Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Прогулка по станице"
план-конспект

Бородина Анна Ивановна

 Интегрированное занятие в старшей группе ОО Развитие речи, ОО Художественно - эстетическое развитие. Музыка.

Создание условий для приобщения  старших дошкольников  к казачьему фольклору и казачьей сказке как составляющей части культурного наследия донских казаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_u_skazki_tihiy_golosok_2_variant.docx38.93 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №62

                                                                                                                                                             

        

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

ОО Развитие речи, ОО Художественно - эстетическое развитие. Музыка.

Тема: « Прогулка по станице».

Разработали: воспитатель

старшей группы общеразвивающей направленности  №5

Бородина А.И.

музыкальный руководитель

Щербакова Е.В.

Новочеркасск 2019г

Цель: Создание условий для приобщения  старших дошкольников  к казачьему фольклору и казачьей сказке как составляющей части культурного наследия донских казаков.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепление представлений об образе казачьего быта, традициях.

Развивающие:

  • Развивать у детей вкус, эмоционально-эстетические чувства ,общечеловеческие, нравственные проявления через литературные, музыкальные произведения.

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотические чувства на основе приобщения дошкольников к природному и культурному наследию Донского края.

 

Предварительная работа:

  • Чтение и обсуждение казачьего фольклора;
  • Рассматривание иллюстраций к казачьим сказкам.
  • Создание презентации к занятию;
  • Разучивание развивающей речевой игры с голосом «Пробуждение»;
  • Разучивание хоровода.

Оборудование: ПК, мультимедийная установка, костюм казачки, цветок, столы- полянки, клубочек, разрезанные на шесть частей картинки.

Ход занятия: 

Дети входят в музыкальный зал с воспитателем, под  казачью песню «Варенька» . В музыкальном зале расставлены атрибуты казачьего быта.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам  пришло, давайте поздороваемся с гостями. Так как мы с вами живем на Дону, а на донской земле живут казаки, поздороваемся с гостями по нашему, по казачьи. А как казаки приветствовали  друг друга?

Дети: Здорова дневали!

Воспитатель: Что за народ за народ собрался на берегу Тихого Дона? Ой, кто это ребята, посмотрите на экран                       СЛАЙД 1

(На экране появляется видеозапись: казаки прохаживаются по берегу Дона -  поют казачьи песни).

Дети:         Казаки и казачки.

Воспитатель: А вы можете сказать, кто же такие  казаки?

Дети: Казаки – это люди которые живут на Дону. Здесь протекает большая река Дон. И казаков называют донскими казаками.

Воспитатель: А что они делают?

Дети:  Казаки веселый народ, любя петь и танцевать.

Воспитатель: Может, кто знает из вас, как называются у казаков такие прогулки?

Дети: Казачьи посиделки, вечери.

Воспитатель: Действительно, такие  прогулки вдоль Дона назывались- вечери или казачьи посиделки.  В давние времена, у казаков был такой обычай, как заканчивались поливные работы , коротали вечера вместе, устраивали посиделки. Как все переделано не грех и повеселиться. А с чего начиналось веселье?

Дети: Казаки ходили друг к другу в гости, пели песни, водили хороводы, дети играли в веселые игры. Казачки одевали самые лучшие и красивые одежды: яркие юбки, кофты, сарафаны.

Воспитатель: А вот и к нам гостья идет, да это же казачка Аксинья.

Входит казачка.

Казачка: Здорова дневали, казачата!

Дети: Слава Богу!

Казачка: Я-  донская казачка Аксинья, пришла к вам в гости из станицы Вешенская, слышала вы песни и сказки казачьи любите.

Дети: Да.

Казачка:         Я очень люблю сказки. Помниться мне с детства, заберусь я на лежанку к деду, а он мне давай сказки гутарить, да такие интересные заслушаешься…

 Воспитатель: Подумайте, как можно сказать о сказке, если в ней есть чудо? Какая она? ( Чудесная). Если есть волшебство, то…(волшебная); есть добро то ….(добрая); есть радость, то….(радостная); есть мудрость, то… (мудрая).

