Рабочая программа по надпредметному курсу «Юные краеведы» для 1 - 4 классов
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Иванова Галина Николаевна

Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников,в основе которой положены  календарные праздники, народные традиции и художественные образы растений и животных края. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьники тем самым раскрывают свои способности, самовыражаются и самореализуются в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_kraevedy.docx59.01 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное  общеобразовательное   учреждение

«Средняя     школа  № 1»

муниципального образования – городской округ город Касимов.

Согласовано               УТВЕРЖДАЮ

методическим советом                                                        директор  МБОУ «СШ № 1»

МБОУ «СШ № 1»                               Е.В. Федюнина

Протокол №                                                             2020 г.

                  2020 г.

Рабочая   программа

 по   надпредметному   курсу

«Юные  краеведы»

для   1 - 4  классов

на 2020 – 2024  учебные  года

(образовательная  система  «Школа  России»)

Составитель:

Иванова Галина Николаевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

г. Касимов  2020 г.

Пояснительная     записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов, Москва, Просвещение.

Актуальность программы

 Россия, Родина, Касимовский  район, Касимов… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать русскую самобытную культуру?

Знакомство с культурным наследием г. Касимова, Касимовского района, способствует осознанию значимости прошлого для настоящего и будущего, а это способствует становлению исторического сознания, решает задачи нравственно-эстетического, патриотического воспитания. Развитие личностного отношения к культуре помогает гармонизировать внутренний мир индивидуальности с социумом.

Формирование творческой личности, умеющей адаптироваться в постоянно меняющемся мире, опора на национальные традиции и ценности определили направление стратегического развития системы образования. Окружающий мир - в его разнообразном проявлении: природа, родной дом, семья - ближайшее окружение; город, в котором ты живешь, Родина, памятники истории культуры, люди их создавшие, народные традиции - влияют на ребенка, на проявление его отношения к миру, на формирование собственной системы - иерархии ценностей.

Грамотно направленный учебно-воспитательный процесс, основанный на сочетании традиционных форм и методов обучения и воспитания с элементами личностно - ориентированного образования культурологического характера, привлечение возможностей интеграции школьного краеведения и музейной педагогики, дает системные знания, формирует избирательное ценностное отношение к предметному миру, к явлениям, к людям, развивает познавательные способности, эмоциональную сферу личности, ее активность.

Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников,в основе которой положены  календарные праздники, народные традиции и художественные образы растений и животных края. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьники тем самым раскрывают свои способности, самовыражаются и самореализуются в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Новизна программы заключается в объединении биологического, исторического, культурного,  психологического и художественного подхода к        изучению природных объектов и народной культуры родного края.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Юный краевед» в 1 – 4 классах отводится 135 часов; в 1 классе 33 часа в год; во 2 – 4 классах по 34 часа в год; 1 ч в неделю.

Цель программы: дать целостное представление о г. Касимове, Касимовском районе, как частице Родины, на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.

Задачи:

-знакомство с географическим положением, топонимикой, промышленностью, народными промыслами, творчеством, культурными центрами, жителями г. Касимова, Касимовского района;

- создание представлений о главных вехах в истории города, района, области;

-ознакомление с наиболее известными деятелями науки, культуры и искусства, героями труда и войнытесно связанными с г. Касимовым, Касимовским районом;

-расширение знаний о народной культуре, семьях, тех, кто живет рядом с нами;

-раскрытие значения сохранения памятников истории и культуры города, района,области, формирование уважения к культуре предков;

-формирование личностного (оценочного) отношение к явлениям прошлого и настоящего, развитие желания познавать и сохранять семейные, родовые традиции и ценности;

-соблюдение правил поведения в городе (на улице, в школе), музейной культуре, формирование навыков здорового образа жизни;

-развитие логического мышления, воображения,    творческих данных в благоприятном психологическом климате детского коллектива.

Методическая особенность программы: структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня. Большое внимание уделяется внеаудиторным занятиям.

Структура занятия включает в себя  составные части:    

1. Теоретическую часть;

2. Практическую часть

В ходе занятий используются разные виды деятельности детей: экскурсии, рисование, викторины, выставки, праздники,  исследования, создание проектов.

Тематическое распределение количества часов

1 класс

№п/п

Название раздела

Количество часов

Аудиторных  

Внеаудиторных

1

Историческое краеведение

4

3

2

Православное краеведение

3

1

3

Историко – культурное краеведение

3

13

4

Географическое краеведение

4

2

1 4

19

Итого:

33 часа

Содержание программы

1 класс

Тема 1. Историческое краеведение - 7 ч.

