Урок по обучению грамоте: "Ъ. Отработка начертания"
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме

Даркина Ольга Михайловна
На уроке у детей формируется чёткий зрительный образ буквы ъ.Путешествие по сказке"Колобок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Doc1.doc277.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия №13»  

Учитель: Даркина Ольга Михайловна

Тема:      Ъ. Отработка начертания.

 

Цель:   формировать у детей чёткий зрительный образ буквы ъ, научить писать в заданной последовательности, отрабатывать начертание буквы. Среднеплавное соединение с другими буквами.

Оборудование:   образцы написания букв;, страницы волшебной книги (карта - путешествия); герои сказки «Колобок» и Незнайка; таблицы к уроку.

                                  ХОД УРОКА

  1. Организация начала урока.
  2. Сообщение темы и цели.

                             - Сегодня мы будем учится писать новую букву и правильно соединять с другими буквами. Урок у нас необычный – «Письмо в сказке».

   Открывая страницы этой волшебной книги, решая логические задачи и учась писать слова и предложения, мы встретимся с героями любимой сказки. Вместе с нами будет учится и Незнайка. Чтобы раскрыть книгу, надо решить задачу (доска – это книга, висит замок, который надо открыть ключом):    «Два братца».

  «Однажды в волшебной стране появились два странных незнакомца. Один из них легко ступал по земле, а другой – с силой и твёрдостью от неё отталкивался. Были они похожи друг на друга, вот только причёски у них различались. Один имел короткую стрижку, другой в кепке с маленькой твёрдой косичкой. И были эти незнакомцы братьями.. Хоть и были они родными братьями, но имели разные характеры: один был добрым и ласковым, всё время старался всё смягчать, а другой отличался молчаливостью и твёрдостью».

            --Что это за буквы – братья?        ( Ъ   и   Ь)

                                 

    _ Молодцы, отгадали.  Вот вам ключ, дверь открывается. Прочитаем название сказки.

  1. Работа над новым материалом.

/  По ходу урока открываются страницы волшебной книги. Их пять/

  Страница первая.

«Поможем бабушке и дедушке испечь колобок».  (научимся писать букву)                  1. Анализ буквы: состоит из плавной изогнутой линии и строчной наклонной линии с четвертным овалом.

2.Объяснение последовательности начертания буквы.

3. Подготовка письму.

   Имитация написания буквы без счёта, а затем под счёт.

  1. Письмо детьми по прописям.

- Молодцы, дети. Хорошо научились писать букву.

  Страница вторая.

  «Встреча с зайцем» (отгадать с кем встреча)

 

 Загадка:      Комочек пуха,

                       Длинное ухо.

                       Прыгает ловко,

                       Ест морковку.

 -- Чтобы Зайчик не съел Колобка, надо вспомнить о  правиле написания Ъ:

      1)   Было «сел», стало «съел»,

            Догадаться ты сумел,

            Почему случилось так?

            Кто виновник?

             -- Ъ !  

  --Какую работу выполняет Ъ?

  -- Предупреждает, что надо разделять гласный и согласный звуки.

  -- Где пишется?

  -- После приставки, которая оканчивается на согласную и перед гласными е ё ю я.

                                          СХЕМА

                           

    2) Работа с разрезной азбукой, составление звуковой схемы.

            СЕЛ -- СЪЕЛ    

     3) Запись слов по образцу. (обратить внимание на соединение)

        -- Ребята, вы постарались! Поэтому Заяц отпускает нашего Колобка.

                                    ФИЗМИНУТКА

           1, 2, 3, 4, 5.

           Начал заинька скакать.

           Прыгать заинька горазд,

           Он подпрыгнул 10 раз.  

                                             

       

             Страница третья.    

             «Встреча с волком»

 

 Загадка:   На овчарку он похож,

                  Что ни зуб, то острый нож!

                  Он бежит, оскалив пасть,

                  На овцу готов напасть!

  -- Поможем колобку преодолеть преграду!

           1)  Письмо букв Ъ и  Ь.

                Находим их сходство и различие.

                Ъ – предупреждает,

                 Ь – смягчитель и разделитель.

             2) Словообразовательная работа.

                -- Наш колобок решил сменить транспорт и сел на велосипед. Ехал он ехал, только отъехал от Зайца, смотрит на дороге – болото. Объехал он тихонечко болото (чтобы не разбудить волка), съехал с горки и дальше поехал.

                          РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ

                                             

                                            ехал

                                    отъехал

                                    объехал

                             съехал 

                                       поехал    

  -- Повторяется корень, однокоренные слова, приставка.

  -- Почему в последнем слове поехал нет  Ъ ?

  -- Потому что приставка оканчивается на гласную.

                 

                3) Запись слова.             СЪЕХАЛ

                4) «Незнайкин диктант».  

                       -- Незнайка писал диктант. Он старательно выводил каждую букву.

                           Помогите ему исправить ошибки.

                                             

                                            На доске.

               Сел кашу. Пю воду. Веду сёмку. Забил коля.

               Правило:

                                              « Перед Е,Ё,Ю,Я

                                                  Я стою друзья».

   -- Ребята, вы очень хорошо потрудились на этой странице волшебной книги.

                 

                      Страница четвёртая.                                                                 «Встреча с медведем»  

         Загадка:                 Он всю зиму в шубе спал,

                                         Лапу бурую сосал.

                                         А проснувшись стал реветь,

                                          Этот зверь – лесной …….(медведь).                                                                                                              1.)Работа с предложением.

Колобок, я тебя съем!     

                   а) Чтение предложения.

                     -- Чтобы медведь не съел колобка, надо очень красиво списать предложение.

                    б)  Составление схемы предложения индивидуально на партах и на доске.

                    в)  Повторение правила написания предложений.

                    г)   Запись предложения.

                        Физминутка

             Топай, мишка,

                Хлопай. Мишка,

                Приседай со мной братишка,

                Руки вверх, вперёд и вниз,

                Улыбайся и садись!

                                Страница пятая.                     

             «Плутовка лиса»

                      Загадка:        Наш Колобок в густом лесу

                                            Встретил рыжую …. (лису).

  1. Логическое упражнение: обобщение группы букв на основе наличия в них общего элемента: линии с четвертным овалом.

                                            

             --- Сегодня мы изменим ход сказки: спасём Колобка. Мы будем волшебниками и художниками. Колобок запылился в дороге  и вы должны раскрасить – почистить Колобка.

       

           Рисование узора – бордюра «Колобок на пне».

                           

  1. Итог урока.

-- Давайте расскажем Незнайке, что мы нового узнали на уроке?

-- О чём говорили?

 -- Чему научились?

 -- Где вам было очень трудно?

Словесная оценка: подарки – «Колобочки» -- за хорошую работу.

 ВЫВОД:           Ь    и    Ъ  !

                            ОБОЙТИСЬ БЕЗ НИХ

                            НЕЛЬЗЯ НИКАК !!!

         -- Спасибо, дети за урок!

                       

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Современный урок в школе"

Данный урок проводится по программе "Гармония " в 1 классе...

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму. Тема: Согласный звук [й]. Буква Йй.

Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слова с буквой Й; учить узнавать и применять графический образ букв; способствовать развитию литературно грамотной и связной р...

Конспект урока по обучению грамоте (письмо) Тема урока: Первое задание. На уроке. Что в центре круга?

Конспект урока по обучению грамоте (письмо)Тема урока: Первое задание. На уроке. Что в центре круга? Тип урока: урок открытия нового знания.Цель деятельности учителя:- формировать навыки копирова...

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной "Заглавная буква Б" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной  "Заглавная буква Б". УМК "Школа России"...

Методическая разработка урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной "Строчная буква п". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В,А, Илюхиной "Строчная буква п". УМК "Школа России"...