рабочая программа по и тематическое планирование по русскому языку УМК "Планета знаний
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Кравченко Лидия Григорьевна

рабочая программа и тематическое планирование составлены на сонове программы УМК "Планета знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

              Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, примерной программы  и на основе программы УМК «Планета знаний».

            Язык по своей специфики и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средочием  культуры народа, основной формы проявления национального и личного самосознания и , наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.  

           Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

                     - развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

                    - формирование элементарной лингвистической компетенции;

    Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функциональной грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

            Цели , задачи и содержание курса русского языка в 4 классе начальной школе.

     Цель: развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык»

Задачи :

                    - дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;

                    - обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

                  - сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);

                  - развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас,   грамматический строй речи, способствовать умению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной форме;

                 - способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей;

           Учебный предмет изучается в 4 классе, состоит из 170 часов, в том числе на проверочные, творческие и контрольные работы отводится-27 часов.

           Содержание программы носит обучающий и развивающий характер. При проведении уроков используются беседы, комбинированные, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно – деятельностные игры, работах в парах, дифференцированные задания и т.д.

           Итоговый контроль проводится в форме контрольных диктантов, контрольного списывания, контрольных тестирований.

           Учащиеся должны знать:

           - отличительные признаки основных языковых средств: слова, словосочетания, предложения,текста;  

          - названия и отличительные признаки:

                       а) значимых частей слов (корень, приставка. суффикс, окончание) ;

                    б) частей речи, включая личные местоимения;

                    в) основных типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: восклицательные, вопросительные, повествовательные, побудительные;

         - правила орфографические (правописание падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);

               Уметь:

                    -практически использовать знания алфавита при работе со словарем;

                    - производить элементарные языковые анализы слов (звуко – буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

                  - различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбрать нужную букву для обозначения звуков;

                  - грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70 – 90 слов, 75 – 80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы.

     

 Литература:

  1. Бойко Е.С. Русский язык в свете теории речевой деятельности. – М., 1998.
  2. Желтовская Л.Я. Постижение самобытности языка русского народа как средства усиления духовно – нравственного воспитания младших школьников. – Сельская школа. Современный взгляд на проблемы обучения и воспитания. – М.: ИОСО РАО, 2003.
  3. Желтовская Л.Я., Купалова А.Ю. Русский язык (коммуникативно ориентированный курс). Программа. Сб.Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы, ч. 1.- М., Просвещение, 2000 – 2003.
  4. Концепция о непрерывном образовании. Дошкольное и начальное обучение. – Нач. школа, № 4, 2000.
  5. Купалова А.Ю. Интеграция двух начал в обучении. – Советская педагогика, № 3, 1988
  6. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., Просвещение, 1991.
  7. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования – на основную. – Нач. школа, № 8, 2004.
  8. Основы теории речевой деятельности//  Под ред. А.А. Леонтьева. – М., 1974.
  9. Рождественский Н.С.О языке и речи в начальном обучении. – Нач. школа, № 1, 1993.
  10. Соловейчик М.С. О содержании и структуре программы речевой подготовки младших школьников. – М., 1989.
  11.  Типовая программа на основе Госстандарта. – Информационный вестник Министерства образования и науки, № 2, 2005.
  12. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (проект), 2004.
  13. Шанский Н.М. и др. Что значит знать язык и владеть им. – Л., 1989.


Предварительный просмотр:

                          ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Сроки, учебные недели

Уроки

Основные цели, задачи изучения тем. Ведущие виды речевой деятельности, характер упражнений

Основные понятия, словарь

1-е полугодие

1-я четверть

Раздел: Общаемся устно и письменно... - 24 ч

Тема: Вспоминаем качества русской речи — 3 ч

1-я учебная неделя

Урок 1

Урок 2

№ 1-4

Упражнения в реализации при чтении вслух, устном общении свойств, качеств устной русской речи: внятности и правильности произношения звуков, слов, ритмичности, плавности, уместного уровня громкости, скорости речи.

Резервный урок.

Произносим внятно, читаем выразительно, списываем с образца внимательно.

Вступительная беседа о важности общения в жизни, о двух формах общения — устной и письменной, о необходимости учиться хорошей речи (восприятие на слух высказывания Д. Лихачёва в упражнении №1, выявление главной мысли).

Подготовка к чтению вслух этого текста:

1) упражнение во внятном произношении звуков в словах при быстром темпе (произнесение скороговорок, №2); работа с толковым словарем: кораллы, кларнет;

общение

главная мысль текста

выразительность

чтения

дикция

скороговорка

темп [та] многосложные слова

Урок 3

№5-11

2) выделение ударных слогов в многосложных словах текста, наблюдение над разноместностью русского ударения.

Подготовка к списыванию текста: повторить трудные соединения букв еч, уч, об и правила списывания текста с учебника, правила сверки записи с образцом (см. напоминание Ключика).

Вариатив: наблюдение над явлением звукописи при описании сентябрьского леса (№ 3). Уточнить, почему автор предлагает чтение вслух. Звуковой анализ слова ёж.

Д/з. Творческая работа: подготовить устный (письменный) рассказ о первом сентябрьском деньке на основе личных наблюдений, впечатлений.

Наблюдение над свойствами русского ударения.

Речевой этикет, речевая разминка: 1) использование разумного уровня громкости при обшении (на примерах из № 5, 6), 2) вариатив — создать собственную рекламу и попробовать привлечь ею покупателей (можно в качестве д/з).

Выразительное    чтение    стихотворения    «Снегирь» (№7). Наблюдение над чередованием ударных и безударных слогов (ритмом) в строках. Определение с помощью

ударение

правила списывания

звукопись

звуковой анализ

громкость

 ритм

ритма ударного слога в словах снегирики, творог. Письмо по памяти с указанием ударных слогов.

Обобщение свойств русского ударения — разномест-ности, подвижности (материалы Ключика), смыслораз-личительной роли.

Наблюдение над использованием  свойств  ударения для создания ритмичности, мелодичности речи, особенно стихотворной (№ 8) с последующей записью отгадок.

Попутно: 1) особенности тайной речи загадок,

2)        культура речи — произношение слов,

3)        одушевленные и неодушевленные имена сущест
вительные, другие части речи,

4)        правила оформления предложений.

Д/з.  Творческая  работа:   1)  составление   и  запись предложений на основе отгадок о том, что видели дети (№ 9), 2) вариатив — передать свои летние наблюдения с помощью загадок.

ИМ ("интеллектуальный марафон) — № 11: вспомнить о смыслоразлительной роли ударения (стрелки), о словосочетании.

творог и творог

разноместность,

подвижность

ударения

тайная речь загадок

образность

недуг [цыэ]

пациент

смысло-различи-тельная роль ударения

                                  Тема: Соблюдаем произносительные нормы и правила письма 6 ч

Повторы изученных правил письма. Продолжение работы над соблюдением произносительных норм слов.

культура речи

соблюдение норм, правильность речи

Уроки 4, 5

№ 12-17,

№ 18-21

Актуализация сведений о нормах произношения и правописания гласных в словах.

Работа над соблюдением акцентологических норм (в известных детям словах — № 12, в новых глагольных и других формах — № 13, с. 11, № 17).

Общее повторение с помощью таблицы (с. 11) об обозначении на письме в разных частях слова безударных гласных звуков [а], [и], решении орфографической задачи.

Упражнения в выборе гласных в слова, подборе проверочных слов, уточнении состава слов со стороны их значимых частей (№ 15).

Вариатив. Творческая работа: подбор имен прилагательных,   обозначающих   цвета  осени,   правильное   их произношение     и     написание     (дифференцированно, № 16).

