"Работа над орфографическим правилом в условиях алгоритмизации процесса обучения"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Комарова Анна

Правило имеет структуру алгоритмического предписания.Такой взгляд на правило правописания создаёт предпосылки для совершенствования работы над ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прикубанский  округ  города  Краснодара

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  № 96

ПРОЕКТ

(начальная  школа)

Разработала и реализовала

учитель начальных классов

Комарова А.В.

г.Краснодар,2010 г.

         Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.

Цели обучения русскому языку: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности, формирование элементарной лингвистической компетенции. Школа должна учить детей грамотному письму. Ключевая задача обучения русскому языку должна решаться в аспекте языковой компетенции личности ребенка. Иными словами, нормы и правила важны не сами по себе, а как один из инструментов, с помощью которого ребенок может эффективно пользоваться естественным языком, успешно решая те или иные коммуникативные задачи и тем самым формируясь непосредственно как языковая личность. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической  грамотности учащихся, на прочном усвоении ими тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания.         

Правило – это описание последовательности операций, которые выполняет пишущий для того, чтобы найти правильный вариант написания того или иного слова. Иными словами, правило имеет структуру алгоритмического предписания. Такой взгляд на правило правописания создает предпосылки для совершенствования методики работы с ним. В связи с этим необходимо отметить актуальность проблемы моей работы, то есть -  применения алгоритмизированного обучения.

   

Методологической основой данной работы являются психологические теории усвоения грамматических понятий, усвоения орфографии младшими школьниками Д.Н.Богоявленского, Л.И.Божович, С.Ф.Жуйкова, методические работы М.Р.Львова, Н.С.Рождественского,  П.С.Жедек, Н.Н.Алгазиной, В.Г.Горецкого, М.М.Разумовской и других русских психологов и методистов.

Объектом моего исследования является процесс формирования орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе в ходе алгоритмизированного обучения.

Предметом моего исследования является  способ организации учебно-познавательной  деятельности  при  работе   над   орфографическим   правилом с   помощью   алгоритмов.

Цель исследования: описать организацию учебной деятельности по работе над правилом с использованием алгоритмов правила и алгоритмов действия.

             В своей работе я выдвигаю следующую гипотезу: систематическое использование алгоритмов при изучении орфографического правила в начальной школе будет способствовать формированию прочных навыков грамотного письма.

                             

В данной работе планируется использование различных методов:

- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам исследования;

- педагогическое наблюдение;

- анкетирование и беседы с учителями начальных классов;

- анализ деятельности учителя и учащихся на уроках русского языка;

- метод экспериментального исследования;

- качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.

Задачи проекта:

1. Выявить теоретические основы и принципы методики формирования орфографических навыков.

2. Обобщить  накопленный   опыт  по  проблеме  исследования.

3. Исследовать  способы  организации  учебной  деятельности  в  процессе работы   над  орфографическим  правилом.

4. Выявить общий уровень сформированности орфографического навыка, выявить умения детей видеть орфограммы в словах и пользоваться орфографическим правилом для написания слов.

5. Представить и описать  организацию деятельности учителя и учащихся при работе над орфографическим правилом.

Цель проекта: описать организацию учебной деятельности по работе над правилом с использованием алгоритмов правила и алгоритмов действия.

           Для реализации поставленной цели:

 - рассмотрены психолого-педагогические и лингвометодические основы работы над орфографическим правилом с использованием алгоритмов;

- организован  и описан педагогический эксперимент, который состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

   Прежде чем описывать содержание работы был выявлен уровень сформированности орфографического навыка у младших школьников, что и составило цель констатирующего эксперимента.

   

Для достижения поставленной цели решался ряд задач.

     Для решения первой  задачи были проанализированы школьные программы по русскому языку и сделан вывод, что данные программы не только предусматривают само понятие орфограмма, как написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу, но и изучается ряд орфограмм  и, соответственно,  развитию орфографического навыка уделяется внимание  с первого по четвертый класс.

    Для решения 2-3 задачи и выявления сформированности орфографического навыка, уровня знаний были  проведены  диктанты  в  двух  параллельных   классах - 3 «а» и 3 «б» Наглядно результаты проведенных диктантов отображены в диаграммах.

Диаграмма 1.  «Качество знаний»

 

Диаграмма 2. «Полученные оценки»

Из  20  учащихся экспериментального класса с диктантом  справились  19 учеников,  что составляет 95%. Качество знаний – 65%.

