Программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой отчий край"
рабочая программа

Жеребцова Вера Александровна

Задачи программы:

 

Предметные:

  • формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем родного города (села), края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
  • расширять и углублять знания обучающихся по окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии, русскому языку;
  • формировать у младших школьников умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ, работать с научно-популярной, справочной литературой.

Метапредметные:

  • развивать любознательность, познавательную активность, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, основываясь на полученных знаниях и собственном опыте, высказывать свое мнение;
  • расширять исторический и экологический кругозор обучающихся;
  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
  • формировать учебную самостоятельность и деловые качества.

Личностные:9

  • воспитывать уважение и любовь к родному краю, бережное отношение к объектам природы и результатам труда людей, основы элементарной экологической культуры;
  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;
  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vn.d._lyubi_i_znay_svoy_otchiy_kray.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                                                                           «Утверждаю»                                    педагогический совет школы                                                      директор МОУ ООШ № 30

протокол №____от________                                                          /Гридина М.В./   _______                                      

                                                                                                    приказ №___ от____

Программа курса внеурочной деятельности

                                                            «Люби и знай свой отчий край»

                                                               для обучающихся 1–4-х классов

Учитель:
Жеребцова  Вера Александровна,
учитель начальных классов

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности по краеведению «Люби и знай свой отчий край» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 16.10.2009 № 373 (п. 19.5);
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) (зарегистрированы в Минюсте РФ от 03.03.2011 № 19993);
  • Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена Решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15) (ред. от 28.10.2015).

Программа призвана обогатить обучающихся 1–4-х классов знаниями об историческом прошлом родного края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать детей на примерах мужества, героизма, мудрости туляков, развивать интеллектуальные и творческие способности, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

В соответствии с реализацией деятельностного подхода, являющегося основой ФГОС, программа ориентирована не на запоминание обучающимися предоставленной информации, а на активное их участие в процессе ее освоения и применения. Программа обеспечивает преемственность краеведческой деятельности обучающихся в начальной и основной школе.

В программе реализуются направления: духовно-нравственное, научно-познавательное, гражданско-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии, русского языка.

Цель программы – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой родины.

Задачи программы:

Предметные:

  • формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем родного города (села), края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
  • расширять и углублять знания обучающихся по окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии, русскому языку;
  • формировать у младших школьников умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ, работать с научно-популярной, справочной литературой.

Метапредметные:

  • развивать любознательность, познавательную активность, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, основываясь на полученных знаниях и собственном опыте, высказывать свое мнение;
  • расширять исторический и экологический кругозор обучающихся;
  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
  • формировать учебную самостоятельность и деловые качества.

Личностные:9

  • воспитывать уважение и любовь к родному краю, бережное отношение к объектам природы и результатам труда людей, основы элементарной экологической культуры;
  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;
  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Планируемые результаты

К окончанию начальной школы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия (УУД):

Личностные УУД:

Выпускник:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыд, вину, совесть – как регуляторы морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», чувства сопричастности и гордости за свой родной край;
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с культурой и самобытностью Тульского края;
  • чувства гордости за свой город, село, свой край, за успехи своих земляков;
  • эмпатии как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • научиться анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям наших предков;
  • на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику России, Тульской области, районных городов Тульской области;
  • описывать достопримечательности Тульской области;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии и т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы, при работе с картой Тульской области;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинноследственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, села, архивов и интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  • готовить сообщения и выступать с ними;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Программа «Люби и знай свой отчий край» адресована обучающимся начальной школы и рассчитана на 4 года.

Занятия в 1–4-х классах проводятся 1 раз в неделю.

Общий объем учебного времени составляет 135 часов на четыре года обучения, каждый из которых предполагает реализацию краеведческой работы и преемственность обучения.

1 класс – 33 часа в год.

2 класс – 34 часа в год.

3 класс – 34 часа в год.

4 класс – 34 часа в год.

Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35–45 минут.

Формы организации деятельности:

  • коллективная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Виды внеурочной деятельности:

  • игровая;
  • познавательная;
  • спортивно-оздоровительная;
  • туристско-краеведческая;
  • досугово-развлекательная (досуговое общение);
  • проблемно-ценностное общение;
  • художественное творчество;
  • социальное творчество.

Формы и методы:

  • рассказ;
  • сообщение;
  • беседа;
  • экскурсии (в том числе виртуальные);
  • написание очерков и статей в школьную и городскую газеты;
  • составление и разгадывание кроссвордов;
  • игры;
  • изготовление объектов демонстрации (газеты, фотоотчеты, выставки, летописи);
  • мини-представления и концерты;
  • проекты;
  • конкурсы;
  • практические работы.

