Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Ахмаева Ольга Анатольевна
Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

урока русского языка (развитие речи)

с использованием проектной методики:

« Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 30 г. Энгельса

Ахмаевой Ольги Анатольевны.

                                           2008 год

Ход урока:

  1. Организационный момент. Создание положительной мотивации.

                                                  Как богат русский язык!

                                                  Как много в нём метких слов!

                                                                             Л. Н. Толстой

 - Сегодня мы в этом убедимся. У нас будет много помощников и одни из них слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением. Какие это слова? Словарные.

2. Запись числа, вида работы. Чистописание.

оро     оро     оро

- Как вы думаете, что будет общего в написании  словарных  слов?

И ещё одна подсказка – все слова обозначают животных одного вида. Кто догадался, написание каких слов мы сегодня вспомним?

(Слова появляются в том порядке, в каком их называют дети)

Слово -  запись – уд/безуд. гласные - значение – пример употребления.

Воробей – маленькая птичка с серо – чёрным оперением.

Ворона – 1.всеядная птица, серая с чёрным или чёрная, родственная ворону.

                 2.перен. Зевака, ротозей.

Сорока – птица семейства вороновых с белыми перьями в крыльях.

- Что ещё, кроме сочетания «оро», общего у этих трёх слов?

                                                                                                              названия птиц,

                                                                                                   названия диких птиц,

                                                              названия неперелётных (зимующих) птиц,

                                                                                                   в словах по три слога.

- Чем различается написание слов? (ударение, количество букв)

3. Обогащение речевого опыта учащихся. Проект «Краткость речи – сестра таланта».

- Продолжаем знакомство с вашими проектами, выполненными дома. Вы наверняка догадались, что сегодня мы узнаем значения выражений, связанные со словами ворона, воробей, сорока. Это пословицы, поговорки, устойчивые выражения (фразеологизмы).  

 Расскажите, где вы искали информацию, и кто вам помогал (словари, произведения художественной литературы, Интернет, родители, библиотекари, учителя).

Сорока на хвосте принесла.

Трещит, как сорока.

Белая ворона.

Ворон ловить (считать).

Стреляный воробей.

Короче воробьиного носа.

    Учащиеся выступают со своими работами: это доклады, инсценировки, рассказы, перевоплощения, реклама, иллюстрации.

- Какой проект понравился вам? Почему?

Итоги подведём завтра и назовём победителей в заявленных номинациях.

4. Первичное закрепление. Правильное употребление в речи.

Работа с картой индивидуальных заданий (смотри приложение)

Взаимопроверка.

5. Творческая работа в группах из 3-х -4-х человек.

  • Учащиеся зачитывают текст вслух и называют выбранное крылатое выражение. Остальные ученики оценивают правильность выполнения задания.
  • Рассказы-загадки. Ученики подбирают крылатые выражения по теме урока.

      6. Подведение итогов урока.

    - Что узнали нового?

    - Что понравилось? Не понравилось?

    - На какие вопросы не получили ответы?

    - О чём хотелось бы узнать что-то новое?

                             Творческая работа в группах.

                                   Карточка № 1

1-е  задание:    прочитайте рассказ.                      

    Весна.

  Пришла весна!

  Кругом ещё лежит снег. А солнце радостно улыбается.

- Солнце улыбается, - зачирикали  воробьи.

- Кар – р! Кому? –закаркали вороны.

- Всем – всем – всем! – запиликали синицы.

  Запели звонко птицы. Зажурчал на весь мир ручей: - Весна! Весна! Весна!

- Весна! – услышал медведь. Вмиг вылез мишка из берлоги.

                                                         ( В. Хмельницкий )

Подберите меткое выражение к рассказу, характеризующее его героев или саму ситуацию. Запишите это выражение в тетради.

2-е  задание: 

Составьте рассказ по теме, используя данные слова. Запишите его в тетради.  Прочитайте  в классе. Предложите одноклассникам подобрать к вашему рассказу меткое выражение из темы урока.

Новый год

Костюмы животных, героев сказок и мультфильмов

Света в джинсах и свитере


Новый год

Костюмы

Света в джинсах и свитере


Творческая работа в группах.

Карточка № 2

1-е  задание:   прочитайте рассказ.

Ванька – Встанька.                                        .

Среди игрушек -  паника!

Все куколки в слезах!

Свалился Ванька – Встанька!

Ах –ах –ах –ах –ах –ах !

Матрёшки тащат йод,

Бинты, пакеты с ватой.

А Ванька вдруг встаёт

С улыбкой плутоватой.

- Поверьте, я живой!

И не нуждаюсь в няньке!

Нам падать не впервой –

На то мы Ваньки – Встаньки!

