«Мой янтарный край» дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности
рабочая программа (1 класс)

Коцюба Наталья Федоровна

Данная программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, а также основ краеведческой культуры и способствует формированию патриотизма, чувства гордости за свою Калининградскую область.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop.programma.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

г. Калининграда

лицей № 17

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа  художественной направленности

«Мой янтарный край»

Возраст обучающихся: 1 класс

Срок реализации: 9 месяцев

                                                                           Составитель:  Коцюба Н.Ф.

учитель начальных классов МАОУ лицея  № 17                                                                                            

Калининград

2023

Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой янтарный край» имеет художественную направленность.

Актуальность программы.

Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, поэтому одним из направлений при воспитании личности ученика является краеведение, которое содействует нравственному, эстетическому, историческому и патриотическому воспитанию учащихся.

Данная программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, а также основ краеведческой культуры и способствует формированию патриотизма, чувства гордости за свою Калининградскую область.

        

Отличительные особенности

       Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы в их взаимодействии.

Адресат программы

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, предназначена для детей 1 класса.

Объем и срок освоения программы

       Срок освоения программы – 9 месяцев.

       На полное освоение программы требуется 72 часа.

Формы обучения

       Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

       Программа реализуется в рамках проекта «Губернаторская программа «УМная PROдленка». Группа формируется из числа обучающихся образовательной организации, реализующей программу. Программа объединения предусматривает групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 15-25 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

       Общее количество часов в год – 72 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30 минут. Недельная нагрузка на одну группу – 2 часа. Занятия проводятся – 1 раз в неделю по два часа.

Цель: создание условий  обучающимся для  основ краеведческих знаний и культуры и расширение знаний о родном крае, развитие мотивации к творчеству и коммуникативных способностей ребенка.

Задачи программы: 

Образовательные:

- Развить познавательную деятельность по изучению истории, культуры, природы родного края, а также истории своей семьи;

Метапредметные:

- развить исследовательские навыки, самостоятельность,

- научить анализировать и систематизировать информацию.

 

Личностные:

- сформировать основы морально-нравственных ценностей личности: активности, организаторских способностей; дисциплинированности; склонности к самостоятельному творчеству в процессе коммуникации с педагогом и другими детьми.

Воспитательные:

- Воспитать любовь к малой родине, уважительное отношение к традициям, бережное отношение к природе,

- способствовать воспитанию чувства гордости за дела и подвиги своих земляков.

Принципы отбора содержания:

       Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие

развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и

организации деятельности одарённых детей. Это в свою очередь, предполагает

обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и

регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

- принцип единства развития, обучения и воспитания;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип взаимодействия и сотрудничества;

- принцип комплексного подхода.

Формы организации занятий:

  • диалоги, элементы дискуссий, беседы;
  • игры-практикумы;
  • проблемные ситуации;
  • конкурсы, викторины;
  • исследовательская работа;
  • работа в музеях, библиотеках;
  • экскурсии;
  • коллективно-творческие дела.

       Каждое занятие содержит или теоретическую часть или практическую работу по закреплению материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как осознание, умение предполагать, оценивать.

Планируемые результаты

 -знать культуру, историю, природу родного края, свою родословную;

-формировать основы художественной грамоты, навыков конструирования, моделирования, ознакомление с особенностями работы в области различных видов и жанров изобразительного искусства.

- расширить знания и представления детей о современном искусстве, о различных видах, жанрах, техниках.

- развить у детей эстетические чувства, понимания прекрасного поэтические начала в мышлении.

- развить у детей творческие способности, эстетическое восприятие, художественный вкус.

 -повышать мотивацию к изучению окружающего мира;

-развить инициативу, любознательность и интерес к искусству.

- воспитать интерес и любовь к искусству, уважение к культуре, национальным традициям.

- воспитать интерес и любовь к культуре родного края.

