Рабочая программа курса внеурочной деятельности Казачья доблесть
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Чехонадская Лариса Григорьевна

Данная программа расширяет кругозор ребят, знакомит их с историей возникновения казачества, воспитывает любовь к малой родине, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край Динской район станица Пластуновская

Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Утверждено

решением педсовета

протокол №1 от 28 августа 2015 г.

Председатель педсовета

___________________   Хубанова Н.Г.    

           подпись руководителя ОУ            

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «Казачья доблесть»

 

Тип программы: образовательная программа по конкретному виду

внеурочной деятельности

Срок реализации: 3-4 классы

Возраст учеников: 9-11 лет

Руководитель: Чехонадская Лариса Григорьевна

Составитель: учитель начальных классов Чехонадская Лариса Григорьевна                                                     

Пояснительная записка

Согласно ФГОС второго поколения, одной из главных  задач, которые ставит перед собой  школа, является развитие духовно – нравственной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества.

Актуальность темы в наше время обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Оно издавна привлекало внимание большого числа исследователей различных отраслей знания: историков, социологов, этнографов, военных, экономистов, политиков, юристов, литераторов и общественности в нашей стране и за рубежом.

В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами. О казаках написано немало. Казачью тему разрабатывали корифеи отечественной истории Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О.Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов от А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого до М.А. Шолохова. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». А между тем, как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории казачества!

Особенно актуальной становится проблема формирования любви к Отечеству, к своей «Малой родине».

Данная программа по казачеству расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, казачьего Края, родного города, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Представленная программа рассчитана на учащихся 3-4 классов. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Занятия проводятся, в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры.

         Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах. В процессе обучения вначале преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.

В программе второго года обучения ребята получают наиболее полное представление об истории казачества, его городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.

Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место на втором году обучения занимает изучение истории родного города, беседы с интересными людьми, встречи.

Основной целью программы является формирование у школьников начального представления о казачестве, пробуждение у них чувств патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества.

Образовательные задачи:

  • знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
  • ознакомление с историей  малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах  земляков;
  • овладение начальными навыками исследовательской работы;
  • углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с момента становления до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами, истоками духовной культуры.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • воспитание  учащихся  на примере  жизни  и  деятельности   казаков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
  • формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление роли казачества на службе Отечеству;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  • стимулирование стремления знать как можно больше о казачестве, привитие интереса  учащихся к казачеству.
  • развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края.

2. Учебно-тематический план

Первый год обучения (3-й класс)

(34 часа из расчёта 1 час в неделю)

п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Количество часов учебных занятий

теорети

ческие

практи

ческие

выездные

1

Вводное занятие

1

1

2

Традиционная культура кубанских казаков

4

1

3

3

История моей казачьей семьи

2

2

4

Труд и быт казаков на Кубани

4

1

3

5

Декоративно-прикладное искусство

4

1

3

6

Памятники истории кубанского казачества

4

1

2

1

7

Основные памятные даты и знаменательные события в истории кубанского казачества

5

2

1

2

8

Православие и казачество

4

1

2

1

9

Казак-патриот

4

1

2

1

10

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

2

2

Итого

34

8

21

5

Второй год обучения (4-й класс)

(34 часа из расчёта 1 час в неделю)

п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Количество часов учебных занятий

теорети

ческие

практи

ческие

выездные

1

Вводное занятие

1

1

2

Традиционная культура кубанских казаков

4

1

2

1

3

История моей казачьей семьи

3

3

4

Труд и быт казаков на Кубани

4

1

2

1

5

Декоративно-прикладное искусство

4

1

2

1

6

Памятники истории кубанского казачества

4

1

2

1

7

Основные памятные даты и знаменательные события в истории кубанского казачества

4

1

2

1

8

Православие и казачество

4

1

2

1

9

Казак-патриот

4

1

3

10

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

2

2

Итого

34

7

22

5

3. Содержание программы

3-й класс (34 ч)

Вводное занятие. Инструктаж. Кто такие казаки?

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков

Фольклор кубанских казаков. Кубанский говор. Детские казачьи игры. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.

