Тетрадь для творческих работ для изложений.
материал по русскому языку (4 класс) на тему

 

Капокова Альмира Набиуллаевна

Учитель начальных классов

Казахстан, г. Семей

Первая категория

 

 

Пояснительная записка.

В своей работе над изложениями и сочинениями я использую печатные тетради, которые делаю сама на компьютере, на листе А-4. Детям очень нравиться работать по таким тетрадям, так как дети успевают не только написать работу, но ещё и раскрасить рисунок к данному рассказу. Иллюстрации к сочинениям и изложениям подбираю по тематике текста, что позволяет слабым ученикам неплохо справиться с работой.

 Тексты изложений я беру из книг, учебников.

 

Используемая литература Н.Н. Максимук «Сборник текстов для изложений»

Учебники издательства «Атамура».

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Tetrad.tvor_.rab_.zip822.73 КБ

Предварительный просмотр:

Изложение.

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за не счастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг дался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.

Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал.                                                                                                 (83) (По В. Осеевой.)

Вопросы к тексту.

Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

Чего хотел каждый из мальчиков?

Что случилось однажды в лесу?

Как повели себя мальчики?

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?

Как вы теперь ответите на вопрос, который стоит в заглавии текста?

Примерный план

1 . Мальчики и Жук.

2. Овчарки и Жук.

3. Илья защищает Жука.

4. Хозяин Жука.

Словарно-орфографи ческая подготовка

Назовите слова, которые следует писать с большой буквы.

Объясните написание пропущенных гласных в словах: 

бр_дячий, б_льная, выск_чили, пов_лили, схв_тил, защ_щать, приб_жал, озв_ревших, пром_лчал.

Объясните написание пропущенных согласных в словах: несчас_ный, ярос_ный, мес_ный, мгнове_о, дли_ую, вле_, мали_ик.

Обратите внимание на написание слов: хозяин, овчарки, поин тересовался.


Ф.И._________________________________________Дата__________4 «_» класс

Изложение.

Кто хозяин?

План

1 . Мальчики и Жук.

2. Овчарки и Жук.

3. Илья защищает Жука.

4. Хозяин Жука.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                 

                                                                                   

                                                                                                                                   

        


Ф.И._________________________________________Дата__________4 «_» класс

Изложение.

Перед соловушкой стыдно.

План


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                               

 

                                                                               

4 класс

Перед соловушкой стыдно.

        Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги они сели пообедать. Вынули из сумок яйца, огурцы, хлеб с маслом.

        Только закончился обед – в ветвях берёзки запел соловей. Подружки не шевелилась, слушали прекрасную песню.

        Соловей закончил петь. Оля собрала остатки своей еды и бросила их под куст. Лида же завернула в бумагу яичные скорлупки и положила в сумку.

         Оля спросила Лиду, зачем она понесёт мусор. Ведь в лесу их никто не видит.

        - Стыдно… перед соловушкой, - ответила Лида.      (82 слова)

(По В. Сухомлинскому)

Вопросы и задания к тексту:

Что девочки делали в лесу?

Что заставило их заслушаться?

Расскажите, как поступила каждая девочка после обеда.

Кто из девочек вам больше понравился? Почему?

К словам аккуратная, культурная, воспитанная, честная, бережёт природу, подберите слова с противоположным значением.

Какие из них нужно употреблять, характеризуя Лизу? Олю?

В чём проявилась нечестность, двуличие Оли?

Примерный план.

  1. Во время обеда.
  2. После соловьиной песни.
  3. Стыдно.

Словарно-орфографическая работа.

Укажите знакомые орфограммы в словах: 

Д_р_га, по_дедать, хле_, с_л_вей, зав_рнула, ск_рлу_ки, кро_ки, спр_сила.

Разбери слова по составу: 

завернула, прекрасно.

Запомните, как они пишутся.

Запиши раскрывая скобки: 

(не)шевелились_____________________, (не)видит _________________________

К слову прекрасная подбери близкие по значению сова.


Изложение.                                                                                                      4 класс.

