Рабочая программа клубного часа " Я - гражданин России"
календарно-тематическое планирование на тему

Боярова Ирина Васильевна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-grazhdanin_rossii.docx38.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 20» г. о. Саранск

                       Рабочая программа

                Клубного часа в группе продлённого дня

                             «Я – гражданин России»

Воспитатель : Боярова И. В.

                                       

                                                  Пояснительная записка

    Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»

    Актуальность проблемы патриотического воспитания учащихся продиктовано временем, запросами нынешних реалий, когда наблюдается глубокое противоречие между растущим в обществе интересом к сохранению, распространению и развитию национальной культуры и низким уровнем знаний культуры своего народа. Принятая правительством РФ Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» дает право воспитателю ГПД  выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

    Чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны необходимо направить совместные усилия школы и семьи на формирование у детей младшего школьного возраста патриотизма, гражданственности.  Дети должны гордиться  своей страной, ее народом, достижениями, должны стремиться сделать свою страну еще краше и богаче.

    Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

    Программа «Я – гражданин России» разработана для учащихся 9-10 лет,  рассчитана на  1 года обучения  и реализовывается в рамках внеурочной деятельности1  час в неделю.

     Программа учитывает возрастные особенности учащихся, поэтому  цели и задачи с каждым годом усложняются, а содержание расширяется и углубляется.  Программа предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

    Цель: организация   деятельности   по формированию  гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников; создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами.

    Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

формирование  патриотизма,  активной гражданской  позиции, понимание прав и свобод личности;

формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за  героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, освоение и развитие родного языка;

формирование  нравственной основы личности, повышение  уровня духовной культуры;

формирование гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни;

формирование творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;

формирование трудовой мотивации, приобретение  основных навыков  поведения в социуме.

формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех занятий .

                      Программа включает в себя следующие направления:

1 четверть « Я живу среди людей» - семья – ячейка общества;  формирование представления о семье, родословной семьи, семейных традициях и ценностях; воспитание уважения  к старшему поколению.Стремление сочетанию личных и общественных интересов.Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность,сознательную дисциплину и культуру поведения. Знакомство с символами Российской Федерации; формирование потребности в изучении истории и культуры, фольклора и этнографии; воспитание патриотизма и интернационализма, уважительного отношения к Российской армии, национальным героям страны; формирование стремления к миру;

2 четверть « Я – часть природы»- расширение представлений о богатстве родной природы; формирование потребности в исследовательской деятельности; привлечение учащихся к поисковой работе и волонтерскому движению; развитие желания участвовать в социально – значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды.

   3 четверть .«Я – в мире прекрасного»

Формирование отношения к искусству. Воспитывать чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы: формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина. Умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла участие в художественной самодеятельности школы, села . Посещение музеев, театров .Участие в смотрах, конкурсах, фестивалях.

4 четверть   «  Я и моё здоровье»

Создать  условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся с целью воспитания стремления к здоровому образу жизни.Прививать навыки личной гигиены школьникам.Формировать понимание сущности здоровья как одной из главных жизненных ценностей.

                     Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

     Программа  направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность и предусматривает большое разнообразие  форм проведения занятий: сочинения, ролевые игры, театрализации, КТД, праздники, защита презентации, политинформация, диспуты, круглые столы, конкурсы, акции,  экскурсии, часы общения, волонтерское движение и т.д.

Предполагаемые   результаты:

-сформированы представления о единстве семьи и школы, школы и родного края, о единстве людей разных национальностей;

- ознакомлены с историей и традициями своей семьи, школы, Родины; ознакомлены с государственными символами РФ , знают названия главных городов России и  историей столицы;

- учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- развита потребность  учеников  анализировать и оценивать собственное поведение; сформировано умение  отличать хорошие поступки  от  плохих и истинные идеалы  от ложных;

-сформировано сознательное отношение к сохранению собственного здоровья; усвоены правила безопасного поведения  на дорогах и в общественных  местах;

- учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста;

- накоплен личный опыт участия в благотворительных акциях, экологических инициативах, проектах.  

Занятия «Клубного часа» проходят еженедельно.

День проведения занятий может изменяться в зависимости от темы и содержания.

Основные формы работы:

Практические занятия, ролевые игры,  конкурсы, праздники, беседы, викторины, чтение художественной литературы, экскурсии.
Программа разработана с учетом запросов детей, потребностей семьи и общества в разносторонне развитой личности, острой необходимости социальной защиты детей в современных условиях.
Учебно- воспитательная  работа в группе продленного дня,  по данной программе, представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка в различных образовательных областях:
эстетическое воспитание – формируется эстетическое отношение к жизни (труду, природе, искусству, поведению); развивается чувство прекрасного;
физическое воспитание предполагает правильное физическое развитие школьника, выработку двигательных умений и навыков, формирование гигиенических умений и навыков;
трудовое воспитание – акцент делается на  практическом применении школьниками теоретических знаний; трудовое образование является комплексным и включает представления о технике и технологии, умения решать практические задачи, достигать качественных результатов;
экологическое воспитание – основной задачей является конкретная практическая природоохранная деятельность;
нравственное воспитание – формирование нравственного создания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек нравственного поведения;
умственное воспитание.
Работа воспитателя по программе основывается на следующих принципах: гуманизма и педагогического оптимизма, признания уникальности каждого ребенка; гибкости, вариативности форм проведения занятий, разнообразия методов и приемов; интеграции различных видов деятельности.