Механизм оценивания образовательных результатов

       В условиях безотметочной системы оценивания контроль за усвоением учебного материала осуществляется:

· при устном ответе

· при выполнении творческих работ

· при выполнении практических работ (рисунки, создание макетов)

· во время дискуссий, оценивания работ.

       Подводя итог занятия, учитель дает возможность самим обучающимся оценить свою и чужую деятельность, затем сам дает оценку деятельности всего коллектива, выделяя особо отличившихся.

       Показателем совместного творчества учителя и обучающихся является коллективная работа – проект, при подготовке которого, у детей формируется потребность совершенствовать качество своего исполнения.

       В основе реализации программы заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его возможности и способности. Основным требованием к атмосфере занятия является создание успеха, радости и удовольствия от совместного творчества, расцвечивания эмоционального мира ребенка яркими красками. Помимо систематических занятий, также проводятся экскурсии, итоговые интегрированные занятия.

Учебно-тематический план

Первый год обучения: 2 часа в неделю, 72 часа в год

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

 Формы проведения

1

Вводное занятие

2

Теоретическое  занятие

2

Моя малая родина

29

Теоретические и практические занятия

3

Природа моего края

24

Теоретические и практические занятия

4

Мой дом. Моя родословная

11

Теоретические и практические занятия

5

Родная школа. Её история

4

Теоретические и практические занятия

6

Заключительное занятие

2

Практическое занятие

Итого:

72

Содержание программы

Вводное занятие (2 часа)

        Инструктаж по правилам поведения и ТБ. Диагностика краеведческих знаний. Источники изучения края: вещественные (археологические), письменные, фольклорные (устные).

Моя малая родина (29 часов)

        Географическое положение и административная принадлежность. Внешний облик города: планировка и архитектурная структура. Исторические и географические достопримечательности. Изделия наших заводов, их местонахождение и применение..         

Природа моего края ( 24 часов)

        Природа родного края: климатические условия, животный мир (птицы, рыбы, звери), растения.        

Мой дом. Моя семья (11 часов)

        Генеалогия как наука, изучающая родственные связи. Понятия род, родословная, семья, предки, поколение. Человек и его семья. Уклад семейной жизни. Семейные традиции, обычаи, семейные праздники, фольклор. Будни и праздники: народные игры, забавы, состязания. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. О чем могут рассказать семейные реликвии. Создание родословной.

Родная школа. Её история ( 4 часа)

        История создания школы. В каких зданиях располагалась школа. Как менялась система образования на разных исторических этапах. История строительства современного здания. Кто руководил школой в разное время. Биография педагогов, когда-либо работающих в родной школе.

        

Заключительное занятие (2 часа)

Подведение итогов. Презентации, выставки. Экскурсии  

Учебный план

Тема занятия

Теория

Практика

Форма аттестации и контроля

1.

Вводное занятие Знакомство с планом кружка. Выбор актива кружка. ТБ

Правила поведения в группе. Техника безопасности.

Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? /1 час/

0

опрос

2.

Входной контроль.

Беседа /1 час/

0

опрос

3.

Введение. Моя Родина - Россия

Россияне-граждане России. Русский язык. Обычаи и традиции русского народа.

/1 час/

Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.

опрос

4.

Читаем  и рисуем нашу Родину

Произведения поэтов и художников /1 час/

0

викторина

5

Моя малая Родина

Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии города, застройках, занятиях людей.

 /1 час/

0

Подготовка выставки «Калининград  сегодня».

6

Мы – жители Калининградской области

Беседа   /1 час/

0

Составление небольших рассказов о своей малой родине

7-8

Где мы живем. Наша область

Калининградская область на карте России  /1 час/

рисуем наш край  /1 час/

Выставка рисунков

9-10

Мой город: Калининград-Кенигсберг

Исторический центр нашего города (улицы, сохранившиеся достопримечательности, памятные места). Историческое прошлое в облике современного города. /1 час/

конкурс рисунков «Мой любимый уголок города» /1 час/

Выставка рисунков

11-12

Мой дом. Моя улица, почему так названа

Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека. Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. /1 час/

Рисунок своего дома. Устный рассказ. /1 час/

опрос

13-14

Достопримечательности города/виртуальная экскурсия/

продолжить знакомство и углубить знания учащихся об истории города, в котором живут. /1 час/

Игра-викторина «Мой город» /1 час/

опрос

15-16

Калининградский зоопарк.

