ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
статья
В статье актуализированы вопросы внедрения инновационных технологий в процесс этнического воспитания младших школьников в условиях Ямало-Ненецкого автономного округа. Рассмотрена необходимость перехода педагогического процесса – в том числе, касающегося формирования у обучающихся этнического самосознания, от традиционных к цифровым технологиям, в соответствии с положениями Национального проекта «Образование» и нового образовательного стандарта (ФГОС 3++). Показаны результаты педагогического эксперимента по внедрению инновационных, цифровых технологий в процесс этнического воспитания учащихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№1» г. Губкинского ЯНАО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Статья
Салихова Гульсина Динафовна,
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Ямало-Ненецкий автономный округ,
г. Губкинск
2022 год
Аннотация. В статье актуализированы вопросы внедрения инновационных технологий в процесс этнического воспитания младших школьников в условиях Ямало-Ненецкого автономного округа. Рассмотрена необходимость перехода педагогического процесса – в том числе, касающегося формирования у обучающихся этнического самосознания, от традиционных к цифровым технологиям, в соответствии с положениями Национального проекта «Образование» и нового образовательного стандарта (ФГОС 3++). Показаны результаты педагогического эксперимента по внедрению инновационных, цифровых технологий в процесс этнического воспитания учащихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№1» г. Губкинского ЯНАО.
Российская Федерация является одной из крупнейших мировых держав, на территории которой проживают в мире и согласии люди разных национальностей. Тем не менее, как показывает практика последних десятилетий, на территории нашей страны все более наблюдается взаимопроникновение и смешение культур, что, с одной стороны, позитивно влияет на взаимопонимание людей, их мирное сосуществование на одной территории. Но, с другой стороны, подобные процессы приводят к унификации культуры и постепенной утрате культурных традиций отдельных (особенно - малых) народов, утрате этнического самосознания и этнической самоидентификации подрастающего поколения [8]. Это ставит перед современной школой задачу этнического воспитания обучающихся, сохранения этнокультурных традиций и самоидентификации учащихся как представителей определенного этноса [4]. Этому способствует возможность активизации процессов этнического воспитания в школах Ямало-Ненецкого автономного округа за счет внедрения в новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС 3++) регионального компонента.
Этнопедагогическое воспитание в традициях народов Севера позволяет сохранять культуру и традиции малых северных народов, воспитывать у детей осознание принадлежности к своему народу, то есть – формировать их этническое самосознание и этническую идентичность.
Процесс этнопедагогического воспитания обучающихся в современной школе обладает огромным потенциалом как область научно-педагогических исследований, как технология воспитания, как направление творческой деятельности педагогов и обучающихся [3]. В данном случае, можно говорить о высокой необходимости включения этнопедагогического воспитания в образовательно-воспитательный процесс школ Ямало-Ненецкого автономного округа, сохраняя и продвигая таким образом культуру и традиции народов Севера и способствуя формированию духовно-нравственной личности обучающихся, знающей и уважающей свои исторические корни и свою культуру [6]. Более того, как утверждает А.В. Вялкова, наиболее оптимальным периодом формирования у детей интереса к родной культуре и этносу, является период обучения в начальной школе [1].
Развитие научно-технического прогресса, появление новых технологий, изменение условий жизни населения, требуют постоянной модернизации воспитательно-образовательного процесса, поиска новых технологий в образовании. Этому способствуют положения, действующего в настоящее время в нашей стране Национального проекта «Образование». В частности, одним из направлений данного Проекта является инициатива «Цифровая образовательная среда». Данная инициатива основана на положении о том, что новая модель образования должна соответствовать современным реалиям развития цифровой экономики, применяя наиболее современные методы и средства обучения, в том числе – для развития этнопедагогического потенциала школы [7].
В целях цифровизации системы образования, в 2021 году к широкополосному Интернету были подключены все школы нашей страны, наиболее современным цифровым оборудованием в 2021 году было обеспечено 6485 школ в 71 субъекте Российской Федерации. Внедрение цифровых технологий в практику регионального образования обеспечивает возможность значительно расширить доступ обучающихся к качественным образовательным программам и учебным материалам, при этом сохраняя традиции отечественного образования [5]. Подобная ситуация обеспечивает трансформацию моделей получения информации и расширение видов деятельности педагогов и обучающихся [2].
Внедрение инновационных цифровых технологий в образовательно-воспитательный процесс школы с целью формирования этнического самосознания учащихся младших классов было реализовано в виде педагогического эксперимента в 2021-2022 учебном году на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» (Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Губкинск). С целью оптимизации процесса этнопедагогического воспитания учащихся младших классов и формирования их этнического самосознания, был сформирован перечень цифровых ресурсов, обладающих такими характеристиками, как:
- удобный интерфейс для пользователя;
- возможность работы в наиболее распространенных операционных системах;
- бесплатность установки и использования ресурса;
- простота освоения и использования;
- независимость ресурса от других программных продуктов [9].
Помимо достижения основной цели – развития этнического самосознания учащихся, экспериментальное внедрение в образовательно-воспитательный процесс цифровых технологий решало задачи:
- повышения уровня индивидуализированности образовательного процесса;
- развитие самостоятельности и ответственности обучающихся;
- развитие познавательной активности школьников в области этнокультурного наследия;
- повышение визуализации учебных материалов;
- расширение спектра образовательного инструментария для педагогов и школьников.
В ходе педагогического эксперимента использование инновационных (цифровых) технологий в формировании этнического самосознания младших школьников, проходило по трем направлениям:
- использование цифровых технологий на уроках в виде просмотра видеофильмов и видеороликов об истории и культуре народов Севера, виртуальных экскурсий в музеи ЯНАО;
- применение цифровых технологий в осуществлении внеурочной проектной деятельности этнопедагогической направленности – например, графического редактора Power Point, Libre Office, и пр. для поиска и оформления информации, для создания презентаций;
- расширение за счет использования цифровых технологий возможностей взаимодействия педагогов и обучающихся, в том числе, в рамках дистанционного обучения – например, при помощи социальных сетей, Yandex 360 и др.
Для оценки эффективности внедрения инновационных технологий в процесс формирования этнического самосознания младших школьников, в начале и в конце педагогического эксперимента были проведены контрольные срезы, характеризующие уровень сформированности у обучающихся этнического самосознания. Для оценки этнического самосознания обучающихся были использованы: контрольный тест, содержащий вопросы из области истории, культуры и традиций родного народа, и тест-опросник О.Л. Романовой по изучению этнической идентичности. В исследовании приняли участие 20 человек – учащихся 3 класса МБОУ СОШ №1 г. Губкинска.
В процессе педагогического эксперимента была зафиксирована положительная динамика знаний обучающихся об истории и культуре родного народа: если в начале исследования количество верных ответов контрольного теста в среднем по выборке составило 36%, то к концу педагогического эксперимента этот показатель увеличился в среднем по выборке до 84%. Аналогично был зафиксирован рост результатов по методике О.Л. Романовой. Это видно в таблице 1.
Таблица 2 – Динамика показателей теста О.Л. Романовой в процессе педагогического эксперимента
чувство принадлежности к этнической группе | значимость национальности | взаимоотношения большинства и меньшинства | использование языка | |||||
Начало эксперимента | Окончание эксперимента | Начало эксперимента | Окончание эксперимента | Начало эксперимента | Окончание эксперимента | Начало эксперимента | Окончание эксперимента | |
высокие | 72% | 83% | 19% | 34% | 0% | 48% | 90% | 90% |
средние | 28% | 17% | 68% | 66% | 91% | 52% | 10% | 10% |
низкие | 0% | 0% | 13% | 0% | 4% | 0% | 0% | 0% |
Таким образом, можно утверждать, что использование инновационных (цифровых) технологий в процессе формирования этнического самосознания младших школьников в условиях Ямало-Ненецкого автономного округа оказало позитивное влияние на рост этнического самосознания детей и уровень их знаний об истории и культуре родного края.
Использованная литература
- Вялкова А.В. Реализация внеурочной деятельности средствами краеведения / А.В. Вялкова // Региональное образование ХХI века: проблемы и перспективы. – 2012. - №1. – С. 140-146.
- Кутузов С.А. Путь школы в мире цифровых технологий: цели, шаги, результаты / С.А. Кутузов // Методист. – 2017. - №5. – С. 30-33.
- Кутыбаева А. Влияние этнокультурного образования на воспитание и формирование личности / А. Кутыбаева, А. Маратова, А. Молдакаир, А. Мэжит, Д. Муртаза, Б. Сактапергенова // Вестник науки. – 2019. – Т. 2. - №1 (10). – С. 49-54.
- Кюнкрикова И.В. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся в процессе внеурочной деятельности / И.В. Кюнкрикова, К.А. Липовая, Е.А. Володина // Бизнес. Образование. Право. – 2019. - №2 (47). – С. 394-398.
- Пасечник В.В. Цифровые технологии в организации обучения в основной общеобразовательной школе / В.В. Пасечник // Педагогическое образование и наука. – 2021. – №3. – С. 9-15.
- Семенова Г.И. Этнопедагогические основы формирования духовно-нравственных ценностей современной молодежи / Г.И. Семенова, В.И. Семкина // Современные проблемы науки и образования. – 2020. - №1. – С. 31-36.
- Сорокина Е.А. Использование цифровых технологий в учебно-воспитательном процессе школы / Е.А. Сорокина // В сб.: Цифровые технологии и инновации в развитии науки и образования. – Чебоксары, 2021. – С. 79-84.
- Старостин В.П. Философские основы этнопедагогики / В.П. Старостин, Н.К. Лотова // Modem Humanities Success. – 2020. - №1. – С. 31-34.
- Татаринов Ф.Ф. Информационная подготовка обучающихся в контексте актуализации потенциала этнопедагогики / Ф.Ф. Татаринов // В сб.: Актуальные вопросы полихотомического анализа. Материалы межрегионального тематического сборника с международным участием. – Курган, 2020. – С. 216 – 220.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании учащихся начальной школы
Не зависимо от типа образовательного учреждения педагоги используют новые технические и педагогические возможности и средства, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержани...
Роль информационных образовательных технологий в формировании ключевых компетенций учащихся начальных классов
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...
Доклад на тему: «Возможности образовательных технологий для формирований ключевых компетенций учащихся начальных классов на уроках математики».
В образовательной системе складываются огромные возможности для учителя в организации обучения младшего школьника. В современной системе образования лежит компетентностное о...
информационная карта инновационного опыта " Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности"
Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность, способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Результаты моей деятельности по формированию коммуника...
Роль технологии развития критического мышления в формировании читательской грамотности учащихся начальных классов
Описание опыта работы....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в котором ускоряется процесс появлени...
Веб - квест для учащихся 3 класса«Ханты-Мансийский автономный округ – удивительный регион России»
Приглашаем вас совершить удивительное путешествие по нашему удивительному округу - ХМАО- Югра...