Место проведения занятий:

  • учебный кабинет;
  • музеи;
  • библиотеки;
  • учреждения города, района;
  • парки, скверы;

Формы проведения итоговых занятий:

  • олимпиада;
  • тематический праздник;
  • занятие-игра;
  • квест;
  • устный журнал «Край родной, навек любимый»;
  • викторина;
  • разработка и защита проектов;
  • конференция.

Формы представления результатов деятельности обучающихся:

  • защита проектов, презентации;
  • выставки рисунков, фотографий;
  • исследовательские работы.

Для оценки результативности занятий применяются следующие виды и формы контроля:

Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль

Собеседование, наблюдение

Текущий контроль (по итогам занятий)

Опросы, собеседование, наблюдение

Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы)

Викторины, тестирование, опросы, тематические кроссворды, краеведческие конкурсы

В конце каждого года проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (викторины, тестирование, опросы, конкурсы).

Ресурсная обеспеченность программы курса внеурочной деятельности

Кадровый состав: педагоги школы, педагоги дополнительного образования, работники библиотек, специалисты музеев. Уровень квалификации педагогических и иных работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся.

Важным организационным ресурсом является создание дружного коллектива обучающихся, отношения между которыми строятся на гуманистических нормах и ценностях, принципах товарищества и взаимопомощи.

Материально-техническое обеспечение включает в себя учебные аудитории, актовый зал, библиотеку, краеведческий музей. Кабинеты оборудованы компьютерной техникой.

Информационно-методический ресурс реализации программы складывается из:

  • учебно-методической литературы, дополнительной литературы (фонды школьной библиотеки);
  • учебных видеофильмов;
  • электронных ресурсов.

Реализация программы предполагает совместную деятельность младших школьников, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, родителей обучающихся 1–4-х классов и социальных партнеров общеобразовательной организации, направленную на достижение планируемых результатов.

Тематическое планирование

Тематический план (1 класс)

№ п/п

Наименование тем занятий

Всего часов

1

Введение. Курс «Краеведение»

3

1.1

Вводное занятие «Люби и знай свой отчий край»

1

1.2

Экскурсия «Осенние изменения в жизни природы родного края»

1

1.3

Практическое занятие «Букет из листьев»

1

2

Наше Отечество

5

2.1

Наша родина – Россия

1

2.2

Моя малая родина

1

2.3

Символы России

1

2.4

Символы Тульской области

1

2.5

Народы Тульского края

1

3

Природа Тульского края

9

3.1

Растительный мир Тульского края

1

3.2

Редкие растения Тульского края

1

3.3

Животный мир Тульского края

1

3.4

Редкие животные Тульского края

1

3.5

Водные богатства Тульского края

1

3.6

Растительный мир водоемов Тульского края

1

3.7

Животный мир водоемов Тульского края

1

3.8

Экскурсия «Зимние изменения в жизни природы родного края»

1

3.9

Зимний вернисаж

1

4

Тульские мастера

6

4.1

Тульские мастера. Тула оружейная

1

4.2

Тульские мастера. Тула самоварная

1

4.3

Тульские мастера. Тула пряничная

1

4.4

Тульские мастера. Тула музыкальная

1

4.5

Тульские мастера. Тула игрушечная

1

4.6

Тула – город мастеров

1

5

Памятные места Тульского края

4

5.1

Памятные места Тульского края. Тульский Кремль

1

5.2

Памятные места Тульского края. Ясная Поляна

1

5.3

Памятные места Тульского края. Школа Л.Н. Толстого

1

5.4

Памятные места Тульского края. Школа Л.Н. Толстого

1

6

Природа Тульского края весной

2

6.1

Экскурсия «Весенние изменения в жизни природы родного края»

1

6.2

  • Весенний вернисаж

1

7

  • Знаменитые люди Тульского края

4

7.1

Писатели и поэты Тульского края

3

7.2

Люби и знай свой Тульский край

1

ВСЕГО

33

Содержание разделов и тем

Тема 1. Вводное занятие «Люби и знай свой отчий край».

Знакомство с персонажами тетради «Люби и знай свой отчий край». Путешествие по Тульской области со знакомством с некоторыми городами Тульской области.

Практическая работа. Выполнение автомобиля в технике оригами. Раскрашивание дома.

Тема 2. Экскурсия «Осенние изменения в жизни природы родного края».

Правила поведения на природе. Осенние изменения в природе. Загадки, стихи и рассказы о природе осенью. Представление о листопаде, о пользе опавшей листвы. Листья разных деревьев и их формы. Сбор листьев для гербария.

Практическая работа. Подготовка листьев для гербария.

Тема 3. Практическое занятие «Букет из листьев». 

Изучение листьев. Информация о растениях. Техника безопасности работы с ножницами и клеем. Групповая работа – аппликация «Букет из листьев».

Практическая работа. Составление аппликации «Букет из листьев».

Тема 4. Наша родина – Россия.

Родина. Отечество. Отчизна. Границы России. Стихи, песни о родине.

