Конспект урока "Мир глазами бурят"
методическая разработка (4 класс)

Доржиева Сержуня Владимировна

Знакомство с экологическими традициями бурят; приобщение учащихся 4 класса к культуре бурятского народа; воспитание ценностного отношения к природе; воспитание толерантного отношения к культуре других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_glazami_buryat.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

внеклассного мероприятия для 4 класса

«Природа глазами бурят»

Доржиевой Сержуни Владимировны,

учителя МАОУ «СОШ №19»

г.Улан -Удэ,

контактный телефон 89148450144,

e-mail:dorzhieva.serzhunia@yandex.ru

г.Улан-Удэ

 2021 г.

Природа глазами бурят.

Цель: знакомство с экологическими традициями бурят; приобщение учащихся 4 класса к культуре бурятского народа; воспитание ценностного отношения к природе; воспитание толерантного отношения к культуре других народов.

Участники: учитель, учащиеся 4 класса

Оборудование: мультимедиа для демонстрации презентации, рисунки к бурятским сказкам, фотографии Байкала, а также деревьев и животных, имеющихся на территории Бурятии.

Ход мероприятия:

Учитель: Ребята, а кто из вас знает, где находится страна Баргуджин-Токум?  Отгадайте загадку и вы узнаете, где находится эта страна:

Древен род его в природе,

кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нем,

как его мы назовем? (Байкал)

- Да, ребята, это очень древнее, неповторимое, самое глубокое в мире озеро - Байкал. Где же находится озеро Байкал? (в России, в Сибири, в Иркутской области, в Бурятии)

-Действительно, именно буряты пришли в XIII - XIV веках на смену жившим здесь ранее баргутам, а первые русские поселения появились на берегах Байкала лишь в конце XVII – начале XVIII веков и начали пахать землю. Именно эта страна – Бурятия – в древности называлась Баргуджин-Токум исконная древняя родина бурят, будущая этническая (или этнографическая) Бурятия). С давних пор буряты поклонялись водной стихии, верили, что «Вода сошла с небес», что окружающий мир населён духами- хозяевами местности, добрыми или злыми. Каждая река, озеро, лес, гора имели своих «эжинов» (хозяев). «Эжины» оберегают людей и заботятся об их благополучии. Они невидимы, призрачны. Ежегодно люди поклонялись «эжинам» местностей и просили у них помощи. Буряты считают, что жить и работать им помогают молитвы и  энергетика священных мест.

  Летом проводились тайлганы, с целью просьбы у богов, «эжинов», благополучного года, урожая, травостоя, умножения скота, счастья в семьях, избавления от бед, несчастий. «Эжины» рек и озер живут на дне. Поэтому раньше старались не шуметь у воды, не сбрасывать хозяйственные и бытовые отходы, нечистоты и не проливать кровь (прекрасная традиция, которую нужно всецело поддерживать и сейчас!). Особенно трепетно и трогательно относились к Байкалу. Люди обожествляли его, считали священным и великим морем. На его берегу не произносили грубые слова, не говоря уже о брани, ссоре. Также буряты считали за великий грех селиться вблизи вершин ключей ,а также  рубить деревья на участке рядом с Байкалом.  Действительно, буряты ставят свои юрты, делают стойбища не на самом берегу реки, а на некотором удалении. Обычно расстояние составляет около двух километров, может чуть больше или чуть меньше.

ОГОНЬ – это символ жизни. Он почитался как одна из грозных сил природы, несущая одновременно добро и зло. Огонь должен быть чистым. Нельзя переступать через огонь, бросать в него мусор. Солнце – огонь небесный, домашний очаг – огонь земной, поэтому его нужно почитать как божество. Следили и поддерживали огонь в очаге – женщины. Пламя воспринималось древними как живое существо , требующее еды и питья. Поэтому важно было одаривать духа огня – брызгать свежим чаем, бросать кусочки мяса.

Воздух – основной элемент жизни. Любое живое существо нуждается в нем. У всех народов считалось грехом загрязнять воздух курением в святых местах. Буряты очищают воздух благовонием – «САНЗЭ» - раньше жгли высушенную богородскую траву и ветки можжевельника, а сейчас -  специальными палочками, продающимися в дацанах.

Учитель: В ведении «эжина» тайги находился весь животный и растительный мир тайги. «Эжин» тайги добрый, но не терпящий грязи и беспорядка в лесу. Чтобы не прогневить его, надлежало соблюдать чистоту и тишину в тайге, бережно относиться к растениям.  Буряты на зиму раньше не заготовляли дров из живого дерева, а использовали для топлива сухостой и валежник. Кедр, ель, лиственница почитались как «мунхэ-модон» - священные вековые деревья, возле них устраивались обряды и приношения. Деревья украшались шелковыми лоскутами белого и красного цвета, обозначающими солнце и луну. Прикосновение к дереву сулило здоровье. С древних пор люди, жившие в лесу, ценили дерево, из него делали лук, стрелы, домашнюю утварь, хозяйственный скарб и сам «дом» — навес, чум, шалаш, юрту. Исконно присущие бурятам лук и стрелы были широко распространены до середины 18 века и являлись единственным видом оружия дальнего боя. Буряты тщательно подбирали материал для древка лука из хорошего леса. Охота на крупного зверя давала им пищу, шкуры убитых животных употребляли для покрытия жилищ наподобие чумов. Из шкур шили одежду и обувь. Лесные племена добывали пушных зверей.

