Урок кубановедения в 3 классе по теме "Кубанские умельцы"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Слепцова Анжела Сергеевна

Урок соответствует требованиям ФГОС НОО. Представлен материал о кубанских народных промыслах и ремеслах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_goda_kub._um.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

ХОД УРОКА

I.            Организационный момент.

Я спешу сказать вам _ « Здравствуйте!»

Чтоб пожелать здоровья доброго
Я спешу сказать вам – « Благости !»
Чтоб пожелать вам счастья нового. 
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Успехов удач и везенья!
Чтоб пожелать всем в этом классе
  Прекраснейшего настроения.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок кубановедения мы проведем вместе.

II.      Формулирование  темы и цели урока.     

       

-Посмотрите на экран, что делают эти люди? (слайд 2)(Плетут корзины, вышивают, делают кувшины, куют железо…)

 Правильно ребята. Каждый из них занимается своим делом.

А как в старину называлась работа, занятие казаков (ремёсла) .

На доску вывешивается слово РЕМЁСЛА

 С давних пор славились кубанские жители своей работой. За что бы они не брались, что бы не делали, всё у них выходило ладно да умело. А как же называли таких людей?

Я предлагаю вам из слогов, которые лежат на ваших столах составить слова.

- Что у вас получилось? (кубанские умельцы)

Слайд №2

   Тема нашего урока: «Кубанские  умельцы»

Какие цели урока поставим?

Слайд№3

Узнаем

научимся

- Я знаю, что каждый из вас очень любит свою малую родину - Краснодарский край. Да сегодня мы узнаем чем занимались наши предки. Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славились своими умельцами. Часто казаки владели несколькими ремеслами.

 -А знаете ли вы, что  же означают слова «промысел» и «ремесло»?

-Где можно узнать значение слов?

                   Групповая  работа  Ребята, вы уже поняли , Что мыбудем работать с вами в группах. Давайте вспомним правила работы в группах:

«ЗВЁЗДОЧКА»

ИТАК,

                          Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова

Как по нему работать?( 2 ученика

  1. Найдите  значение слова «промысел».

«Промысел –  добывание чего-нибудь, добыча, охота

Пример: жемчуга, тюленя.».

2.  Найдите  значение слова «ремесло».

 «Ремесло – профессиональное занятие – изготовление изделий ручным, кустарным способом».

Когда каждая группа найдёт значения слов – нужно на рабочих листах дописать пропущенные слова, чтобы получилось полное предложение. Победит та команда, которая окажется быстрее. (готовность показать «звёздочкой»)

IV.         Работа над новым материалом.

  1. Исследовательская деятельность.

Каждая группа представляет мастерскую ремесленника. Для успешной работы на столах присутствует необходимый раздаточный материал .

-Каждая группа попробует  рассказать о предмете,  который находится на парте по плану  из файла.

1 группа получает глэчик  и кувшин.

2 группа получает  подкову

3 группа получает скатерть  и  рушник.

4  группа  получает  предметы  сплетённые  из  лозы.

5  группа  получает  предмет с  резьбой  по  дереву.

План

1.Как  называется  предмет?

2.Для  чего  по  вашему  мнению  предназначен этот  предмет?

3. Из  чего сделан?

4.Как  называется ремесло, благодаря которому изготовили  этот предмет?

После  представления  каждой  группы ,слайд  про  ремёсла  и рассказ учителя..

Слайд 3.

Дети читают о гончарном ремесле

 Гончарное ремесло  было распространено в местах, где имелась глина.

Глина – очень прочный, пластичный материал. Ее можно найти повсюду: в карьерах, по берегам рек.

4 уч-ся: Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепились руками, позже появился гончарный  круг, приводившийся в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий.

              Учитель показывает рисунок гончарного круга.

- Гончар бросал на середину круга кусок мокрой глины и толкал круг ногами или рукой. Круг вращался, глина под его умелыми пальцами принимала определённую форму. После того как изготовленные сосуды подсыхали, их обжигали в специальных печах.

Рассмотрите рисунки с изображением посуды. Попробуйте определить, какую посуду для чего можно было использовать.

В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская), Виктора Туркова (г.Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (г.Славянск-на-Кубани), Михаила Скворцова (поселок Мезмай Апшеронского р-на) и других умельцев.

 

Слайд 4.

 Кузнечное  ремесло -На протяжении многих веков кузнецы были главными среди ремесленников. Они пользовались особым уважением и почётом в городах и станицах Кубани.

Художественная ковка.

Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Кованые изделия, выполненные мастерами  в прошлом веке, можно ещё встретить в некоторых станицах и городах края, а также в Краснодаре. В основном это ажурная ограда, крылечки домов, оконные и дверные решётки.

   Современные кубанские кузнецы и дизайнеры по металлу Михаил Скворцов из посёлка Мезмай Апшеронского района, краснодарцы Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян, а также Анатолий Турукин из станицы Новотитаровской Динского района, да и многие другие мастера вносят огромный вклад в дальнейшее развитие народного ремесла.

Слайд 5.

 Ткачество и вышивка

Наиболее развитыми видами народно- прикладного искусства на Кубани были вышивка, кружево, ткачество. Мастерицы вышивали рушники (полотенца), скатерти, салфетки, наволочки, занавески, рубахи.

Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольники, рубахи. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

     В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера Галина Рубан из Краснодара, Нина Максименко из Новокубанска, Ирина Чуприна из станицы Азовской Северского района, Ирина и Александр Кича из посёлка Мезмай Апшеронского района и многие другие.

Слайд 6.

ЛАЗОПЛЕТЕНИЕ  

        Это одно из древнейших ремёсел. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из золотистой ивовой лозы.

      В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. А в станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, верши, коробы и даже перстни из тонкой ивовой лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец истинно кубанского декоративно-прикладного народного промысла

Слайд 6

 Резьба по дереву: Особое значение на Кубани казаки придавали деревянной отделки дома, т.е. этот вид ремесла назывался - резьба по дереву. Дом украшали не только с целью сделать его красивым, но и с целью защитить от всего недоброго, от злых сил. На крыше устанавливали « небесного  охранителя». Это мог быть петух, конёк, могли быть голубки. Окно тоже защищали от злого глаза, устанавливали разные обналички. Украшали также и ворота.

Из дерева можно изготовить скульптуры, изображающие сказочных героев - в рост человека, а то и более того.

       Особенно перспективным оказалось бондарное ремесло- изготовление деревянных бочек.

Резьба  по  дереву  и  сейчас  актуальна,  ведь  только  в  руках  настоящего мастера обычная дощечка  превращается  в  произведение  искусства, например в ложку.

 

Физ. Пауза.

Встали ровно, руки шире.

Бочку держим мы в руках.

Повернулись. Наклонились.

Бочку ставим мы к ногам.

Руки вверх. Плетём лозу мы.

Руки вниз. Кузнец куёт.

Отдохнули. Стали ровно.

Вдох и выдох. Вновь урок.

V. Актуализация  новых  знаний

4. Театрализация.

Где ремесленник мог продать свой товар?( На ярмарке ,базаре. )

Вот и вы сейчас как настоящие ремесленники, тоже попробуете продать товар. А чтоб товар лучше покупали, что для этого надо делать? (Расхвалить, разрекламировать). Посмотрим, кто лучше справится с заданием.

1.Торопись ,честной народ,-

В гости ярмарка идёт!

2.Добры люди, поспешите,

И товар у нас купите!

3.Не ленитесь, не зевайте-

Кошелёк свой доставайте

4. здесь найдёте, что хотите…

Подходите! Подходите.

5. Подходите! Вот для вас

Я кофточку припас.

Ну что ж, молодцы, хорошо справились. Какие красивые получились изделия.

VI. Рефлексия

- Вернёмся к цели нашего урока.

Какие цели ставили перед собой?

Достигли мы их?

-О каких  ремёслах  вы  сегодня  узнали?

Мало знать  о  прошлом  своего народа, надо быть достойными преемниками лучших традиций  кубанской земли. Я уверена, вы будете с уважением относиться к людям  труда,  умельцам, и надеюсь в будущем своим трудом прославите свое имя и край.

Домашнее  задание  на выбор.

  • Подготовить  сообщение о  таком  ремесле, о  котором  не  говорили  на  уроке.
  • Подготовить  сообщение  о  любимой  семейной  реликвии, созданной  руками  предком. Нарисовать рисунок или подобрать фотографии.

Каждый из вас, выходя из класса украсит наш плетень цветами:если понравился - жёлтый цветок,

Список используемой литературы :

1. Бондарева Н.А. Культурные традиции кубанского казачества. Армавир, 2003.

2. Маслов А. Кубанская старина. // Православный вестник Кубани. № 1, 2006.

3. Толмачева А.Т. Земля на зернышке стоит // Читаем, учимся, играем. № 8, 2004.

4. Шептун. Из истории Православной Церкви на Кубани. 1996.

5. Жданова Л. Народные промыслы. Альбомы твоих аппликаций. – М.: ООО “Дельта”, 2005 г. – (Серия 5 шт. – росписи).

6. Казак Н. Где народные умельцы узоры искали. – М.: Малыш, 1985 г.

7. Родная Кубань. Страницы истории/под ред. Проф. В.Н. Ратушняка. – Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красная книга Краснодарского края (урок кубановедения 2 класс с использование проектного метода обучения)

В  ходе урока дети не только знакомятся с Красной книгой Краснодарского края, но благодаря использованию проектного метода обучения расширяют и углубляют свои  знания  о животных ...

«Краснодар–Екатеринодар: история и современность» презентация к уроку кубановедения 3 класс

В презентации рассказано об истории основания города Краснодара, казачестве на Кубани от переселения до наших дней....

календарно-тематическое планирование уроков кубановедения 1 класс

Календарно-тематическое планирование уроков кубановедения в 1 классе составлено Финько Ниной Николаевной учителем начальных классов МБОУ СОШ № 29 станицы Петровской Славянского райо...

урок кубановедения 2 класс "Дары лета".

Конспект урока кубановедения во 2 классе по теме "Дары лета". В приложении находится всё необходимое для проведения урока....

Презентация к уроку кубановедения 3 класс

Презентация к уроку кубановедения 3 класс...

Урок кубановедения. 2 класс

Урок ,который я проводила во втором классе. Водоемы Краснодарского края: моря, реки, озера, лиманы водохранилища....