Практическая работа. Прослушивание песен «С чего начинается родина», «Звезда России».

Тема 5. Моя малая родина.

Малая родина. Тульская область. Границы области. Стихи, песни о Туле и Тульском крае.

Практическая работа. Разучивание стихотворения В. Савостьянова «Тула». Отправление письма в соседние области.

Тема 6. Символы России.

Государственные символы России: гимн, флаг, герб.

Практическая работа. Раскрашивание флага России, наклеивание герба России, прослушивание гимна России.

Тема 7. Символы Тульской области.

Символы Тульской области: герб, флаг, гимн.

Практическая работа. Разучивание припева гимна Тульской области. Просмотр мультфильма из серии «Гора самоцветов» о Туле.

Тема 8. Народы Тульского края.

Россия – многонациональное государство. Народы России, проживающие в Тульской области. Национальный народный костюм туляков.

Практическая работа. Чтение стихотворения В. Степанова «Российская семья». Разучивание игр народов России.

Тема 9. Растительный мир Тульского края.

Разнообразие растительного мира Тульского края. Знакомство с растением иван-да-марья.

Практическая работа. Рисунок растения.

Тема 10. Редкие растения Тульского края.

Красная книга. Редкие растения Тульского края.

Практическая работа. Аппликация и рисунок ландыша.

Тема 11. Животный мир Тульского края.

Разнообразие животного мира Тульского края.

Практическая работа. Отгадывание загадок, наклеивание изображений животных Тульской области.

Тема 12. Редкие животные Тульского края.

Редкие животные Тульского края.

Практическая работа. Игра «Летает – не летает», выполнение аппликации бабочки.

Тема 13. Водные богатства Тульского края.

Водоемы Тульского края. Водоемы на карте Тульской области.

Практическая работа. Отгадывание загадок. Выполнение лодочки в технике оригами.

Тема 14. Растительный мир водоемов Тульского края.

Основные представители растительного мира водоемов Тульского края.

Практическая работа. Разгадывание кроссворда. Рисунки растений.

Тема 15. Животный мир водоемов Тульского края.

Животный мир тульских водоемов.

Практическая работа. Прохождение лабиринта. Поиск водоплавающих птиц и рыб.

Тема 16. Экскурсия «Зимние изменения в жизни природы родного края».

Сезонные изменения в жизни природы с наступлением зимы. Правила поведения на природе. Наблюдения за изменениями в природе зимой.

Практическая работа. Выполнение ажурной снежинки из бумаги.

Тема 17. Зимний вернисаж.

Знакомство с художниками Тульского края. Зимние пейзажи В.Д. Поленова и П.Н. Крылова.

Практическая работа. Раскрашивание зимнего пейзажа.

Тема 18. Тульские мастера. Тула оружейная.

Знаменитые туляки: Никита Демидович Антуфьев (известен как Никита Демидов), Алексей Михайлович Сурнин, Сергей Иванович Мосин.

Практическая работа. Слушание песни «Тульская оборонная». Изучение деталей винтовки Мосина.

Тема 19. Тульские мастера. Тула самоварная.

Самовар – гордость Тулы. Самоварных дел мастера. Производство самоваров. Виды тульских самоваров.

Практическая работа. Загадки, пословицы о самоваре. Рисование узоров на самоваре.

Тема 20. Тульские мастера. Тула пряничная.

Легенда о тульском прянике. История тульского пряника. Пряничные доски.

Практическая работа. Лепка пряника из пластилина.

Тема 21. Тульские мастера. Тула музыкальная.

История тульской гармошки. Известные мастера тульской однорядки.

Практическая работа. Изготовление гармошки из бумаги. Раскрашивание гармони.

Тема 22. Тульские мастера. Тула игрушечная.

Филимоново – древнейший центр производства глиняной игрушки в России. Мастера деревни Филимонова. Элементы росписи филимоновской игрушки.

Практическая работа. Чтение стихотворений. Прохождение лабиринта.

Тема 23. Тула – город мастеров. Урок-обобщение.

Рисование по клеточкам и угадывание изделий тульских мастеров.

Практическая работа. Рисунки по клеткам. Украшение пряника (рисунок). Чтение стихотворения В. Степанова «Тула – город мастеров».

Тема 24. Памятные места Тульского края. Тульский Кремль.

История тульского Кремля. Сказка «Сестрицы-башни».

Практическая работа. Рисование сказочных образов соборов тульского Кремля.

Тема 25. Памятные места Тульского края. Ясная Поляна.

Лев Николаевич Толстой – известный писатель. Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».

Практическая работа. Решение ребуса. Составление кроссворда.

Тема 26. Памятные места Тульского края. Школа Л.Н. Толстого.

Школа для крестьянских детей. Учитель и ученики. Режим работы школы. «Азбука» Л.Н. Толстого.