Работа с высказыванием Л. Толстого.

Повторение написания слов из словаря (с гласными, не проверяемыми ударением) — № 18.

Подготовка к написанию диктанта (№ 19). Письмо под диктовку.

важен важнй важно важны и важны

орфограмма

орфографическая

задача

орфографический словарь

начать

2-я учебная неделя

Урок 6

№ 22-28

Вариатив. О помощниках устной речи: мимике, жестах, позах, улыбке и пр. (на основе чтения и записи текста А. Барто).

 

Выбор и вставка безударных гласных.

Сопоставление написания слов с корнями -кал-, -кол-, учет смыслового родства при выборе проверочных слов.

ИМ — установить, родственны ли исторически слова колено и поколение (№ 21).

Актуализация сведений о нормах произношения и правописания согласных в словах.

Работа над освоением норм произношения ряда согласных и звукосочетаний в словах: тся [ца], чн [шн], [чн], дц [ц] - № 22.

Упражнения в обнаружении согласных орфограмм: парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных.

Вариатив. Развитие орфографической зоркости — обнаружение орфограмм в словах предложений (№ 26, 27). Письмо по памяти с графическим обоснованием орфограмм.

Узнавание героя по характеристике. Обогащение словаря эмоционально-оценочной лексикой: обаятельный, очаровательный, восхитительный, дивный, изумительный, необыкновенный, обворожительный, пленительный, приятный и др.

мимика

жесты

поза

омонимичные корни

исторический корень

графическое обоснование орфограмм

эмоционально-оценочная лексика

2-я учебная неделя

Урок 7

№ 29-35

Урок 8

№ 36-40

Актуализация сведений о нормах произношения и правописания твёрдых и мягких согласных в словах.

Упражнения   в   произношении   буквосочетаний   чн [шн],   сч   [щ],  твёрдых  и   мягких  согласных  перед  е (№ 29-31).

Упражнения в употреблении  на письме мягкого и твёрдого знаков (в разных ролях) — № 32—34.

Попутно:   1)  подбор синонимов к слову проворный (оценочная лексика),

2)  озаглавливание текста,  анализ  предложений  по членам, установление связей между ними.

Вариатив. Озаглавливание текста с последующей его записью. Восстановление недостающих частей слов по наличию произносительных помет (№ 35).  Поиск орфограмм в словах.

Упражнения в написании слов с разными типами согласных и гласных орфограмм.

Упражнение в написании слов с удвоенными согласными (№ 36, 37), с разными типами орфограмм (№ 38). Лексико-орфографическая работа со словом стадион с этимологической справкой.

произносительные пометы

заголовок тема

грипп

стадион

Урок 9

Вариатив. Актуализация сведений о способе решения орфографической задачи путем сопоставления оро/ра, оло/ла, ере/ре (№ 39).

Редактирование предложений  из речи школьников (№ 40). Запись предложений в исправленном виде, выделение главных членов предложения.

Проверочная работа.

Материал можно взять из рубрик «Проверочные работы» (№ 1,2, 4), «Школа Грамотея» с. 36, 37

полногласие неполногласие

редактирование

                                               Тема: В устной речи интонация, а в письменной ... пунктуация — 10 ч

3-я учебная неделя

Уроки 10, 11

№ 41-47

Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение.

Упражнение в выделении предложений из потока речи (наличие интонации конца предложения, паузы). Обобщение сведений об интонации и ее роли в речи. Выражение разных целей высказывания с помощью разных интонаций: повествовательной, вопросительной, побудительной, звательной (при обращении), разных чувств — восклицательной.

Упражнения в выразительном чтении отрывков (диалогов) из художественных произведений с готовыми знаками препинания. Выборочное письмо.

Интонация

 пауза

диалог

 реплики

знаки препинания

кристалл кристаллик

№№ 48-53

Уроки 12, 13

№ 54-58

Упражнения на выбор знаков препинания в зависимости от определения цели высказывания, силы выраженного чувства (№ 44, 45), деление текста на предложения и их оформление с помощью знаков препинания (№ 46).

Работа над повышением, понижением голосового тона высказывания при  выражении чувств,  отношения (чтение  отрывков  из  художественных  произведений). Наблюдение над употреблением двойных знаков ?!, особых   слов   —   междометий,   звукоподражаний,   частиц (№ 50).  Оформление с  помощью знаков  препинания конца предложения.

Вариатив. Наблюдение над употреблением (оформлением в устной и письменной речи) обращений (№ 52, 53)

Уточняем смысл высказывания.

Наблюдение над выделением голосом в предложении слов для подчеркивания их смысловой значимости. Дать представление о логическом ударении, его графическом обозначении — // (№ 54—56). Выборочное списывание с графическим указанием слов, важных по смыслу.

кристаллический

но

кристальный

тон

юбилей

обращение

логическое     ударение

№ 59-66

Урок 14

 № 3, с.36

Вариатив. Выразительное чтение текста о дельфинах с предварительным добыванием информации по заголовку (№57). Работа с толковым словарем.

Наблюдение над средствами выделения важных по смыслу слов в письменной речи (курсивом, подчеркиванием, порядком слов — инверсией или употреблением слов в конце предложения).

Упражнения в анализе предложений по членам предложения, наблюдение над прямым (принятым) и необычным порядком слов в группе подлежащего, в группе сказуемого (№ 59, 60, материал Ключика).

Наблюдение над выделением смысловых частей предложения с помощью паузы (на письме — тире) — №61,62.

Вариатив. Анализ и правильное выделение важных по смыслу слов при чтении предложений (№ 64, 65). Обобщение по теме (№63): интонация и пунктуация — сестры одного отца — смысла.

ИМ — расшифровка звуковой записи предложения Имя учит и мяучит (о котенке из стихотворения М. Яснова) — № 66.

Проверочная работа.

Рекомендуется проверить уровень сформированное™ умений: 1) списывать без недочетов текст с разными знаками препинания, 2) самостоятельно разбивать текст

дельфин

 воскресенье

интервью [тэ]

прямой порядок слов

необычный порядок слов (инверсия)

пауза

смысловая

тире [рэ]

звуковая запись

4-я учебная неделя

Урок 15

№1,  с.43

Урок 16

№ 67-72

на предложения и оформлять их. Можно использовать для проверки текст «Листопаднички» («Проверочные работы»).

Творческая работа с текстом.

  Работа над соблюдением последовательности (логики) изложения мыслей в высказывании (частей в тексте) на базе текста № I в разделе «Мастерская слова».

Выделяем этикетные слова и фразы.

Наблюдение над выделением этикетных фраз с помощью восклицательного знака, использованием обращений и их выделением запятой.

Упражнения в употреблении и оформлении на письме этикетных фраз: приветствие, прощание, благодарность, извинение.

Вариатив. Составление словарика этикетных слов и фраз, употребляемых в ситуациях прощания, выражения благодарности, просьбы (№ 71).

Наблюдение над использованием паузы при произнесении и многоточия при записи прерывистых реплик (№72). Обратить внимание на правило речевого этикета: приветствовать всех присутствующих, узнавать мнение каждого собеседника.

логика

 речевой этикет

многоточие

4-я учебная неделя

Урок 17

№ 73-77

Уроки 18, 19

Употребляем знаки препинания.

Обобщение о функциях знаков препинания в конце предложения. Упражнения:  1) в правильном «чтении» знаков препинания, 2) в расстановке знаков препинания при восприятии текста на слух (диктовке) с предварительной подготовкой.

Вариатив. Поиск значения и истории появления в русском языке поговорки Его и калачом не заманишь и слова картофель с последующим его разбором (как в таблице на форзаце учебника 3 кл.).  

