Система работы с толковым словарем на уроках русского языка
статья по русскому языку (4 класс) по теме

Курносенко Виктория Ивановна
В статье описывается опыт работы с толковым словарем Е.Леоновича в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolkovyy_slovar.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

  • Курносенко Виктория Ивановна
  • Г. Омск, МОУ «Гимназия № 88», учитель начальных классов,

р.т. 83812(54-12-56), 

  • Г. Омск, 644046, ул. Декабристов 114/1 кв.1, д.т.83812(31-54-29),

tory-omsk@mail.ru, 8913-967-77-73

«Токовый словарь на уроках русского языка»

 «Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв.

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни».

                                    Вадим Шефнер

Чтобы  узнать значение слова, нужно обратиться к толковому словарю. Какую информацию можно получить, пользуясь толковым словарем Е. Леоновича. Основное его назначение – толковать смысл непонятных или малопонятных слов. Основным способом объяснения являются предельно краткие описательные определения.

 Кроме этой своей задачи, толковый словарь выполняет функции других языковых словарей: орфографического (по словарю всегда можно проверить написание слова), орфоэпического (словарь отмечает нормативное произношение слов), фразеологического (в словаре приводятся фразеологические сочетания), этимологического (к некоторым словам приводятся сведения этимологического характера). Благодаря такой универсальности толковый словарь ценен не только как справочник, но и как учебное пособие по русскому языку.

Словарная статья написана с учетом возрастных особенностей младшего школьника,    используется единый для всего словаря план построения, графические знаки.

При работе с толковым словарем я опиралась на работы М.Р. Львова. Начала я эту работу во втором полугодии первого класса. Словарная работа велась по 4 направлениям, выделенным М.Р. Львовым:

- обогащение словаря

- уточнение словаря

- активизация словаря

- устранение нелитературных произношений.

Цели работы с «Толковым словарем», выделенные Е. Леоновичем:

  1. Ввести ребенка в культуру языка и речи через словесные формы, которые выражают наиболее существенные понятия в мыслительной деятельности носителей языка, раскрывают особенности русской народной философии и психологии, быта.
  2. Познакомить с лексическим значением слов, с многозначностью слова, что приведет к значительному увеличению лексического запаса школьника, повышению точности употребления слов, расширению сферы их употребления.
  3. Приобщить школьников к литературе справочного типа по родному языку, научить их работать с толковым словарем.

В первом классе ставятся следующие задачи:

1.  Формировать умение находить нужное слово.

2. Формировать умение разбираться в структуре словарной статьи (чаще для однозначных слов).

       База работы со словарем подготовлена еще в период обучения грамоте (практическая работа над семантикой слова, усвоение алфавита, знакомство с «Орфографическим словарем»)

          Задания на отыскивание словарной статьи и называние номера страницы выполняются в форме соревнования, игры.

       Особого внимания заслуживает процесс усвоения детьми словарной статьи. Так, например, при изучении словарной статьи слова «ночь» детям были заданы следующие вопросы:

- Как толкуется в словаре слово «ночь»?

- Какие еще слова приводятся в словарной статье? (полночь, ночной, ночевать)?

- Подберите слова к слову «ночной»?

Прочитай предложение, которое приводится в статье (Ночь на дворе.).

Объясните смысл предложенной пословицы (Придет ночь, так скажем, каков день был.)

- Как А.С. Пушкин описывает украинскую ночь?

Во 2  классе ставлю следующую задачу:

1.Формировать умение разбираться в структуре словарной статьи многозначных слов, слов-омонимов (без сообщения терминологии), читать статьи, насыщенные иллюстративным материалом (с устойчивыми словосочетаниями, сведениями из области этимологии)

        Использую толковый словарь в словарно-орфографической работе. В словаре Е. Леоновича представлено большое количество таких слов: агроном, аллея, берег, ворота, восход, восток, герой, дорога и т.д.

Работа с толковым словарем была организована как на уровне - отдельного слова, 

- так и на уровне словосочетания,

-  предложения и

- текста.

Так на уровне слова были предложены задания, направленные на уточнение словаря.

Задание 1. Выберите из словаря 3 слова - существительное, прилагательное, глагол. Расскажите по словарным статьям о каждом из них.

Использую токовый словарь, знакомлю детей с разными способами объяснения семантики слова:

А) подбирая близкие по значению слова.

Б) указывая признаки предмета, названного словом

В) раскрывая значение частей слова

Задание 2. Прочитай объяснение слов в словаре. Запиши по образцу объяснение значения предложенных слов.

