Выступление по теме Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности младших школьников.
статья (4 класс) на тему

Бабенкова Наталья Николаевна

Выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

        В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта.

Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину. Решая задачу «формирования общей культуры личности», записанной в Законе об образовании, нам учителям необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.

Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

         Поэтому одним из важнейших направлений работы МБОУ Тшкирменской ООШ  является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения к духовным ценностям своего народа у подрастающего поколения.

Одной из форм воспитательного пространства, позволяющих реализовать творческий потенциал обучающихся, является внеурочная деятельность учащихся.  Задачей современной школы, в том числе и нашей МБОУ Тшкирменской ООШ является возрождение национальной культуры, сохранение ценностей.

Мы учителя начальных классов  стараемся обеспечить активное участие семей и других субъектов сельского социума в реализации положительных традиций во внеурочное время. Созданы необходимые условия, обеспечивающие успешное использование традиций народа кряшен в этнокультурном воспитании школьников.

         В своей  практике мы учителя начальных классов используем различные методы и приемы знакомства с культурой нашего народа: беседы, народные праздники, посиделки с обычаями и обрядами, организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслам и конечно же экскурсии в наш школьный этнокраеведческий музей «Возрождение».  Этно-краеведческий музей МБОУ Ташкирменской ООШ начал работу в октябре 2013 г

Тематика экскурсий такова:

  • Ташкирмень – жемчужина Лаишевского края
  • Фольклор кряшен
  • Быт кряшен
  • Родословные истоки
  • Кряшены в судьбе Российского государства
  • Уголок Боевой славы

Село Ташкирмень – одно из древнейших поселений Лаишевского края. Оно существовало в период Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства. Реализация национально-регионального компонента, куда входит  изучение флоры и фауны Волжско-Камского заповедника, богатой истории села Ташкирмень, самобытной культуры кряшен, обогащает учебно-воспитательный процесс.

В МБОУ Ташкирменской школы процесс реализации национально-регионального компонента ведётся по нескольким направлениям:

  1. Через школьный компонент, т. е. посредством полипредметного варианта реализации НРК через органичное включение (интеграцию) регионального содержания в предметы федерального компонента и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков на уроках особенно таких как окружающий мир, искусство, технологиия
  2. Через внеклассную деятельность на классных часах, внеклассных меропрятиях.
  3. Через музейную деятельность.
  4. Изучение и сохранение аутентичного фольклора, обрядов, обычаев кряшен, истории села Ташкирмень реализуется через деятельность этнокраеведческого кружка.

Все это не без использования современных компьютерных технологий.

В своей работе мы  также активно используем такие приемы работы с фольклорными произведениями, как составление кроссвордов на тему «Герои сказок», Персонажами которых являются животные: медведь, волк, лиса, заяц, кот, собака, коза. Главным героем же  волшебных сказок обычно выступает третий сын какого-нибудь простого человека или единственный сын старика и старухи, живущих на краю деревни. Одним из приемов работы является сбор загадок, пословиц и поговорок. Они говорят о лучших качествах народа, о его любви к родине, коллективизме: «Где единство — там жизнь», «Батыр познается в бою, «Герой рождается для себя, но умирает за родину».  Широкое освещение в пословицах получили семейно-бытовые отношения, народная этика. По своей тематике к пословицам близки загадки. Некоторые из них могут выполнять функцию пословиц: «Борода есть, а ума нет» (коза или тип человека). О древних формах бытования загадок, об их функциях в прошлом можно получить некоторое представление, обратившись к народным сказкам. В сказках они обычно употребляются в виде вопроса или соревнования в остроумии. Например, в сказке «Богач-хвастун» ответы на вопросы: что на свете самое жирное, самое красивое, самое умное? — разоблачают тупоумие ослепленного своим богатством бая. Если такие формы загадок-заданий: иди туда, не знаю — куда, принеси то, не знаю — что, встречающиеся в волшебных сказках, связаны, вероятно, с условиями тайной речи и магии, то в реалистических сказках отражена та ступень в бытовании загадок, когда они, освободившись от магических функций, стали употребляться как средства состязания в остроумии и находчивости. Именно в этой функции употребляются они в наши дни, когда переходят в детский фольклор.