Проверочный диктант и его анализ.

Можно использовать текст «Березовая роща» из раздела «Проверочные работы» (№ 5).

При анализе рекомендуются упражнения для индивидуальной работы в зависимости от допущенных ошибок («Школа Грамотея», с. 38-42)/

знаки препинания

                                      Уроки творчества (по всему разделу повторения) — 5ч

5-я учебная неделя

Уроки 20, 21

№ 5, с.44

Обучение использованию изученных правил по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей.

Творческая работа — свободный диктант и его анализ.

Обучение    воспроизведению    содержания    текста, воспринимаемого на слух, по мини-частям (близко к исходному тексту). Текст можно взять из раздела «Мастерская слова». При работе над речевыми недочетами и

5-я учебная неделя

Урок 22

№ 3-5, с.44-45

Урок 23

Урок 24

другого типа ошибками можно использовать упражнения из раздела «Школа Грамотея», с. 38—42.

Составляем текст поздравления с днём рождения.

Беседа о традициях поздравлять с днем рождения, об отличии «дня рождения» и «дня именин», нередком их совпадении в сроках.

Работа по культуре речи — о правильном употреблении словосочетания день рождения в разных падежных формах (редактирование предложений, № 3).

Сопоставление   содержания    чужих   поздравлений, оценка.

Проба пера:  составление собственных текстов поздравлений сверстников, родных.

Упражнения в лингвистических разборах слов, предложений (рекомендуется вспомнить таблицу на форзаце в учебнике для 3 класса, обратиться к памяткам в Справочном бюро 4 класса).

Презентация поздравлений (по желанию детей).

Резервный.

свободный диктант

языковые (лингвистические) разборы

                             Раздел: Анализируем и строим предложения... — 22 ч              

                             Тема: Главные и второстепенные члены предложения —1ч        

Урок 25

№ 78-85

 № 84, 85

Актуализация знаний о названии раздела (термине синтаксис), о распространенных и нераспространенных предложениях, роли главных членов предложения, их названиях, о словосочетаниях как строительном материале предложений.

Упражнения в анализе словосочетаний, акцент наблюдения на общем значении зависимого слова (это значение сохранится, когда это слово станет второстепенным членом предложения).

Ознакомление с полным порядком синтаксического анализа простого предложения (памятка на с. 49).

Лексико-грамматическая работа со словами из словаря: благодарить, благодарность, благодарный, неблагодарный.

Вариатив. Наблюдение над предложениями, в которых сказуемое обозначает состояние действующего лица (подлежащего), используются при глаголе частицы не, же, ли.

синтаксис

конструкции

(цепочки слов)

распространенные, нераспространен-ные предложения словосочетание благодарить

состояние

частицы

часть речи

член предложения

                           Тема: Части речи и члены предложения —1ч                      

6-я     учебная неделя

Урок 26

№ 86-91

Сопоставление функций частей речи в словосочетании и предложении.

Наблюдение над назначением, «работой» частей речи в предложениях, над их связью друг с другом.

Ознакомление с принципами построения предложения, то есть высказывания.

группа подлежащего

группа

сказуемого

№ 89, 91

Упражнения в анализе и построении предложений. (№ 88, 90).

Вариатив. Анализ структуры предложений в составе текста. Озаглавливание текста.

ИМ — выражение подлежащего и сказуемого словосочетаниями.

                                 Тема: «Работа» глагола и его форм в роли сказуемого.                      

                                 Формы изменения и правописание глаголов — 20 ч

Урок 27

Глагол как двигатель всей фразы (на примере литературных произведений).

                               Подтема: Неопределенная форма глаголов (повторение)

Урок 28

№ 92-98

Систематизация   признаков   глагола   в   виде   игры «Аукцион».

Актуализация   сведений   о   неопределенной   форме глагола (в составе будущего сложного, отвечает на вопросы что делать? что сделать?, оканчиваются на -ть, -ти, чь)

Упражнения в образовании начальной формы разных видов (№ 94), в выборе нужной формы в словосочетаниях (№ 95).

начальная форма

/

№ 96-98

Вариатив. Наблюдение над прямыми и переносными значениями   глаголов   в  составе   фразеологизмов,   над омонимичными формами.

Подтема: Времена глаголов (повторение)

Урок 29

№ 99-103

№ 104, 105

вариатив

Глаголы в прошедшем времени.

Актуализация сведений о формах времени глаголов, о признаках глаголов в прошедшем времени.

Упражнения в образовании форм прошедшего времени от неопределенной формы, изменении по родам и числам при согласовании с названием лица, предмета, выбор нужной формы глагола в составе предложений.

Ознакомление с орфограммой — написание перед -Л такой же гласной, что и перед -ть.

глагольные суффиксы

 -л-, -а/я/-

                            Подтема: Формы глаголов в настоящем и будущем времени

Урок 30

№ 106-111

Актуализация сведений о признаках этих форм глаголов с помощью таблицы (№ 106). Внимание к виду глагола.

Упражнения в образовании форм настоящего и будущего времени от неопределенной формы, изменении по лицам при согласовании с названием лица, предмета, выбор нужной формы глагола в составе предложений.

Вариатив.  Наблюдение над образованием сложной формы будущего времени, различие сказуемых, выраженных двумя глаголами.

Работа по составлению текстов инструкций, выбор и употребление нужных временных форм глаголов.

склонение

                             Подтема: Спряжение глаголов. 1-е и 2-е спряжения

7-я     учебная неделя

Уроки 31, 32

№ 112-119

№ 120-125

Сопоставление двух типов изменения частей речи: склонения и спряжения. Наблюдение над наличием разных гласных в личных окончаниях и соответствие глаголов определенному типу спряжения.

Упражнения в дифференциации по спряжениям глаголов   настоящего  времени   с   известными   (данными) окончаниями, в употреблении глаголов в определенном лице и числе.

Работа по культуре речи — правильному употреблению глаголов класть и положить.

Вариатив. Есть ли различие в окончаниях 1-го лица единственного числа?

ИМ — различие глаголов стоит и стоит.

Спряжение глаголов в форме будущего времени (с помощью таблицы).

Упражнения   в   образовании   заданных   глагольных форм, в определении спряжения по окончаниям.

Лексико-орфографическая работа: великан, великий, увеличить.

спряжение

личные    окончания глаголов

великан

увеличить

Вариатив. Письмо по памяти или осложненное списывание

(№ 124).

ИМ — из истории употребления в этикете обращение Величество.

Подтема: Мягкий знак после шипящих в глаголах

Уроки 33,34,35

№ 126-133,

№ 134-138

№ 139-144

Ознакомление с правилом.

Упражнения в узнавании орфограммы, в написании глаголов во 2-м лице единственного числа.

Ознакомление с общим правилом — всегда пиши мягкий знак после шипящих в глаголах. Упражнения в образовании глагольных форм и употреблении Ь.

Сопоставление употребления  Ь после шипящих в глаголах и именах существительных.

Решение орфографических задач при написании этих форм в предложениях и текстах.

                    Подтема: Правописание безударных личных окончаний глаголов

8-я    учебная неделя

Урок 36

№ 145-150 Урок 37 № 151-157    Урок 38

№ 158-162

 Урок 39

№ 163-166

Выбор гласных е-и в зависимости от типа спряжения. Определение типа спряжения по неопределенной форме.

Спряжение глаголов, разных по виду типа решать решить. Выбор гласной в окончания.

Выбор гласных я/ю в глаголах 3-го лица мн.ч.: кол..т, 6ор..тся. Упражнения на выбор и вставку безударных гласных в личные окончания глагола в предложениях.