Казачка: Я предлагаю вам, отправится ко мне в гости , в станицу Вёшенскую.  Вешенская одна из старейших донских станиц. Станица прославлена великим земляком- М.А. Шолоховым.  В своих произведениях он описывал красоту родной природы, традиции и жизнь донского казачества.    СЛАЙД 2

Казачка: А поможет   нам  в станицу попасть мой цветочек степной - лазориком его в народе зовут.

Степь лазоревая наша...

Нет на свете тебя краше!

Как весною зацветёшь...

Так к себе нас всех зовёшь.

На красу твою взглянуть...

Аромат степей дыхнуть.

Только солнышко взойдёт...

Казак в гости к тебе идёт. ….

Чтобы попасть в станицу,  нужно сказать заветные слова: « Раз, два, три, повернись, в донской станице окажись».

( Казачка, под звуки волшебной музыки, прикасается каждого ребенка в цветком. Дети проходят на стульчики).

Казачка:         Вот мы и попали в станицу казачью, где живут казаки вольные, да казачки – хозяюшки.

На Дону что не хутор, то своя запевка

На Дону и камень казаку подпевка

Веселы привалы, где казаки запевалы….

Какие казачьи песни вы знаете?

Дети: « Пчелочка златая», « Веники помелики», « По Дону гуляет».

Казачка: Ну тогда чтоб дорога скучной не казалась, давайте споем.

Поется песня 1 куплет « По Дону гуляет».

Казачка: Я очень рада, вы пришли в ко мне в гости.       СЛАЙД   4   

Приглашаю к нам на станичную площадь. А кто, из вас знает, как ее называют казаки?

Дети: Майдан    СЛАЙД 5 

Казачка: Правильно. На майдане можно все станичные новости узнать, о героических казачьих подвигах услышать, особенно интересно их рассказывает дет Щукарь. Вот мы и пришли на хутор, где живет дед Щукарь. Что-то я его на майдане не  видно заработался.

Воспитатель: Ребята посмотрите, какой чистый и выбеленный дом у дедушки. А кто знает, как называют казачьи дома?

Дети: Курень.

Казачка: Ой, и забор дед новый поставил. А как называют его?

Дети: Плетень.

Казачка: Добрый плетень, теперь не одна курица деда на дорогу не выскочит со двора.

Казачка смотрит в сторону.                                                               

Казачка:  Ну пойдемте к хате, дедушку позовем, он очень любит всякие небылицы, да сказки сказывать.

Дети зовут деда Щукаря.

Дети: Дедушка вы дома? Выходите!

Казачка: Нет деда дома, только сундучок стоит, хранит он в сундуке, сказки разные. Заглянем в сундучок?

Дети: Да

Воспитатель:  Посмотрите, сколько много здесь книг….  

Казачка достает книги и конверт открывает его.

Он для нас  приготовил вопросы по сказкам. Готовы на них ответить?

Дети: Да

Дети, воспитатель и казачка Аксинья садятся на скамейку.

Казачка:         Ребята послушайте, из какой донской сказки я вам прочту отрывок, а после попробуйте угадать, что это за сказка.

« Ах, ты, каналья, обманщица окаянная!- говорит казак.

А лиса казаку:

- Моя хитрость меня кормит, поит, к доверчивым людям водит. Спасибо тебе, казачок, за петушка. Забегу еще - готовь курочку.»

(Сказка называется « Казак и лиса»).    СЛАЙД 6

Казачка:         А вот такой вам вопрос…Как звали кота из сказки «Кот и лиса»? ( Кот Бромбеус о двенадцати ус.       СЛАЙД 7

- В какой сказке Царь свою дочь на козленке женил? ( Про царскую дочь и козленочка).     СЛАЙД 8

- Как звали мальчонку, которого похитил хищная птица орёл? (Петрусь).  СЛАЙД  9                

Воспитатель:Ай да,  Молодцы! С этим заданием вы справились. А  что добавим деду  Щукарю в сундук на память? Я предлагаю рассказать пословицы и поговорки про казаков.