 Загадки ограничиваются в основном на конкретных явлениях и предметов, связанных с трудовой деятельностью народа: «Крылатая, но не летает» (мельница), «Быстро ест, мелко жует, сама не глотает, другим не дает» (пила). 

При помощи загадок дети познают окружающую действительность, сравнивает их между собой. Загадки характеризуют времена года, природные явления, домашних и диких животных и птиц, бытовую утварь: «Без рук, без ног — открывает ворота» (ветер), «Белая скатерть покрыла землю» (снег), «Под одной шляпой четыре мальчика» (стол), «Два брата пошли купаться» (ведра) и другие. 

Конечно же  кружковая работа является одной из форм организации внеурочной деятельности.

       Внеурочная деятельность этнокультурного направления также представлена и проведением различных праздников. Так как у  кряшен имеются любимые праздники, в том числе и сохранившиеся с давних времен. Так вот в нашем селе самыми почитаемыми праздниками считаются Масленица, Пасха, РождествоХристово.

Самым массовым мероприятием у кряшен является празднование Троицы.
Симек Тройсын» (Семик и Троица) так как в нем принимают участие учащиеся с первого по четвертые классы в начальной школе, родители, бабушки и дедушки, педагоги школы.

В основе Троицкой обрядности - культ растительности. Главным символом Троицких праздников выступает берёза. Береза – дерево-оберег, она защищает от злых духов, чертей и прочей нечисти. Во все времена в день Троицы люди украшали дома веточками берёзы, плели венки из березового листа и пускали их по воде. Также делали веники из березовых веточек и хлыстали ими друг друга, говорили, что отгоняют зло и всякую нечисть. Ею устилают полы в храме и доме, цветами украшают стены. Деревца тоже используют  для украшения.

Особое место в христианской традиции кряшен занимает Пасха. «Олы кон» (Пасха) 

Пасхальный стол отличался от обычного, главным блюдом на нём являются яйца, также  к Пасхе готовятся  особые блюда - творожная пасха и кулич.

В нашем селе Пасха не проходит без качелей. Качели устанавливают в день перед Пасхой. Занимаются этим молодые парни. Установка качелей дело сложное, сопряженное с тяжелой физической нагрузкой. Сегодня в селе Ташкирмень отведено специальное место для качелей, а раньше их устанавливали в разных местах и были они не такими большими, как сегодня. Катание на качелях – это забава молодежи. Но самое интересное, что качели ставили на определенный период. Вот меня и заинтересовало, как связаны качели и Пасха?  

Изучив литературу, интернет источники, я не нашла информации о том, какие еще народы ставят  качели на Пасху. Не найдя в литературе нужной  информации,  я опять обратилась к старожилам нашего села.

Самый старый житель нашего села Ануфриева Мария Ивановна, которой 95 лет рассказала,  что качели были всегда. Ставили их даже вовремя Великой Отечественной войны, но были они небольшими. Назначение качелей доподлинно никто не помнит. Одни говорят, что качели – это всего лишь молодежная забава, другие - связывают качели с весной, с солнцем, а третьи утверждают, что качели это некий символ перехода природы из состояния зимы, и призыв солнца. Ведь катались на качелях отчаянно, выделывая «солнышко» или «полусолнце». Тем не менее, качели у кряшен нашего села это одновременно и символ Пасхи, хвала воскрешения Иисуса Христа и его вознесения, и символ весны.

«Майчабу»(Масленица) 
Масленица - праздник, сохранившийся с языческих времен. Отмечается в течение недели перед Великим постом.
Масленица начинается в понедельник, который называется «встреча». В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы. Вторник - «заигрыши». Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки. Среда - «лакомка». В этот день зятья приходят на блины к тещам. Четверг - «разгул», «разгуляй - четверток», самый веселый день. Катаются, песни поют, начинают колядовать. Пятница - «тещины вечерки». Теперь уж зять тещу к себе приглашает, блинами угощает. Суббота - «золовкины посиделки». Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Последний день Масленицы - «Прощеное воскресенье» или «проводы». Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят. На следующий день начинается самый строгий Великий пост, который продлится до Пасхи.