Урок 40

№ 167, 168

Спряжение глаголов с непроверяемыми орфограммами в корне.

Проверочная работа.

Списывание текста с учебника.

топор

9-я учебная неделя

Урок 41

170-175

Упражнения в написании личных окончаний глаголов, употребленных в текстах.

Анализ спорных случаев (высто..шь, стоять, но стоишь). Упражнения из раздела «Школа Грамотея»,  с. 94, 95.

Контрольный диктант и его анализ.

Текст можно взять из раздела Проверочные работы», с. 93.

Упражнения    тренингового    характера    в    разделе «Школа Грамотея»,  с. 94, 95.

Резервные (можно использовать упр. 180-182 с чередованием согласных).

путешествие

слева

справа

Уроки 42, 43

10-я учебная неделя

Уроки 44—46

№ 176-188

                                        Итого за 1-ю четверть — 46 ч

                                                                             1-е полугодие

                                                                              2-я четверть

                                      Раздел: Анализируем и строим предложения... (продолжение) — 12 ч

                                        Тема: Формы изменения и правописание глаголов (продолжение)

                                  Подтема: Правописание безударных личных окончаний глагола (продолжение) —1ч

Урок 47, 48

№ 189-194

Резервные уроки.

                                                      Тема: Выражение сказуемого разными формами времени глагола (обобщение) — 4ч

11-я учебная неделя

Урок 49

№ 195-200

Урок 50

Урок 51

Анализ предложений со стороны структуры их главных членов.

Повторение употребления в роли сказуемых глаголов в прошедшем времени, особенностей этих глаголов, условиях выбора нужного родового окончания на базе нераспространенных предложений.

Повторение употребления в роли сказуемых глаголов в будущем и настоящем времени, особенностях изменения этих форм (акцент на простую и сложную формы будущего времени).

1-е и 2-е спряжения глаголов, выбор гласных в безударные личные окончания глаголов.

Вариатив: различие глаголов и существительных, оканчивающихся на [ца].

Выражение сказуемого глаголами настоящего времени.

Повторение условий выбора безударных личных окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения (орфографическая разминка, письмо под диктовку, оставшиеся упражнения с других страниц, из «Школы грамотея»).

Урок 52

Наблюдение над чередованием согласных при спряжении ряда глаголов.

Повторение правописания личных окончаний глаголов.   Наблюдение  над  глагольными  омофонами  типа раск[а]лю.

Вариатив: спряжение разноспрягаемого глагола хотеть.

Синтаксический анализ предложений. Правописание личных окончаний глаголов-сказуемых. Употребление в нужном для контекста значении существительного квартал.

чередование

Ч//К Ч//Г//Ж

многозначность

квартал

квартальный

(план)

                                     Тема: Глаголы-сказуемые в побудительных и других предложениях — 6ч

Урок 53

№ 201-208

Наблюдение   над  выражением  сказуемых  «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях.

Наблюдение над структурой побудительных предложений: наличием подлежащего ты, вы, частым отсутствием подлежащего, наличием слов-обращений, которые членами предложений не являются. Слова вежливости членами предложения не являются.

Культура речи: употребление глаголов класть и положить.

«повелительные» формы глаголов

слова-обращения

класть — положить

12-я   учебная неделя

Урок 54

Уроки 55, 56

Урок 57

Урок 58

Наблюдение над средствами выражения сказуемого в условных предложениях (глаголов прошедшего времени с частицей бы).

Синтаксический анализ предложений. Главные члены предложения, морфологические средства их выражения. Правописание личных окончаний глаголов (обобщение).

Свободный диктант (по упр. № 1, с. 96 «Мастерская слова») и его анализ.

Творческое списывание (по упр. № 3,с. 96 «Мастерская слова»):

-        восстанови последовательность частей текста,

-        употреби глаголы из скобок в нужных формах.
Вариатив: свободное письмо на основе личных наблюдений о загадках природы (№ 4, 5).

Резервный урок.

глаголы с частицей бы

фраза

                                Раздел: Развёртываем, распространяем мысли... — 20 ч

                                 Тема: Предложения с однородными членами — 14 ч

-

Урок 59

№ 209-212

Однородные подлежащие и сказуемые.

Продолжение наблюдения над строением главных членов предложений, в которых есть:

1)        однородные подлежащие,

2)        однородные сказуемые.
Сопоставление предложений с их схемами.
Наблюдение над интонацией.

однородные   члены предложения

условные обозначения однородных членов О, О, О перечислительная интонация

13-я   учебная неделя

Урок 60

№ 214-221

Урок 61

№ 222-227

Урок 62

Урок 63

№ 228-235

Нераспространенные предложения с однородными главными членами предложения.

Наличие зависимых слов при однородных главных членах предложения. Составление схем однородных членов с указанием запятых.

Вариатив: наблюдение над использованием однородных членов в текстах загадок, считалок.

Употребление запятых при бессоюзных и союзных однородных членах (а, но, да). Отсутствие запятых при одиночном союзе и.

Сопоставление пословиц по смыслу и форме (№224).

Вариатив: наблюдение над группами однородных членов в предложениях.

Резервный урок.

Однородные второстепенные члены предложения.

Сопоставление нераспространенных и распространенных предложений с одинаковой лексикой в роли разных однородных членов предложения.

Условия определения однородных членов: 1) относятся к одному и тому же слову, 2) отвечают на один и тот же вопрос, 3) связываются особой перечислительной (иногда противительной) интонацией или союзами, 4) разделяются запятыми, кроме одиночного союза и.

соединительный союз и

музей [з']

противительные союзы

 а, но, да

одиночные и повторяющиеся союзы

август

августовский,

доп.

августовский

Урок 64

№ 236-238

Анализ структуры предложений, нахождение однородных членов, установление стрелками их связь с главным словом, составление схем, объяснение причин появления в предложениях запятых.

Наблюдение над структурой предложений, в которых однородные второстепенные члены относятся к второстепенному члену.

Наличие при однородных членах зависимых слов, установление границ постановки запятой.

Вариатив: наблюдение над наличием в предложениях групп однородных главных и однородных второстепенных членов.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Углубление связи интонации и пунктуации на примере анализа отрывка из стихотворения С. Маршака. Подготовка к письму по памяти.

Проба в самостоятельном использовании запятых.

Проверка графической зоркости: списывание первой части текста (№238) с наличием запятых.

Работа с текстом-рассуждением: основная мысль, поиски аргументов (№238).

Вариатив: творческая работа — самостоятельно дополнить абзац (2) аргументами: в чём проявляется у кошки потребность приласкаться.

изморозь

изморось

каморка

саквояж

корзина

чемодан

чемоданное

настроение

14-я учебная неделя

15-я учебная неделя

Уроки 65-66

№ 239-247

Урок 67

Урок 68

Уроки 69, 70

Решение пунктуационной задачи.

Выборочное списывание предложений с однородными  членами,  аргументация  знаков  препинания с  помощью схем (№ 1, с. 121, «Проверочные работы»), можно дать под диктовку.

Представление о разделе науки о языке пунктуации, повторение знаков препинания.

Ознакомление с алгоритмом решения пунктуационной задачи (с. 113): знаки препинания в конце предложений, знаки при однородных членах.

Запись предложений под диктовку.

Вариатив: различие конструкций О и О, / /, и / / (сложного предложения).

Письмо под диктовку.

Вариатив: аргументировать наличие или отсутствие запятой перед союзом и.

Осложненное списывание (№ 3, с. 124 «Школа Грамотея»).

Осложнённое списывание с расстановкой знаков препинания (№ 3, с. 121, «Проверочные работы»).

Проверочный диктант и его анализ.

пунктуация

(с латинского яз.