Практическая работа. Раскрашивание рисунка А. Слепкова «Лев Толстой открыл школу».

Тема 27. Памятные места Тульского края. Поленово.

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник художника Василия Дмитриевича Поленова. Интересные постройки на территории усадьбы Поленово.

Практическая работа. Рисунок проекта дома.

Тема 28. Экскурсия «Весенние изменения в жизни природы родного края».

Сезонные изменения в жизни природы с наступлением весны. Правила поведения на природе. Первоцветы Тульского края. Перелетные птицы весной.

Практическая работа. Отгадывание загадок. Лабиринт «Родители – малыши».

Тема 29. Весенний вернисаж.

Знакомство с Тульским областным художественным музеем. Весенние пейзажи и натюрморты известных художников России.

Практическая работа. Раскрашивание весеннего пейзажа.

Тема 30. Писатели и поэты Тульского края.

Василий Андреевич Жуковский – великий русский поэт. Село Мишенское Белевского района Тульской области. Районный художественно-краеведческий музей имени Павла Васильевича Жуковского.

Практическая работа. Чтение стихотворения В.А. Жуковского «Жаворонок». Слушание сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна». Смысловое значение пословиц.

Темы 31–32. Писатели и поэты Тульского края.

Иван Сергеевич Тургенев – великий русский писатель. Родовое имение в селе Тургенево Чернского района Тульской области.

Практическая работа. Чтение отрывка из рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» и отрывка из стихотворения «Цветок».

Тема 33. Итоговое занятие «Люби и знай свой Тульский край».

Тематический план (2 класс)

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Люби и знай свой отчий край

1

2

Экскурсия в музей

1

3

Экскурсия в краеведческий музей

1

4

От чего и почему?

1

5-7

Символы районов Тульской области

3

8-13

Культурное наследие Тульского края. Славные имена

6

14

Хочу всё знать. Где лечат домашних питомцев?

1

15

Хочу всё знать. О сладких радостях их производстве в Тульском крае.

1

16

Хочу всё знать. Кирпичик по кирпичику

1

17

Хочу всё знать. Завод «Октава»

1

18

Хочу всё знать. Машиностроительный завод «Штамп» имени Б.Л. Ванникова

1

19

Хочу всё знать. Тульский оружейный завод

1

20

Хочу всё знать. Машиностроительный завод «Штамп» имени В.Р. Рябикова

1

21

Хочу всё знать. Профессии села

1

22

Хочу всё знать. Кто производит молочную продукцию

1

23

Хочу всё знать. Как хлеб на стол пришёл

1

24

Хочу всё знать. Зачем нужны теплицы? Что там растёт?

1

25

Хочу всё знать. Колбасных дел мастера

1

26

Особо охраняемые природные территории Тульской области. Заповедники

1

27

Особо охраняемые природные территории Тульской области. Заказники

1

28-29

Особо охраняемые природные территории Тульской области. Парки

2

30-31

Особо охраняемые природные территории Тульской области. Памятники природы

2

32-33

Наши проекты. Славные имена Тульского края

1

34

Наши проекты. Интересные маршруты по карте Тульской области

1

ВСЕГО

34


Содержание разделов и тем

Тема 1. Семейная реликвия.

Вещь – семейная реликвия. Поиск семейной реликвии. Старинные предметы, их значение для современной жизни.

Тема 2. Источники изучения жизни народа.

Понятие «исторические источники». Классификация источников. 

Тема 3. Культурное наследие.

Понятия «культура», «наследие», «культурное наследие». Равноценность культур всех народов. Коллекция, экспонаты музея, «город-музей». Первый музей в Туле.

Тема 4. Путешествие в страну книг.

Древние книги. Тульская областная универсальная научная библиотека. Тульская областная детская библиотека. Правила поведения в библиотеке. Личная библиотека школьника.

Тема 5. Телеканал «Первый Тульский».

Программы телеканала «Первый Тульский». Свежие новости Тулы и Тульской области.

Тема 6. В старинном доме.

Профессии людей: плотник, печник, столяр. Вещь как портрет эпохи; портрет человека.

Тема 7. Обычаи русской старины.

Понятие «обычай». Русские обычаи, обычаи других стран.

Значение обычаев для современного человека.

Тема 8. Для войны и мирной жизни.

Орудия труда крестьянина. Доспехи воина.

Тема 9. Откуда пошла земля тульская?

Вятичи. Строительство городищ по берегам рек. Городок Дедославль на реке Шиворонь. Основные занятия вятичей.

Тема 10. Быт наших предков. Проект «Тульская деревня».

Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – место жизни человека.

Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории). Интерьер дома. Праздничное убранство.

Тема 11. Чем питались наши предки?

Продукты питания древних людей. Праздник крапивы в Тульской области.

Тема 12. Одежда жителей Тульской губернии.