Знакомство с историей создания зоопарка/1 час/

Рисунок любимого животного /1 час/

Выставка рисунков

17-18

Легенды янтарного края

Янтарь и другие богатства нашей земли. Легенда о янтаре. /1 час/

знакомство с книгой «Легенды и сказания Висланда» /1 час/

опрос

19-20

Природа моего края

Знакомство с географическим положением и природными условиями Калининградской области /1 час/

Работа с лабораторией «Погода» /1 час/

опрос

21-22

Растения нашего края

Деревья и кустарники нашего края/1 час/

Аппликация   /1 час/

Выставка работ

23-24

В Ботаническом саду Калининграда

Знакомство с историей создания Ботанического сада /2 час/

0

сообщение о деревьях Ботанического сада

25-26

Осень в моем городе /экскурсия/

Знакомство с яркими изменениями в природе с приходом осени. Экскурсия в природу. /1 час/

Составление гербариев

/1 час/

рассказ о своих впечатлениях, полученных в ходе экскурсий.

27-28

Аппликация из природного материала «Удивительное рядом»

Беседа /1 час/

Работа с аппликацией

/1 час/

Выставка работ

29-30

Животные нашей области.

Животные нашей области и среда их обитания. /1 час/

Лепка «Кто живет в родном лесу?» /1 час/

Выставка работ

31-32

Прогулка по Куршской косе

Природа Куршской косы, меры по охране природы  /2 час/

0

опрос

33

Парки города Калининграда

Знакомство с городскими парками /1 час/

Конструирование из ЛЕГО макета парка аттракционов

Выставка работ

34-35

Коллективная аппликация «Наш город»

0

Работа с аппликацией

/2 ч/

Выставка работ

36

Полугодовой контроль.

0

0

опрос

37-38

«Сделаем наш город чистым»

что происходит с отходами, которые производят люди? Наши общие проблемы. /1 час/

составить памятку «Правила поведения на природе»/1 час/

Представление своей работы

39-40

Красная книга Калининградской области

Знакомство с редкими и исчезающими растениями и животными Калининградской области /1 час/

Рисунок /1 час/

Выставка работ

41

Рисуем символы города/флаг и герб/

Государственная символика. Герб и флаг Калининграда.

/1 час/

0

опрос

42

Рисуем символы области/флаг и герб/

Государственная символика. Герб и флаг Калининградской области. /1 час/

0

опрос

43-44

«Чем богат наш янтарный край?»

Полезные ископаемые /1 час/ 

Работа с коллекцией полезных ископаемых

викторина

45-46

Удивительный мир профессий: где и кем работают родители

Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию./1 час/

Игра «Кем я хотел бы стать?»/1 час/

опрос

47-48

Коллективный проект с использованием ЛЕГО «Наш город в будущем»

0

Конструирование из ЛЕГО макета города будущего /2 часа/

Выставка работ

49-50

«Прошлое и будущее»

Мосты и ворота Калининграда и Кенигсберга /1 час/

работа с лабораториями Карнельсона

     /1 час/

Защита проекта

51-52

Транспорт моего города.

Виды городского транспорта /1 час/

Конструирование из геометрических фигур  /1 час/

Выставка работ

53-54

Экскурсия в музей железной дороги.

Правила поведения в музее

2

рассказ о своих впечатлениях, полученных в ходе экскурсий.

55-56

Рисуем безопасный маршрут в школу.  

Наш безопасный путь из дома в школу и назад. Улица (дорога): проезжая часть, тротуар, обочина, перекресток, основные дорожные знаки. Светофор и его сигналы. Правила перехода улицы.  

