Рабочая программа по мокшанскому языку для 2 класса
рабочая программа (2 класс)

Соловьёва Оксана Владимировна

Рабочая программа по мокшанскому языку для 2 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»; регионального компонента Федерального Государственного Образовательного стандарта основного общего образования; программы по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый год обучения - 2 класс), Рогожиной В.Ф., Гришуниной В.П., 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2kl_mokshan._yaz.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по мокшанскому языку для 2 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»; регионального компонента Федерального Государственного Образовательного стандарта основного общего образования; программы по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый год обучения - 2 класс), Рогожиной В.Ф., Гришуниной В.П., 2011.

Эта программа предусмотрена для обучения русских детей и детей мордвы-мокши, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных задач школы. В процессе обучения применяются: учебное пособие «Мокшанский язык. 2 класс (1-й год обучения), Гришунина В.П., Рогожина В.Ф.: Саранск, 2012, технические средства и наглядные пособия.

       

Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

-представление о своей этнической принадлежности;

-развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние мордовского народа — мордовский язык;

-представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

-осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

-осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

-представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

-положительное отношение к языковой деятельности;

-заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

-понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

-этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

-развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

-представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Предметные результаты

- усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;

- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;

- понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объёме программы;

- уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;

- называть своё имя и спрашивать имена других, понимать обращённую к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;

- давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;

- рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;

- составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;

- усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.

6) межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в деятельности различные источники информации. Использование потенциала межпредметных связей курса окружающий мир расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, развитии страны на разных этапах развития. При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). Речевая деятельность является основой межпредметных связей с предметами «русский язык» и «литература».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ

1.Фкя-фкянь мархта содамась. (Мы знакомимся.)

Приветствие. Знакомство с учителем, друг с другом: Шумбрат, Ваня. Шумбрат, Вера Ивановна. Кода тонь лемце? Монь лемозе Саша.

Слова, необходимые для знакомства: стирня, цёраня, шаба (идь).

Вопросы и ответы, необходимые для знакомства: кие? кит? Тя стирня? - Да, тя стирня. Тя шаба? - Да, тя шаба. Тя кие? - Тя цераня (ученик, учительница). Нят кит? - Шабат.

Личные местоимения: мон, тон, сон. Указательное местоимение: тя.

Тя кие? - Тя мон. Тя тон? - Да, тя мон.

2.Монь семьязе. (Моя семья.)

Члены семьи: тядя, аля, сазор, брад, ака, атя, баба. Речевые образцы: Тя тядя. Тя ака. Тя аля? - Да, тя аля. Нят итть? - Да, нят итть.

Обращение к членам семьи: тядяй, акай, атяй, щавай... Шумбрат, тядяй. Шумбрат, аляй.

Указательное местоимение: нят.

Нят алят? - Да, нят алят. Нят кит? - Нят итть.

3.Кельгома налхксемане. (Любимые игрушки.)

Название игрушек: нумол, офта, келазь, ур, топа, няка, шеер, ката, пине.

Применение существительных в уменьшительно- ласкательном значении: нумол - нумолня, келазь - келаськя, няка-няканя.

Единственное и множественое число существительных: нумол - нумолхт, топоня - топонят.

Вопросы: мезе? месть? Тя мезе? - Тя лопа. Нят месть? - Нят лопат.

Вопросы: мезе? месть? Тя мезе? - Тя лопа. Нят месть? - Нят лопат Прилагательные: оцю, ёмла.

Речевые образцы: Офтсь оцю. Шеернясь ёмла.

4.Школаса. (В школе.)

Рассказ о школе: оцю или ёмла, од или ташта: Школась од. Школась оцю. Что есть в школе. Учителя. Ученики, их имена.

Речевые образцы: Тя ученик? - Да, тя ученик. Кода сонь лемоц? - Лемоц Саша. Тя учитель? - Да, тя учитель. Кода сонь лемоц? - Лемоц Николай Петрович.