Костюм крестьянок Тульской губернии. Особенности мужской одежды. Головные уборы. Обувь наших предков.

Тема 13. Народные праздники и обряды.

Праздники на тульской земле. Масленица. Троица. Пасха. Свадебные обряды. Обряд крещения. Медовый, яблочный, ореховый спас.

Тема 14. Праздник Рождество Христово. Рождественские колядки.

История праздника. Рождество. Новый год. Народные праздники и обряды. Рождественские колядки.

Тема 15. Города Тульской области.

Город Тула: город-воин, город-труженик, город-герой. История города.

Тема 16. Наш современный город (село).

Понятие «малая родина». Село. Характерные особенности населенного пункта. Наш населенный пункт – часть России. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и духовно- нравственной жизни города.

Тема 17. Моя улица.

Названия улиц. История названий улиц, их роль в жизни современного человека. Улицы, названные именами знаменитых людей.

Тема 18. Профессии людей нашего города (села).

Профессии людей на селе и в городе. Профессии в моей семье.

Тема 19. Церковные архитектурные памятники.

Успенский и Богоявленский соборы тульского Кремля.

Тема 20. Храмы родного края.

Первые храмы на Руси. Русский православный храм – памятник архитектуры и истории.

Темы 21–22. Флора и фауна лесов Тульского края.

Тульские засеки. Лесное хозяйство Тульской области. Заповедники. Охрана природы в Тульском крае.

Тема 23. Мхи, лишайники, грибы Тульского края.

Мхи, лишайники, грибы Тульского края. Разнообразие грибов в Тульском крае.

Тема 24. Флора и фауна лугов Тульского края.

Луга в Тульской области. Растения заливных лугов: мятлик, череда, клевер, купальница, гусиный лук, гвоздика травянистая. Суходольные растения: герань луговая, ромашка, мышиный горошек, донник, зверобой, цикорий, лисохвост, тимофеевка, несколько видов колокольчиков. Насекомые луга. Красная книга Тульского края.

Темы 25–26. Флора и фауна полей Тульского края.

Флора и фауна полей Тульского края. Зерновые культуры. Профессия агронома.

Тема 27. Флора и фауна водоемов Тульского края.

Растения водоемов Тульской области. Птицы и млекопитающие, рыбы Тульского края. Роль растений в жизни животных водоема. Охрана флоры и фауны водоемов Тульского края.

Тема 28. Полезные ископаемые Тульской области.

Основные полезные ископаемые Тульской области: торф, бурый уголь, бурый железняк, глины, известняк, соль. Использование полезных ископаемых в жизни.

Тема 29. Тульский областной краеведческий музей. Экскурсия.

Правила поведения в музее. Экскурсовод.

Тема 30. Мемориальный комплекс «Площадь Победы» в Туле.

Памятник защитникам Тулы в годы Великой Отечественной войны. Авторы ансамбля – архитекторы Б.И. Дюжев, Н.Н. Миловидов, Г.Е. Саевич. Описание комплекса.

Тема 31. Мемориальный комплекс «Защитникам неба Отечества» в Туле.

Описание комплекса «Защитникам неба Отечества» в Туле. Подвиг прославленного летчика-истребителя, Героя Советского Союза Ивана Алексеевича Вишнякова. Победы тульских летчиков на фронтах Великой Отечественной войны.

Тема 32. С.И. Мосин – русский конструктор и организатор производства стрелкового оружия.

Страницы жизни и достижения конструктора стрелкового оружия.

Тема 33. М.Ю. Лермонтов – певец русской поэзии.

Страницы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова.

Тема 34. Квест «Мой край родной».

Тематический план (3 класс)

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

1

Искусство Тульского края

6

1.1

Художники – наши земляки

1

1.2

Музей П.Н. Крылова, Тульский музей изобразительных искусств. Экскурсия

2

1.3

Тульский музей изобразительный искусств

2

1.4

Музеи родного района

1

2

Природа Тульского края

10

2.1

Тульский край на карте родины. Формы земной поверхности в нашем крае

1

2.2

Природные зоны Тульского края

1

2.3

Культурные растения Тульского края

1

2.4

«Красная Книга Тульской области»

2

2.5

Полезные ископаемые Тульского края. Охрана недр в Тульском крае

1

2.6

Прошлое и настоящее глазами эколога

2

2.7

Тульский областной экзотариум. Экскурсия

2

3

Тула литературная

5

3.1

Писатели-земляки: В.Г. Ходулин, С.И. Галкин

2

3.2

Край песенный: А.С. Пушкин, С.А. Есенин

2

3.3

Памятник Л.Н. Толстому в Туле

1

4

Знаменитые люди Тульского края

5

4.1

Земляки-космонавты

1

4.2

Страницы истории Отечества. Куликовская битва

1

4.3

Государственный музей-заповедник «Куликово поле»

1

4.4

Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник

2

5

Памятные места Тульского края

8

5.1

Музей Н.И. Белобородова

1

5.2

Города Тульской области

5

5.3

Проект «Достопримечательности Тульской области»

2

ВСЕГО

34

Содержание разделов и тем

Тема 1. Художники – наши земляки.