- Казак без коня не проживёт и дня.

-  Казак сам не поест, а коня накормит.

- На Дону и камень казакам подпевает.

- Казак пешком, что нищий с мешком.

- Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.

-  Казачья смелость порушит любую крепость.

- Казак костьми ляжет, а путь на Дон не укажет.

- Казак без друзей, что дуб без коры.

- На Дону закон такой: всех врагов с земли долой.

Казачка: Молодцы, много знаете пословиц. Думаю,что деду Щукарю они пополнят сундук. Друзья,  нам нужно продолжить свой путь и отправиться  дальше.

Воспитатель: А чтобы веселей нам было в дороге идти давайте споем казачью песню « По Дону гуляет». (Дети поют 1 куплет песни).

Казачка:         В этом дворе живут упрямцы казачата.    СЛАЙД 10

Воспитатель: И  мы немного пошалим, превратимся с вами в упрямцев, которые делают все наоборот.

Казачка        Я даю вам волшебный клубочек и называю слово, а вы говорите наоборот. Например: темно, а наоборот – светло.

Друг…. враг

Плохо ….. хорошо

Тяжело….легко

Высоко….низко

Быстро….медленно

Тихо…..громко

Грустно…весело

Зло…..добро

Жара ….холод

Говорить…..молчать

Грустно……весело

Воспитатель: Дети, вы хорошо справились с заданием.

Казачка:         Нам пора в путь…

 Поют 1 куплет песни. « По Дону гуляет».

Воспитатель: Дети куда мы с вами пришли?

Дети: На полянку, на лужок.

Казачка: Мы идем по цветущему лугу

Высыхает на травах роса

Ковыли кивают упруго

И нам чудятся их голоса

Они шепчут: « Не рви нас, не надо,

 Наши гибкие стебли не мни

Мы для глаз и для сердца- отрада,

Угощенье донской степи!»

 Вот мы и в степи оказались, посмотрите как здесь красиво, прислушайтесь …

Что вы слышите?                 Грам запись

Дети: Пение птиц, стрекочут кузнечики, дует степной ветерок.

Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Пробуждение»

Развивающая игра с голосом «Пробуждение» СЛАЙД __

Воспитатель        Ветер дут – задувает –ш-ш-ш- показ ладошками.

Ветер тучки угоняет –у-у-у- волнообразное звучание –громко-тихо.

Ветер в небо улетает –а-а-а-от громкого к тихому

Ветерок нагнал осеннюю тучку

Капельки  к  ним  прилетели и  звонкую  песню  запели. (кап-кап-кап—нисходящим  звуком)

Ветер громче зашумел -ш-ш-ш-

И закачались на ветру деревья.

Упражнение «Ветер и ветерок».

Казачка:И  разбудил  всех  на  свете.

Кошку и с ней котенка,(МУР-мур, мяу-мяу  в  разных  регистрах)

Спавшего  в  люльке  ребенка (уа-уа-уа)

Болотных  зеленых  лягушек (ква-ква-ква )

И  даже  ворчливых  старушек (бу-бу-бу)

Злую  собаку (гав-гав-гав)

Назойливых  мух (з-з-з-з)

Вскоре  проснулся  петух (ку-ка-ре-ку)

Звонко  пропел  он.

Солнышко  тоже  проснулось,

И ласково всем улыбнулось

Казачка: Отдохнули?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда в путь.

 Поют песню « По Дону гуляет.

Воспитатель: Ребята, какой красивый лес.                                 СЛАЙД 11

Что вы можете сказать про осенний лес, какой он?

Дети: Чудесный, золотой, молчаливый, грибной, сосновый….

