Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время с использованием краеведческого материала.
статья

Федорова Татьяна Алексеевна

Опыт работы с местным краеведческим материалом. Различные направления исследовательской деятельности.Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании личности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республиканская педагогическая научно-практическая конференция "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона"

Проектно-исследовательская деятельность на основе краеведения.

Федорова Татьяна Алексеевна

учитель истории и обществознания

МБОУ "Ковылкинская средняя общеобразовательная школа

 им. Героя Советского Союза М.Г. Гуреева"

Ковылкинского муниципального района

     Одно из направлений в воспитании духовно-нравственного человека является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, куда относятся любовь к Родине, своему народу, своему краю, поликультурный мир, свобода личная и национальная, многообразие и уважение культур и народов.[2]

    Что такое краеведение? Это – в первую очередь, историческая память, это - память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. По моему мнению, именно с осознания себя частью своей малой родины начинают зарождаться в человеке патриотические чувства. Об этом говорит академик Лихачёв Д.С.: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».[1]

    На основе самостоятельной, индивидуальной или групповой, урочной и внеурочной, поисковой и исследовательской деятельности и создании собственных исследовательских краеведческих работ оживает перед нами жизнь, быт, культура наших предков, события давно минувших дней. Кроме того у обучающихся развивается познавательная деятельность путем использования различных форм и методов исследовательской работы.

    Исследовательскую работу, которой занимаются мои ученики , можно разделить на несколько направлений. Одно из направлений  - это сбор материала по истории города. На основе исследований были написаны несколько работ. Одна из них " Станция Арапово - город Ковылкино", посвящена основателю моего города Арапову Ивану Андреевичу, в честь которого была названа  железнодорожная станция и поселок. В работе рассматривается процесс развития и становления небольшого пристанционного поселка в город республиканского значения, причины его переименования. Большое внимание уделяется роли железной дороги и труженикам железнодорожного транспорта в развитии поселка Собран большой иллюстративный материал который позволяет увидеть связь прошлого  и настоящего.

     Другие работы посвящены современному городу: его улицам, микрорайонам, достопримечательностям, предприятиям.

    В рамках ежегодных "Араповских чтений" проходят конкурсы исследовательских и творческих работ учащихся общеобразовательных школ и студентов филиала МГУ им. Н.П. Огарева. Учащиеся нашей школы активно участвуют в этих конкурсах и становятся победителями и призерами. Так в 2022 году .В  работе "Мордовия православная" ученица представила не только историю становления православия у нас в Мордовии , но и храмы Ковылкинского района. В другой работе были описаны фронтовые подвиги наших земляков. В творческих конкурсах рисунков активно принимают участие дети 7-8 классов.

   Учащиеся занимаются исследовательской работой по изучению не только  истории и этнографии родного края, но  и судеб людей, оставивших яркий след в истории родной стороны. Это еще одно из направлений исследовательской деятельности моих учеников.

    В старших классах в рамках уроков истории и культуры мордовского народа учащиеся создают презентации  на темы :«Герои Великой Отечественной Войны - мои земляки», «Вклад тружеников тыла в Великую победу", "Известные люди моего района», "Люди искусства и культуры", "Ветераны педагогического труда",

    Одна из работ была посвящена ветерану педагогического труда Сенаторовой Валентине Васильевне и называется "Учитель. Художник . Поэт".  И это действительно так. Ее картины  украшают  краеведческий музей,  центральную районную библиотеку, фойе нашей школы, где она трудилась многие годы. Это не только  учитель  и художник, но и шахматист, поэт,  участник народного театра, владеет искусством макраме, оригами, вышивкой, имеет спортивные достижения. Мимо судьбы этого человека мы просто не могли пройти равнодушно. В ходе данной исследовательской работы, как в прочем и при работе над другими темами исследовании, были использованы следующие методы: прижизненные встречи с ней, запись воспоминаний родных и близких, бывших учеников , коллег, изучение фотографий из семейных архивов. Данная работа была представлена на республиканский конкурс научно-исследовательских работ, посвященном Дню славянской письменности и культуры "Славянская душа" и заняла первое место.

    Хочется отметить работу ученицы школы Осиповой Ксении  "История создания духового оркестра в Мордовии и городе Ковылкино". Несколько лет она была участницей городского оркестра и с желанием отнеслась  к предложению участвовать в исследовательской работе по сбору данных о создании духового оркестра и его первых руководителях в нашем городе. Работа продолжалась несколько лет и постоянно обновлялась и пополнялась новым материалом. Работа озвучена исполнением произведения Ксении на трубе  в  паре с руководителем этого оркестра П.В.Корчагиным. На конкурсах исследовательских работ эта работа  неизменно становится лучшей.

    Одним из направлений исследовательских работ является как изучение истории родной  школы, которой уже более ста лет, так и школ Ковылкинского района, в том числе и закрытых. 2023 год был объявлен годом Учителя и Наставника. В связи с этим активизировалась деятельность по изучению жизни и деятельности Ветеранов педагогического труда. Ребятам было интересно окунуться в прошлое родной школы, сравнить процесс учебы сегодня и далекого прошлого. Они с интересом рассматривали альбомы с фотографиями прошлых лет, подключили своих родителей, окончивших нашу школу, к исследовательской работе. Итогом стало создание презентаций и исследовательских работ с которыми они выступали перед одноклассниками и в различных конкурсах.

    Направлений, в которых ребята проявляют свои творческие, поисковые способности, много. Это позволяет им пополнять свои знания, развиваться интеллектуально и нравственно, приобщаться к истории, культуре своей малой родине, гордиться ее достижениями, быть патриотами.

    Участие в проектно-исследовательской деятельности дает им практические навыки для дальнейшей учебы. Они учатся собирать и отбирать нужный материал по теме, сортировать, анализировать, сравнивать, использовать различные методы, средства для написания работы. Приобретают навыки и умения  выступать и держать себя перед публикой.

    Изучение родного края открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия. А местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, он помогает понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге выработать активную, жизненную позицию, зрелое мировоззрение. Новизной данного опыта считаю развитие познавательной деятельности учащихся на основе самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности и создании собственных исследовательских краеведческих работ как один из способов развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.

Литература

1. Лихачёв Д.С. Земля родная. Издательство Советская Россия, 1983

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. 342с. – (Стандарты второго поколения) – ISBN 978-5-09-019043-5.

3. urok.1sept.ruКраеведение 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

Организация исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками, содержится конкретный практический...

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время» Автор - Нуйя Л.А.

Обобщение опыта по теме за 2013 - 14 учебный год. Проектной деятельностью охвачены все учащиеся класса. Большую помощь оказывают родители. Результат - горящие глаза ребят, повышенная познавательная ак...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы

Представление педагогического опыта учителя начальных классов Кичигиной Галины Григорьевны тема:"Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития позн...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время

В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями. Значит, от нас во многом зависит, вырастут ли они пессимистами и нытиками или уверенными в себе и своем завтра людьми,...