Северный олень

По тундре бродят огромные стада северных оленей. Удивитель ное животное - северный олень; крупное, сильное, неутомимое! Целый день олень работает, возит по тундре людей, грузы. А рас прягут - он сам себе еду добывает.

Олений корм - кустистый ягель. Это низенькое растение свет ло-серого цвета. Под лунным светом кажется, что олени ходят по серебру.

Зимой серебряное пастбище занесет глубоким снегом. Теперь, чтобы добраться до любимого ягеля, северный олень должен раз гребать копытами плотный снег, рыть глубокие ямы.

К долгожданному приходу весны у него полностью стерты ко пыта. Но другой лопаты для добывания необходимого корма у се верного оленя нет. (91) (По И. Надеждиной.)

Вопросы и задания к тексту.

 Почему автор называет север ного оленя удивительным животным?

Чем питается северный олень?

Опишите ягель.

 Какие трудности испытывает олень зи мой?

Примерный план

1. Удивительное животное.

2. Ягель.

3. Ягель под снегом.

4. Стертые копыта.

Словарпо-орфографическая подготовка

Подберите имена прилагательные, объясните написание па дежных окончаний: животное (какое?) ________________, ______________; корм (какой?) ____________; ягель (какой?)_______________; растение (какое?)________________________; цвета (какого?)__________________; светом (каким?)_________________; пастбище (какое?) __________________; снегом (каким?) _________________; ягеля (ка кого?) ___________; снег (какой?)________________; приходу (какому?) ________________.; корма (какого?) ______________________; оленя (какого?)______________________ .

Объясните значение слова неутомимый, подберите к нему од нокоренные слова, запомните написание корня.

С чем сравнивается по цвету ягель?

Запомните, как пишутся слова: серебро, серебряное пастбище.


Ф.И._________________________________________Дата__________4 «_» класс

Изложение.

Северный олень

План:


1. Удивительное животное.                                       __________________________________

2. Ягель.        __________________________________

3. Ягель под снегом.        __________________________________

4. Стертые копыта.        __________________________________


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

        


МЕСТОИМЕНИЕ                                                                                       4 класс.  

Дикая яблонька

Жила в лесу старая дикая яблоня. Осенью упало с нее маленькое кислое яблочко. Лесные птицы быстро склевали его. Только одному семечку посчастливилось спрятаться в траве. Через несколько лет выросла  из него стройная молодая яблонька.

Пришел в лес садовник. Он аккуратно выкопал дичок и посадил его в саду. Срезал садовник зеленую верхушку у дичка и привил к нему свежий побег от хорошей яблони.

Срослась дикая яблонька с чужой веточкой. Через три года зацвело деревце нежными душистыми цветами. К осени на нем вызрели большие сладкие яблоки.            (86) (По К. Ушинскому.)

Вопросы и задания к тексту.

 Расскажите, как в лесу появилась стройная молодая яблонька.

Кто обнаружил ее в лесу?

Что в рассказе названо дичком?

 Расскажите, как садовник работал над дичком.

Что получилось из дикой яблони?

Примерный план

1. Выросла яблонька.

2. Садовник за работой.

3. Сладкие яблоки.

Слоеарно-орфографическая подготовка

Правильно произнесите местоимения и объясните их правописа ние:

упало с нее, склевали его, выросла из него, посадил его, привил к нему, вызрели на нем.

Скажите, почему к одним местоимениям прибавляется буква н, а к другим - нет.

Подберите глаголы к именам существительным, правильно со гласовывайте их при письме: яблочко (что сделало?) ..., яблонька (что сделала?) ..., деревце (что сделало?) ....

Выделите корень в словах:

выросла, срослось.

 

Запомните, как пишутся эти слова.

Обратите внимание на написание слов:

 посчастливилось, спря таться.


Ф.И._________________________________________Дата__________4 «_» класс

Изложение.

Дикая яблонька

План:


1. Выросла яблонька.

2. Садовник за работой.

3. Сладкие яблоки.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

        


Глагол                                                                                                               4 класс.  

Изложение

Кошкин выкормыш.

У нашей кошки весной родились котята, но их у нее отняли. Как газ в этот день мы поймали в лесу маленького зайчонка.