                             Учебная нагрузка (33 учебные недели)

                  Программа направления «Я живу среди людей» 

                   

В основе воспитательной работы лежит личностно- ориентированный подход к ребёнку. Вера в неограниченные потенциальные возможности каждого ребёнка, восприятие его как неповторимой индивидуальности, лица активного и инициативного – залог успеха совместного творческого воспитания. Поэтому основной ценностью воспитательной деятельности классного руководителя является индивидуальность каждого ребёнка, его особый мир. Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. \исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек ХХI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно-деятельно связанным с окружающим миром.

        Данная программа может быть использована для работы учителей начальных классов, воспитателями групп продлённого дня.

         Реализуя цели и задачи программы, педагог формирует у ребят положительный  социальный опыт, позволяя тем самым быть детям равноправными членами нашего общества. В связи с этим, помогая младшим школьникам адаптироваться и самоопределяться в новых сложных условиях, мы проводим коллективно-творческие дела, экскурсии, прогулки, учитывая при этом эмоциональное восприятие детей данного возраста и воспитывая в них доброту и внимание к окружающим.

          Детство – это не период подготовки к будущей жизни. Это часть полной жизни. В ней люди получают первый опыт решения возникающих жизненных проблем, учатся жить и работать с другими людьми.

        Четыре   тематических блока соответствуют направлениям сотворческой работы с детьми:

        Для успешной работы по воспитанию детей необходимо чётко определить цели и задачи воспитания учащихся, которые стоят перед школой. Необходимо руководствоваться общими положениями. Они таковы:

  • Цели и задачи воспитания должны соответствовать потребностям общества и государства.
  • Цели и задачи воспитания должны соответствовать психологическим, биологическим, социальным потребностям учащихся.
  • Цели и задачи должны быть конкретными.

           Общая цель программы: формирование у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения, сопереживания, стремления прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается, умения ориентироваться в жизни .

Задачами программы являются:

  • Расширить кругозор у ребят, удовлетворить их любознательность в познании окружающего мира.
  • Воспитывать положительное отношение к школе, к учению, к коллективной жизни;
  • Укреплять веру каждого учащегося в свои силы и возможности;
  • Дать детям навыки культурного общения со своими сверстниками, людьми старшего возраста, с младшими ребятами;
  • Воспитывать в детях умение сопереживать, стремление прийти на помощь тем, кто  в ней нуждается;

        Настоящая программа призвана решить названные цели и задачи воспитания младшего школьника. В «Конвенции о правах ребёнка» сказано: «Ребёнку для полноценного и гармоничного становления и развития необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания». Чтобы быть счастливым, надо быть здоровым, иметь возможность открыть и реализовать свои творческие способности.

       Программа направления «Я-в мире прекрасного»
На занятиях дети учатся передавать свое настроение, свои мысли на листе бумаги с помощью красок, фломастеров и карандашей. Ребята выполняют иллюстрации к произведениям, зарисовывают свои наблюдения после экскурсий и прогулок, выполняют тематические работы.

На занятиях дети выполняют поделки используя разного вида художественной техники: аппликации, оригами, лепка, конструирование мозаика, коллаж, художественное вырезание , художественное складывание

Основные задачи направления: развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка; развитие технического мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка ,стимулирование потребности в продуктивной творческой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами художественной деятельности; формирование творческого воображения; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка; развитие художественного вкуса воспитанников.
Программа направления «Я – часть природы»
Это цикл тематических занятий, посвященных Родине, семье, сезонным изменениям в природе, истории возникновения праздников; изучению правил дорожного движения, правил этикета, норм поведения в общественных местах и т.д.
Основные задачи направления: формирование интереса к процессу познания; освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах их познания; развитие кругозора, наблюдательности; осуществление экологического, эстетического, физического, нравственно-патриотического, профессионально-ориентированного воспитания младших школьников; воспитание нравственных норм межличностных отношений младших школьников.
Программа направления «Я – и культура»
Это учебные занятия, которые проходят в разнообразных формах: занятие-игра, занятие-театр, занятие-поиск, занятие-исследование, занятие-экскурсия и др. Занятия проходят как в стенах школы, так и вне школы. Дети посещают библиотеку, дом культуры, кружки творчества.
Основные задачи занятий: развитие коммуникативных качеств личности, познавательного интереса, самостоятельности; формирование творческого воображения, оригинальности, эмоциональности восприятия; воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.

План-сетка «Клубного часа» В ГПД

 I четверть

Клубный час «Я живу среди людей»:

I неделя- Моя семья.

II неделя – Моё имя.

III неделя – Мой родной город.

IV неделя – Моя школа – мои друзья.

V неделя – Росссийский триколор.    