В.Д. Поленов, А.А. Попов, В.В. Пукирев, Г.Г. Мясоедов, Н.В. Орлов и другие художники Тульского края и их картины.

Темы 2–5. Музей П.Н. Крылова, Тульский музей изобразительных искусств. Экскурсия.

История создания музеев. Экспонаты. П.Н. Крылов – художник-карикатурист.

Тема 6. Музеи родного района.

Экспонаты. История района. Музеи.

Тема 7. Тульский край на карте родины. Формы земной поверхности в нашем крае.

Карта. Условные обозначения. Рельеф. История формирования рельефа Тульской области.

Тема 8. Природные зоны Тульского края.

Природные зоны. Широколиственные леса. Лесостепи.

Тема 9. Культурные растения Тульского края.

Классификация культурных растений Тульского края. Правила выращивания. Использование в жизни людей.

Темы 10–11. «Красная Книга Тульской области».

Редкие и исчезающие растения и животные Тульской области. Охрана природы.

Тема 12. Полезные ископаемые Тульского края. Охрана недр в Тульском крае.

Полезные ископаемые Тульской области. Добыча, использование. Профессии.

Темы 13–14. Прошлое и настоящее глазами эколога.

Экология. Эколог. Влияние экологии на жизнь и здоровье людей. Охрана природы.

Темы 15–16. Тульский областной экзотариум. Экскурсия.

История создания экзотариума. Животные экзотариума. Правила поведения в экзотариуме.

Темы 17–18. Писатели-земляки: В.Г. Ходулин, С.И. Галкин.

Писатели Тульского края, их произведения.

Темы 19–20. Край песенный: А.С. Пушкин, С.А. Есенин.

Знаменитые поэты и Тульский край.

Тема 21. Памятник Л.Н. Толстому в Туле.

Скульптор В.И. Буякин. История открытия и создания памятника Л.Н. Толстому в Туле.

Тема 22. Земляки-космонавты.

Е.В. Хрунов, В.В. Поляков, С.В. Залетин – космонавты-земляки. Интересные страницы биографии тульских космонавтов.

Тема 23. Страницы истории Отечества. Куликовская битва.

Русь. Дмитрий Донской. Золотая Орда Мамая. Монах Пересвет. Историческое значение битвы.

Тема 24. Государственный музей-заповедник «Куликово поле.

Русь. Дмитрий Донской, Золотая Орда Мамая. Монах Пересвет. Темы 25–26. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Тула в годы Великой Отечественной войны. Туляки – герои Великой Отечественной войны. Дети в годы войны.

Тема 27. Музей Н.И. Белобородова.

Н.И. Белобородов – создатель хроматической гармоники. История появления тульской гармони.

Темы 28–32. Города Тульской области.

Города Тульской области, их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Малая родина.

Темы 33–34. Проект «Достопримечательности Тульской области».


Тематический план (4 класс)

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

1

Изучаем историю

3

1.1

Как люди узнают о прошлом

1

1.2

Лента времени

1

1.3

История на карте

1

2

Путешествие в глубь времен

5

2.1

«Город чудный, город древний»

1

2.2

Тула – кузница оружия

1

2.3

Петровская эпоха

1

2.4

Тульский государственный музей оружия ФГУ

2

3

Тула литературная

4

3.1

И.Ф. Панькин «Легенда о мастере Тычке»

2

3.2

С.С. Толстой и его творчество

1

3.3

Литературные встречи в музее В.В. Вересаева

1

4

Народные промыслы

4

4.1

Белевская пастила, кружево

1

4.2

Игрушки тульских мастеров

1

4.3

Мастер-классы в тульском Кремле

2

5

Истории немеркнущая слава

6

5.1

Знаменитые люди Тульского края. А.С. Хомяков

1

5.2

Мореплаватели и путешественники: А.И. Чириков, Т.Ф. Прончищева

1

5.3

Музей контр-адмирала В.Ф. Руднева

1

5.4

Туляки – герои Отечественной войны 1812 года

1

5.5

Тула спортивная. Олимпийские чемпионы

2

6

Суровые годы Великой Отечественной войны

5

6.1

Юные герои войны

2

6.2

Тульские суворовцы

1

6.3

Туляки на фронтах Великой Отечественной войны. Дороги Победы

2

7

Наш край сегодня

6

7.1

История и современность в «Комнате истории Белоусовского парка г. Тулы»

1

7.2

Богородицкий дворец-музей и парк

1

7.3

Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново»

1

7.4

Тульский цирк

1

7.5

Тула музыкальная

1

7.6

Тула театральная

1

8

Люби и знай родной край

1

8.1

Устный журнал «Край родной, навек любимый»

1

ВСЕГО

34

Содержание разделов и тем

Тема 1. Как люди узнают о прошлом.