Учитель: Ребята, давайте представим себя древними охотниками и проверим, насколько мы меткие. (приглашаются трое желающих пострелять из детских игрушечных луков с присосками, напротив установлены мишени). По окончании турнира самый меткий награждается амулетом, стилизованным под когти или зубы животных, либо брелоком из искусственного меха.

Учитель: Перенесемся в старинную бурятскую юрту, чтобы послушать хорошего музыканта- моринхуриста. В степи испокон веков высоко ценилось художественное слово, исполнительское мастерство.

Ведущий:С древних времён буряты учили своих детей жить в согласии с природой, тому, что природа  – это дом, в котором всё находится в гармонии.  Считалось, что природа выше всего. Она обожествлялась, так как без чистого воздуха, воды,  солнца, животных, даров природы и

т.д.человек обречён на вымирание. Особенно бережное и трепетное отношение сложилось к Земле-матери, прародительнице всего сущего. Ее тело отождествлялось с земной поверхностью, а все, что на ней живет и растет, воспринималось как ее живые дети. Большим грехом считалось не только копание земли, но даже царапанье почвы. Добывая  клубни и корни лекарственных трав, буряты разравнивали почву, засевали место семенами этих растений. При перекочевке обязательно удаляли остатки кольев из земли, ведь это равнозначно занозе в теле человека, а земля – мать. Почтительное отношение к природе сказалось даже в конструкции традиционной бурятской обуви, в которой носовая часть всегда загнута вверх, чтобы при ходьбе не повредить землю и находящихся в ней живых существ. Буряты также почитали священных животных, например, лебедь (хон шубуун) считалась прародительницей одного из родов бурят — хори, а орёл (ехэшубуун) почитался бурятами как родоначальник шаманов и как сын хозяина острова Ольхон.

Учитель:Итак, ребята, давайте подведём итог всему, о чём мы сегодня говорили. Как вы считаете, каковы главные экологические принципы бурят? (природа – это дом, кров, основа благополучия и богатства, радости и здоровья; человек – частица единой и неделимой природы, на самом верху пирамиды жизни должна быть природа, а не человек).

- Чему учат нас обычаи бурят? (на примере бурятских традиций, обычаев, игр мы поняли, что древняя культура бурятского народа способствовала возникновению «щадящих», «дружественных» отношений с окружающей природой, благодаря чему сохранились многие виды растений и животных,  а также пониманию хрупкости экологической среды)

Из-за необдуманных действий людей таких как охота, добыча полезных ископаемых, строительство, вырубка лесов и других мы можем лишиться безценных сокровищ нашей планеты (реки, озера, горы, леса).

- Что нужно сделать ,чтобы сохранить эти сокровища? (нужно вернуться к экологическим традициям, которые есть не только у бурят, но также и у других народов, ведь цель у всех жителей земли-матери одна: сохранение самой высшей ценности на земле – живой природы).

Нашим выводам созвучно стихотворение бурятского поэта  Дамбы Жалсараева:

Спросили старца — что такое счастье?

Он бороды потрогал остриё

И, головой качая в знак согласья,

Сказал: «Оно у каждого своё.

Но есть и счастье общее, которым

Ты тоже должен обладать сполна —

Любовь к народу и к родным просторам!

Без них мы все, как без корней сосна,

Как ствол без веток, как без листьев ветка —

И счастье на порог не ступит твой!

Люби народ и землю беззаветно

И будь любим народом и землей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Глаза – наши помощники»

Занятие для учащихся 1 класса поможет учителю в доступной форме познакомить детей со строением глаза и показать роль зрения в жизни человека....

Конспект урока "А. Плещеев «В бурю»" (2 класс, УМК "Школа России)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАПредмет: литературное чтениеКласс: 2-АТема урока: А. Плещеев «В бурю»Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением А. ПлещеевПланируемые результаты:Предметн...

Конспект урока по литературному чтению "А. Плещеев "В бурю" 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

Конспект классного часа Тема: «Стихийные бедствия: гроза, буря, землетрясение, наводнение»

дать учащимся представление о стихийных бедствиях; ознакомить с правилами безопасного поведения во время стихийных бедствий ; воспитывать навыки самодисциплины, организованности, уверенность в своих с...

Конспект урока литературного чтения 3 класс по теме: Д. Лондон "Бурый волк"

Конспект урока литературного чтения 3 класс по теме: Д. Лондон "Бурый волк"Автор: учитель начальных классов МБОУ НШ № 24 Пермякова Светлана Федоровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание мате...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: "В бурю" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением А. Плещеева «В бурю»; развитие навыков выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитание любви и уваже...

Конспект урока по литературному чтению «Афанасий Фет “Это утро, радость эта…”, Федор Тютчев “Как весел грохот летних бурь”» (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: формирование литературной компетентности в процессе изучения стихотворений «Это утро, радость эта…», «Как весел грохот летних бурь»; ознакомле...