«Педагогическое сопровождение одаренных детей»
статья

Салихова Гульсина Динафовна

Данная статья посвящена обоснованию необходимости педагогического сопровождения одаренных детей в условиях общеобразовательного учреждения, описанию разработанной модели педагогического сопровождения одаренных учащихся начальных классов в условиях общеобразовательного учреждения и анализу результатов экспериментальной апробации данной модели. В статье показана эффективность разработанной модели как средства всестороннего развития одаренных детей и формирования их мотивации к саморазвитию в рамках имеющейся одаренности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_odarennye.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогическое сопровождение одаренных детей»

Салихова Гульсина Динафовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Губкинский, учитель начальных классов

Аннотация. Данная статья посвящена обоснованию необходимости педагогического сопровождения одаренных детей в условиях общеобразовательного учреждения, описанию разработанной модели педагогического сопровождения одаренных учащихся начальных классов в условиях общеобразовательного учреждения и анализу результатов экспериментальной апробации данной модели. В статье показана эффективность разработанной модели как средства всестороннего развития одаренных детей и формирования их мотивации к саморазвитию в рамках имеющейся одаренности.

Ключевые слова: одаренные дети, младшие школьники, педагогическое сопровождение, модель педагогического сопровождения, самореализация, мотивация, педагогические условия, педагогический эксперимент.

В последние годы особое внимание в отечественной педагогике уделяется выявлению и развитию способностей и талантов детей, как старта их будущей успешности. Примером этому может служить президентская программа «Наша новая школа», ориентированная на поиск и поддержку талантливых и одаренных детей и их педагогическое сопровождение.

Одаренные дети в современных педагогических исследованиях рассматриваются как дети, которые, по сравнению с большинством своих сверстников имеют более высокие интеллектуальные или творческие способности и обладают доминирующей познавательной потребностью, которая может реализовываться как в обучении в целом, так и относительно конкретной области, в которой ребенок проявляет одаренность [2].

Особая роль в развитии и поддержке одаренных детей принадлежит школе, особенно, на начальных этапах обучения, поскольку именно в младшем школьном возрасте учебная деятельность ребенка является его ведущей деятельностью, через призму которой происходит все его личностное развитие, а личность учителя является главной фигурой в жизни младшего школьника.

Как показывает практика, учебные программы большинства общеобразовательных учреждений в настоящее время ориентированы на обучение и развитие «обычных» детей (каковых, как можно справедливо заметить, большинство) в то время, как особые группы обучающихся, к каковым, безусловно, относятся одаренные дети, не всегда получают в школе необходимый для их развития объем знаний и педагогическое внимание. В связи с этим, на современном этапе в рамках педагогической теории и практики, сформировалась насущная потребность в разработке и экспериментальной апробации новых педагогических моделей системы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения.

Мы считаем, что подобная педагогическая модель сопровождения одаренных детей в условиях общеобразовательного учреждения, должна иметь цель, ориентированную на создание условий для оптимального развития одаренных детей за счет их творческой, интеллектуальной и спортивной самореализации. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда практических задач, связанных с проведением диагностической работы по выявлению одаренных детей, поиском оптимальных средств их обучения и развития в урочной и внеурочной деятельности, обеспечения научно-методического и информационного сопровождения процесса развития одаренных детей, повышением квалификации педагогов в рамках подготовки к работе с одаренными детьми, стимулирования и поддержки одаренных детей, обеспечением в образовательном учреждении благоприятных условий для всестороннего саморазвития одаренных детей [1].

Основными принципами работы с одаренными детьми, в рамках разработанной модели педагогического сопровождения одаренных учащихся начальных классов в условиях общеобразовательного учреждения, стали принципы развивающего обучения, опережающего обучения, принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, принцип диалогичности. Педагогическое сопровождение одаренных детей в рамках данной модели строилось на базе личностно-ориентированного, деятельностного и индивидуального подходов к обучающимся. Педагогическими условиями реализации модели стали:

- дифференциация и индивидуализация обучения в соответствии с выявленной одаренностью;

- увеличение роли внеурочной и самостоятельной деятельности одаренных детей;

- создание в образовательном учреждении комфортных условий для творческой, интеллектуальной и спортивной самореализации одаренных детей;

- усиление внимания к межпредметным связям в индивидуальной работе с одаренными детьми;

- разработка индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей.

В рамках разработанной модели работа проводится в трех основных направлениях: работа с педагогами, в виде лекций и семинаров по обучению работе с одаренными учащимися, работа с родителями школьников в виде индивидуальных и групповых консультаций по планированию индивидуального образовательного маршрута одаренных детей и выработке рекомендаций, касающихся педагогического взаимодействия с одаренными детьми. Работа непосредственно с учащимися, проводится в виде их участия в конкурсах, олимпиадах, кружковой деятельности, участия в соревнованиях, состязаниях, выставках, концертах и т.п.

Основные положения разработанной модели, схематически представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Модель педагогического сопровождения одаренных учащихся начальных классов в условиях общеобразовательного учреждения

Показатель удовлетворенности одаренных детей, изучался при помощи проведения до и после реализации представленной модели теста школьной мотивации Н. Лускановой, а повышение адаптированности одаренных детей фиксировалось при помощи методики экспертных оценок адаптированности ребенка к школе В.И. Чиркова, О.Л. Соколовой и О.В. Сорокиной [3]. Величины сдвигов, произошедшие за время апробации модели по данным показателям, представлены в виде сопоставления средних арифметических значений в таблице 1.

Таблица 1 – Рост показателей удовлетворенности и адаптированности одаренных детей в результате апробации разработанной модели педагогического сопровождения одаренных учащихся начальных классов в условиях общеобразовательного учреждения (в баллах)

этап

удовлетворенность

адаптация

До апробации модели

12,8

15,97

После апробации модели

24,07

24,47

Величина сдвига

11,27

8,5

Как показано в таблице 1, в результате экспериментальной апробации разработанной модели, уровень удовлетворенности одаренных учащихся вырос в среднем почти вдвое, а уровень адаптированности – почти на треть, что свидетельствует об эффективности данной модели.

Повышение уровня индивидуальных достижений одаренных обучающихся и владения ими общепредметными и социальными компетенциями, было изучено путем анализа частоты и результативности участия одаренных учащихся в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях. Как показал проведенный анализ, частота участия одаренных детей за время апробации модели, по сравнению с предыдущим учебным годом, увеличилась на 40%, при этом результативность подобного участия, выросла в среднем на 23%, что еще раз подчеркивает эффективность разработанной модели как средства педагогического сопровождения одаренных учащихся начальных классов в условиях общеобразовательного учреждения.

Доказанная эффективность разработанной модели педагогического сопровождения одаренных учащихся начальных классов в условиях общеобразовательного учреждения, позволяет рекомендовать данную модель к использованию в различных общеобразовательных учреждениях, для работы с одаренными детьми. Важным при этом, видится необходимость разработки моделей и отдельных педагогических мероприятий, обеспечивающих преемственность педагогического сопровождения одаренных детей при переходе из младшей в среднюю школу.

Библиографический список

  1. Савельникова, И.К. Социально-педагогическое сопровождение адаптации учащихся к условиям образовательного учреждения / И.К. Савельникова // В сб.: Студенческая наука: проблемы, тенденции и перспективы развития. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет». – 2018. – С. 223-230.
  2. Седова, Е.А. Система работы с одаренными детьми в начальной школе / Е.А. Седова // Образование и воспитание. – 2017. - №5. – С. 112-114.
  3. Шихвердиева, С. Личностно ориентированное образование как поле реализации гуманных педагогических технологий / С. Шихвердиева, А. Агаларов. // В сб.: Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии. Материалы второй международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 242-249.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание творческой среды для педагогического сопровождения одаренных учащихся

статья об инновационной деятельности учителя-словесника...

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС

В данной статье отмечены основные виды одаренности и направление работы педагога при раскрытии и развитии таланта обучающихся младшего школьного возраста, рассказывается об особенностях психолого-педа...

Система выявления и сопровождения одаренных детей, как возможность самопознания и самореализации детей младшего школьного возраста

Статья раскрывает опыт работы педагог-психолога в школе в форме участия в фестивале "Портфолио как способ самореализации личности", организованного в САО  г. Москве в 2009-2013 на базе ГОУ ЦО №14...

Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.

Создание  условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей,  реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.  Наличие с...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.

Рабочая программа по поддержке и развитию детей с признаками одаренности в начальной школе....

Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей

В данной статье содержится материал о создании психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие способностей учащихся....