Летописи. Археологические раскопки. Очевидцы событий.

Тема 2. Лента времени.

Летоисчисление. Временные промежутки.

Тема 3. История на карте.

Живая карта.

Тема 4. «Город чудный, город древний».

История появления Тулы на карте России.

Тема 5. Тула – кузница оружия.

История зарождения и развития оружейного дела в Туле.

Тема 6. Петровская эпоха.

Петр I. Указы Петра I. Оружейный завод.

Темы 7–8. Тульский государственный музей оружия ФГУ.

История создания. Экспонаты. Экскурсия (возможно, виртуальная).

Темы 9–10. И.Ф. Панькин «Легенда о мастере Тычке».

Главный герой. Прототип. Книга И.Ф. Панькина «Легенда о мастере Тычке».

Тема 11. С.С. Толстой и его творчество.

С.С. Толстой – автор мемуаров «Как я помню Льва Николаевича и чему он меня научил (Воспоминания внука)».

Тема 12. Литературные встречи в музее В.В. Вересаева.

В. В. Смидович. Псевдоним. Врач, писатель и прозаик. Страницы биографии.

Тема 13. Белевская пастила, кружево.

Кружево − особое явление народной культуры. Кружевница. Орудия и инструменты для плетения. Белевская пастила. Купец А.П. Прохоров. Технология изготовления пастилы.

Тема 14. Игрушки тульских мастеров.

Тульская городская игрушка. Филимоновская игрушка. Белевская игрушка. Дымковская игрушка.

Темы 15–16. Мастер-классы в тульском Кремле.

Практические занятия, экскурсии в тульском Кремле.

Тема 17. Знаменитые люди Тульского края. А.С. Хомяков.

Богучарово – родовая усадьба А.С. Хомякова. Музей усадебного быта. Объект исторического и культурного наследия федерального значения.

Тема 18. Мореплаватели и путешественники: А.И. Чириков, Т.Ф. Прончищева.

Капитан-командор Чириков – русский дворянин, мореплаватель, капитан-командор, исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии. Т.Ф. Прончищева – первая женщина – полярный исследователь Арктики, участница Великой Северной экспедиции в составе Ленско-Енисейского отряда.

Тема 19. Музей контр-адмирала В.Ф. Руднева.

В.Ф. Руднев – герой русско-японской войны, контр-адмирал российского императорского флота, командир крейсера «Варяг». Руднев – один из первых русских, получивших японский орден Восходящего солнца.

Тема 20. Туляки – герои Отечественной войны 1812 года.

Д.С. Дохтуров. Народное ополчение. И.С. Дорохов.

Темы 21–22. Тула спортивная. Олимпийские чемпионы.

Олимпийские чемпионы и призеры из Тульской области. Тула спортивная.

Темы 23–27. Юные герои войны. Тульские суворовцы. Туляки на фронтах Великой Отечественной войны. Дороги Победы.

Юные туляки – герои Великой Отечественной войны. Суворовцы в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время. Роль Тулы и туляков в победе над фашизмом.

Темы 28–33. История и современность в «Комнате истории Белоусовского парка г. Тулы». Богородицкий дворец-музей и парк. Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново». Тульский цирк. Тула музыкальная. Тула театральная.

Тула современная. Объекты истории, культуры и отдыха Тульской области. Тульский цирк. Театры Тулы. Поездки на спектакль. Экскурсии.

Тема 34. Устный журнал «Край родной, навек любимый».


Литература

  1. Ашурков Н.В. Избранное: История тульского края. Тула: Приокское книжное издательство, 2003.
  2. Афонасова А.Д. Тульский Биографический Словарь в 2-x томах. Тула: Пересвет, 1996.
  3. Афремов И.Ф. История Тульского края. Тула: Приокское книжное издательствово, 2002.
  4. Беэр А.С. Продолжение семейной хроники. М., 2013.
  5. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2–4 классы). М.: Баласс, 2010.
  6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
  7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011.
  8. Древняя Тула и Тульская губерния: Учебное пособие по краеведению. Тула: Пересвет, 2008.
  9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. М.: Просвещение, 2010.
  10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2011.
  11. Лепехин А.Н. Слава предков – потомкам пример. Дедославль – Дедилов. Тула: ГРИФ и К, 2003.
  12. Лепехин А.Н. Казачество Тульского края. М.: Витязь, 2010.
  13. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся / Сост. Е.С. Савинов. 2-е изд., перераб. М., 2011.
  14. Москалева Л.А., Ашевский С.Д. Тула: Из глубин веков до наших дней. Тула: Приокское книжное издательство, 1988.
  15. Нам дороги эти позабыть нельзя / Под. ред. А.И. Федулова. Тула: Пересвет, 2005.
  16. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Одобрена 8 апреля 2015 г.) (зарегистрирована Минюстом России 29 июля 2015 г., опубликована 09.06.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/fgosreestr.ru
  17. Рассаднев С.А. Прогулки по улицам Тулы (Беседы краеведа). Изд. 2-е. Тула: Пересвет, 2003.
  18. Скачков В. Это было на Тульской земле. 2 т.Тула: ГРИФ и К, 2001.
  19. Тульский краеведческий альманах / Под ред. Е.В. Симонова. Тула: Тульский полиграфист, 2012.
  20. Чуднов П.М. История Тульского края. Тула: Пересвет, 2000.

