Рабочая программа по факультативному курсу краеведения "Мы дети природы" для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему

Терёхина Наталия Александровна

Рабочая программа  по факультативному курсу краеведения "Мы дети природы" для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_deti_prirody.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Пионерский

Рассмотренно на заседании                                                         «Согласовано»                                                     Утверждено

кафедры начального                                                                      зам. директора                                                     приказом  №_______

образования                                                                                   _______________Зверева Е.А.

протокол №_________                                                                «____»_____________2015г.

«____»________________ 2015г.                                                                                                                                  «____»________2015г.

_____________ Терехина Н.А.

Рабочая программа

по факультативному курсу краеведения  для 2 класса

Рабочая программа курса краеведения «Мы – дети природы» разработана на основе авторской программы Т.К. Орловой (Ханты-Мансийск ГУИПП «Полиграфист», 2003г.).

Составитель:

Терехина Наталия Александровна,

учитель начальных классов

                                                         2015 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс краеведения «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир», представлен в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа в различных комбинациях по выбору образовательного учреждения и учащихся.  Рабочая программа курса краеведения «Мы – дети природы» разработана на основе авторской программы Т.К. Орловой (Ханты-Мансийск ГУИПП «Полиграфист», 2003).

Главная цель курса краеведения «Мы – дети природы» - формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценностей, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.

Задачи курса:

  1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
  2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно- эстетический и познавательный опыт ребёнка.
  3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Реализуется экологический принцип,художественно-эстетический принцип, принцип исторического подхода и принцип практической направленности.

Рабочая программа курса краеведения «Мы – дети природы» разработана на основе авторской программы Т.К. Орловой (Ханты-Мансийск ГУИПП «Полиграфист», 2003).

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Название «краеведение»свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.

Изучение курса «Мы – дети природы» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии ХМАО – Югры в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом , культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких курсов, как «Литература родного края», «География ХМАО», «История ХМАО с древности до наших дней».

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курс краеведения «Мы – дети природы» во 2 классе отводится 1 час в неделю согласно вариативной части учебного плана  МБОУ СОШ п.Пионерский. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

  1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Курс краеведения «Мы – дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности и патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим  ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности  к культуре и истории югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Курс 2 класса включает темы: «Мир природы», «Традиции и быт народов Севера», «Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера».

Тема 1. Мир природы.

Сезонные изменения в природе: особенности зимы, весны, лета и осени в югорском крае.

Народный календарь. Названия месяцев, связанных со сменой времен года и занятиями коренных народов Югры.

Природные сообщества края: лес (ельник, бор, редколесье), болото, луг, их растительный и животный мир. Разнообразие условий жизни, приспособленность живых организмов к различным условиям среды.

Влияние деятельности человека на растения и животных этих сообществ. Необходимость бережного отношения к ним и рационального их использования.

Красная книга родного края.

Тема 2. Традиции и быт народов Севера.

Типы поселений: традиционные и сезонные. Охотничья избушка (зимнее поселение). Шалаш, навес с берестяным покрытием и покрытием из травы, сена (летнее рыболовецкое поселение).

Виды жилищ: стационарные и переносные.

Древнее жилище обских угров – землянки и их укрепление.

Срубные дома, их размещение.

Чум – жилище кочевых народов Югры. Особенности покрытия летнего и зимнего чума.

 Очаг и его размещение в жилищах.

Хозяйственные постройки – лобазы, навесы, их функции.

Домашняя утварь – искусное мастерство северян.

Береста – основной материал для изготовления посуды, ее заготовка.

Берестяные короба, коробки из пихтовой коры, туеса. Плетеные коробки из корней кедра – корневатики, их название.

Югорская семья. Взаимоотношения членов семьи. Дети – помощники родителей.

Игры и игрушки детей Югры.

Тема 3. Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера.

Сказки, легенды, мифы Югры. Сказки о животных. Волшебные сказки. Бытовые сказки (образы детей в югорских сказках).

Малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки.

Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, традиций и обычаев народа, любви к своей малой Родине и ее народу.


6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

1

Мир природы.

14

2

Традиции и быт народов Севера.

15

3

Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера.

5

Итого:

34


7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

- «Учебное пособие по курсу краеведения «Мы – дети природы» для учащихся 1-4 классов»;

- хрестоматия по краеведению «Мы – дети природы» для учителей начальных классов.

2. Компьютер.

3. Мультимедийное оборудование.

8. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В результате изучения курса краеведения «Мы – дети природы» во 2 классе дети научатся:

характеризовать признаки осени, зимы, весны, лета в своем крае;

различать природные сообщества края: лес, болото, луг;

определять некоторые особенности состояния растений в разные сезоны года;

определять охраняемые растения и животных Югры (1 – 2);

правилам поведения в природе.

Дети получат возможность научиться:

вести самостоятельные наблюдения в природе;

обнаруживать и объяснять связи в природных сообществах;

проводить классификацию природных объектов по различным признакам, делать выводы и обобщения;

называть жилища и предметы быта (домашняя утварь) народов Югры.

9. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Мир природы. 14ч

1

Экскурсия. Сезонные изменения в природе.

1

2

Народный календарь.

1

3

Названия месяцев. Практическая работа: сбор плодов и семян растений.

1

4

Природные сообщества края.

1

5

Лес. Практическая работа: распознавание растений по листьям.

1

6

Растительный и животный мир леса.

1

7

Болото.

1

8

Растительный и животный мир болота.

1

9

Луг.

1

10

Растительный и животный мир луга.

1

11

Влияние деятельности человека на растения и животных.

1

12

Бережное  отношения и рациональное использования природных богатств Югры.

1

13

Красная книга родного края.

1

14

Практическая работа: изготовление поделок из природного материала.

1

Традиции и быт народов Севера.15ч

15

Типы поселений: традиционные и сезонные.

1

16

Виды жилищ: стационарные и переносные.

1

17

Экскурсия «Традиционные виды жилищ народов Севера».

1

18

Древнее жилище обских угров – землянки и их укрепление.

1

19

Срубные дома, их размещение.

1

20

Чум – жилище кочевых народов Югры. Особенности покрытия летнего и зимнего чума.

1

21

Практическая работа: моделирование видов жилища народов Севера.

1

22

Очаг и его размещение в жилищах.

1

23

Хозяйственные постройки – лобазы, навесы, их функции.

1

24

Домашняя утварь – искусное мастерство северян.

1

25

Береста – основной материал для изготовления посуды, ее заготовка.

1

26

Берестяные короба, коробки из пихтовой коры, туеса.

1

27

Плетеные коробки из корней кедра – корневатики, их название.

1

28

Экскурсия «Предметы быта народов Севера».

1

29

Югорская семья. Взаимоотношения членов семьи. Дети – помощники родителей.

1

Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера. 5ч

30

Сказки, легенды, мифы Югры.Сказки о животных.

1

31

Волшебные сказки.

1

32

Бытовые сказки (образы детей в югорских сказках).

1

33

Малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки.

1

34

Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, любви к своей малой Родине.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса для детей "Приключение Мышки в Paint городе"

Дети получают основные навыки для работы с графическими редакторами....

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...

рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.

Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...

Рабочая программа по факультативному курсу "Дорогою добра" 2 класс

Данный материал разработан на основе авторской программы  по основам детской журналистики"Служу Отечеству пером". Программа соответствунт всем требованиям стандартов второго поколения....

Рабочая программа факультативного курса "Разговор о правильном питании". 1 - 2 класс.

 Программа учебного курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе ФГОС,  письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной...

Рабочая программа по факультативному курсу "Мы-дети природы" для обучающихся 4 класса.

Рабочая программа по факультативному курсу "Мы-дети природы" для обучающихся 4 класса....