Урок литературного чтения на родном языке (русском). Тема "Времена года на Севере в рассказах Ф.А. Абрамова
план-конспект урока (2 класс)

Галактионова Светлана Аркадьевна

Формирование нравственно-эстетического отношения к природе родного края на примере произведений Ф.А. Абрамова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._abramov.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения на родном (русском) языке, 2 класс

                          С.А. Галактионова, учитель начальных классов

                             МБОУ «Брин- Наволоцкая средняя школа»

      Тема: Времена года на Севере в рассказах Ф. А. Абрамова

      Цель: формирование нравственно-эстетического отношения к природе родного края на примере произведений Ф. А. Абрамова 

      Задачи:  

        Предметные: 

  1. Умение читать выразительно произведения Ф. А. Абрамова, передавая с помощью интонации настроение и чувства писателя.
  2. Находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о Русском Севере.        

           Метапредметные:

        Регулятивные: умение определять и формулировать учебные задачи на уроке с помощью учителя, принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей; оценивать результат своей деятельности.

        Познавательные: извлечение необходимой информации из беседы и материалов буклета; умение представлять картину, нарисованную автором, понимать его чувства; умение анализировать и делать выводы.

Коммуникативные: приобретение опыта сотрудничества, умение общаться, работать в группах, высказывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению; развитие диалогической и монологической речи.

Личностные: способность к самооценке; осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.

Тип занятия: частично-поисковый.

Оборудование: буклеты (лирические миниатюры о временах года Федора Абрамова);  компьютер, мультимедиа,  подборка фотослайдов природы в разное время года.

Используемые технологии:  групповая технология, ИКТ, технология критического мышления, здоровьесберегающая, технология оценивания.

Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

                                                                    Ход урока:  

                                                 Организационный момент

Приветствие сегодня у нас будет необычное. Я буду говорить фразу, если она к вам относится, вы говорите «здравствуйте». Давайте попробуем.

- Здравствуйте те, кто родился зимой.

- Здравствуйте те, кто родился весной.

- Здравствуйте те, кто родился летом.

- Здравствуйте, те, кто родился осенью.

Улыбнитесь. Пожелайте мысленно себе, своим друзьям удачи.

                                                 Мотивация к деятельности

               На экране четыре фотографии с северной природой в разное время года.

             - Какое общее название вы можете подобрать к этим фотографиям?

(Времена года)

Актуализация знаний

Учитель открывает таблички с названиями рассказов (лирических миниатюр)

«Зелёная весна»          «Комары»              «Сентябрь»                      «Январь»      

 

Хоровое прочтение названий рассказов (лирических миниатюр)

- Прочитав названия рассказов, назовите отличительные особенности

 («Зелёная весна» о весне; «Комары» о лете; «Сентябрь» об осени; «Январь» о зиме).

- Предположите, могут ли они быть связаны, иметь общее? (Автор)

- Может, вы знаете автора этих произведений?

(Фёдор Александрович Абрамов)

На доске  рядом с названиями произведений портрет Ф. А. Абрамова

      - Посмотрите на оформление на доске и попытайтесь сформулировать тему урока

Времена года на Севере в рассказах Ф. А. Абрамова  (учитель открывает)

- А какие задачи мы определим?

Учитель начинает, а дети продолжают

● Познакомимся с рассказами … (Ф. А. Абрамова о временах года)

● Охарактеризуем описание… (сезонов года)

На доске дата: 29 февраля 1920г.

- Как вы думаете, что это за дата?

(День рождение Ф. А. Абрамова)

             Биографический  рассказ о жизненном пути писателя (с презентацией)

 Родился Фёдор Александрович Абрамов в далёкой северной деревне Веркола Пинежского района Архангельской области в крестьянской семье. Писатель вспоминал:

« Когда умер отец, нас на руках у матери осталось семеро. Причём, старшему было 15 лет, а младшему два года. Младшим был я». Труд в деревне всегда был тяжёлым: сев, уборка урожая, косьба, уход за животными… всё это ложилось и на детские плечи: нужно было помогать взрослым. Он был очень талантлив и сумел поступить в Ленинградский университет, но в первые же дни, когда началась война, пошёл добровольцем в народное ополчение. Летом и осенью 1941 года он участвовал в обороне Ленинграда. Дважды был тяжело ранен.