Программное обеспечение и интернет-ресурсы

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Электронный адрес

1

Дом-музей И.А. Бунина в Ефремове

http://bunin-efr.tls.muzkult.ru/efremov_kray/

2

Музей «Филимоновская игрушка»

http://www.filimonovo-museum.ru/museum.html

3

Народные промыслы

ya-zemlyak.ru

4

История тульской гармони

http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=55

5

Тульский пряник

ya-zemlyak.ru

6

Музей «Тульский пряник»

http://fiestino.ru/publ/vokrug_sveta/muzei/muzej_tulskij_prjanik_sladkaja_istorija_rossii/8-1-0-146

7

Музей «Тульские самовары»

http://samovar.museum-tula.ru

www.tula-samovar.com.ru/

8

Путеводитель по Туле

https://izi.travel/ru/rossiya/putevoditeli-po-tula

9

Музеи Тулы

http://www.museum-tula.ru/

10

Тула: экскурсии по городу

https://izi.travel/ru/rossiya/putevoditeli-po-tula 

11

Тульский Кремль

https://izi.travel/ru/cc69-tulskiy-kreml/ru

12

Башни Тульского кремля

https://www.youtube.com/watch?v=o4gd1vX3_cQ

13

Вокруг Кремля

https://izi.travel/ru/b11a-vokrug-kremlya/ru

14

Вдоль старинных купеческих улиц

https://izi.travel/ru/e6a2-vdol-starinnyh-kupecheskih-ulic/ru

15

По главной улице Советской

https://izi.travel/ru/7d65-po-glavnoy-ulice-sovetskoy/ru

16

Тульский областной краеведческий музей

http://tokm.museum-tula.ru

17

Тульский областной художественный музей

https://izi.travel/ru/da3c-tulskiy-oblastnoy-hudozhestvennyy-muzey/ru

18

Музейно-выставочный центр «Тульские древности»

http://www.kulpole.ru

https://izi.travel/ru/de29-muzeyno-vystavochnyy-centr-tulskie-drevnosti/ru

Зал 1. «Сказание о Мамаевом побоище». Куликово поле

https://izi.travel/ru/4239-zal-1-skazanie-o-mamaevom-poboishche/ru

Зал 2. «Секреты тульских мастеров»

https://izi.travel/ru/b37c-zal-2-sekrety-tulskih-masterov/ru

19

Историко-мемориальный музей Демидовых

https://izi.travel/ru/0547-istoriko-memorialnyy-muzey-demidovyh/ru

20

Музей П.Н. Крылова

https://izi.travel/ru/4b04-muzey-p-n-krylova/ru

21

Проект «Виртуальная Тула».

Памятники архитектуры.

Музеи Тульской области.

Парки, скверы. Виртуальная карта

http://welcometula.com/dostoprimechatelnosti-i-muzei-tuly-i-oblasti


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа «Люби, цени и знай свой язык!»

Внеклассное занятие по русскому языку, содержащее богатый игровой материал, призванное развивать творческие способности детей, прививать любовь к родному языку....

программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"

Социальное направление. Возраст обучающихся: 7-11 лет. Срок реализации: 4 года.  Программа разработана на основе програввы О.Хухлаевой "Тропинка к своему Я". Актуальность программ обусловлена воз...

Программа кружка "Люби и знай свой город"

Знакомство с историей и культурой Санкт - Петербурга. Программа кружка....

Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему сердцу"

  Занятия по данной программе дают детям представления о нравственных идеалах общества, ценностных ориентациях личности, критериях оценок жизненных явлений, способах нравственного самосове...

Турнир знатоков "Люби и знай свой родной край"

Турнир знатоков  «Люби и  знай  свой родной край!»   предназначен  для учащихся  4 класса,  используется  во внеурочной деятельности по окружающему миру, а...

Экологический КВН "Люби и знай свой Коми край"

Данное мероприятие проведено в рамках муниципального методического семинара «Преемственность программ воспитания и социализации обучающихся в части формирования экологической культуры, культуры здоров...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мыслю, знаю, действую»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мыслю, знаю, действую" оставлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением ...