: «Мир народных промыслов» для детей подготовительной группы.

Пробудить интерес к народному промыслу. Обобщить знания и умения: умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, гжельской (понимание детьми характерных особен...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Цветок здоровья"

Конспектнепосредственной образовательной деятельностив старшей группе на тему: "Цветок здоровья"...