Использование герменевтического метода в курсе начальной школы
статья по русскому языку (1 класс) на тему
Согласно герменевтике, основная задача образования – понимание учебного материала путём проникновения в духовное содержание субъектов и объектов. Слово «герменевтика» происходит от греческого e[rmhneu<w, что означает «истолковывать», само же слово происходит от имени греческого бога Гермеса, который согласно древнегреческой мифологии истолковывал людям волю богов. Словом «герменевтика» принято обозначать науку о понимании и истолковании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы. Герменевтический метод на уроках русского языка | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Ленинская средняя общеобразовательная школа №1» Ленинского района Волгоградской области
Сообщение из опыта работы
Реализация герменевтического метода на уроках
русского языка в начальных классах
Подготовила Плеханова В.А.
учитель МОУ «ЛСОШ №1»
2010 год
Современные задачи школьного образования требуют не только запоминать информацию, но и понимать её, анализировать, творчески ставить задачи, формулировать проблемы и решать их. Эти задачи связаны с уровнем понимания (интерпретацией). Такой подход в педагогике называется герменевтикой.
Согласно герменевтике, основная задача образования – понимание учебного материала путём проникновения в духовное содержание субъектов и объектов. Слово «герменевтика» происходит от греческого и означает «истолковывать», само же слово происходит от имени греческого бога Гермеса, который согласно древнегреческой мифологии истолковывал людям волю богов. Словом «герменевтика» принято обозначать науку о понимании и истолковании.
Широко известно использование герменевтического метода при изучении истории, литературы, биологии. В своей работе с недавних пор использую герменевтический метод на уроках русского языка.
В связи с этим даю несколько иное определение данному методу. Герменевтический метод – эмоционально – образное представление законов, понятий, выраженных изобразительными средствами. Этот метод рассматривается как самостоятельная творческая деятельность младших школьников, основанная на воображении, активности и требующая развития образного мышления на основе знаний.
Дидактическая функция метода состоит в том, что в процессе рисования уточняются и систематизируются ранее полученные детьми знания на эмоциональном уровне.
Творческая функция состоит в развитии воображения, инициативы, умения работать самостоятельно или согласовывать свои действия с участниками группы, умения устанавливать дружеские взаимоотношения.
Общие принципы:
- Метод эффективен в ходе изучения понятий или по завершении темы.
- Хорошая организация урока.
- Возможно проведение не только на уроках гуманитарного цикла, но и на уроках математики, окружающего мира.
- Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.
В ходе урока каждый ученик имеет право выбрать любую из форм, а также перейти из одной группы в другую.
Наиболее интересны и необходимы рисунки на уроках русского языка по следующим темам:
Гласные и согласные звуки. Ударение. Ударные и безударные звуки.
Однокоренные слова.
Состав слова.
Парные согласные.
Непроизносимые согласные.
Синонимы. Антонимы.
Методические рекомендации
по составлению плана урока с использованием герменевтического метода.
1.Сообщение о виде деятельности, пробуждение интереса.
2. Повторение исходной информации (теоретических знаний).
3. Выбор формы работы. Распределение учеников на группы, создание пар.
4. Сообщение (повторение) правил сотрудничества.
5. Вхождение в образ, настрой.
6. Непосредственная работа. ( Учитель пассивный наблюдатель за творчеством детей).
7. Представление результата работы одним или несколькими членами группы.
8. Обсуждение соответствия рисунка понятию, закону.
9. Рефлексия.
Результаты при герменевтическом подходе в обучении имеют
двойное значение: усвоение изучаемого материала (материализованная образовательная продукция) и развитие внутренних качеств детей.
Ученики класса, в котором использовался данный метод, имеют достаточно хорошие знания, умеют общаться без конфликтов, у них развиты творческие способности, воображение.
Итак, сделаем некоторые выводы: 1.Герменевтика - наука о постижении значения (смысла) знаков;
2.Знаки не обязательно являются языковыми (текстовыми), но любой продукт познания (мыслительной деятельности) выражается в знаковой форме (системой знаковых форм).
3. Герменевтика осуществляется посредством понимания, объяснения, «вчувствования».
4. Любая знаково-символическая система - это самостоятельная сущность, индивидуальность: а) продукт мыслительной деятельности, средство объяснения создающего субъекта; б) продукт понимающей деятельности, средство понимания, интерпретации воспринимающего субъекта.
5. Герменевтический метод - диалогичен.
6. В герменевтике человек является субъектом познания, а символически- знаковая система - предметом познания.
7. Основной задачей герменевтики является постижение, т.н. “глубинного смысла”.
8. Т.о. одной из основных задач герменевтического подхода к познанию какого- либо определенного явления, заключается в постижении его модели.
9. Множественность моделей (знаково-символических систем) является положительным фактом только при условии, что каждая из моделей, которая признана адекватной, опирается при своей разработке на систему определенных принципов и правил. Ни один из элементов системы не может быть удален из нее без изменения всей системы в целом.
10. Эффект системности (получение знания более полного, чем суммарное знание, полученное при помощи каждой части системы в отдельности), срабатывает только при одновременном использовании всех принципов, входящих в систему
Смотрите приложение. Рисунки по теме «Антонимы»
Список литературы.
1. Абдуллин А.Р. Философская герменевтика: исходные принципы и онтологические основания: Препринт/ Издание Башкирского университета. - Уфа, 2000, 60 с. 2. Гафаров Х. С. Герменевтика как попытка примирения естественнонаучного и гуманитарного знания// http://charko.narod.ru/tekst/alm1/gafarov.html 3. Кузнецов В. Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_10/04.ht 4. Кузнецов В.Г. Русская герменевтика, или прерванный полет (опыт интерпретации философии Густава Шпета)//www.nature.ru
5. Слесинский Р. Поиски в понимании. Введение в философскую герменевтик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемного метода обучения в начальной школе
Данная статья освещает проблему активизации познавательной деятельности младших школьников через проблемный метод обучения, знакомит с задачами проблемного обучения, приёмами создания проблемных ситуа...
Использование продуктивных методов обучения в начальной школе в условиях ФГОС.
Продуктивные методы обучения. Метод является основным требованием в высшей школе – то есть, развитие качеств творческой личности. Анализируя основные виды тв...
Доклад на тему: Использование метапредметных методов обучения в начальной школе на примере приема «Таблица –ЗХУ»
В настоящее время в обучении необходимо использовать такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. А для этого н...
Использование активных методов обучения в начальной школе
Использование активных методов обучения в начальной школе...
Особенности использования интерактивных методов обучения в начальной школе.
Статья "Особенности использования интерактивных методов обучения в начальной школе" раскрывает понятие интерактивного обучения, дает особенности использования данных методов в начальной школе, доказыв...
Использование активных методов обучения в начальной школе.
В докладе подробнее всего говорится об использовании интерактивных методах с применением проектов студии Мимио....