Повелительное и побудительное значение глаголов: стяк - стяда, озак - озада, листь - сувак, лиседа - сувада.

Усвоение частиц: ули, аш (аяш): Монь ули тетрадезе. Монь аш ручказе.

5.Минь классоньке* (Наш класс.)

Классная комната: оцю, валда, лямбе, ару, штаф.

Предметы в классе. Единственное и множественное число имен существительных (парта - партат, шъра - шърат, вальмя - вальмат).

Учебные принадлежности: ручка, тетрадь, пур, карандаш.

Глаголы: кулхцондомс, сёрмадомс, морафтомс, панжемс, сёлгомс.

Речевые образцы: Мон сёрмадан. Тон сёрмадат. Сон сёрмады. И т.д.

Понимание и выполнение действий: сёлк кенкшть, панчк вальмять, сак сей, сада сей.

6.Сёксесь. (Осень.)

Приметы осени. Существительные: мода, менель, пизем, сёксе, ърдаз, лопа, нармонь.

Глаголы: самс, тумс, молемс.

Прилагательные: акша, равжа, сенем, сянгяря, якстерь, тюжя.

Частицы: да, аф (аяф). Тя тон? - Да, тя мон. Тя сон? - Аф, тя мон.

Речевые образцы: Мон молян. Тон молят. Сон моли. Лопась тюжя. Менельсь сенем. Модась равжа. Сась сёксесь. Моли пизем. Нармоттне тусть Тядязе кочкай марьхть. Мон шувондан мода.

7.Перень сёротне. (Овощи и фрукты.)

Существительные: куяр, помидора, капста, модамарь, тикла, марь, груша, вишня, слива.

Прилагательные: ламбама, танцти, керы. Вопрос: кодама? Марьсь кодама? - Марьсь якстерь. Марьсь танцти.

Речевые* образцы: Куярсь сянгяря. Вишнясь ламбама. Лопась тюжя. Капстась оцю. Менельсь сенем. Сась сёксесь. Моли пизем.

8. Тялось. (Зима.)

Приметы зимы. Существительные: тяла, якшама, лов, эй, варма, конькат, сокст, нурдонят. Глаголы: курькснемс, налхксемс.

Речевые образцы: Тя лов. Ловсь кодама? - Ловсь акта. Тялонда якшама? - Да, тялонда якшама. Мон курькснян конькаса. Тон ардат нурдоняса.

Понимание указаний: шак пальтацень, щасть пальтантень, путк вазцень, мольхтяма ульцяв.

9. Од Кизось. (Новый год.)

Подготовка к Новому году. Существительные: Ловонь баба, Ловонь атя, Ловонь стирня, кузня, налхкшт. Глаголы: морамс, кштимс, азондомс. Речевые образцы: Мон моран. Тон морат.Сон морай. Сась Од кизось. Тя Ловонь атясь. Тя Ловонь стирнясь. Нят налхкшт. Синь мазыхть.

Вопросы: месенди? месендихть? Стирнясь кшти. Церанясь морай. Мон офтонян. Мон нумолнян. Личные местоимения: минь, тинь, синь.

Речевые образцы: Минь моратама. Тинь моратада. Синь морайхть.

10. Ломанць. (Части тела.) 

Существительные: пря, шама, пиле, курга, сельме, кядь, шалхка.

Глаголы: штамс, нардамс, повфтамс.

Речевые образцы: Мон штаян куцю. Танясь нардай тарелка.

Понимание предложений: штайть кяттнень, нардак шамацень, повфтак нардамать.

11. 1-10 лувкссь. (Счет 1 - 10.) 

Числительные от 1 до 10.

Существительные: ярмак, мишендись.

Ответы на вопрос: мъзяра? Мъзяра кизодот? - Сисем.

Мъзяра сурдот? - Кемонь.