        Свою литературную деятельность Абрамов начал в 1949 году. Он хорошо знал крестьянскую жизнь и постоянно обращался к этой теме. Родные края для Абрамова не только страна детства – это страна его творчества, его вдохновения, родина его героев. Писатель говорил: « Мне просто необходимо хотя бы раз в год бывать в родной деревне, пожить там, подумать, поговорить с земляками».

        - Давайте и мы с вами поговорим о творчестве писателя.

Фёдор Александрович написал много лирических миниатюр о родном крае.

        - А что такое лирическая миниатюра?  (лирическая миниатюра – художественное произведение, раскрывающее чувства героя в рассказе маленького объёма)

        - одно из изобразительных языковых средств – это сравнение. Как вы можете объяснить это средство художественной выразительности? (Сравнение по сходству признаков, действий, предметов).

Физминутка

        -  Я  буду читать лирическую миниатюру Ф. Абрамова «Лесная дорога», а вместе мы будем инсценировать в движении этот рассказ.

   Иду лесом. Изумрудные стволы ольхи. А стволы елей – розовые, разогретые, как из бани вышли.

   Лесная дорога – широкая просека, заросшая травой. Будто зеленая река.

        - Кто был внимательным и заметил средство художественной выразительности сравнение?  (Стволы елей – розовые, разогретые, как из бани вышли; лесная дорога, как зелёная рек).

        - А теперь поработаем в группах.

  Работа в группах

Учитель детям предлагает открыть буклеты.

1 гр.

Дети читают лирическую миниатюру Ф. Абрамова «Январь»  

Ф.Абрамов

Январь

Запорошённые снегом кустарники по сторонам дороги, как затаившиеся стада оленей, вслушивающиеся в тишину. А на лапах елей и сосен разное зверьё из снега: зайцы, медведи, лисы.

Ночью пришло тепло, и дождём смыло с лап всё зверьё.

И олени убежали.

Задание:

  1. Подготовьте выразительное чтение рассказа.
  2. Найдите сравнения.

2 гр.

Дети читают лирическую миниатюру Ф. Абрамова «Дождались»  

Ф.Абрамов

Дождались

Вот и опять весна. Не успел отыграть закат, как начал румяниться восток. По Пинеге густо, россыпью идёт лес. Лобастые брёвна, как большие рыбины, с глухим стуком долбят заново поставленный бон. Бон поскрипывает, вода хлюпает в каменистом горле перемычки: «Эхе-хэ-хэ-хэй!» Зычное эхо прокатилось по ночной Пинеге, выскочило на тот берег, аукая, по верхушкам сосняка.

По-летнему заиграло эхо. Снова дождались светлых дней!

Задание:

  1. Подготовьте выразительное чтение рассказа.
  2. Найдите сравнения.

3 гр.

Дети читают лирическую миниатюру Ф. Абрамова «Погожим летом»  

Ф.Абрамов

Погожим летом

Нынче каждая травка, каждая былинка расцвела, во всей своей красоте себя выявила. Всё необычное большое, сочное. Головка у розовой кашки, как колокол, жёлтое блюдце ромашки, как солнце на стебле, а мышиный горошек, нежный мышиный горошек – просто колючая проволока. Словом, на земле, как в какой-то волшебной стране: всё непривычно большое, высокое.

Задание:

  1. Подготовьте выразительное чтение рассказа.
  2. Найдите сравнения.

4 гр.

Дети читают лирическую миниатюру Ф. Абрамова «Осеннее солнце»  

Ф.Абрамов

Осеннее солнце

        Утром солнце разгорается медленно, трудно – как костёр из сырых дров.

Задание:

  1. Выучите рассказ наизусть.
  2. Найдите сравнения.

Перед выступлением первой группы

- Какие слова вам не понятны в рассказе?

- Прочитай рассказ так, чтобы он понравилось другим

(один ученик из группы читает рассказ у доски).

Выступление ученика

Вопрос к обучающимся из 1 группы

- Назовите средство художественной выразительности – сравнение.

 ( Кустарники по сторонам дороги, как затаившиеся стада оленей)

- Что вас удивило в рассказе? Показалось интересным?

- О каком времени года этот рассказ?  (Зима)

Перед выступлением второй группы

Работа над лексическим значением слов

- Какие слова вам не понятны в рассказе?

1) Лобастые брёвна – большие, огромные брёвна

2) Бон - несколько сцепленных бревен

- Прочитай рассказ так, чтобы он понравилось другим

(один ученик из группы читает рассказ у доски).

Выступление ученика

Вопрос к обучающимся из 2 группы

- Назовите средство художественной выразительности – сравнение.  (Брёвна, как большие рыбины)

- Что вы себе представляли, когда читали произведение?

- О каком времени года этот рассказ?  (Весна)

Перед выступлением третьей группы

- Какие слова вам не понятны в рассказе?

- Прочитай рассказ так, чтобы он понравилось другим

(один ученик из группы читает рассказ у доски).

Выступление ученика

Вопрос к обучающимся из 3 группы

- Назовите средство художественной выразительности – сравнение.  (Головка у розовой кашки, как колокол, жёлтое блюдце ромашки, как солнце на стебле, а мышиный горошек – просто колючая проволока).

-Найдите и зачитайте  ласковые слова (Головка, травка, былинка, горошек)

- О каком времени года этот рассказ?  (Лето)

Перед выступлением четвёртой группы

- Какие слова вам не понятны в рассказе?

- Прочитай рассказ так, чтобы он понравилось другим

(один ученик из группы читает наизусть  рассказ у доски).

Выступление ученика

Вопрос к обучающимся из 4 группы

- Назовите средство художественной выразительности – сравнение.  (Солнце разгорается медленно, трудно – как костёр из сырых дров).

- Приходилось ли вам видеть, как разгорается костёр из сырых дров?

- Кто видел восход солнца? Какие чувства испытываете, наблюдая за восходом солнца?

- О каком времени года этот рассказ?  (Осень)

Подведение итогов

Ф. А. Абрамов родился на Севере. Природа Севера его вдохновляла на творчество. Любовь к Русскому Северу прослеживается в каждом его рассказе.

- Выполнили ли мы поставленные задачи?  (Да!)

 Познакомились  с рассказами Ф. А. Абрамова о временах года

 Охарактеризовали описание сезонов года

Домашнее задание (по выбору)

  1. Написать сочинение – миниатюру на тему «Моё любимое время года», используя средство художественной выразительности – сравнение.
  2. Найти и прочитать рассказ Ф. А. Абрамова о родном крае, подготовиться к пересказу.

                                                             Рефлексия

        На партах у обучающихся картинки,  на которых изображены снежинки, листочки, капельки и цветочки.

-  Если вам больше понравился рассказ о зиме, то прикрепите снежинку, если об осени прикрепите листочек, если о весне прикрепите капельку, если про лето, то цветочек.

На доске рядом с темой занятия и произведениями Ф. А. Абрамова появляются картинки, символизирующие времена года.

- Ребята, вы отлично поработали на уроке, молодцы! Я  предлагаю вам высказать свои впечатления с помощью «Открытого микрофона»:

Я не знал… - теперь я знаю…

      Используемая литература:

  1. Богданова И.В. Морянка. Краеведческий курс: учебно-методическое пособие для учителя. – Архангельск: АО ИППК РО, 2012. – 144с.
  2. Полякова И.Ф. Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах -  Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО», 2010. – 168с.- ISBN 5-85151-118 - 4
  3. Полякова И.Ф. Морянка: Рабочая тетрадь для 3-х классов общеобразовательных учебных заведений.- Архангельск, 2016. – 36с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый контроль по литературному чтению на родном языке (русском), 3 класс

Итоговый контроль (работа с текстом) по литературному чтению на родном языке (русском), 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на родном языке (русском) Тема. М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик»

Цели: сознание ценности изучения жизни замечательных людей своего Отечества,- познакомить с жизнью летчика-полярника, писателя М.В.Водопьянова;- способствовать развитию эмоциональной сферы, образного ...

Конспект урока литературное чтение на родном языке (русском)

План-конспект урока литературное чтение на родном языке (русском)Класс: 2 классТема: И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).Тип урока: изучение новогоУнивер...