/1 час/

Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе.

/1 час/

Выставка работ

57-58

Памятные дни календаря. Мой любимый праздник

Как к нам пришли праздники? Как отмечают праздники в нашей стране./1 час/

Устный рассказ «Мой любимый праздник» /1 час/

опрос

59-60

День Победы

Рассказ о Великой Отечественной войне. Мужество и героизм русских солдат. Штурм Кенигсберга. /1 час/

изготовление письма солдату в технике оригами»/1 час/

Выставка работ

61-62

«Имена героев в названиях улиц города»

Герои Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы: А.И. Соммер, А.М. Иванников, К. К. Рокоссовский и др. /2 часа/

0

подготовить рассказ о своих родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной войны.

63

Создание родословной.

Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи./1 час/

0

Составление родословного древа (работа вместе с родителями).

64

Промежуточная аттестация

0

Опрос /1 час/

65-66

История создания школы. Рисунок «Школа будущего»

История школы. Директор школы. Первая учительница.

/1 час/ 

Изображение здания школы и прилегающей территории.  /1 час/

Выставка работ

67-68

Земляки – космонавты

Познакомить детей с личностями наших земляков — космонавтов: А. Леоновым. В. Панаевым, Ю. Романенко, А. Викторенко. Их вклад в дело изучения и освоения космоса. /1 час/ 

игра «Путешествие в космос»  /1 час/

опрос

69-70

Экскурсия в Музей Мирового океана

Правила поведения в музее

2

рассказ о своих впечатлениях, полученных в ходе экскурсий.

71

Экскурсия в музей изобразительных искусств

Правила поведения в музее

2

рассказ о своих впечатлениях, полученных в ходе экскурсий.

72

Что узнали? Чему научились?

0

игра-кроссворд «Наша область»; /1 час/

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Режим деятельности

Дополнительная  общеобразовательная

общеразвивающая  программа

художественной направленности

«Мой янтарный край»

1

Начало учебного года.

15 сентября 2023 года

2

Продолжительность учебного

периода на каждом году обучения

36 учебных недель

3

Продолжительность учебной

недели

6 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Кол-во занятий в учебном году

72 занятия

6

Кол-во часов в учебном году

72 часа

7

Окончание учебного года

31 мая 2024 года

8

Период реализации программы

с 01 сентября 2023 года по 31 мая 2024

9

Комплектование групп

с 01 сентября  по 15 сентября 2023

Организационно-педагогические условия реализации программы

Качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы «Мой янтарный край» художественной направленности обеспечивается за счет:

- доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей

(законных представителей) содержания программы;

- наличия комфортной развивающей образовательной среды;

Кадровое обеспечение реализации программы

Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного

образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог

дополнительного образования или педагогический работник, имеющий высшее

образование или среднее специальное образование без предъявления требования к

опыту практической работы.

Материально-техническое обеспечение.

Компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, коммуникационные

каналы, программные продукты.

Дидактическое обеспечение реализации программы

На занятиях используются наглядные пособия, облегчающие изучение

материала: дидактические пособия (карточки, инструкции, раздаточный материал,

вопросы и задания для устного опроса, справочные материалы,

сборники упражнений); смешанные (презентации–экспозиции).

Педагогические технологии:

- Технология личностно-ориентированного обучения способствует

максимальному развитию индивидуальных познавательных способностей ребенка на

основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

- Групповые технологии предполагают организацию совместных действий,

коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

- Технология коллективной творческой деятельности предполагает такую

организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены

коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе

любого дела.

- Технология развивающего обучения – это такое обучение, при котором главной

целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для

развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных

качеств и отношений между людьми.

Применяются следующие формы контроля:

Методы педагогического мониторинга:

- наблюдение;

- беседы;

- практическое задание;

- опрос.