Раздел 2. История моей казачьей семьи

Родословная семьи.Составление генеалогического древа. История семьи в истории родной Кубани.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани

Казак - труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др. Традиционный и современный быт казачьей семьи.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство

Прикладные ремесла Кубани. Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками:

  • сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;
  • основные техники работы с материалом;
  • последовательность этапов изготовления изделия;
  • презентация творческих работ.

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края. Личный вклад в охрану и защиту памятников.

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

Зарождение и становление казачества. История заселения Кубани казаками. Возрождение казачества в современной истории Кубани.

Раздел 7. Православие и казачество

Православная вера – основа казачьей семьи. Икона в храмах и жилищах. Молитва. Православный войсковой собор - храм Святого благоверного князя Александра Невского в Краснодаре. Дом Божий - православная церковь в родной станице (городе).

Раздел 8. Казак — патриот

Нравственные качества – основа патриотизма кубанского казака. Казачья честь. Юные казаки – будущие защитники родной земли

4-й класс (34 ч)

Вводное занятие

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков

Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков.

Зимние святки, колядки, щедровки. Масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала.

Раздел 2. История моей казачьей семьи

Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребёнок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и приумножение семейных традиций и реликвий.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани

Традиционные ремёсла и промыслы кубанских казаков. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом.

Уклад жизни казачьей семьи.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками:

  • сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;
  • основные техники работы с материалом;
  • последовательность этапов изготовления изделия;
  • презентация творческих работ.

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества

Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры кубанского казачества. Памятники и музеи.

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования

Раздел 7. Православие и казачество

Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. Православные праздники.

Раздел 8. Казак — патриот

Доблесть казаков. Кубанские казачьи регалии. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды.

4. Предполагаемые результаты реализации программы

3-4-й класс

В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов».

Личностные УУД

У ученика будут сформированы:

   1. Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к истории Родины.

   2. Устойчивый учебно-познавательный интерес  к новым общим способам решения задач;

   3. Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности

Регулятивные УУД:

   1. Определять цель деятельности  с помощью учителя и самостоятельно.

   2. Планировать свои действия .

   3. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

   4. Высказывать свою версию разрешения проблемы.

  5. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД:

   1. Осуществлять поиск необходимой информации.

   2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

   3. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

   4. Строить логическое рассуждение.

 Коммуникативные УУД:

   1.  Оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).

   2. Слушать и понимать речь других людей.

   3. Формулировать собственное мнение и позицию.

   4. Договариваться и приходить к общему мнению.

 Ценностные ориентиры содержания курса:

      –      патриотизм – любовь к своей малой Родине , своему народу, к России.

–      гражданственность – закон и порядок.

–      семья – любовь и верность, здоровье,  уважение к родителям, забота о старших и младших.

–      труд и творчество – уважение к труду.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

5. Формы и виды контроля

Разделы

программы

Виды

контроля

Формы контроля

Что контролируем

1

Традиционная культура кубанских казаков

Вводный,

текущий,

итоговый

Фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья»

Знание различных фольклор-ных форм кубанского каза-чества. Знание особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков.

Умение исполнять, демонст-рировать различные фольк-лорные формы кубанского казачества. Умение рекон-струировать основные празд-ничные обряды

2

История моей казачьей семьи

Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи»

Знание истории своей каза-чьей семьи и/или истории семьи своих одноклассников.

Знание и понимание уклада жизни, особенности числен-ного состава и распределе-ния обязанностей традици-онной казачьей семьи.

Умение рассказать о своём казачьем роде

3

Труд и быт казаков на Кубани

Выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремёсла и промыслы», «Кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков»

Умение выполнять домаш-ние обязанности в соответ-ствии со своим возрастом.

