ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
статья

Салихова Гульсина Динафовна

В статье актуализированы вопросы внедрения инновационных технологий в процесс этнического воспитания младших школьников в условиях Ямало-Ненецкого автономного округа. Рассмотрена необходимость перехода педагогического процесса – в том числе, касающегося формирования у обучающихся этнического самосознания, от традиционных к цифровым технологиям, в соответствии с положениями Национального проекта «Образование» и нового образовательного стандарта (ФГОС 3++). Показаны результаты педагогического эксперимента по внедрению инновационных, цифровых технологий в процесс этнического воспитания учащихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№1» г. Губкинского ЯНАО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Статья

Салихова Гульсина Динафовна,

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Ямало-Ненецкий автономный округ,

г. Губкинск

2022 год


Аннотация. В статье актуализированы вопросы внедрения инновационных технологий в процесс этнического воспитания младших школьников в условиях Ямало-Ненецкого автономного округа. Рассмотрена необходимость перехода педагогического процесса – в том числе, касающегося формирования у обучающихся этнического самосознания, от традиционных к цифровым технологиям, в соответствии с положениями Национального проекта «Образование» и нового образовательного стандарта (ФГОС 3++). Показаны результаты педагогического эксперимента по внедрению инновационных, цифровых технологий в процесс этнического воспитания учащихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№1» г. Губкинского ЯНАО.

Российская Федерация является одной из крупнейших мировых держав, на территории которой проживают в мире и согласии люди разных национальностей. Тем не менее, как показывает практика последних десятилетий, на территории нашей страны все более наблюдается взаимопроникновение и смешение культур, что, с одной стороны, позитивно влияет на взаимопонимание людей, их мирное сосуществование на одной территории. Но, с другой стороны, подобные процессы приводят к унификации культуры и постепенной утрате культурных традиций отдельных (особенно - малых) народов, утрате этнического самосознания и этнической самоидентификации подрастающего поколения [8]. Это ставит перед современной школой задачу этнического воспитания обучающихся, сохранения этнокультурных традиций и самоидентификации учащихся как представителей определенного этноса [4]. Этому способствует возможность активизации процессов этнического воспитания в школах Ямало-Ненецкого автономного округа за счет внедрения в новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС 3++) регионального компонента.

Этнопедагогическое воспитание в традициях народов Севера позволяет сохранять культуру и традиции малых северных народов, воспитывать у детей осознание принадлежности к своему народу, то есть – формировать их этническое самосознание и этническую идентичность.

Процесс этнопедагогического воспитания обучающихся в современной школе обладает огромным потенциалом как область научно-педагогических исследований, как технология воспитания, как направление творческой деятельности педагогов и обучающихся [3]. В данном случае, можно говорить о высокой необходимости включения этнопедагогического воспитания в образовательно-воспитательный процесс школ Ямало-Ненецкого автономного округа, сохраняя и продвигая таким образом культуру и традиции народов Севера и способствуя формированию духовно-нравственной личности обучающихся, знающей и уважающей свои исторические корни и свою культуру [6]. Более того, как утверждает А.В. Вялкова, наиболее оптимальным периодом формирования у детей интереса к родной культуре и этносу, является период обучения в начальной школе [1].

Развитие научно-технического прогресса, появление новых технологий, изменение условий жизни населения, требуют постоянной модернизации воспитательно-образовательного процесса, поиска новых технологий в образовании. Этому способствуют положения, действующего в настоящее время в нашей стране Национального проекта «Образование». В частности, одним из направлений данного Проекта является инициатива «Цифровая образовательная среда». Данная инициатива основана на положении о том, что новая модель образования должна соответствовать современным реалиям развития цифровой экономики, применяя наиболее современные методы и средства обучения, в том числе – для развития этнопедагогического потенциала школы [7].

В целях цифровизации системы образования, в 2021 году к широкополосному Интернету были подключены все школы нашей страны, наиболее современным цифровым оборудованием в 2021 году было обеспечено 6485 школ в 71 субъекте Российской Федерации. Внедрение цифровых технологий в практику регионального образования обеспечивает возможность значительно расширить доступ обучающихся к качественным образовательным программам и учебным материалам, при этом сохраняя традиции отечественного образования [5]. Подобная ситуация обеспечивает трансформацию моделей получения информации и расширение видов деятельности педагогов и обучающихся [2].

Внедрение инновационных цифровых технологий в образовательно-воспитательный процесс школы с целью формирования этнического самосознания учащихся младших классов было реализовано в виде педагогического эксперимента в 2021-2022 учебном году на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» (Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Губкинск). С целью оптимизации процесса этнопедагогического воспитания учащихся младших классов и формирования их этнического самосознания, был сформирован перечень цифровых ресурсов, обладающих такими характеристиками, как:

- удобный интерфейс для пользователя;

- возможность работы в наиболее распространенных операционных системах;

- бесплатность установки и использования ресурса;

- простота освоения и использования;

- независимость ресурса от других программных продуктов [9].

Помимо достижения основной цели – развития этнического самосознания учащихся, экспериментальное внедрение в образовательно-воспитательный процесс цифровых технологий решало задачи:

- повышения уровня индивидуализированности образовательного процесса;

- развитие самостоятельности и ответственности обучающихся;

- развитие познавательной активности школьников в области этнокультурного наследия;

- повышение визуализации учебных материалов;

- расширение спектра образовательного инструментария для педагогов и школьников.