Подберите меткое выражение к рассказу, характеризующее его героев или саму ситуацию. Запишите это выражение в тетради.

2-е  задание: 

Составьте рассказ по теме, используя данные слова. Запишите его в тетради. Прочитайте  в классе. Предложите одноклассникам подобрать к вашему рассказу меткое выражение из темы урока.

Девочка Лена

Поговорить

Болтать с утра до вечера


Девочка Лена

Поговорить

Болтать с утра до вечера


Творческая работа в группах.

Карточка № 3

1-е  задание:   прочитайте рассказ.

Ранним утром стали появляться у скворчихи в гнезде птенцы.

- Пи - и – ть хочу, - запищал первый.

- Чьво – чьво? – переспросил второй птенец.

- Тень – тень – затренькал третий. Это он так слово день выговаривал.

- Чьи – чьи? – стал задавать вопросы четвёртый.

  Лезет из скорлупы пятый, последний. Птенцы смотрят на него, ждут, что он скажет.

  А он как закричит: - ку – ку!

                                                                          По В. Степанову.

Подберите меткое выражение к рассказу, характеризующее его героев или саму ситуацию. Запишите это выражение в тетради.

2-е  задание: 

Составьте рассказ по теме, используя данные слова. Запишите его в тетради. Прочитайте  в классе. Предложите одноклассникам подобрать к вашему рассказу меткое выражение из темы урока.

Во дворе

Котёнок

Мама удивилась

крошка


Во дворе

Котёнок

Мама удивилась

крошка


Творческая работа в группах.

Карточка № 4

1-е  задание:  прочитайте рассказ.

Идёт коза по улице, домой торопится. Дома её хозяйка покормит и напоит. А если хозяйка замешкается, коза сама себе что–нибудь стащит. В сенях веник погложет, на кухне хлебца ухватит, в огороде морковку съест, в саду кору с яблони сдерёт. Вот какая вороватая, дерзкая, озорная!

                                                                         По Е. Чарушин

Подберите меткое выражение к рассказу, характеризующее его героев или саму ситуацию. Запишите это выражение в тетради.

2-е  задание: 

Составьте рассказ по теме, используя данные слова. Запишите его в тетради.  Прочитайте в классе. Предложите одноклассникам подобрать к вашему рассказу меткое выражение из темы урока.

Новость

Уроков не будет

Не знаю

Кто-то сказал


Новость

Уроков не будет

Не знаю

Кто-то сказал


Творческая работа в группах.

Карточка № 5

1-е  задание:   прочитайте рассказ.

 Повстречались в лесу лиса и заяц. Заяц испугался и решил лису отвлечь: стал ей зубы заговаривать.

-Знаешь, лиса, указ вышел: теперь не лисы зайцев ловить будут, а зайцы будут на лис  охотиться!

Удивилась лиса:

- Это как же так?! Откуда ты знаешь?

- Да все об этом говорят! А кто первым сказал – я и не знаю…

Подберите меткое выражение к рассказу, характеризующее его героев или саму ситуацию. Запишите это выражение в тетради.

2-е  задание: 

Составьте рассказ по теме, используя данные слова. Запишите его в тетради.   Прочитайте  в классе. Предложите одноклассникам подобрать к вашему рассказу меткое выражение из темы урока.

Олимпиада

Трудные задания

Уже участвовал

Победил


Олимпиада

Трудные задания

Уже участвовал

Победил


Творческая работа в группах.

Карточка № 6

1-е  задание:   прочитайте рассказ.

                                           Два моря.

- Я тоже море? – спросила морская капля у моря.

- Конечно, - ответило море. – Просто ты ещё маленькая.

Подберите меткое выражение к рассказу, характеризующее его героев или саму ситуацию. Запишите это выражение в тетради.

2-е  задание: 

Составьте рассказ по теме, используя данные слова. Запишите его в тетради.    Прочитайте  в классе. Предложите одноклассникам подобрать к вашему рассказу меткое выражение из темы урока.

Вася получил двойку

Невнимательный

Отвлекался

Плохая отметка


Вася получил двойку

Невнимательный

Отвлекался

Плохая отметка


Творческая работа в группах.

Карточка № 7

1-е  задание:   прочитайте рассказ.

Я пролил варенье на пол,

Скатерть новую закапал,

И решил: «Чего уж там!

Наведу порядок сам!»

Всё варенье сгрёб под стол,

Вымыл скатертью весь пол,

Скатерть в ванну окунул,

С жидким мылом сполоснул.

Даже мама похвалила:

«Не жалел ни сил, ни мыла!»

Подберите меткое выражение к рассказу, характеризующее его героев или саму ситуацию. Запишите это выражение в тетради.