пунктум — «точка»)

сверкать

сверкающий

Уроки 71, 72

№ 248-251

При анализе можно использовать материалы «Школы Грамотея», с. 122, 123, 124.

Строим предложения с однородными членами.

Построение предложений как ответы на вопросы по тексту с использованием однородных членов.

Редакторская правка предложений.

Составление предложений из слов.

Дополнение предложений однородными членами. Резервный урок.

Резервный урок.

                                           Тема: Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) — 6 ч

16-я учебная неделя

Уроки 73, 74

Урок 75

№ 252-256

Уроки 76, 77

№257

Урок 78

Сопоставление признаков разных типов текста с помощью таблицы (№ 253). Иллюстрация положений таблицы примерами текстов на тему «Береза».

Наблюдение над раскрытием темы, композиционным построением текста типа повествование.

Вариатив: редакторская правка.

Изложение и его анализ.

Обучение воспроизведению повествовательного текста с опорой на самостоятельно составленный план. Обучение составлению плана текста (упр. № 1, с. 125, «Мастерская слова»).

Анализ выполненной работы.

Резервный урок.

Вариатив: возможно описание любимого дерева (березы, ели или др.). Инструктаж по проектам.

однажды

вдруг

издалека

вблизи

вверх

вниз

Наблюдение, сбор материала для написания сочинения о любимом празднике.

                     Итого за 2-ю четверть — 32 ч

                     За 1-е полугодие — 78 ч

                                                                          2-е полугодие

                                                                           3-я четверть

                               Раздел: Формы частей речи, или как изменяются разные части речи — 50 ч

                                                        Тема: Вспоминаем части речи — 2ч

Урок 79 Урок 80

№ 1-3

Резервный урок.

Ввод в раздел — наблюдение над ролью частей речи в художественной речи: зарисовках зимних забав, в народных приметах.

Наблюдения    над    синонимическими    языковыми средствами, выражающими сравнительные отношения: 1) существительным в творительном падеже, 2) противопоставлением с отрицанием.

Вариатив: словесная зарисовка на тему зимы.

искра

искринка и искринка искристый и искристый

искрится и искрится

                                     Тема: Связь слов в предложениях. Употребление частей речи в разных формах — 2 ч

17-я учебная неделя

Урок 81

№5-11

Повторение смысловой и грамматической связи слов — членов предложения. Зависимость форм зависимых слов от главных.

Урок 82

№4

Упражнения в определении словосочетаний в предложениях, в составлении предложений из слов, данных в начальной форме.

Письмо и презентация творческих работ на зимние мотивы.

                                       Тема: Изменение частей речи по числам и родам (повторение) — 4ч

18-я учебная неделя

Урок 83

№ 12-18

Урок 84

№ 19-26

Урок 85

№ 26-30

Урок 86

№ 31-34

Повторение форм числа разных частей речи, наличия разных окончаний, их зависимости от числа имен существительных.

Повторение  материала об отнесенности  имен существительных  к определенному роду,  об  изменении имен прилагательных, глаголов прошедшего времени по родам.

Вариатив: различение форм хлебы и хлеба по значению, наличие для обозначения числа пар слов с разными корнями (человек-люди).

Имеют ли личные местоимения значение рода и числа?

Дать представление о том, что к определенному роду можно отнести только местоимения 3-го лица по их соотнесенности с существительными того или иного рода.

Несмотря на то что все личные местоимения употребляются в единственном и множественном числе, точнее говорить: личные местоимения имеют значения числа.

Упражнения в согласовании в роде, числе глаголов прошедшего времени с личными местоимениями 3-го лица.

тюль м.р.

 нет тюля

шампунь м.р.

нет шампуня

                                 Тема: Спряжение и склонение (повторение) – 4ч.

Тема: Спряжение и склонение (повторение) — 4ч

Уроки 87, 88

№ 35-40

№ 41-46

Урок 89

№ 47-53

Урок 90

№ 54-62

Глагол и его личные формы.

Повторение о глаголе как части речи (с опорой на план). Группировка глаголов по оттенкам значений, по синонимичным значениям.

Повторение форм глаголов. Определение форм глаголов в предложениях, текстах, самостоятельный выбор форм.

Повторение 1-го и 2-го спряжения глаголов. Вставка гласных в безударные личные окончания глаголов.

Склонение частей речи (повторение).

Повторение, чем различаются спрягаемые и склоняемые части речи, что значит просклонять слово, какие части речи склоняются, сколько и какие имеются в языке падежные формы, каковы их признаки (с опорой на таблицу). Для чего нужно знать падежные формы частей речи?

Склонение   имен   существительных.   Употребление предлогов с определенными падежами.

Особенности склонения имен прилагательных.

Работа по памятке при согласовании прилагательных с именами существительными.

поезжай (не едь, ехай)

прямой падеж

начальная форма

(И.п.)

косвенные    падежи (остальные)

Письмо по памяти. Осложненное списывание с дописыванием окончаний прилагательных.

Вариатив: определить и назвать время по часам, используя падежные формы числительных.

Тема: Склонение личных местоимений — 3 ч

19-я учебная неделя

Урок 91

№ 63-66

Урок 92

67-70

Урок 93

№ 70-76

Ознакомление с вариантами падежных форм личных местоимений по таблице. Нахождение падежных форм местоимений в предложениях и текстах, определение падежа.

Повторение употребления буквы н в косвенных падежах местоимений 3-го лица.

Употребление личных местоимений в нужной падежной форме с опорой на таблицу.

Закрепление падежных форм склоняемых частей речи. Выбор нужной формы местоимений.

Тема: Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи — 35 ч  

Подтема: Имена существительные 1-го, 2-го и 3-го склонений — 2ч

-

Уроки 94, 95

№ 77-82

Деление существительных на группы (склонения) по наличию специфических падежных окончаний (анализ таблицы в № 74).

Признаки таких групп — трех склонений.

Определение склонения имен существительных на основе признаков каждого склонения.

№ 83-88

Спряжение и склонение (повторение).

Осознание, зачем полезно знать отнесенность того или иного существительного к определённому склонению (помогает в выборе правильного окончания). Определение склонения и выбор падежных окончаний (ударных).

Вариатив: сопоставление именительного или родительного падежей с винительным.

                                    Подтема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных — 15 ч

20-я учебная неделя

Урок 96

№ 89-94

Уроки 97-101

Урок 97

Сопоставление местоположения безударных гласных в словах: в корне, в приставке, в окончаниях; способов их проверки — безударный проверяю ударным.

Перенос способа проверки безударных гласных в падежных окончаниях существительных (существительных с ударным окончанием того склонения и падежа). Рекомендация опорных слов: 1 -е скл. — рука, земля, 2-е скл. — двор, конь, 3 скл. — степь.

Проверка с помощью опорных слов безударного [а]: [а] — о — рукой, дворбм (Т.п.)

Употребление гласных Е-И в падежных окончаниях имен существительных разных склонений в единственном числе.

[и] — и: степь, рука, земля.

Р.п.

степи и степи

печи и печи

21-я учебная неделя

№ 95-102

Уроки 98, 99

№ 103-110

 № 111- 116

Урок 100

№ 117-124

Урок 101

№ 125-128

Урок 102

№ 129-133

Уроки 103, 104

Р.п. 1-го скл. — и — 3-го скл. Р.п., Д.п., П.п.

[и] — е в окончаниях существительных 1-го и 2-го склонения (Д.п., П.п.)

[и] — е в окончаниях существительных 1-го и 2-го склонения (Т.п.)

Как выбрать окончание Е или И?

Сопоставление двух способов выбора безударных гласных: 1) вспомнить по окончаниям падежей определенного склонения, 2) решить орфографическую задачу — проверить безударный гласный в окончании ударным.

Упражнение в использовании первого способа.

Вариатив: -ии в словах типа армия, гений, собрание.

Проверяю ударным окончанием.

Упражнения на вставку орфограмм, на употребление слов в требуемом падеже.

Вариатив: составление текста — описание ситуации по пословице.

Выбор [а] — а, о, [и] — и, е (обобщение)

Осложненное списывание.

Письмо под диктовку.

Вариатив: толкование фразеологизма.

У него семь пятниц на неделе, рассказ по пословице.

Диктант и его анализ. Использование материалов «Проверочные работы» и «Школа Грамотея».

любви, но Любови

автомобиль

туфля

туфель (Р.п.)

председатель

экскурсия

электростанция

расстояние

театр

балкон

билет

спектакль

ещё

22-я   учебная неделя

Урок 105

№ 134-140

Урок 106

№ 141-149

Урок 107

№ 150-156

Уроки 108, 109

№ 157-162

№ 163-167

Урок 110

Ознакомление с падежными окончаниями по таблице.

Использование образцов в качестве справочного материала при выборе окончаний (по падежам).

Использование опорных слов для проверки ударными окончаниями — руки, дворы, кони, степи.

Сопоставление падежных форм в В.п.

[и] — е, [а] — о в окончаниях Р.п.

Упражнения в образовании форм родительного падежа с конкурирующими окончаниями.

[а] — а в окончаниях Д.п., Т. п., П.п.

Осложненное списывание, письмо по памяти, письмо под диктовку.

Вариатив: снег.м — о или а? (омонимичные окончания).

Безударные падежные окончания существительных в единственном   и   множественном   числе   (закрепление, обобщение).

Упражнения в разных видах письма.

Резервный урок.

олимпиада

соревнование

медаль

инженер

инженеры

инженеров

килограммов

простынь и простыней

тротуар

электричество

                         Подтема: Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных — 8ч

23-я   учебная неделя

Урок 111

№ 168-172

Падежные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа.

солдат

 командир

 

24-я   учебная неделя

Урок 112

173-177

Уроки 113, 114

178-185,

186-189

Урок 115

№ 190-196

Урок 116

 № 197-200 

Урок 117

 № 201, 202

Урок 118 №203

Анализ таблицы. Наведение справок об окончаниях по таблице с указанием падежей и их окончаний.

Можно ли проверить безударные окончания ударными?

Проверка по ударным окончаниям вопросов к прилагательным любого числа;

[а]        а,-я И.п.

[а] о — какой? какое? какого? о каком?

-        в прилагательных женского рода

-        в прилагательных мужского и среднего родов
ы или и? (м.р.
какой?).

-        и или е? (-ий        ей, -ие -----        ее, -им ем)

Закрепление написания падежных окончаний прилагательных.

Закрепление написание падежных окончаний существительных и прилагательных.

команда

герой

героический

геройский

президент правительство бескрайняя бескрайние

мелодия

мелодика

Подтема: Употребление и правописание падежных форм личных местоимений — 2ч

Уроки 119, 120

204-208

Наблюдения над непродуктивными окончаниями и безударными гласными в корнях падежных форм личных местоимений.

Подтема: Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение) — 8ч

25-я   учебная неделя

Урок 121

№ 217-221

Изложение (краткое) и его анализ («Мастерская слова»).

26-я учебная неделя

Уроки 123, 124

Урок 125

Уроки 126, 127 Уроки 127, 128

Объяснительный диктант (подготовка к контрольному диктанту). Тренинг.

(«Проверочные работы», «Школа грамотея»)

Контрольный диктант и его анализ.

Творческая работа (сочинение о подснежнике или других первоцветах «Мастерская слова») и ее анализ.

                         Итого за 3-ю четверть — 50 часов

                                                                                     2-е полугодие

                                                                                      4-я четверть

                          Раздел: Части речи и их работа в предложении и тексте (систематизация изученного) — 42 ч

                                   Тема: Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств — 9ч

Урок 129

№220

Резервный урок.

Части   речи   как  словесные  средства  выражения   в предложениях мыслей и чувств.

Осмысление названия темы — выражение мыслей и чувств происходит с помощью слов (частей речи) посредством предложений.

Можно использовать урок для презентации сочинений о первоцветах. Составление и редактирование предложений.

морфология

части речи

Урок 130

№ 221, 222

№ 223-226

Части речи как члены предложения при выражении мыслей и чувств. Главные члены предложения.

Обобщение наблюдений о частотных средствах выражения (частях речи) главных членов предложения.

При работе с деформированным текстом (№ 221) сначала следует обратить внимание на роль логического подхода к выражению мысли: установить, какие слова могут обозначать действующие лица (предметы), их действия (состояния), признаки, место или время действия, объекты действия и пр. Далее использовать структурный подход: строить предложения, учитывая порядок следования членов предложения — группы подлежащего, группы сказуемого. Указать смысловую и грамматическую связь слов как частей речи.

Соотнесение семантики (общее значение) предложений с их структурой (схемами) и наполнение содержанием схемы (построение предложений). Наблюдение над конкретизирующей ролью частей речи, указанных в схемах. Д/з: № 222 (2).

Вариатив. Наблюдение над возможным средством выражения подлежащего или второстепенного члена: словосочетанием существительного с числительным (сестры, три сестры, к трём сестрам). Расширение представлений о количественных числительных, их назначении и употреблении в речи.

Д/з: № 225.

главные и второстепенные члены предложения

структура предложения

схема

количественные

имена

числительные

одиннадцать

27-я   учебная неделя

Урок 131

Уроки 132, 133

№ 227 - 231

№231

Культурологический аспект. Речевой этикет — обращение с просьбой уточнить, который час (№ 224).

Наблюдение над назначением и синтаксической ролью прилагательных.

Углубление представления о наиболее частотной роли прилагательных — определение признаков предметов, выраженных именами существительными, его роль в предложении — определение.

Упражнение в лексической сочетаемости однокоренных прилагательных с именами существительными.

Согласование прилагательных с именами существительными в предложениях текста, выбор родовых и падежных окончаний.

Д/з: № 229.

Культурологический аспект. Словесное описание изделий мастеров Гжели — народного творчества.

Вариатив. Расширение представления детей о синтаксической роли прилагательных (в краткой форме) — быть в предложении сказуемыми и отвечать на вопросы каков ? какова ? каково ? каковы ?.

Выбор   из   числа   синонимических   прилагательных наиболее точного по контексту.

Д/з: №231.

Урок 134

№ 232-237

Урок 135

№ 238-240

Систематизация сведений о частях речи на основе таблицы.

Анализ таблицы на втором форзаце учебника.

Рассматривание первой части (имя существительное и части речи, назначение которых, «рассказать» о нем). Закрепление на составлении словосочетаний, состоящих из разных частей речи (№ 235), повторение слов из словаря, введение новых слов.

Выявление языкового факта: может ли иметь признаки действие, если может, то какими частями их можно выразить (№ 236).

Расширение представлений о частях речи — наречии (материал Ключика, анализ правой стороны таблицы на форзаце).

Д/з: № 237 с предварительным анализом.

Культурологический аспект. Работа по культуре речи — точное употребление глаголов рисовать, изображать, писать (№ 233). Введение новой лексики по теме «Космос».

Вариатив. Составление словосочетаний или предложения с именами существительными с приставкой ре-.

Д/з: № 234 на дом, интеллектуальный марафон).

Наречие (закрепление).

Урок по вариативному материалу.

Введение наречий из словаря.

Культурологический аспект. Работа по культуре речи — точное употребление в речи наречий опять и обратно (№ 240).