«Качману»(Крещение) 
18 января православные отмечают Крещенский Сочельник. Как это часто бывает на Руси, языческие традиции тесно переплелись с православными обрядами. С Крещенским Сочельником связано много народных примет и поверий. В старину, например, на стол ставили чашу с водой, чтобы увидеть Крещение Господне. При этом говорили: «ночью вода сама колыхнется», - это и было знаком. Если в полночь вода в чаше действительно колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса» - о чем открытому небу помолишься, то сбудется.
В деревнях под Крещение старушки и девушки собирали снег со стогов. Старушки - для того, чтобы отбеливать холстину, считалось, что только этот снег может сделать ее белоснежной. А девушки для того, чтобы отбеливать кожу и становиться красивее. Верили, что, умывшись этим снегом, девушка становится очень привлекательной. Кроме того, крещенский снег по поверью мог даже в засушливых колодцах сохранить воду на весь год. Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги.
Крещенский сочельник - это строгий пост. В этот день постились и ели сочиво, т.е. постную кашу, овощные блины, медовые оладьи, пекли сочни с ягодами. Из риса, меда и изюма готовилась кутья. А вообще в пищу пригодно все овощное, каши, чай, компот, хлеб. Но все очень скромно.

В день праздника (19 января) и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмах тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя собственно святой такую воду считать нельзя.

Также наш небольшой опыт показывает, что интерес детей к народным играм очень велик. Они знают и играют в  такие игры как: национальная борьба «Хуреш», «Кажык»,  «Кажык адары», «Хендирбе сыгар» (игра состязание и т.д)

Народные игры соответствуют местным природным особенностям, помогают улучшить уровень физической подготовленности школьников, укрепить семью, дружбу народов, способствуют уважению этнокультуры народов.

У каждого этноса есть свой родной язык. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, уникальные особенности воспитания детей. У кряшен есть такие уникальные особенности, которые даны Богом только этому народу.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что этнокультурное образование детей младшего школьного возраста на основе кряшенской традиционной народной культуры, позволяет ребёнку само реализовываться, укреплять межнациональную дружбу,  жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев.

Хранителем традиций является семья как традиционно устоявшаяся структура общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, ведущих общее хозяйство и несущая в себе этнические характеристики традиционной системы семейного воспитания. В современных условиях сельской местности народа кряшен необходимо развитие воспитательного потенциала семьи по использованию традиций в этнокультурном воспитании детей.

Список использованной литературы

  1. Иргит Самбу «Тувинские народные игры» Тувинское книжное издательство. Кызыл-          1978. c.9
  2. Кужугет А. зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев.    Республиканская типография. Кызыл-2002г с.52
  3. Маннай-оол М.Х. Тыва улустун чанчылдары болгаш езулалдары. Тыванын ном ундурер чери-1991 c.34
  4. Научно-популярный и методический журнал «Башкы» №2-2004г с. 81
  5. Научно-популярный и методический журнал «Башкы» №3-2011г с. 22

МБОУ ТАШКИРМЕНСКАЯ ООШ ЛАИШЕВСКОГО МР РТ

Выступление на секционном

августовском совещании

«ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Подготовила учитель начальных классов

Бабенкова Наталья Николаевна

2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Презентация "Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС."...

Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности школьников

Статья об возможностьях этнокультурного воспитания в услвоиях внеурочной деятельности школьников...

Реализация программы художественно-эстетической направленности «Разноцветная радуга» в условиях внеурочной деятельности младших школьников

Разработанная программа «Разноцветная радуга» имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для внеурочной деятельности младшего школьного возраста (1-4 класс)....

Доклад на городском семинаре творческой группы начальной школы по теме:"Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К)ОШИ №4"

В докладе даётся определение внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, задачи внеурочной деятельности, направления внеурочной деятельности по русскому языку, формы организации занятий и це...

Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе...

Реализация этнокультурных технологий во внеурочной деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. В данной статье рассказывается о реализа...