2-е  задание: 

Составьте рассказ по теме, используя данные слова. Запишите его в тетради. Прочитайте  в классе. Предложите одноклассникам подобрать к вашему рассказу меткое выражение из темы урока.

Музыкальная школа

Хотел играть на скрипке

Нет слуха


Музыкальная школа

Хотел играть на скрипке

Нет слуха


Творческая работа в группах.

Карточка № 8

1-е  задание:  прочитайте рассказ.  

 

Почему сегодня Петя                                      За стеной соседи встали,

Просыпался десять раз?                                  Электричество зажгли,

Потому что он сегодня                                    За стеной соседи встали,

Поступает в первый класс.                              А потом опять легли.

Он теперь не просто мальчик,                        Разбудил он всю квартиру,

А теперь он новичок.                                       До утра заснуть не мог.

У него на новой куртке                                   Даже бабушке приснилось,

Отложной воротничок.                                   Что она твердит урок.

Он проснулся ночью тёмной,                          Даже дедушке приснилось,

Было только три часа.                                      Что стоит он у доски

Он ужасно испугался,                                       И не может он на карте

Что урок уж начался.                                        Отыскать Москва – реки.

Он оделся в две минуты,                                   Почему сегодня Петя

Со стола схватил пенал.                                    Просыпался десять раз?

Папа бросился вдогонку,                                  Потому что он сегодня

У дверей его догнал.                                          Поступает в первый класс.            

Подберите меткое выражение к рассказу, характеризующее его героев или саму ситуацию. Запишите это выражение в тетради.

2-е  задание:

Составьте рассказ по теме, используя данные слова. Запишите его в тетради. Прочитайте  в классе. Предложите одноклассникам подобрать к вашему рассказу меткое выражение из темы урока.

Курица с цыплятами

Рыжий кот

Схватить

Закрыла собой


Курица с цыплятами

Рыжий кот

Схватить

Закрыла собой


Индивидуальная карта заданий ученика ( цы )2___класса

_________________________________________________________

По теме: словарное слово «собака»

1 уровень средний

Задание: вставь пропущенные буквы.

Бывает ч__сто, что в городах на пожарах остаются дети в д__мах и их нельзя вытащить, потому что от испуга они спрячутся и м__лчат, а от дыма их нельзя рассмотреть.

         Разыскивать таких д__тей при пожарах приуч__ют с__бак. С__баки эти ж__вут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают с__бак вытаскивать д__тей.

        

Придумай и запиши клички для собак:

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2 уровень высокий

Задание: вставь пропущенные буквы.

Висит на заборе,                                                Щенок белоснежный,

Колышется ветром,                                        Лишь рыж__е пятна,

Колышется ветром                                        Лишь рыж__е пятна,

Бумажный л__сток.                                        И кисточ_кой хвост.

Пропала с__бака,                                        Найдите с__баку,

Пропала с__бака,                                        Найдите с__баку!

Пропала с__бака                                                Вернись поскорее,

по клич_ке Дружок.                                        Мой маленький дру__!

Выбери из текста и запиши описание собаки:

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________


стреляный воробей

трещит как сорока

белая ворона

ворон ловить (считать)

короче воробьиного носа

сорока на хвосте принесла

новости из неизвестного источника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме Тема: «Правописание безударных гласных в словах»

Цель:  совершенствовать умения распознавать в словах безударные гласные...

Коррекционное занятие по русскому языку в 4 классе (VII вида) по теме: "Безударные гласные, непроверяемые ударением"

Коррекционное занятие по русскому языку для детей с ЗПР (VII вида) помогает ликвидировать пробелы в знаниях по теме: "Безударные гласные, непроверяемые ударением"; помогает обучающимся запомнить ...

"Правописание слов с буквами безударных гласных непроверяемых ударением"

Хорошее и быстрое запоминание учащимися слов с буквами безударных гласных непроверяемых ударением во многом зависит от правильного сочетания разнообразных приёмов и методов в работе учите...

Конспект урока русского языка во 2-ом классе по теме "Правописание безударных гласных в корне слова

Коспект урока и презентация по теме "Безударные гласные в корне слова"...

Проверочная работа по русскому языку. 3 - 4 класс. Повторение правил о правописании безударных гласных, парных звонких/глухих согласных, непроизносимых согласных.

Проверочная работа по русскому языку. 3-4 класс. Правописание безударных гласных в корне слова, парных звонких, глухих согласных, непроизносимых согласных....

Отзыв к уроку русского языка в 3-ем классе, на тему"Правописание безударных гласных в корне слова"

Отзыв руководителя ГМОЛ на открытый урок по русскому языку в третьем классе....