форзац

ракета

ракетный

ракетоноситель

впереди

вокруг

назад

позади

вправо

влево

28-я учебная неделя

Урок 136

Урок 137

с. 122 №1

Резервный урок.

Разные виды письма, диктовка. Подготовка к контрольному списыванию с указанием использованных в тексте частей речи, темы и основной мысли.

Контрольное списывание текста с учебника.

Можно использовать стихотворение «Мир» В. Берестова из рубрики «Проверочные работы» с указанием основной мысли и использованных в тексте частей речи.

Проверка навыка самоконтроля и «рабочей» скорости письма.

графическая зоркость

самоконтроль скоропись

                                  Тема: Изменение и правописание частей речи — 6ч

Урок 138

№ 241-244,

№ 241 (2-е задание), 245, 246,

Формы частей речи, или как изменяются части речи.

Систематизация сведений об изменении разных частей речи, установление общих и разных форм. Лучше это сделать на основе обобщающей таблицы, известной детям с 3 класса (см. «Справочное бюро» 4 класса, 1-я часть).

В целях мотивации можно «поиграть» сначала с отрывком «Бармаглот» из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» (можно ли узнать части речи по их внешним признакам, каким?).

формы слов

особые признаки

 форм разных частей речи

Уроки 139, 140

№ 247-250

По окончании анализа таблицы можно закрепить дифференцированно на упр. № 242, 243 или предложить составить свой перевод «Бармаглота» (№ 241).

Упражнение в узнавании форм частей речи, использованных в предложениях текста о радуге. Устное воспроизведение основного смысла текста как рассуждение-обучение друг друга (работа в парах).

Культурологический аспект. Роль языка в познании научных фактов (о происхождении радуги).

Вариатив. Составление примет о радуге на основе деформированных предложений с самостоятельным использованием нужных форм частей речи (№ 245).

ИМ — формы каких частей речи одинаковы (омонимичны)?

Правописание слов разных частей речи.

На первом уроке акцент на правописание окончаний и написаний, зависящих от соотнесенности слов с определенной частью речи: употребление (отсутствие) мягкого знака (№ 247, 248), личные окончания глаголов, родовые окончания прилагательных и глаголов прошедшего времени.

Речевой фон сказки. Развитие умения рассказывать сказки, «околдовывая речью цветной».

Д/з:№249.

Культурологический аспект. Роль, образы, речь народных сказок.

рассуждение

орфография

29-я   учебная неделя

№ 251, 252

Урок 141

№ 253, 254

На втором уроке акцент переносится на самостоятельное употребление и правописание частей речи, особенно глаголов, в творческих работах в жанре рецептов (инструкций).

Можно предложить анализ построения, связи частей текста — рецепта салата из сухофруктов.

Списывание, подчеркивание буквы Ь в «повелительных» формах глаголов, известных орфограмм в корне слова.

Устное проговаривание рецепта, с заменой «повелительных»  форм  синонимичными глагольными  формами (с. 104, материал Ключика).

Д/з: запись с одной из форм глагола (лучше со 2-м лицом — ешь).

Вариатив.   Запись   рецепта   в   переделанном   виде (№251). Можно коллективно или в парах поработать над составлением инструкции изготовления из бумаги мордашки кота по рисунчатому плану (№ 252). Желательно привлечь к работе над инструкцией уроки технологии.

Правописание слов с безударными гласными, проверяемыми и не проверяемыми ударением.

Обобщение   всех   случаев   обозначения   безударных гласных с помощью ударного гласного: в корне, в окон-

Урок 142

№ 255, 256

Урок 143

№257

чаниях имен существительных,  имен  прилагательных, приставках (как возможный вариант). Систематизировать поможет обобщающая таблица на с. 105.Для самопроверки уровня орфографической зоркости и точности применения приемов проверки безударных гласных можно использовать письмо под диктовку учителя, составление собственных предложений на темы жизни класса для последующей записи (самодиктовка).Проверка письма слов с непроверяемыми гласными по памяти (№ 253).

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами-согласными.

Систематизация сведений путем составления таблицы подобно предыдущей о проверке гласных (№ 255).

Повторение слов из словаря с непроверяемыми согласными (№ 256).       Д/з: подготовка к словарному диктанту.

Проверочный словарный диктант.

Повторение правописания имен собственных.

Вариатив. Роль этимологического анализа слов.

Культурологический   аспект.   Истоки   современных слов — имен собственных.

                                        Тема: Служебные части речи — 2 ч. Контрольная работа 3 ч

Уроки 144, 145

№ 258-263

Сопоставление средств связи частей речи художником (на форзаце в конце учебника), пишущим (говоря-

30-я учебная неделя

с. 122

Урок 146

№ 264, 265

Уроки 147,148

щим). Дифференциация частей речи на самостоятельные (на форзаце) и служебные (частицы, союзы, предлоги).

Повторение   написания  со  словами   частицы   НЕ, предлогов, союзов.

Вариатив. Обобщение-самопроверка узнавания изученных частей (осложненное списывание стихотворения О. Высотской).

Письмо по памяти (четверостишие из рубрики «Проверочные работы» — №2).

Предупредительный диктант.

Подготовка к контрольному диктанту (№ 264).

Вариатив. «Собирание пословиц».

Контрольный диктант и его анализ.

Примерный текст дан в приложении.

самостоятел ьн ые части речи

служебные части речи

                                            Тема: Распространяем предложения (обобщение с углублением) — 4ч

Акцент переносится на обобщение роли синтаксических средств при передаче мыслей. Необходимо напомнить учащимся, что люди выражают мысли или в объеме предложения    (включая    слово-предложение),    или    в объеме текста.

Поэтому объектами рассмотрения станут предложение и текст.

синтаксис

31-я   учебная неделя

Уроки 149, 150, 151

№ 266, 267

 № 268-271 (2)

На первом уроке нужно обобщить сведения о синтаксических средствах языка: словосочетании, предложении.

Сначала организовать наблюдение над отличием словосочетания и нераспространенного предложения (№ 266). Затем уточнить, что зависимые слова словосочетаний в предложении всегда являются второстепенными членами предложений.

Синтаксический анализ нераспространенных и распространенных предложений (№267).

Культурологический аспект. Работа с пословицей

Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый.

Вариатив. Наблюдение над структурой предложений (назывных), ролью определения как второстепенного члена предложения.

Д/з: можно предложить выписать из изучаемого литературного произведения 4-6 предложений разного строения (нераспространенные, распространенные).

На втором уроке организуются упражнения в распространении предложений на основе предложенной таблички (№ 268, 269), в построении предложений на основе отдельных предложений (№ 270). Синтаксический анализ построенных предложений.

Вариатив. Построение собственного текста о майском утре (№ 271 (2)).

Примечание. Названия второстепенных членов дополнение, обстоятельство даются вариативно.

словосочетание

предложение

второстепенные члены предложения

№ 271 (2),

№ 272, 273

Урок 152

№ 274-275

 № 276

         На третьем уроке повторить признаки текста. Организовать наблюдение над построением текста на основе составленных предложений на предыдущем уроке о майском утре (№ 271 (2)), на основе текстов, составленных учащимися, работающими вариативно.

         Вариатив.   Синтаксический   анализ   предложений, имеющих в составе нестандартные члены предложения: 1 — подлежащее торжество весны, 2 — сказуемое — глаголы в «повелительной» форме, обращение птицы членом предложения не является, 3 — подлежащее царство вешних дней.

        Обобщение о синтаксических средствах языка и их роли в речи.

                Работа  над разными  синтаксическими средствами языка, подобранными на тему Дня Победы. Виды письма: осложненное списывание, письмо по памяти, письмо под диктовку.