Мы взяли и подложили его кошке. У нее было очень много молока, и она охотно стала кормить зайчонка.

Так зайчонок и вырос на ее молоке. Они очень подружились я даже спали всегда вместе.

Смешнее всего, что кошка научила зайчонка-приемыша драться с собаками. Как только собака забежит к нам во двор, кошка броса ется на нее и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц итак барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и ее выкормыша - зайца. (106) (По В. Бианки.)

Вопросы к тексту. 

Кого подложили кошке?

Как относилась кошка к зайчонку?

Чему научила кошка своего приемыша?

Примерный план

1. Беда кошки.

2. Зайчонок-выкормыш.

3. Дружба зверей.

4. Гроза собак.

Словарно-орфографическая подготовка

Найдите в тексте слова с безударными проверяемыми гласными. Определите время и спряжение глаголов:

         

родились, подложили,  дружились, бросается, подбегает, барабанит, боятся.

Почему зайчонка назвали выкормышем?

Подберите к слову яростно синонимы.

Яростно - _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


Ф.И._________________________________________Дата__________4 «_» класс

Изложение.

Кошкин выкормыш.

План

1. Беда кошки.

2. Зайчонок-выкормыш.

3. Дружба зверей.

4. Гроза собак.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Глагол                                                                                                               4 класс.

Победитель

Жили-были петух, курица-хохлатка и их детки - пушистые цы плятки. Около дома кружили хорек и хитрая лиса, но петух зорко охранял свою семью.

Один раз хохлатка вывела цыплят погулять, а хорек тут как тут. Закудахтала испуганно хохлатка, позвала деток к себе.

Все цыплята подбежали и спрятались под маминым крылом. Только самый маленький не успел. Его схватил хорек.

Но тут подлетел петух. Он громко закричал, захлопал крыльями и стал клевать хорька. Испугался хорек, бросил бедного цыпленка, скок в кусты - и нет его.

        А петух-победитель гордо и радостно закричал на весь двор: «Ку-ка-ре-ку!» (92)

Вопросы и задания к тексту. 

Почему рассказ называется «По бедитель»?

 Расскажите, как петух защищал цыпленка.

Примерный план

1. Куриная семейка.

2. Хорек схватил цыпленка.

3. Петух-победитель.

Словарно-орфографическая подготовка

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание:

 х_хлат-ка, охр_нял, выв_ла, х_рек, схв_тил, закр_чал.

Замените близким по смыслу выражение кружили около дома.

1.  Найдите выражения, описывающие действия хорька (тут как тут, скок в кусты - и нет его).

2. Как они характеризуют повадки хорька?


Ф.И._________________________________________Дата__________4 «_» класс

Изложение.

Победитель

План

1. Куриная семейка.

2. Хорек схватил цыпленка.

3. Петух-победитель.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

                           

                                                                       

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь для творческих работ для сочинений.

 Капокова Альмира НабиуллаевнаУчитель начальных классовКазахстан, г. СемейПервая категория  Пояснительная записка.В своей работе над изложениями и сочинениями я использую печатные тетради, которые дел...

Макет тетради для творческих работ учащихся по внеурочной деятельности "Мир профессий" в 1 классе

Тетрадь для творческих работ первоклассников. Содержит задания различные по степени сложности и содержанию. Задания вызывают интерес учащихся к изучаемым темам, вызывает потребность фантазировать, вкл...

Тетрадь для творческих работ по русскому языку

Данная тетрадь предназначена для работ по развитию речи учащихся. Развивает внимательность,память,кругозор. Пользоваться тетрадью можно как на уроке, так и на дополнительных занятиях....

тетрадь для творческих работ 2 класс

тетрадь для творческих работ 2 класс...

Тетрадь для творческих работ по развитию речи

ТЕТРАДЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СОСТАВЛЕНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  2  КЛАССА НА ОСНОВЕ ИДЕИ ВОПРОСОВ БЕНДЖАМИНА БЛУМА. ЦЕЛЬ ДАННОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....

Тетрадь для творческих работ

Данный материал  может быть использован учителем ,как методический материал на уроках развития речи   в 3 классе.Адаптирована под ФОП...