В ходе педагогического эксперимента использование инновационных (цифровых) технологий в формировании этнического самосознания младших школьников, проходило по трем направлениям:

- использование цифровых технологий на уроках в виде просмотра видеофильмов и видеороликов об истории и культуре народов Севера, виртуальных экскурсий в музеи ЯНАО;

- применение цифровых технологий в осуществлении внеурочной проектной деятельности этнопедагогической направленности – например, графического редактора Power Point, Libre Office, и пр. для поиска и оформления информации, для создания презентаций;

- расширение за счет использования цифровых технологий возможностей взаимодействия педагогов и обучающихся, в том числе, в рамках дистанционного обучения – например, при помощи социальных сетей,  Yandex 360 и др.

Для оценки эффективности внедрения инновационных технологий в процесс формирования этнического самосознания младших школьников, в начале и в конце педагогического эксперимента были проведены контрольные срезы, характеризующие уровень сформированности у обучающихся этнического самосознания. Для оценки этнического самосознания обучающихся были использованы: контрольный тест, содержащий вопросы из области истории, культуры и традиций родного народа, и тест-опросник О.Л. Романовой по изучению этнической идентичности. В исследовании приняли участие 20 человек – учащихся 3 класса МБОУ СОШ №1 г. Губкинска.

В процессе педагогического эксперимента была зафиксирована положительная динамика знаний обучающихся об истории и культуре родного народа: если в начале исследования количество верных ответов контрольного теста в среднем по выборке составило 36%, то к концу педагогического эксперимента этот показатель увеличился в среднем по выборке до 84%. Аналогично был зафиксирован рост результатов по методике О.Л. Романовой. Это видно в таблице 1.

Таблица 2 – Динамика показателей теста О.Л. Романовой в процессе педагогического эксперимента

чувство принадлежности к этнической группе

значимость национальности

взаимоотношения большинства и меньшинства

использование языка

Начало эксперимента

Окончание эксперимента

Начало эксперимента

Окончание эксперимента

Начало эксперимента

Окончание эксперимента

Начало эксперимента

Окончание эксперимента

высокие

72%

83%

19%

34%

0%

48%

90%

90%

средние

28%

17%

68%

66%

91%

52%

10%

10%

низкие

0%

0%

13%

0%

4%

0%

0%

0%

Таким образом, можно утверждать, что использование инновационных (цифровых) технологий в процессе формирования этнического самосознания младших школьников в условиях Ямало-Ненецкого автономного округа оказало позитивное влияние на рост этнического самосознания детей и уровень их знаний об истории и культуре родного края.

Использованная литература

  1. Вялкова А.В. Реализация внеурочной деятельности средствами краеведения / А.В. Вялкова // Региональное образование ХХI века: проблемы и перспективы. – 2012. - №1. – С. 140-146.
  2. Кутузов С.А. Путь школы в мире цифровых технологий: цели, шаги, результаты / С.А. Кутузов // Методист. – 2017. - №5. – С. 30-33.
  3. Кутыбаева А. Влияние этнокультурного образования на воспитание и формирование личности / А. Кутыбаева, А. Маратова, А. Молдакаир, А. Мэжит, Д. Муртаза, Б. Сактапергенова // Вестник науки. – 2019. – Т. 2. - №1 (10). – С. 49-54.
  4. Кюнкрикова И.В. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся в процессе внеурочной деятельности / И.В. Кюнкрикова, К.А. Липовая, Е.А. Володина // Бизнес. Образование. Право. – 2019. - №2 (47). – С. 394-398.
  5. Пасечник В.В. Цифровые технологии в организации обучения в основной общеобразовательной школе / В.В. Пасечник // Педагогическое образование и наука. – 2021. – №3. – С. 9-15.
  6. Семенова Г.И. Этнопедагогические основы формирования духовно-нравственных ценностей современной молодежи / Г.И. Семенова, В.И. Семкина // Современные проблемы науки и образования. – 2020. - №1. – С. 31-36.
  7. Сорокина Е.А. Использование цифровых технологий в учебно-воспитательном процессе школы / Е.А. Сорокина // В сб.: Цифровые технологии и инновации в развитии науки и образования. – Чебоксары, 2021. – С. 79-84.
  8. Старостин В.П. Философские основы этнопедагогики / В.П. Старостин, Н.К. Лотова // Modem Humanities Success. – 2020. - №1. – С. 31-34.
  9. Татаринов Ф.Ф. Информационная подготовка обучающихся в контексте актуализации потенциала этнопедагогики / Ф.Ф. Татаринов // В сб.: Актуальные вопросы полихотомического анализа. Материалы межрегионального тематического сборника с международным участием. – Курган, 2020. – С. 216 – 220.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании учащихся начальной школы

Не зависимо от типа образовательного учреждения педагоги используют новые технические и педагогические возможности и средства, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержани...

Роль информационных образовательных технологий в формировании ключевых компетенций учащихся начальных классов

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...

Доклад на тему: «Возможности образовательных технологий для формирований ключевых компетенций учащихся начальных классов на уроках математики».

     В образовательной системе складываются огромные возможности для учителя в организации обучения младшего школьника. В современной системе образования лежит компетентностное о...

информационная карта инновационного опыта " Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности"

Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность, способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.    Результаты моей деятельности по формированию коммуника...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в котором ускоряется процесс появлени...

Веб - квест для учащихся 3 класса «Ханты-Мансийский автономный округ – удивительный регион России»

Приглашаем вас совершить удивительное путешествие по нашему удивительному округу  - ХМАО- Югра...