С чего начинается земля Касимовская? Древний Касимов. Экскурсия в краеведческий музей. Улицы города, его достопримечательности. Экскурсия по улицам города. Центр города Касимова. Экскурсия в «Старый город».

Тема 2. Православное краеведение – 4 ч

Церкви, храмы и соборы Касимова. Экскурсия в церковь. Праздники: «Рождественские посиделки», «Пасха»

Тема 3.Историко – культурное краеведение – 16 ч.

Понятие о народной культуре города Касимова. Встреча с интересными людьми. Устное народное творчество: считалки, потешки, дразнилки, пословицы, поговорки, небылицы, загадки, русские народные сказки. Сказки о Касимове. Традиционные народные праздники: «Праздник урожая»; «Зимние святки»; «Масленица». Традиционные народные забавы «Встреча русской зимы».  Народное творчество и рукоделие.

Тема 4. Географическое краеведение – 6 ч.

Рельеф, климат, реки Касимова. Растительный мир Касимова. Животный мир Касимова. Красная книга Касимова. Топонимика. Экскурсии.

Календарно – тематическое планирование. 1 класс

Тема занятия

Аудиторные часы

Внеаудиторные часы

Дата

Развитие универсальных учебных действий

Историческое краеведение – 7 ч.

Личностные результаты

         1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России, за национальные свершения, открытия, победы; осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Познавательные:

1) понимание роли г.Касимова в истории России, в мировой истории;

2) изучение истории возникновения и создания города Касимова, улиц, культурных центров, исторических памятников, памятников культуры их топонимика;

       3) представление о жанрах русского народного творчества Касимовского района, использование в речи пословиц, поговорок, сказок и других жанров литературного творчества;

       4) представление об основных народных праздниках и традициях, оценивание их роль в жизнедеятельности людей;

       5) владение информацией о  знаменитых людях культуры, искусства, спорта, труда, религии, прославивших г. Касимов;

       6) представление о растительном и животном мире г. Касимова, знание представителей Красной книги г. Касимова, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;

7) использование знаково-символических средств, представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

8) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

9) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса;

12)овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные:

1)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

2)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

4)овладение элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

1.

С чего начинается земля Касимовская?

1

2.

Древний Касимов.

1

3

Экскурсия в краеведческий музей.

1

4

Улицы города, его достопримечательности.

1

5

Экскурсия по улицам города.

1

6

Центр города Касимова.

1

7

Экскурсия в «Старый город».

1

Православное краеведение – 4 ч.

8

Церкви, храмы и соборы Касимова.

1

9

Экскурсия в церковь.

1

10

Праздник: «Рождественские посиделки»

1

11

Праздник: «Пасха»

1

Историко-культурное краеведение – 16 ч.

12

Понятие о народной культуре города Касимова. Встреча с интересными людьми.

1

13

Устное народное творчество: считалки, потешки, дразнилки, пословицы, поговорки, небылицы, загадки, русские народные сказки.

1

14

Сказки о Касимове.

1

15

Традиционный народный праздник: «Праздник урожая»

1

16

Традиционный народный праздник: «Зимние святки»

1

17

Традиционные народные забавы «Встреча русской зимы».  

1

18

Традиционный народный праздник: «Масленица».

1

19

Народное творчество и рукоделие Касимова.

1

2027

Народное творчество и рукоделие Касимова, изготовление поделок

8

Географическое краеведение – 6 ч.

28

Рельеф, климат, реки Касимова.

1

29

Экскурсия на реку Оку.

1

30

Растительный мир Касимова. Красная книга Касимова.

1

31

Животный мир Касимова. Красная книга Касимова.

1

32

Топонимика.

1

33

Экскурсия в лес

1

                                                      Итого:

14

19

33 часа

Тематическое распределение количества часов

2 класс

№п/п

Название раздела

Количество часов

Аудиторных  

Внеаудиторных

1

Историческое краеведение

2

5

2

Православное краеведение

1

3

3

Историко-культурное краеведение

1

15

4

Географическое краеведение

3

4

7

27

Итого:

34 часа

Содержание программы

2 класс

Тема 1. Историческое краеведение - 7 ч. Касимов современный. Экскурсия в краеведческий музей. История улицы им.  В.Ф. Уткина.Экскурсия в музей им.  В.Ф. Уткина.История возникновения  Детской художественной школы.Экскурсия в  Детскую художественную школу.Экскурсия в музей  «Бабочки и стрекозы».

Тема 2. Православное краеведение – 4 ч

Церкви, храмы и соборы Касимова. Экскурсия в церковь. Праздники: «Рождественские посиделки», «Пасха»

Тема 3.Историко – культурное краеведение – 16 ч. Экскурсия в музей им.  А.Ф. Ганзен. Экскурсия в детскую библиотеку. Произведения  Г.Х. Андерсена. Чтение сказок о Касимове. Разыгрывание  сказки. Традиционный народный праздник: «Зимние святки».Традиционные народные забавы «Встреча русской зимы».  Народное творчество и рукоделие Касимова, изготовление поделок.

Тема 4. Географическое краеведение – 6 ч.

Рельеф, климат, реки Касимва. Растительный мир Касимова. Животный мир Касимова. Красная книга Касимова. Топонимика. Экскурсии.

Календарно – тематическое планирование.  2 класс

Тема занятия

Аудиторные часы

Внеаудиторные часы

Дата

Развитие универсальных учебных действий.

Историческое краеведение – 7 ч.

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России, за национальные свершения, открытия, победы; осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Познавательные:

1) понимание роли г.Касимова в истории России, в мировой истории;

2) изучение истории возникновения и создания города Касимова, улиц, культурных центров, исторических памятников, памятников культуры их топонимика;

       3) представление о жанрах русского народного творчества Касимовского района, использование в речи пословиц, поговорок, сказок и других жанров литературного творчества;

       4) представление об основных народных праздниках и традициях, оценивать их роль в жизнедеятельности людей;

       5) владение информацией о  знаменитых людях культуры, искусства, спорта, труда, религии, прославивших г. Касимов;

       6) иметь представление о растительном и животном мире г. Касимова, знать представителей Красной книги Касимовского района, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;

7)использование знаково-символических средств, представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

8)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

9)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса;

12)овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные:

1)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

2)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

4)овладение элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

1.

Касимов современный.

1

2.

Экскурсия в краеведческий музей.

1

3

История улицы им. В.Ф. Уткина.

1

4

Экскурсия в музей им. В.Ф. Уткина

1

5

История возникновения  Детской художественной школы.

1

6

Экскурсия в  Детскую художественную школу.

1

7

Экскурсия в музей «Бабочки и стрекозы».

1

Православное краеведение – 4 ч.

8

Церкви, храмы и соборы Касимова.

1

9

Экскурсия в храм.

1

10

Праздник: «Рождественские посиделки»

1

11

Праздник: «Пасха»

1

Историко-культурное краеведение – 16 ч.

12

Экскурсия в музей им. А.Ф. Ганзен

1

13

Экскурсия в детскую библиотеку. Произведения  Г.Х. Андерсена

1

14

Чтение сказок о Касимове.

1

15

Разыгрывание  сказки

1

16

Традиционный народный праздник: «Зимние святки»

1

17

Традиционные народные забавы «Встреча русской зимы».  

1

18 -27

Народное творчество и рукоделие Касимова, изготовление поделок

10

Географическое краеведение – 7 ч.

28

История названия реки. Экскурсия на реку Оку.

1

29

Растительный мир Касимова. Экскурсия в лес

1

30

Животный мир Касимова. Красная книга Касимова.

1

31-33

Топонимика.

1

2

34

Защита проекта «Мой город»

1

                                                      Итого:

7

27

34 часа

Тематическое распределение количества часов

3класс

№п/п

Название раздела

Количество часов

Аудиторных  

Внеаудиторных

1

Историческое краеведение

3

13

2

Православное краеведение

1

4

3

Историко-культурное краеведение

3

6

4

Географическое краеведение

0

4

7

27

Итого:

34 часа

Содержание программы

3 класс

Тема 1. Историческое краеведение - 16 ч. Образование Касимовского уезда. Касимов ямщицкий. Экскурсия на почту. Развитие промышленности Касимовского района. Экскурсия на  кондитерскую фабрику «Верность качеству». Экскурсия  на Приборный завод. Развитие сельского хозяйства, животноводства  Касимовского района. Виртуальная экскурсия на животноводческую ферму. История овчинно-меховой фабрики. Экскурсия в краеведческий музей.

Тема 2. Православное краеведение – 5 ч.