В контрольном классе  с диктантом справились 18 учеников из 20, что составляет 90%. Качество знаний – 60%:

       Для решения четвертой задачи было проведено  анкетирование учителей начальной школы по вопросу использования в практике обучения школьников алгоритмов при изучении орфографических правил. Анализ анкет позволяет сделать вывод,  что использование алгоритмов на уроках русского языка большинство учителей считает нецелесообразным,  требующим большого количества времени на уроке. Среди причин, по которым алгоритмы не используются, учителя называли чаще всего именно нехватку времени, а также слабую подготовленность учащихся, недостаточное развитие логического мышления, неумение учащихся самостоятельно работать с правилом (выделять главное, подбирать примеры и т.п.).

    В ходе формирующего  эксперимента на примере изучения темы «Разделительный твердый знак» (см.приложение) я пыталась выяснить, насколько эффективно и целесообразно применение алгоритмических предписаний в начальных классах. На разных этапах формирования орфографического навыка используются различные виды устного рассуждения по алгоритму.

В ходе  экспериментальной работы были определены следующие ступени свертывания алгоритма:

        1 ступень – полное рассуждение;

        2 ступень – частичное рассуждение;

        3 ступень – максимальное сжатие алгоритма.

В решении орфографической задачи выделяется:

        1) нахождение орфограммы и определение ее типа;

        2) определение порядка решения задачи в общем виде, его модель;

        3) сама проверка данного случая;

        4) запись проверочного слова, словосочетания.

        Первый пункт не принадлежит свертыванию в начальных классах. Эту ступень можно сократить только в формулировках. От учащихся достаточно требовать лишь одного слова или письменного сокращения (разделительный твердый знак), а не полного названия правила.

        Второй пункт подлежит наибольшему сокращению, он даже может совместиться с проверкой.

        Свертывание третьего пункта происходит постепенно.

Если навык применения правила возможно отработать до автоматизма, то можно переходить к стадии максимального сжатия, то есть к третьей ступени. Это возможно, если стадия частичного сжатия учащимися усвоена полностью.

        При составлении алгоритма необходимо учитывать подготовленность детей, уровень их знаний, полученных ими по данной теме в предшествующих классах, теоретическую основу, на которой выводится данное правило на данном этапе изучения. Необходим подготовительный период достаточной продолжительности, на котором дети выполняют различные типы упражнений, способствующих актуализации тех знаний, которые необходимы для изучения данного правила и составления алгоритма. Составление алгоритма производится в классе в процессе изучения и усвоения правила.

        Важную роль также играет умение правильно рассуждать по алгоритму. Дети должны запоминать образец рассуждения, постигая его смысл, чтобы потом суметь вычленить главное в нем и сократить рассуждения частично, а затем и полностью.

На 3-м этапе экспериментальной работы необходимо было проверить эффективность опытного обучения. С этой целью повторно использовались контрольные срезы.

        Общие результаты диктанта приведены в диаграмме:

Из  20  учащихся экспериментального класса с  контрольным   диктантом  справились  все ученики,  что составляет 100%.

        Качество знаний – 75%; «неудовлетворительно» - не получил никто.

        В контрольном классе  с диктантом справились 18 учеников из 20, что составляет 90%.

        Качество знаний – 60%, «неудовлетворительно» - 2 ученика (10%).

Также  учащиеся обоих классов выполняли тестовую работу по орфографии.

Максимальное количество баллов – 48.

Критерии оценки: «отлично» - свыше 42 баллов.

                                «хорошо» - от 32 до 42 баллов.

                                «удовлетворительно» - от 18 до 32 баллов.

Результаты тестовой работы приведены в таблице.

«отл.»

Свыше 42 баллов

«хор.»

От 32 до 42 баллов

«удовл.»

От 18 до 32 баллов

Экспериментальный класс

7 чел.

35%

10 чел.

50%

3 чел.

15%

Контрольный

класс

5 чел.

25%

8 чел.

40%

7 чел.

35%

Качество знаний: в экспериментальном классе – 85%, в контрольном классе – 65%.

Наглядно представить итоги тестовой работы поможет диаграмма:

      Как видно из диаграммы, в экспериментальном классе, где проводилось опытное обучение по разработанной  системе работы над орфографическим правилом с помощью алгоритмов, дети лучше справились с предложенными заданиями. В среднем на 10% больше получено оценок «отлично» и «хорошо». Качество знаний детей экспериментального класса превышает этот же критерий в контрольном классе на  20%.

Контрольный этап эксперимента позволил с уверенностью   сказать,  что  работа  с  алгоритмами  способствовала  развитию  логичности  высказываний  учащихся,  сознательному  усвоению ими  правил  правописания,   помогла   ученикам  научиться   успешно  пользоваться  орфографическим  правилом   в   процессе   выполнения    практических   заданий,  при  написании диктантов  и  творческих  письменных   работ.    Работа над орфографическим правилом с использованием алгоритмов освобождает ребенка от механического заучивания  правила,  от  ненужной  зубрежки,   и,   соответственно,  от страха    забыть  что-то,  чего-то  не  вспомнить  в  нужный  момент.

