"Реализация краеведческого подхода в начальной школе в условиях ФГОС НОО", доклад
план-конспект урока

Выступала на августовском совещании для педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_29.08.2018_g.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Носова Любовь Леонидовна,

                                                   учитель начальных классов.

                                       МБОУ «СОШ №10»,

                                                                     педагог дополнительного образования,

                                         МБУ ДО «СДЮТиЭ»,

                                                      города Нижнекамска НМР РТ

Реализация краеведческого подхода в начальной школе

в условиях ФГОС

   Основная задача современного образования в условиях ФГОС второго поколения заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний и умений учащихся. В то же время всем хорошо известно, что лучше усваивается тот материал, который вызывает непосредственный интерес и любознательность ребёнка. А интересы младшего школьника определяются не только потребностями, сформированными в процессе воспитания и обучения, но и заложенными в него самой природой. Ещё Я. А. Коменский рассматривал окружающий мир как начальный способ обучения и развития думающего человека и советовал приучать учащихся «подобно молодым деревьям, распускаться из собственных корней». Для учащихся младшего школьного возраста именно родной край является окружающим пространством, осознанным ими с детства, прочувствованным и принятым как семья, дом, друзья, город, река, лес.

   Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быте, культуре того или иного края. «Край» – понятие условное. Это может быть и город, и район, и улица. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Краеведение является необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта. Оно раскрывает школьникам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности.

    В связи с отсутствием в учебном плане предмета «краеведение», я использую краеведческий подход на уроках окружающего мира, литературного чтения, а также во время бесед и классных часов. А для формирования у детей чувства любви к своей малой родине, эмоционально - положительного отношения к тем местам, где они родились и живут, необходимо более тщательное изучение краеведческого материала.

   Термин «краеведение», возник в начале 20 века и указывает он на то, что объектом изучения становится край, как территория, близкая человеку, которую он может увидеть, исследовать, изучить. Ребёнок, понимающий, какое место занимает его родной край в истории России, безусловно, ощущает гордость за свою землю, за себя. У ученика повышается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.

    Развивающий потенциал краеведения велик.Через использование краеведческого материала на уроках педагог решает, на мой взгляд, самую важную задачу в современном российском образовании – воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине.

 А ученик, открывающий для себя новые, неизвестные ему стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первопроходцем. Незаметно в ходе обучения ученик начинает расти как гражданин: он приобретает такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам. 

Для того, чтобы учащиеся больше узнали о традициях, истории и культуре родного края, я, по совместительству, являюсь педагогом дополнительного образования  и веду кружок «Юные краеведы» от Станции детского и юношеского туризма и экскурсий уже четыре года.

  Формы организации краеведческой работы могут быть самыми разными. Но я использую следующие:

   - интеллектуальные игры, викторины, посвящённые памятным датам и     известным людям Нижнекамска;

 –  научно - исследовательские работы; («Моя фамилия – моя гордость!»

 – походы в музеи;

 – уроки – экскурсии;

 – уроки - «путешествия» по страницам истории родного края;

 - фестиваль творческих или социально значимых проектов - «Моя малая родина», «Бабушкин сундук», где ребята готовят рисунки, поделки из природного и бросового материала, макеты, социальные акции экологической и краеведческой направленности.

 – музыкально - театрализованные выступления краеведческой тематики;

 - семейные праздники;

 – фотовыставки и выставки рисунков «Моя улица», «Мой город», «Край, в котором я живу». 

   - участие в различных конкурсах; «С картой по городу» и другие.

   Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает определённые требования к результатам учащихся в начальной школе. Перечисленные формы краеведческой деятельности не только позволяют формировать личностные результаты, такие как гражданское самосознание и ценностное отношение младшего школьника к своей малой родине, но и помогают достигать различных предметных и метапредметных результатов, например:

1. В области предметных результатов:

– знакомство с природными и историко - культурными памятниками края;

– формирование трудовых навыков, развитие физических качеств;

– формирование экологической культуры.

 2.В области метапредметных результатов:

– умение извлечь информацию, сравнить различную информацию, 

  проверить её достоверность (познавательные УУД);

– умение определить цель, регулировать своё поведение и 

  деятельность в соответствии с целью (регулятивные УУД);

– формирование навыков здорового образа жизни, безопасного

 и культурного поведения в различных ситуациях;

 – развитие коммуникативных навыков.

     Краеведческая работа много даёт учащимся в плане развития их интересов и познавательной деятельности, расширения общего кругозора.

    Навыки и умения развиваются, а знания расширяются по мере продвижения ученика через метапредметные, предметные и личностные результаты. Краеведческий подход позволяет объединить разные формы и виды деятельности в единую систему и сформировать у учащихся восхищение, гордость и любовь к родному краю, тем самым развивая творческое воображение, наблюдательность, активность и самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Представление опыта работы  на окружном семинаре   "Обеспечение качества образования в условиях реализации Федерального закона  "Об образовании в РФ"...

Реализация деятельностного подхода в начальной школе в рамках ФГОС (УМК «Загадки природы»)

Реализация деятельностного подхода в начальной школе в рамках ФГОС (УМК «Загадки природы»)...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

В материале можно найти перспективный план самообразования учителя начальных классов....

Программа самообразования по теме "Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

 С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в о...

"Реализация краеведческого подхода в начальной школе в условиях ФГОС НОО", презентация

Выступала на августовском совещании для педагогов дополнительного образования....