Формы педагогического мониторинга:

- занятия контроля знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика

знаний, умений и навыков);

Принципы проведения занятий:

Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.

Развивающий и воспитательный характер обучения – для расширения

кругозора, для развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Требования современного учебного занятия:

четкая формулировка темы, цели, задачи занятия;

занятие должно быть проблемным и развивающим;

вывод делают сами обучающиеся;

учет уровня и возможностей обучающихся, настроения детей;

добрый настрой всего учебного занятия.

Структура занятия:

Организационный момент.

Введение в проблему занятия (определение цели, активизация и постановка

познавательных задач).

Изучение нового материала (беседа, наблюдение, презентация,

исследование).

Постановка проблемы.

Практическая работа.

Физкультминутка.

Обобщение занятия.

Подведение итогов работы.

В процессе проведения учебного занятия используются дидактические

материалы:

задания, упражнения;

образцы;

презентации.

Для диагностики воспитания и развития детей используются такие методы, как

наблюдение, анализ степени активности обучающихся в учебной

группе, анализ итогов выполнения творческих заданий различной сложности,

Основными формами подведения итогов по программе являются:

участие детей в творческих проектах

презентация самостоятельных работ

В начале учебного года (вводный контроль) – определение уровня развития детей, их творческих способностей (беседа, опрос).

В середине года (промежуточный контроль) – выявление участия в деятельности по созданию творческой  работы.

Итоговый контроль в форме творческой работы - задания по пройденным материалам.

Список литературы:

Нормативные правовые акты:

Для педагога дополнительного образования:

  1. Буруковская Т.Г. Занимательное краеведение. – Калининград, 1989
  2.  Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Первые годы

Калининград: «Янтарный сказ», 2006

  1.  Галицкий КН. В боях за Восточную Пруссию. Москва: «Наука», 1970
  2.  Губин А. Б., Строкин В. Н. Очерки истории Кёнигсберга. – Калининград,

1991

  1.  Калининградской области в воспоминаниях и документах. - Калининград:

РГУ 2003

  1.  Кенигсберг- Калининград. Энциклопедический справочник. –

Колганова Э.М. и Строкин В.П. Страницы памяти. Калининград: книжное

издательство. 1985

  1.  П. П. Кучерявый. География Калининградской области. – Калининград, 1989
  2.  Сечко Л. Край, в котором мы живем. Очерки истории Калининградской

области. Калининград: «Янтарный сказ», 2008

  1.  Фёдоров Е.А. Леса янтарного края. – Калининград: 1990
  2.  Федоров Г.М. Знаете ли вы Калининградскую область? - Калининград: 2006
  3.  Якшина Я. Прогулки по Кёнигсбергу. Калининград, 2010

Методическое обеспечение

  • Памятка по технике безопасности
  • Подборка материалов по всем темам
  • Выставочные стенды
  • Методическая литература
  • Фотоальбомы. Книги
  • Аудиоаппаратура
  • Мультимедийная система
  • Компьютер с выходом в Интернет

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Сказочный мир оригами»

Программа предполагает работу с детьми, совместной работы детей с руководителем, а так же самостоятельной творческой деятельности. Данная программа даёт возможность расширить содерхание образования де...

Дополнительна общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр-студия «Мир фантазий» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся

Дополнительна общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр-студия «Мир фантазий»  для слабослышащих и позднооглохших обучающихся...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «В гостях у Самоделкина"

Данная программа может быть использована на занятиях внеурочной деятельности...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа Художественной направленности «Вязание и кастомайзинг» для детей с ЗПР

Диагностический листЧисло детей: 5Возраст обучающихся: Младший школьный 7-13 летНозологическая категория: Задержка психического развития/задержка психоречевого развитияОсобенности развития: Наблюдаетс...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебная ленточка»

Программа  «Волшебная ленточка» для 4 класса является модифицированной программой по художественной направленности.С распространением электронных и компьютерных технологий на второй п...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Радуга красок"

Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность...