Интегрированный урок математики и краеведения "Решение задач. Красная Книга ЯНАО"
план-конспект урока (3 класс)

Мышинская Жанна Михайловна

Интегрированный урок математики и краеведения в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_3_klass.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики по теме «Решение задач» (3 класс, программа «2100»)

Цель урока: Систематизация и углубление знаний по теме «Решение задач».

Задачи урока.

Образовательные:

  • проверить усвоение учащимися изученного материала, умения применять теоретический материал;
  • познакомить учащихся с редкими и исчезающими видами птиц, рыб и зверей ЯНАО, раскрыть роль охраны природы.

Развивающие:

  • развивать аналитическое мышление, произвольное внимание, память через постоянное обращение заданий к имеющимся знаниям учащихся;
  • развивать навыки общения с природой, ориентируясь на ненасильственную модель поведения.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся сознательную дисциплину, умение выражать свою мысль в форме, доступной пониманию товарищей;
  • показать учащимся прикладной аспект математики (применение математики в жизненных ситуациях), формировать интерес к этой науке.

Оборудование: выставка Красных книг, презентация, ПК, мультимедиапроектор, нетбуки, рабочая тетрадь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний (слайд)

Помните, что дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

- Скажите, что нужно сделать, чтобы сохранить природу?

- Ребята, посмотрите на доску, скажите, какие слова пропущены?

Верхне - Тазовский  …………

Гыданский  ………….

Задание 1 (слайд)

- Для того, чтобы узнать, какие слова пропущены, сосчитайте цепочки примеров, расположите ответы в порядке возрастания и составьте из слогов слово.

      -20            -500          :6              +12

? -----------?-----------?-----------?-----------92                           НИК

      +11            *2           -16              *5

? -----------?-----------?-----------?-----------100                           ЗА

      :3              +20           :8             *4

? ----------?-----------?-----------?-----------160                            ВЕД

      :30             *7           +59          -35

? ----------?-----------?-----------?-----------45                              ПО

- Какое слово у вас получилось? (заповедник) (слайд)

- Что такое заповедник?

- Для чего создают заповедники?

- Как вы думаете, где находятся Верхне-Тазовский и Гыданский заповедники? (слайд)

- Какие еще охраняемые территории вы знаете? (слайд)

ВЫВОД: Нужно всегда помнить, что в природе все взаимосвязано, и уничтожение одного компонента природы повлечет изменение всего природного комплекса. (слайд)

- (слайд) 11 января 1916 года в Бурятии на берегу о. Байкал, был создан первый в Российской империи государственный заповедник, получивший название Баргузинский. С этой даты, начиная с 1997 года стали отмечать «ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕНЬ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ».

Задание 2 (слайд)

- Сколько в нашей стране заповедников и национальных парков, вы узнаете, решив задачи. (слайд)

1. На территории США находится 10 заповедников, а в России на 91 заповедник больше. Сколько заповедников находится на территории России?

Ответ: 101 заповедник.         

2. На территории США находится 58 национальных парков, а в России на 17 парков меньше. Сколько национальных парков находится на территории России?

Ответ: 41 национальный парк.

- Так сколько заповедников и национальных парков находится на территории России?

(слайд) ВЫВОД: Кроме этого на территории нашей огромной страны находятся тысячи заказников и памятников природы. Из них 14 особо охраняемых территорий находятся на территории ЯНАО. Сотрудники заповедников и парков стараются уберечь животный и растительный мир, следят за тем, чтобы на охраняемые зоны не проникали браконьеры.

- (слайд) Посмотрите на слайд. Кого вы здесь видите?

- Почему из огромного количества животных я выделила именно этих?

- Все эти объекты занесены в Красную книгу и им всем угрожает исчезновение с лица Земли.

- Как вы думаете, почему для книги выбран именно красный цвет? (своеобразный сигнал опасности, угрозы)

- (слайд) Существует Международная Красная книга, но так как она не может вместить в себя все редкие виды животных и растений, каждая страна имеет свою Красную книгу. (выставка книг)

- И наш ЯНАО тоже имеет Красную книгу.

III. Сообщение темы урока

- Сегодня тема урока математики «Решение задач». Я предлагаю заниматься решением задач во время путешествия по страницам Красной книги ЯНАО.

IV. Закрепление пройденного материала (слайд)

Страница 1 – «Животный мир» (слайд)

- Вспомните, какие природные зоны находятся на территории нашего округа?

- Какие звери живут в северных районах ЯНАО? (белый медведь, северный олень, белый песец, полярный волк, росомаха, заяц, горностай, ласка)

- Какие звери встречаются в южных районах ЯНАО? (бурый медведь, лось, соболь, белка)

- Как вы думаете, какой из медведей крупнее: белый или бурый? Проверим, правы ли вы.

 Задание 3 (слайд) – Решите задачу (с комментированием).

Масса двух бурых медведей 600 кг. Определите массу белого медведя, если он на 150 кг больше бурого. 

Решение:

  1. 600 : 2 = 300 (кг) – вес бурого медведя
  2. 300 + 150 = 450 (кг) – вес белого медведя

Ответ: 450 кг - масса белого медведя.

        - Так какой медведь крупнее?

        ВЫВОД: Белых медведей люди добывали ради шкуры и мяса. С 1956 охота на них полностью запрещена. А с 1976 белый медведь находится под международной охраной, занесен в Красную книгу.

        - Посмотрите на доску: вот среда обитания белых медведей в ЯНАО - о. Белый, о. Шараповы кошки, побережье Карского моря (вставить животное в презентацию, повесить картинку на доску на листе белого цвета).

- А дальше мы поговорим о животных, которых ненцы называют «наши друзья». О ком пойдет речь?

- Что вы знаете о северных оленях?

Задание 4 (слайд)

– Решите задачу про оленей (самостоятельное решение).

За сутки летом один олень съедает 22 кг зеленой массы, а другой – на 4 кг меньше. Сколько корма съедят олени за неделю?

Разбор задачи:

- Что известно в задаче?

- Что нужно найти?

- Сможете вы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

- Ребята, а неделя – это сколько дней?

Решение: (вывести на экран для проверки) – 2 способа решения!

  1. 22 – 4 = 18 (кг) – съедает другой олень
  2. 22 + 18 = 40 (кг) – съедают оба оленя
  3. 40 * 7 = 280 (кг) – за неделю

Ответ: 280 кг.

        - Расскажите, какое значение имеют олени для коренного населения?

ВЫВОД: Значение оленя в домашних условиях невозможно переоценить. Это транспорт и постель, одежда и обувь, пропитание и лекарство. Неприхотливость, способность переносить суровые климатические условия сделали его для ненца незаменимыми домашними животными.

- (слайд) Посмотрите на доску: вот среда обитания северных оленей в ЯНАО - с-з оконечность п-ва Ямал, о. Белый (вставить животное в презентацию, повесить картинку на доску на листе серого цвета).

Страница 2 – «Речные обитатели» (слайд)

- (слайд) Северные реки и озера богаты рыбой. Многие имеют промысловое значение. В водоемах водятся стерлядь, осётр, омуль, налим, щука, ёрш и много других.

Задание 5 (слайд)

- По данным таблицы найдите общий вес пойманной рыбы, выловленной за один день рыбаками, и определите, сколько килограммов рыбы приходится на одного человека, если невод обслуживало 6 человек (коллективное решение).

Название рыбы

Сельдь обская

Корюшка

Пыжьян

Щёкур

Муксун

Сырок

Нельма

Ерш

Тугун

Общий вес (кг)

85

31

205

9

10

4

8

6

2

Разбор задачи:

- Что значит найти общий вес?

- Можете ли вы сразу определить, сколько кг рыбы приходится на 1 человека?

- Что нужно сначала найти?

- Сосчитайте общее количество рыбы рациональным способом (доводим до круглого числа).

- Какие числа удобнее складывать? (85 и 205, 31 и 9, 4 и 6, 8 и 2)

Решение:

  1. 85 + 31 + 205 + 9 + 10 + 4 + 8 + 6 + 2 = 360 (кг) – всего поймали
  2. 360 : 6 = 60 (кг) – на одного человека

Ответ: 60 кг.

        ВЫВОД: В Красную книгу ЯНАО занесена рыба тугун. Она населяет реки, впадающие в Северный Ледовитый океан. Правилами рыболовства на территории ЯНАО установлен запрет на промысловый и любительский лов тугуна. В настоящее время численность его повысилась, но не настолько, чтобы вести промысел. 

- Посмотрите на доску: вот среда обитания тугуна в ЯНАО – реки, впадающие в Северный Ледовитый океан (вставить животное в презентацию, повесить картинку на доску на листе желтого цвета).

Страница 3 - «Пернатые» (слайд)

- В заповедниках и заказниках ЯНАО богатейший мир пернатых.

- Каких птиц, населяющих нашу территорию, вы знаете? (лебеди, гуси, чайки, утки, совы).

- (слайд) Такие редкие виды, как краснозобая казарка, орлан-белохвост, сокол-сапсан, серый журавль и филин занесены в Красную книгу.

- (слайд) Посмотрите на фотографию этой птицы. Это белоклювая гагара. Почему ее так назвали?

- Самая крупная из гагар. От других гагар отличается большим желтовато-белым клювом. Голова и шея чёрные с пурпурным оттенком, белые штрихи на горле и по бокам шеи. Белоклювая гагара распространена на арктическом побережье. Основное условие гнездования — присутствие богатых рыбой водоёмов (крупных озёр и рек, или морского побережья). Занесена в Красную книгу, т. к. много этих птиц гибнет в рыболовных сетях, их птенцы становятся добычей хищников. Если спугнуть птицу, она не возвращается к своему гнезду. Местное население любит употреблять ее в пищу или убивает ради шкурок, т. к. раньше в моде были дамские шапки и муфточки из шкур гагар, а также из них шили тапочки, входившие в национальный костюм карелов.