Экскурсияв  Вознесенский Собор.Праздник: «Святки»

Тема 3.Историко – культурное краеведение – 9 ч.

«Гроза двенадцатого года…» Картины В. Верещагина. Касимовский район в годы Великой Отечественной войны. Начало войны. Экскурсия в краеведческий музей. Помощь касимовцев фронту. Герои-касимовцы. Экскурсия на  площадь Победы.  Из воспоминаний ветеранов. Победа в Касимове. Выпуск стенгазеты «Дню Победы посвящается…». Проект «9 мая – День Памяти».

Тема 4. Географическое краеведение – 4 ч. Касимовский карьер. Экскурсия на  карьер.Поход в лес. Животный и растительный мир Касимовского района.

Календарно – тематическое планирование.

3 класс

Тема занятия

Аудиторные часы

Внеаудиторные часы

Дата

Развитие универсальных учебных действий

Историческое краеведение – 16 ч.

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России, за национальные свершения, открытия, победы; осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению;

4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Познавательные:

1) понимание роли Касимовского района в истории России;

2) изучение истории возникновения и создания Касимовского района, культурных центров, исторических памятников, памятников культуры;

       3) представление о народных праздниках и традициях, оценивание их рол в жизни людей;

       4) владение информацией о  знаменитых людях, искусства, труда, религии прославивших Касимовскую землю;

       5) владение информацией о героическом прошлом Касимовского района;

       6) владение навыками поведения в природе, определять представителей Красной книги Касимовского района, ориентироваться на местности,осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;

8)использование знаково-символических средств, представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

9)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

10)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

11)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

12)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса;

13)овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные:

1)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

2)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

4)овладение элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

1.

Образование Касимовского уезда

1

2-3

Касимов ямщицкий. Экскурсия на почту

2

4

Развитие промышленности Касимовского района

1

5-6

Экскурсия на  кондитерскую фабрику «Верность качеству».

2

7-8

Экскурсия  на Приборный завод.

2

9-10

Виртуальная экскурсия на заводы и фабрики советского Касимова.

2

11

Развитие сельского хозяйства, животноводства  Касимовского района

1

12-14

Виртуальная экскурсия на животноводческую ферму

3

15-16

 История овчинно-меховой фабрики. Экскурсия в краеведческий музей

2

Православное краеведение – 5 ч.

17-20

Экскурсия в  Вознесенский Собор.

4

21

Праздник: «Святки»

1

Историко-культурное краеведение – 9 ч.

22

«Гроза двенадцатого года…» Картины В.Верещагина

1

23

Касимовский район в годы Великой Отечественной войны. Начало войны

1

24-25

Экскурсия в краеведческий музей. Помощь касимовцев фронту.

2

26

 Герои-касимовцы.

1

27-28

Экскурсия на  Площадь Победы.  Из воспоминаний ветеранов.

2

29

 Победа в Касимове. Выпуск стенгазеты «Дню Победы посвящается…»

1

30

Проект «9 мая – День Памяти»

1

Географическое краеведение – 4 ч.

31-

32

Касимовский карьер. Экскурсия на карьер.

2

33-

34

Поход в лес. Животный и растительный мир Касимовского района

2

                                                       Итого:

7

27

34 часа

Тематическое распределение количества часов

4класс

№п/п

Название раздела

Количество часов

Аудиторных  

Внеаудиторных

1

Историческое краеведение

1

7

2

Православное краеведение

0

5

3

Историко-культурное краеведение

3

16

4

Географическое краеведение

0

2

4

30

Итого:

34 часа

Содержание программы

4 класс

Тема 1. Историческое краеведение - 8 ч.

Промышленный комплекс Касимовского района. Пищевая промышленность г. Касимова. Виртуальная экскурсия на ЗАО «Елатьмамолоко». Виртуальная экскурсия на ЗАО «Мясокомбинат Касимовский». Экскурсия на ОАО «Касимовский Хлебокомбинат». Проект «Хлеб – всему голова».

Тема 2. Православное краеведение –5 ч.

Экскурсия в Успенский  храм. Воскресная школа. Посещение выставки «Касимов православный»  в  краеведческом музее. Проект «Касимов православный».

Тема 3.Историко – культурное краеведение – 19 ч.