VI неделя – Герб родного города  .

VII неделя – Детям России – мир без тревоги и слёз.

VIII неделя – Мои права и обязанности.

2 четверть                                                                       

Клубный час «Я – часть природы»:

 I неделя – Этикет или просто хорошие манеры .
II неделя - Дорога в школу.
III неделя - Человек без друзей, что дерево без корней..
IV неделя  - Времена года. Зима.
V неделя – История праздника. Новый год.
VI неделя – Телефон доверия и социальные службы.
VII неделя – Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других.
VIII неделя – Зимние забавы. Как избежать беды?

3 четверть

Клубный час «Я – в  мире прекрасного»:


I неделя -  Весёлый смайлик.

II неделя – Создаем книгу о зиме.

III неделя – Акция «Защита животных».
IV неделя – Оригами Тюльпан. Конструирование из бумаги.
V неделя – Любимая игрушка. Лепка. Четвероногий друг.
VI неделя –
 Поделки из пластиковой бутылки

VII неделя – Пасхальное яйцо.

VIII неделя – Оригами. Техника работы с бумагой.

IX неделя – Поделки из круп.

4 четверть

Клубный час «Я – и культура»:  

   I неделя - Заседание клуба «Почемучки».
II неделя - Викторина «Как мы знаем ПДД».
III неделя Выход в библиотеку.  Викторина «Вредные привычки».
IV неделя - Конкурс стихов «ДОБРОТА –СПАСЁТ МИР».
V неделя  Игра «Мир без войны»
VI неделя Акция «Георгиевская ленточка»
VII неделя - Минута славы.
VIII неделя - Праздник «Ура, каникулы!

YIII. Ожидаемые результаты.

         Реализация данной программы даёт возможность решить социальные, воспитательные, творческие задачи. В процессе реализации программы удастся создать атмосферу творчества, созидательного сотрудничества, которая позволит каждому ребёнку ощутить себя нужным, любимым, полезным. А

качества, реализоваться в творческой, познавательной, организаторской, трудовой и др. деятельности, обрести уверенность в своих силах, которая позволит удовлетворить всех субъектов воспитательного процесса собственным участием в реализации программы.  Дети, занимающиеся по данной программе, могут:

  1. Освоить новые навыки и знания, повысить информационно-интеллектуальный уровень.
  2. Расширить круг общения со сверстниками и взрослыми, учить партнёрскому общению, сотрудничеству с педагогами и товарищами.
  3. Повысить свой энергетический потенциал и расширить социальный опыт.
  4. Приобрести нравственное, психическое, физическое здоровье, навыки саморегуляции.
  5. Развить творческие способности, умение работать в детском коллективе.

Для детей::

  1. Реализация образовательно-развивающей, оздоровительной, воспитательной и социальной функции.
  2. Решение задач по духовно-нравственному развитию детей.
  3. Социальная защищённость детей.
  4. Удовлетворённость детей и родителей формами воспитательного процесса.
  5. Повышения качества воспитательного процесса.

Для родителей:

  1. Сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья детей.
  2. Полезная и продуктивная организация учебного и свободного времени детей.
  3. приобретение детьми социального опыта и коммуникативных навыков.

     Результативность воспитательной работы заключается в том, что хотелось бы быть уверенной в том, что воспитанники будут:

  • порядочными, и своими поступками не запятнают право называться человеком;
  • сильными, умеющими преодолевать все невзгоды и трудности, какими бы они ни были;
  • образованными, интеллектуально, культурно развитыми, активными;
  • гордящимися своей Родиной, своим краем, своим родным городом;
  • чувствующими прекрасное, ибо недаром сказано, что «красота спасёт мир»;
  • добрыми, гуманными, милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту;
  • здоровыми духовно и физически.

IX. Условия и средства для успешной реализации программы.

BD14578_        «Декларация прав ребёнка».

BD14578_        «Конвенция о правах ребёнка»

BD14578_        Всеобщая декларация прав человека.

BD14578_        Конституция Российской Федерации.

иBD14578_        Закон Российской Федерации «Об образовании».

BD14578_        Устав МОУ «Гимназия № 20»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Я-гражданин России" 4 класс

Программа предназначена для элективного изучения...

Рабочая программа патриотического кружка "Я-гражданин России"

Программа рассчитана на обучающихся 2-4 классов.Срок реализации программы-1 год. Главной целью кружка является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город...

Рабочая программа предмет факультатив "Я - гражданин России", 4 класс, автор курса Н. Я. Чутко

Планирование факультатива "Я - гражданин России", 4 класс, автор курса Н. Я. Чутко (система Л. В. Занкова)...

Рабочая программа по кружку "Я-гражданин России" 4 класс

В рабочей программе представлены: пояснительная записка, общая характеристика предмета, цели и задачи, планируемые УУД, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по кружку "Я-гражданин России" 4 класс

В рабочей программе представлены: пояснительная записка, общая характеристика предмета, цели и задачи, планируемые УУД, календарно-тематическое планирование....

рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" 1-4 классы

рабочая программа по курсу "Я гражданин России"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" для начальных классов...