- Посмотрите на доску: вот среда обитания белоклювой гагары в ЯНАО – арктические тундры п-ов Ямал и Гыданский (вставить животное в презентацию, повесить картинку на доску на листе зеленого цвета).

Задание 6 (слайд)

- Расшифруйте название величественной птицы Ямала, количество особей которой насчитывает не более 300. Для этого выполните вычисления, запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.

15

25

6

87

76

 

 

 

 

 

 

Х

У

Т

Р

С

Е

19 * 4 =

25 * 4 =

75 : 3 =

29 * 3 =

60 : 4 =

90 : 15 =

- Ребята, что вы знаете об этой птице?

ВЫВОД: Журавль или стерх – очень красивая и редкая птица. Совершенно белая, с черными концами крыльев, с красными клювом и лапами. Она отнесена к вымирающим птицам. Эти птицы на данный момент охраняются по особой программе, утвержденной Президентом России Путиным В.В.

- Посмотрите на доску: вот среда обитания стерха в ЯНАО –  низовья Оби, р. Куноват  (вставить животное в презентацию, повесить картинку на доску на листе красного цвета).

- Как вы думаете, почему фотографии редких видов животных изображены на листах разного цвета?

- Международная Красная книга, изданная в 1966 году, выглядела необычно. Обложка у неё была красная, а страницы разноцветные. Сделано это было не для красоты, а для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение: (слайд)

красные страницы - животные и растения, которые могут исчезнуть;
серые страницы – животные и растения, находящиеся под угрозой, но недостаточно изученные;
белые страницы – о редких видах животных и растений на Земле, живущих на ограниченной территории;
зеленые страницы – о видах животных и растений, которые человеку удалось спасти;
желтые страницы – численность животных и растений которых пока не критична, но сокращается.

- Посмотрите на доску (повесить картинку западно-сибирского бобра на доску на листе черного цвета).

- Как вы считаете, что обозначает черный цвет страницы?

(слайд) черные страницы – животные и растения, которые исчезли

ВЫВОД: Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас бережного отношения. Все мы ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками.

- Ребята, мы закончили путешествие по Красной книге, постарайтесь применить полученные знания при решении задач. Предлагаю вам решить тест (работа в нетбуках).

1. Выбери верное выражение.

На территории России находится 101 заповедник и 41 национальный парк. Сколько охраняемых территорий расположено в нашей стране?

101 – 41

101 + 41 +

101 * 41

101 : 41

2. Выбери верное выражение.

На территории ЯНАО охраняется 6 видов млекопитающих и 24 вида птиц. Во сколько раз больше охраняется птиц, чем млекопитающих?

24 * 6

24 + 6

24 - 6

24 : 6 +

3. Выбери верное выражение.

С юга прилетели две стаи гусей. В одной стае было 18 гусей, а во второй стае - в 2 раза больше. Сколько было гусей во второй стае?

18 + 2

18 - 2

18 * 2 +

18 : 2

4 . Выбери верное выражение.

За 2 дня филин поймал 8 мышей. Сколько мышей поймает филин за 5 дней?

(2 * 5) + 8

(8 : 2) + 5

(8 : 2) * 5 +

(5 * 8) - 2

5. Выбери верное выражение.

Рыбак пойма 5 кг сырка, а корюшки – на 3 кг меньше. Сколько кг рыбы поймал рыбак?

(5 – 3) + 5 +

(5 + 3) + 5

(5 – 3) - 5

(5 + 3) - 5

- Ребята, кто получил отметки 4 и 5?

V. Итог урока (слайд)

- Вот мы и попутешествовали, и задачи решали неплохо. Мне очень хочется, чтобы вы навсегда запомнили слова писателя М. Пришвина “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее - от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значить охранять родину”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный урок "Красная книга ЯНАО"

Образовательная область - «Природа», предмет – «Окружающий мир», 3 класс.Цели:образовательная - создать условия для формирования представлений учащихся о Красной книге  как государственном докуме...

Слайды к уроку "Красная книга ЯНАО"

Картины о природе, экологические проблемы, красная книга РФ и ЯНАО, животные, которые вымерли, исчезающие, редкие, восстановленные....

конспект занятия на тему «Охрана животных и растений. Красная Книга ЯНАО»

Конспект занятия эколого - биологической направленности в системе дополнительного образования для детей 8 - 9 лет. Знакомство с природоохранными мероприятиями в России (заказники, заповедники, Кр...

Проектная задача "Красная книга"

Проектная деятельность учащихся по теме "Красная книга"...

Проектная задача "Красная книга"

Интегрированная проектная задача, которая содержит задания уроков окружающего мира, чтения, математики...

Конспект открытого интегрированного занятия на тему: "Я из Красной книги"

Занятие проводилось с учащимися 7-12 лет в детском объединении "Мелкая пластика". Цель занятия: формирование бережного отношения детей к изучению окружающего мира на примере подснежника, с и...