Глаголы: миме, рамамс.

Ответы на вопросы: Тон рамат конфеткат? - Раман. - Мъзяра рамат? Кафкса. А тон рамат печеньят? - Аф раман.

Речевые образцы: Нят ярмакт. Монь ули ярмакозе. Тя мишендись. Сон мишенди кши, лофца, ...

12. Ярхцамбяльсь и кядьгонятне. (Пища и посуда.)

Название продуктов. Существительные: кши, ведь, сал, лофца, ал.

Глаголы: симомс, ярхцамс, эрямс. Применение глаголов настоящего времени с отрицанием «аф» и без отрицания: Мон симан. Мон аф симан.

Посуда. Существительные: шаваня, куцю, тарелка, цянгоня.

Речевые образцы: Мон симан ведьта. Мон ярхцан алда. Мон эрян Саранскяйса. Тон молят школав? - Молян.

13. Пильгонь и лангонь щапне. (Одежда и обувь.)

Названия одежды и обуви. Существительные: орня, кямот, вазь, панар, руця, варягат.

Глаголы: щамс, каямс, рамамс.

Прилагательные: начка, коське.

Притяжательные местоимения: монь, тонь, сонь, минь, тинь, синь.

Речевые образцы: Тя офтонясь монь. Тя тонь портфельце? - Монь. Синь морайхть? - Да, синь морайхть. Оля щай кямот. Миша щай пальта. Монь ули орнязе. Кямотне начкт. Панарсь коське.

14. Кудонь жувататне. (Домашние животные.)

Названия домашних животных, их детенышей. Существительные: тракс, вазня, уча, вероскя, тува, пурхцкя, каза, алаша, пине, бука.

Глаголы: максомс, улемс, ваномс.

Речевые образцы: Тракссь максы лофца. Алашать ули вашеняц. Пинесь ваны куд.

15. Дикай жувататне. (Дикие животные.)

Название диких животных, их детенышей. Существительные: офта, врьгаз, нумол, келазь, сеель, ур.

Глаголы: комотнемс, якамс, удомс.

Речевые образцы: Урсь комотни. Офтсь тялонда уды. Офтсь кизонда якай. Нумолсь арды. Врьгазсь эряй вирьса. Зверьхне эряйхть вирьса.

16. Нармоттне. (Птицы.)

Названия птиц. Существительные: сараз, маци, лефскя, яксярга, ситявня, варси, сязьгата, шякшата.

Глаголы: лиемс, валгомс, самс.

Вопрос: коста?

Речевые образцы: Саразсь оцю. Лефкскясь емла. Варсись лии. Саразсь валги. Шякшатась лийсь вирьста.

17. Перьфпяльсь. (Мир вокруг нас.) 

Существительные: ульця, куд, школа, ляй, вирь.

Прилагательные: мазы, кели, тяйняня.

Слова, обозначающие место действия: тяса, тоса, вага, нява, маласа, ичкозе. Вопрос: коса? Коса стирнясь? - Стирнясь тяса.

Коса цёранясь? - Цёранясь вага.

Речевые образцы: Тя школа. Сон оцю. Тя куд. Сон ёмланя. Школась мазы. Ульцясь кели.

18. Ошсь и транспортсь. (Город и транспорт.)

Какие города знают. Мон содан ошт: Саранск, Моску....

Существительные: машина, куд, завод, парк, музей, театр.

Глаголы: ардомс, лоткамс.

Цвета светофора: якстерь, тюжя, сянгяря.

Речевые образцы: Мон ардан. Шабась арды. Минь артама. Машинась арды. Коля арды машинаса. Мон аф молян. Мон ванан инголи.

Понимание указаний: лоткак, ватт инголи, мольхть салаваня и т.д.

19. Недялянь шитне. (Дни недели.)

Знать дни недели: понедельник (атяньжи), шавши, вержи, шуваланя, пяденця, ёткши, недляши.