А) Багровый – самого яркого и густого красного цвета (Лазурный -

Б) Ведро - железная или деревянная посудина с ушами и дужкой для воды или других жидкостей (Стакан -…).

В) Проталина – место, где стаял снег, открылась земля. (Наводнение - …).

Работая со словарем на уровне предложения, подбираю предложения с многозначными словами. Многозначность слов дети наблюдали еще в период обучения грамоте, на уроках русского языка эти наблюдения носят лингвистический характер.

Задание 3. Запиши отрывки в порядке указанных в словаре значений слова «звезда».

Звезда. (словарь)

  1. Небесное тело, видимое в ночном небе как святящаяся точка.
  2. О человеке, который прославился, стал знаменитым.
  3. Геометрическая фигура с треугольными выступами, лучами от центра.

Отрывки:

             1. Аня Коровенкова  - звезда  нашего класса.

  1. В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут

3. Девочки   нарисовали  на асфальте разноцветные звездочки

Задание 4. Придумай свои предложения со словом «ворота» в порядке значений, указанных в словаре.

Ворота.

  1. Двери в стене или ограде для прохода или проезда.
  2. Место на поле, куда загоняют мяч, шар или шайбу в разных спортивных играх.

На уровне текста:

Задачи работы со словарем в 3-4 классе.

  1. Формировать умение использовать словарь при лексико-стилистической подготовке к написанию творческой работы.

По мнению Н.М. Неусыповой, каждая группа слов, над которой учитель и ученик работаю по словарю, должен иметь выход в речевую практику. Если написание текста отсрочено во времени, то к словарной статье надо обращаться как можно чаще, и делать это и в связи с заданием учебника, и как самостоятельно подготовленное задание к творческой работе.

В 3 классе дети при подготовке к сочинению «Осень взмахнула кистью» привлекались к толкованию слов: багровый ,  голубой, желтеть, золотой, картина, лазурь, осень, печаль.

В 4 классе, готовясь к творческим работам на зимнюю тему «Лесная царица», «В чем красота русской зимы?», вели литературную копилку, куда собирали красочные «слова-жемчужинки». На цель – накопление литературного материала работали и словари. Особое внимание уделили таким словам,  как: «изморозь и изморось, пороша, иней, чародей, вьюга, искусный, сиять, блестеть, волшебный».

В словарной статье приводятся иллюстративные примеры, показывающие употребления слова. В качестве примеров приводятся не только цитаты-отрывки из художественных произведений Некрасова, Пушкина, Маршака, но и характерные сочетания так называемые речения.

В числе иллюстративных примеров используются пословицы, поговорки. Например, в словарных статьях: хвост – «хвостом виляет», зубы – «зубы скалит»; птица -  «Птица красна перьем, а человек – ученьем».

В словаре довольно широко представлена русская фразеология. Автор словаря помещает её за специальным знаком в конце словарной статьи, давая фразеологизму краткое определение. Так, в словарной статье «вода»   помещено 9 фразеологизмов: как с гуся вода (ничего не делается кому-то), вилами по воде писано (неизвестно ещё, будет так или нет) и др.; в словарной статье «сердце»  - 4 фразеологизма: «человек большого сердца» (добрый, отзывчивый), «скрепя сердце» (с большоё неохотой, вопреки желанию).

Интересна история происхождения таких слов, как огромный ( от «гром»), пороша (от «порох»), луна (от «луч»).

Всё это дает широкие возможности использовать словарь в качестве учебника и для работы в классе, и для работы дома при изучении лексики, грамматики, морфологии.

 Задание 5. (при изучении лексики).

1Выпиши из толкового словаря несколько многозначных слов на букву Р (Родина, румяный) – 2 кл.

2.Выпиши несколько однозначных слов на букву Р (роса, родник, равнина, распутье) – 2 кл.

  1. .Выпиши из словаря несколько наиболее понравившихся фразеологизмов к слову «ухо»  – 3 кл.

4.Прочитай пословицы к словарной статье слова «око». Объясни их значение. – 1 кл.

При изучении лексики можно из словаря выбрать слова-синонимы, что даст возможность полнее и глубже усвоить понятие « синоним».

-Найди синоним к слову печаль с.31 (грусть)

-с. 35 чудо (диво)

-с. 93 враг (недруг)

-с. 133 отважный (смелый)

-с. 14 приказывать (велеть)

 Подобные упражнения можно проводить и с антонимами. 

-Найди антоним к слову богатый на с. 9 (бедный)

-с. 21 закат (восход)

-с. 26 говорить (молчать)

-с. 29 радость (горе)

-с. 95 старый дом (новый)

Задание  6. (при изучении грамматики)

Выпиши из толкового словаря слова с парным согласным на конце слова, укажи страницу. Устно придумай предложение с любым из слов.