             Вариатив. Анализ предложений с  нестандартными главными членами предложения. Можно обратить внимание на значение сочетания снимали снайпера (снайперы), а не фоторепортёры (однородные подлежащие), наличие обращений, холодно, тепло — сказуемые).

сложное

синтаксическое

 целое (текст)

День Победы

32-я   учебная неделя

Уроки 154, 155

сдвоенный урок

№ 280, 281

№ 282

Урок 156

№ 283, 284

№ 284 (2)

История (рассказ) о случившемся событии.

            В начале урока желательно послушать в исполнении авторов зарисовки их наблюдений. Обратить внимание на используемые средства связи частей.

            Наблюдение над композиционными частями и средствами связи  в тексте в жанре истории (рассказа) — № 280.   Подготовка   к   воспроизведению   содержания текста — озаглавливайте, составление плана (№ 281).

           Письменное воспроизведение текста (изложение).

Д/з: Устно или  письменно (вариатнв) составление рассказа по рисункам (№ 282).

             Композиционные особенности текста-описания картины (репродукции с картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»).

             Наблюдение над особенностями построения текста, средствами, с помощью которых связываются его части, наличием контекстуальных синонимов.

Списывание текста с выполнением заданий аналитического характера (№ 284 (1)). Перед записью необходима орфографическая пропедевтика.

                 Вариатив. Воспроизведение содержания текста (изложение) — № 284 (2).

рассказ

композиция

изложение

 план

собрались

33-я   учебная неделя

Урок 157

№ 285-288

№ 288

Урок 158

с. 122, № 3,

с. 124 №5

Уроки 159, 160 Уроки 161, 162

Композиционные особенности текста типа рассуждения и средства связи его частей.

       Запись и устные рассуждения (неподготовленные) по теме пословицы (народная мудрость о дружбе, языковая форма ее выражения). Можно обратить внимание детей на некоторые особенности синтаксических конструкций.

        Наблюдение над структурой и текстовыми синонимами текста-рассуждения (№ 286).

        Закрепление дифференцированное: 1) запись с аналитическим заданием текст № 286, 2) запись по памяти высказывания (№ 287), 3) запись рассуждения о друзьях (№ 288) — вариатив.

       Предупредительный или объяснительный диктант.

Предупредительный диктант можно дать на основе исходного текста (см. на с. 122 № 3 «Проверочные работы») с последующей сверкой. Анализ допущенных ошибок.  Д/з: упр. № 5, с. 124

Дополнительное задание — по особенностям типов текста.

      Контрольный диктант и его анализ.

Упражнения из рубрик «Школа Грамотея» (с. 123, 124 и др.)

      Изложение текста повествовательного характера и его анализ.

      Текст воспринимается на слух.

             При анализе нужно поработать сначала над неточностями в передаче содержания текста и речевыми недо-

репродукция

искусствовед

пейзаж

текстовые

синонимы

рассуждение

потому что

 так как

четами, далее — над орфографическими и пунктуационными ошибками.

Д/з: (по выбору): ответы  на вопросы,  задания  на с. 126 (1-3).

                                Тема: Язык мой — друг мой (итоговые уроки) — 8ч

Урок 163

290, 291,

293 + с. 126

Урок 164

№ 1,с. 125

    О роли языка в жизни человека.

Проверка уровня осмысления выпускниками начальной школы вопросов мировоззренческого характера:

1)        как происходит процесс общения с помощью языка,

2)        почему слово называют великим делом,  3)  почему
язык называют национальным достоянием и его нужно
беречь, сохранять чистоту и самобытность.

Кроме  указанных  упражнений,   целесообразно   использовать итоговые вопросы и задания на с. 126 (1—3).

Запись по памяти (по выбору) текстов из № 291 или №293.

Д/з: упр. 292 (о красоте и богатстве русского языка).

Можно   наметить   с   детьми   конкурсы,   смотры   к празднику — Дню славянской культуры и письменности.

     Повторение правил составления текста письма.

Чтение и анализ текста о некоторых правилах общения с помощью писем («Мастерская слова», № 1, с. 125). Составление памятки по правилам письма.

34-я   учебная неделя

Уроки 165, 166

№289,

задание 4 на с. 126, № 2 с. 125,

 с. 127, проект

Уроки 167-170

Культурологический аспект. О русской культуре письменного общения.    Д/з: последнее задание на с. 126.

Друзья мои книги (составление отзыва о прочитанной книге).

На первом уроке чтение и анализ текста отзыва, составленного сверстником (№ 289). Необходимо обратить внимание на сочетание в тексте разных типов речи — повествования, описания. Выборочное списывание.

Культурологический аспект. Ознакомление с национальным достоянием — образцом деревянного зодчества — Спасо-Преображенской церковью на острове Ки-жи. Беседа о роли книг в жизни человека.Обмен названиями любимых книг и кратким советом, почему их важно прочитать (устно).

Вариатив. Составление отзыва с опорой на примерный план — № 2 («Мастерская слова», с. 125).Рекомендации  отзывов для  составления  сборника «Советуем прочитать» (см. проект, с. 127).

Резервные уроки.

Можно посвятить презентации сборников по проектной деятельности,  составлению  письма  родным  или друзьям на тему будущих летних каникул.

Итого за 4-ю четверть — 42 урока

Итого за учебный год — 170 уроков

                                                           Тема: Строим тексты, связывая части и предложения — 10 ч

Урок 153

277, 278,

279


Композиция и средства связи частей в текстах повествовательного типа речи.

Словесная зарисовка эпизода (по наблюдению).

Повторение разновидностей текста повествовательного типа речи: инструкция, рецепт, зарисовка эпизода, который наблюдали, история, произошедшая в жизни с кем-либо (рассказ), а также их общих композиционных частей. Вспомнить поможет табличка (№ 277), примеры текстов прочитанных или созданных самими учениками (можно экспромтом, устно).

Наблюдение над крупными композиционными частями текста, их назначением, средствами связи этих частей, отслеживание и выписывание «связующей» лексики двух линий — воробьев и воды, сравнительного оборота — как будто поторапливая друг друга (на основе текста № 278).

Творческое задание на выбор: I) восстановить содержание текста по выписанным контекстуальным синонимам, самостоятельно озаглавить, 2) описать своё какое-либо наблюдение, 3) написать инструкцию или рецепт. Поиск связующих средств частей и предложений. Перед записью необходима орфографическая пропедевтика.

Желательно озвучить часть работ. Закончить работы можно дома.


повествование

композиционные части:  вступление, развитие события, заключение

средства связи частей

контекстуальные синонимы

как будто


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и календарно тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе по системе "Гармония"

Рабочая программа и календарно тематическое планирование уроков русского языка  в 3 классе составлено по учебникам М.С.Соловейчик "К тайнам нашего языка" (УМК "Гармония") с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа и календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс ФГОС "Школа России"

Рабочая программа на 2013-2014 уч. год к УМК «Школа России» » по учебнику В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого и др. «Русский язык» 3 класс составлена в соответствии с основными положениями ФГОС начального...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС, УУД расписаны по каждой теме...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" по ФГОС

Данные рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" по ФГОС включают планируемые результаты  и различные формы к...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса по программе "Гармония" ФГОС

Рабочая программа и КТП по русскому языку для 2 класса по программе "Гармония" составлена в соответствии с требованиями ФГОС,из расчета 34 учебные недели в год,5 часов в неделю....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку. 3 класс. Программа Л.В. Занкова.

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса общеобразовательных школ по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по программе «Школа России»

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по программе «Школа России»...


 

Комментарии

Спасибо огромнейшее!