Казачка: В лесу живут разные звери, которые встречаются в донских сказках.

А как называют животных, которые обитают в степях, полях и лесах нашей Родины?

Дети: Дикие животные.

Казачка: Как называют животных, которые живут у казаков на подворье?

Дети: Домашние животные.

Проводится игра «Путаница». На магнитной доске изображены 2 картинки.

Осенний лес-  с дикими и домашними животными.

Казачий двор- с дикими и домашними животными.

Воспитатель: Дети посмотрите, все ли на  картинках изображено верно?

Дети: Нет. Все животные перепутались.

Воспитатель: Как же быть, ведь корова не должна жить в лесу, а медведь в будке?

Дети: Нужно распределить животных  местам.

Казачка: Где должны обитать дикие животные?

Дети: В лесу, степи, полях.

Казачка: А домашние животные, где должны жить?

Дети: Во дворе у казака.

Казачка: Ну что приступим к выполнению задания?

Дети: Да

Дети располагают животных на свои места.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо знаете домашних и диких животных донского края.

Казачка: Отправляемся в путь, мои друзья, а чтоб дорога скучной не казалась, давайте споем.(Песня « По Дону гуляет»).                                          

Казачка: А вот и наша реченька. СЛАЙД 12

Воспитатель: Дети вы знаете, как называется главная река в Ростовской области?

Дети: Река Дон

Казачка: А что означает слово Дон?

Дети: Вода

Казачка: Ребята, вы знаете о том, что издревле реку Дон называли Дон- Батюшка. Как вы думаете, почему?

Дети: Раньше Батюшкой называли отца- кормильца, который заботился о своей семье, детях, поэтому и  Дон называли точно также: река поила, кормила, радовала своей красотой.

Казачка: Я очень рада, что вы побывали у меня в гостях. Нам пора причаливать к берегу и возвращается в детский сад.

Ребята, часто мы живем и не догадываемся, что рядом с нами происходят удивительные события, что-то интересное, важное и очень для нас нужное. Каждый день мы соприкасаемся с загадочны миром родного края. Однако по- настоящему он открывается лишь тем, кто умеет его видеть душой. Глаза смотрят с любовью замечая все самое лучшее.

 Воспитатель:

- Как  вам кажется, мы хорошо провели время?

- Чем запомнилось наше путешествие?

- У нас были разные задания, какое было самое интересное?

Казачка: А мне понравилось, что вы были добрые, дружные и веселые.

Спасибо вам, вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам на пути.

Воспитатель: Предлагаю закончить нашу прогулку по станице - хороводом.

Дети с воспитателем говорят слова:

 Широки у нас степи,

Глубоки у нас реки,

Изобильная, родная-

Славься Родина Донская!

Звучит фонограмма песни «Моют вербы золотые косы». Хоровод.

Казачка: До свидания, ребята-казачата. До новых встреч.

Уходит.

Воспитатель: Этот цветочек поможет вам вернуться в детский сад.

«Со сказкой мы прощаемся и  в группу возвращаемся».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования для детей среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящ...

КОНСПЕКТ Интегрированного занятия в старшей группе На тему: «Моя Россия»

Цель: закрепить знания детей о природе России, о народных умельцах, о русских народных инструментах. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. З...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы на тему: "Люблю тебя, родной Урал"

Интегрированное занятие для старшей группы на тему «Люблю тебя, родной Урал»Цели: знакомство детей с древним ремеслом – гончарным делом; знакомство детей с уральской домовой росписью...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «В поисках волшебной книги сказок» (старшая группа)

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках;            Дать детям понятие, что такое устное народное творчество.Задачи:Учить узнав...

Конспект интегрированного занятия для старшей группы "Путешествие на весеннюю полянку"

Цель:·         Создать условия для развития детей путем интеграции образовательных областей: познавательное, развитие речи , изодеятельность.·...