Знание основных ремёсел, видов ДПИ кубанского казачества, основных техно-логических особенностей изготовления отдельных изделий

4

Декора

тивно-

прикладное

искусство

Викторина, тестирование «Ремёсла и виды декоративно-приклад-ного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся

Знание основных ремёсел, видов ДПИ кубанского каза-чества, основных техноло-гических особенностей изготовления отдельных изделий. Выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологи-ческими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества

5

Памятники

истории

кубанского

казачества

Видео -,слайд-викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», творческий проект «История памятника» (по выбору учащегося)

Знание основных памятных сооружений, связанных с историей и культурой кубанского казачества. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества»

6

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

Викторина, тестирование, праздники, связанные с памятными датами, исследовательский проект

Знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества.

Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества»

7

Православие и казачество

Исследовательский проект, православные праздники

Понимание основ духовно жизни кубанских казаков. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества»

8

Казак - патриот

Исследовательский проект «Казаки - воины моей семьи», тестирование, фронтальная беседа. Викторина «Кубанские казачьи регалии»

Структура и направления деятельности Кубанского казачьего войска. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества»

6. Методические рекомендации

Принципы построения программы:

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).
  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций.
  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).
  • Принцип интеграции и дифференциации обучения.
  • Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).

Основные методы обучения:

  • Практические
  • Рассказ педагога и рассказы детей
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Встречи с интересными людьми
  • Мини сочинения
  • Походы, экскурсии
  • Конкурсы, викторины
  • Выполнение проектов

7. Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

        

п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Для учителя:

1.

Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М., 2000.

1

2.

Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.

1

3.

Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

1

4.

Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т 1-2..

1

5.

Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар, 2006.

1

6.

Бондарь Н.И. «Мышка, мышка...»: образ и ритуал // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорноэтнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск, 1998.

1

7.

Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

1

8.

Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанских казаков // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.

1

9.

Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.

1

10.

Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество. 1998. № 2.

1

Для учащихся:

11

Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар, 2002.

1

12

Кубанские народные сказки и легенды / Сост. В. В. Воронин. Краснодар, 2001.

1

13

Народная проза Кубани/ Авторы-сост.: Л.Б. Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 2003 (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).

1

14

От прибаутки до былины. Русский фольклор. М., 1991.

Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост.: Л.Б.

1

15

Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар, 1993.

Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост.: Л.Б.

1

16

Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар, 2000.

1

2. Технические средства обучения

17

Классная доска  с набором приспособлений для крепления таблиц

1

18

Магнитная доска

1

19

Персональный компьютер

1

20

Интерактивная доска

1

21

Мультимедиапроектор

1

22

Сканер, принтер

1

3. Оборудование класса

23

Столы ученические

25

24

Стулья

25

25

Стеллажи для книг и оборудования

26

Мебель для проекционного оборудования


Календарно – тематическое планирование 3 класс

№ п/п

Раздел программы

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

оборудование

план

коррект.

1

Вводное занятие. Инструктаж. Кто такие казаки?

1

05.09

2

Основные памятные даты и знаменатель-ные события из истории казачества

Зарождение и становление казачества.

5

1

12.09

3

История заселения Кубани казаками.

1

19.09

4

Наказы казачества. Составление собственного наказа.

1

26.09

5-6

Возрождение казачества в современной истории Кубани. Посвящение в казачат.

2

03.10

10.10

7

Памятники истории кубанского казачества

Исторические памятники кубанского казачества (заочная экскурсия)

4

1

17.10

8-9

Проектная деятельность: составление виртуального альбома «Памятники казакам на Кубани»

2

24.10

31.10

10

Экскурсия в музей станицы Пластуновской

1

14.11

11

Православие и казачество

Православная вера – основа казачьей семьи.

4

1

21.11

12

Икона в храмах и жилищах. Молитва.

1

28.11

13

Православный войсковой собор – храм Святого благоверного князя Александра Невского в Краснодаре. (заочная экскурсия)

1

05.12

14

Дом Божий – православная церковь в родной станице – Храм Святого Вознесения (экскурсия).

1

12.12

15

Традиционная культура кубанских  казаков.

Фольклор кубанских казаков.

4

1

19.12

16

Кубанский говор.

1

26.12

17

Детские казачьи игры.

1

16.01

18

Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.

1

23.01

19

Казак – патриот.

Нравственные качества – основа патриотизма кубанского казака. Казачья честь.