Усвоить слова: тячи, ванды, исяк, шобдава, обедста (шиньгучкать), илять, веть. Вопрос: мъзярда?

Речевые образцы: Тон молят школав? - Молян.

Мзярда молят? - Шобдава. Мъзярда мадат? - Илять.

20. Тундась и кизоть самац. (Весна, приход лета.)

Названия времен года: киза, тяла, сексе, тунда.

Глаголы: самс-тумс, лиемс-валгомс, панжемс.

Речевые образцы: Сась тундась. Тусь тялось. Ульцяса лямбе. Састь нармоттне. Лугась сянгяря. Ведсь ару. Панжихть цанчфне.

Понимание предложений: мольхтяма ульцяв, щак курткацень, кундада кядьта и т.д.

. 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Мы знакомимся

2

2

Моя семья

2

3

Любимые игрушки

2

4

В школе

1

5

Наш класс

2

6

Осень

2

7

Овощи и фрукты

2

8

Зима

2

9

Новый год

2

10

Части тела

2

11

Счёт

1

12

Пища и посуда

2

13

Одежда и обувь

2

14

Домашние животные

1

15

Дикие животные

1

16

Птицы

1

17

Мир вокруг нас

2

18

Город и транспорт

2

19

Дни недели

3

 Всего:

34

    Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

Раздел 1. Мы знакомимся. 

1

Знакомство с учителем.

1

2

Знакомство друг с другом

1

Раздел 2. Моя семья. 

3

Занятия и увлечения членов семьи

1

4

Обязанности членов семьи

1

Раздел 3. Любимые игрушки.

5

Названия игрушек.

1

6

Мы играем

1

Раздел 4. В школе. 

7

Наш учитель

1

Раздел 5. Наш класс. 

8

Классная комната.

1

9

Учебные принадлежности.

1

Раздел 6. Осень.

.

10

Названия цветов.

1

11

Я рисую осень

1

Раздел 7. Овощи и фрукты.

12

Овощи и фрукты.

1

13

Дары природы. Их свойства.

1

Раздел 8 Зима.

14

Природа зимой.

1

15

Приметы зимы.

Составление рассказа о зиме.

1

Раздел 9. Новый год

16

Подготовка к Новому году.

1

17

Наряжаем елку.

Стихи про Новый год

1

Раздел 10 Части тела

18

Части тела.

1

19

Здоровье человека

1

Раздел 11. Счёт

20

 Считаем до десяти.

1

Раздел 12. Пища и посуда.

21

Приготовление еды

1

22

Названия посуды.

Словарный диктант.

1

Раздел 13. Одежда и обувь.

23

Названия обуви

1

24

Зимняя и летняя  одежда.

1

Раздел 14. Домашние животные.

25

Детеныши домашних животных

1

Раздел 15. Дикие животные

26

Детеныши диких животных

1

Раздел 16. Птицы.

1

27

Птенцы.

Словарный диктант по пройденной теме.

1

Раздел 17. Мир вокруг нас.

28

На улице.

1

29

В магазине.

Составление диалога.

1

Раздел 18. Город и транспорт.

30

Правила поведения в транспорте

1

31

В библиотеке.

Составление диалога.

1

Раздел 19. Дни недели.

32

Режим дня

1

33

Дни недели. Закрепление пройденного. Словарный диктант.

1

34

Итоговое повторение

1

итого

34

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по мокшанскому языку в 3 классе

Рабочие программы для начальных классов...

Рабочая программа по мокшанскому языку в 4 классе

Рабочая программа по мокшанскому языку в 4 классе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне,на очновании при...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по мокшанскому языку для 4 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»; регионального компонента Федерального Государственного Образовательного станда

Эта программа предусмотрена для обучения русских детей и детей мордвы-мокши, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и об...

Рабочая программа по мокшанскому языку для 4 класса

Рабочая программа по мокшанскому языку для 4 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»; регионально...

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...