Образование Касимовского района. Экскурсия в Касимовский техникум водного транспорта. Экскурсия в Касимовский  Нефтегазовый колледж. Культурно – досуговая деятельность Касимовского района. Экскурсия в детскую музыкальную школу им.  В.И. Ряховского. Дом детского творчества. Замечательные люди Касимовского края. Экскурсия в Касимовский Медицинский колледж.   Знаменитые люди:  Жуков И.Г. Экскурсия в школьный музей  И.Г. Жукова. Экскурсия в Детскую художественную школу.  Художники Касимовского края. Экскурсия в ДЦБ г. Касимова. Писатели и поэты Касимовского района. Герои Советского союза – жители Касимовского края. Экскурсия  к мемориалу воинов-интернационалистов.Проект «Ими славится Россия».

Тема 4. Географическое краеведение – 2 ч.

Поход в лес. Насекомые и птицы Касимовского края.

Календарно – тематическое планирование «Юный краевед»,

4 класс

Тема занятия

Аудиторные часы

Внеаудиторные часы

Дата

Развитие универсальных учебных действий.

Историческое краеведение – 8 ч.

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России, за национальные свершения, открытия, победы; осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению;

4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Познавательные:

1) понимание роли Касимовского района в истории России;

2)изучение истории возникновения и создания Касмовского района, культурных центров, исторических памятников, памятников культуры;

3) изучение жизнедеятельности знаменитых людей Касимовского края;

        4)представление о произведениях художественного и литературного творчества;

       5)владение информацией о героическом прошлом Касимовского района;

       6)представление о животном мире Касимовского района, освоение основ экологической грамотности;

7)использование знаково-символических средств, представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

8)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

9)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса;

12)овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные:

1)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

2)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

4)овладение элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

1

Промышленный комплекс Касимовского района. Пищевая промышленность г. Касимова.

1

2-3

Виртуальная экскурсия на ЗАО «Елатьмамолоко»

2

4-5

Виртуальная экскурсия на ЗАО «Мясокомбинат Касимовский»

2

6-7

Экскурсия на ОАО «Касимовский Хлебокомбинат»

2

8

Проект «Хлеб – всему голова»

1

Православное краеведение – 5 ч.

9-10-

Экскурсия в  Успенский храм. Воскресная школа

2

11-12

Посещение выставки «Касимов православный»  в краеведческом музее.

2

13

Проект «Касимов православный»

1

Историко-культурное краеведение – 19 ч.

14

Образование Касимовского района.

1

15

Экскурсия в Касимовский техникум водного транспорта.

1

16-17

Экскурсия в Касимовский Нефтегазовый колледж.

2

18-19

Культурно – досуговая деятельность Касимовского района. Экскурсия в детскую музыкальную школу им.  В.И. Ряховского. Дом детского творчества

2

20

Замечательные люди Касимовского края

1

21-22

 Экскурсия в Касимовский Медицинский колледж.

2

23-25

 Знаменитые люди: И.Г. Жуков. Экскурсия в школьный музей им. И.Г. Жукова.

3

26-27

Экскурсия в  Детскую художественную школу. Художники Касимовского края.

2

28-29

Экскурсия в ДЦБ г. Касимова. Писатели и поэты Касимовского района

2

30

Герои Советского союза – жители Касимовского края  

1

31

Экскурсия  к мемориалу воинов-интернационалистов.

1

32

Проект «Ими славится Россия»

1

Географическое краеведение – 2 ч.

33-34

Поход в лес. Насекомые и птицы Касимовского края.

2

                                                        Итого:

4

30

34 часа

Перечень учебно-методического обеспечения

 1. Энциклопедии, справочники, художественная литература

 2. ЦОРы, интернет

 3. Интерактивная доска, проектор, принтер, ноутбуки

 4. Классная, магнитная доска

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по региональному курсу "Наш край"2-4классы

Тематическое планирование составленно по учебному пособию "Наш край"...

Рабочая программа к надпредметному курсу "Мир деятельности"

В данной программе представлена пояснительная записка, тематический план, содержание курса. программа разработана для учащихся 2 класса...

рабочая программа к надпредметному курсу "Мир деятельности" 2 класс

в рабочей программе представлена пояснительная записка, тематический план...

Рабочая программа по факультативному курсу " Знатоки математики " 4класс

Рабочая программа по факультативному курсу " Знатоки математики " 4класс.  Программа факультатива «Знатоки математики» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятель...

Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" для 3 класса УМК "Гармония"

Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности"   для 3 класса  УМК "Гармония"...

Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" 4 класс

Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" 4 класс...

Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" для 2 класса

Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" для 2 класса...