Б -  берег, с. 10

 В – враг, восход, с. 21

 Г – герб, с. 23; город, с. 29

И -  изумруд, с. 61

Л – лебедь, с. 74

Задание 7. Узнай слово по описанию, найди отгадку в словаре. На какое правило выписанные слова? Каким способом ты проверишь эти слова?

С. 55 Верхний слой поверхности, почва (земля)

С. 69 Влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водными каплями в вечерние, ночные и ранние утренние часы (роса)

При изучении темы «Чередование согласных в корне» неоднократно обращались к словарю как к словарю-справочнику.

Задание 8. Прочти   словарную статью к слову « влага». Какое родственное слово приводится в статье? Какие согласные звуки чередуются? Назови разные варианты корня (влаг, влаж)

Аналогично проводилась работа над статьями слов

С. 38 – дорога (дорожный)

Варианты морфем : дорог – дорож

С. 124 – рука (ручной, ручка, рукав)

Варианты морфем рук – руч

Задание 9. Выпиши слова на букву д  с безударной гласной в корне, проверяемой ударением (далекий, девица, дерево, добро) – 2 кл.

Задание  10. (при изучении фонетики)

Выпиши слова на букву ю, в которых звуков больше, чем букв (юбилей, юг, юный, юркий) – 1 кл.

Словарь предоставляет широкие возможности для работы над составом слова. Элементы словообразования можно найти в большинстве словарных статей. Внимательный анализ процессов словообразования, выяснение и установление смысловых связей между однокоренными словами позволяет представить, какие элементы наиболее активны при образовании той или иной части речи, какова роль каждого словообразовательного элемента в слове.

Задание 11. (при изучении морфемики и словообразования) – 2 кл.

Из слов на букву Г выпиши те, которые относятся к схеме - нулевое окончание. К какому роду относятся выписанные слова? (герб, герой, гимн, глаз, год, голос, город, гром, гусь)

Задание 12. Какие родственные слова приводятся в статье «море»? Что значит «морской»? От какого слова образовано слово «морской»? С помощью чего? Какое значение вносит суффикс як в слово моряк? – 3 кл.

            Подводя итог о работе с толковым словарем, хочется сказать, что, работая с этим справочным пособием, дети, в первую очередь учатся оперировать не только видовыми, но и родовыми понятиями, в процессе языкового оформления результатов наблюдения происходит тренировка механизмов мышления и речи.

В результате систематической  работы  с толковым словарем у учащихся формируется умение быстро и точно выбирать необходимые слова и употреблять их в собственной речи.

Литература:

1. Леонович Е.Н Толковый словарь: Учебное пособие для 1-5 классов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – 184 с.

2. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.

3. Неусыпова Н.М, Стригина О.М. Учусь понимать слова: Толковый словарик: Учебное пособие для учащихся начальной школы, Дрофа, 2007. – 303 с.

4. Потиха З.А, Розенталь Д.Э.  Лингвистические словари и работа с ними в школе. Пособие для учителя М,  Просвещение,  1987.  - 127с

5. Сергеев В.Н.   Словари – наши друзья и помощники,  книга для внеклассного чтения учащихся 5-8 классов / В. Н. Сергеев. — М.: Просвещение, 1984. — 142 с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с орфографическим словарем на уроках русского языка

В статье описывается опыт работы со словарем П.Грушникова в начальной школе...

Мастер - класс "Использование толковых словарей на уроках русского языка"

Работа с толковыми словарями на уроках русского языка. Примеры упражнений для работы со словарями....

Система работы со словарями на уроках русского языка в УМК «Перспективная начальная школа»

В данной статье рассказывается о видах словарей, входящих в учебно-методический комплект по русскому языку, и их использовании в учебном процессе....

"Система работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС НОО"

                                          Аннотация к методической разработке...

ПРОЕКТ СЛОВАРЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ «СЛОВА-ГОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА». Методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка

Проект словаря разработан в рамках выпускной квалификационной работы по теме: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника в процессе создания словаря ино...

Статья : "Система работы со словарными словами на уроках русского языка "

Статья : "Система работы со словарными словами на уроках русского языка"...

Методическая разработка "Система работы изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах"

Для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями наряду с традиционной моделью передачи знаний в разработке показаны нетрадиционные методы и приёмы изучения словарных слов, которые напрвлен...


 

Комментарии

Курносенко Виктория Ивановна

Статья опубликова в журнале "Начальная школа До и после" в июне 2010 года