4

1

30.01

20-21

Юные казаки – будущие защитники родной земли (смотр песни и строя)

2

06.02

13.02

22

Посещение военной выставки исторического музея ст. Динской

1

20.02

23

Труд и быт казаков на Кубани.

Казак – труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство.

4

1

27.02

24

Орудие труда кубанских казаков. Ремесла: кузнечное, плетение из лозы, гончарное и др. (экскурсия в школьный краеведческий музей)

1

06.03

25

Традиционный и современный быт казачьей семьи.

1

13.06

26

Экскурсия в краеведческий музей ст. Динской.

1

20.03

27

Декоративно-прикладное искусство

Прикладные ремесла Кубани.

4

1

03.04

28

Сбор и подготовка материалов для творческой работы.

1

10.04

29-30

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками, презентация творческих работ.

2

17.04

24.04

31

История моей казачьей семьи

Родословная семьи. Составление генеалогического древа.

2

1

01.05

32

Проект «История моей семьи в истории родной Кубани»

1

08.05

33-34

Подведение итогов, подготовка и проведе-ние массовых воспита-тельных мероприятий.

«Казачьи посиделки»

2

15.05

22.05

Итого

34

        

Календарно – тематическое планирование 4 класс

№ п/п

Раздел программы

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование

план

коррект.

1

Вводное занятие.

Повторение изученного ранее. Знакомство с программой на учебный год.

1

1

04.09

2

Основные памятные даты и знаменатель-ные события из истории казачества

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.  

4

1

11.09

3

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты.

1

18.09

4

Значение каждого события для современного кубанского казачества.

1

25.09

5

Экскурсия в музей станицы Пластуновской

1

03.10

6

Памятники истории кубанского казачества

Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры кубанского казачества.

4

1

09.10

7-8

Проектная деятельность: составление виртуального альбома «Памятники казакам на Кубани»

2

16.10

23.10

9

Памятники и музеи. Экскурсия в музей станицы Динской

1

30.10

10

Православие и казачество

Православные традиции кубанских казаков в быту.

4

1

13.11

11

Православные традиции кубанских казаков на службе.

1

20.11

12

Православные праздники.

1

27.11

13

Экскурсия в Храм Святого Вознесения ст. Пластуновской

1

04.12

14

Традиционная культура кубанских  казаков.

Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков.

4

1

11.12

15

Зимние святки, колядки, щедровки.

1

18.12

16

Масленица. Весенние хороводы.Иван Купала.

1

25.12

17

Пасха. Участие в детском празднике при Храме Святого Вознесения.

1

15.01

18

Казак – патриот.

Доблесть казаков. Казаки на страже рубежей отечества.

4

1

22.01

19

Кубанские казачьи регалии.

1

29.01

20

Казачий военный костюм.

1

05.02

21

Оружие, награды.

1

12.02

22

Труд и быт казаков на Кубани.

Традиционные ремёсла и промыслы кубанских казаков.

4

1

19.02

23

Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом.

1

26.02

24

Уклад жизни казачьей семьи.

1

04.03

25

Экскурсия в краеведческий музей ст. Динской.

1

11.03

26

Декоративно-прикладное искусство

Прикладные ремесла Кубани.

4

1

18.03

27

Основные техники работы с материалом. Экскурсия в музей ст. Динской.

1

01.04

28-29

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками, презентация творческих работ.

2

08.04

15.04

30

История моей казачьей семьи

Казачья семья в современном мире. Сохранение и приумножение семейных традиций и реликвий.

3

1

22.04

31-32

Проект «История моей семьи в истории родной Кубани»

2

29.04

06.05

33-34

Подведение итогов, подготовка и проведе-ние массовых воспитательных мероприятий.

«Казачьи посиделки»

2

13.05

20.05

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Казачий фольклор"

Курс "Казачий фольклор" знакомит обучающихся с культурой Донского края....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Казачья удаль

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Казачья удаль" предназначена для работы в классах казачьей направленности.У неё оборонно-спортивный профиль – это курс обучения кадетов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ."

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,личностно-ориентированный,деятельностный подходы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельностидля 2-4 классов«Основы проектной деятельности »...