                В соответствии с результатами проведенных диктантов, тестирования, их анализа, можно сделать вывод, что гипотеза, которую я выдвинула в начале исследования, подтвердилась.

Приложение 1

        

           Диктант №1.

Город муравьев.

Тишь. Стройные сосны и мохнатые ели закрывали небо. Муравьиные трассы четко просматривались среди травы и мха. Они скрывались под ветвями деревьев. Луч солнца редко проходил сюда. Чувствовалось, что муравьи заняты делом. Один тащил от елки сочную иголку, другой – гибкую веточку. Он медленно двигался со своим грузом. На помощь прибежала группа муравьев. Муравьиная жизнь кипела. Муравейник был двух метров высотой.

Слово для справки: просматривались.      

Диктант № 2.

Раннее утро

Раннее утро. В теплые прекрасные дни не хочется сидеть дома. Мы выезжаем из города.

Солнечный луч играет на капельках росы. В поле зеленеет молодая рожь. Мы входим в лесную глушь. Звенят радостные песни птиц. В лесу глубокая тишь. Только жужжат жуки и шелестят вершины деревьев. Старую ель окружают пушистые сосны. Белеет в траве ландыш. По тропинке бежит еж. Он торопится.

Слова для справок: не хочется, торопится.

Проверочное списывание.

Последние цветы.

Опять морозная ночь. Утром на поле я увидел группу уцелевших голубоватых колокольчиков. На одном из них сидел шмель. Я положил его под горячий луч солнца. Он ожил, оправился и полетел. За ночь оцепенела и стрекоза, но под горячим лучом оправилась и полетела. Кузнечики посыпались из-под ног. Ромашки поникли, опустили головки. Холодно. Это были последние цветы осени.

(По М.Пришвину)

Диктант №3.

Доверие.

Около изгороди я сделал кормушку. В сугробе на площадку сыпал семечки подсолнуха, крошки сыра и хлеба. Стали прилетать синицы и поползни. Они привыкли ко мне и садились на ладони, брали корм из рук. Первые семечки поползни съедали, а затем стали делать запасы. Возьмут в клюв две семечки с ладони и летят к сосне. Семечки закладывают в щель, забивают их клювом и закрывают кусочком коры.

Примечание: предупредить о постановке запятой.

Приложение 2

Анкета для учителей.

1. Какие методы Вы используете при работе над орфографическим правилом?

а) метод запоминания, заучивания;

б) дедукция;

в) индукция;

г)_____________________________.

2. Считаете ли Вы уместным использование алгоритмов при работе над орфографическим правилом?

а) да;                                            б) нет;                                         в) иногда.

3. Как часто  Вы используете  алгоритмы в работе над орфографическим правилом?

а) всегда;                                                          в) иногда;

б) часто;                                                           г) никогда.

4.  Каковы   причины, по которым алгоритмы не используются  при  работе  с орфографическим   правилом?

а) не знание методики;

б) нецелесообразность применения метода;

в) нехватка времени;

г) недостаточный уровень подготовки учащихся;

д) метод используется.

5. В чем Вы видите преимущества использования алгоритмов правила и алгоритмов действия при изучении и отработке орфографического правила?

а) способствуют развитию мышления учащихся;

б) четкость, ясность, понимание основных частей правила;

в) осознанное применение правила на практике;

г) освобождение от механической зубрежки;

д) что-то еще______________________________________________

Приложение 3

Примеры алгоритмов по различным орфографическим

 темам, изучаемым в начальной школе.

Алгоритм проверки слитного (раздельного) написания

приставки (предлога).

     1 шаг.  Употребляется  ли  проверяемое  слово  без  предлога

(приставки)?

             да                                             нет: пиши слитно,

                                                                     это приставка.

     2 шаг. Можно ли вставить вопрос или иное слово?

 

             да: пиши раздельно,             нет: пиши слитно,

                    это предлог.                           это приставка.

Алгоритм употребления мягкого знака после шипящих

на  конце  имен  существительных.

     1 шаг. Проверяемое слово - существительное?

             да                                        нет: проверь по

                                                             словарю.

     2 шаг. Оканчивается на шипящий (ж, ч, ш, щ)?

             да                                        нет: проверь по

                                                           словарю.

     3 шаг. Определи род: женский, мужской.

            женский: пиши "ь".              мужской: "ь" не

                                                               пишется.

Приложение 4

Т  Е  С  Т  Ы

Задания, вошедшие в проверочную работу

1. Перечисли слова, в которых нужно вставить букву Ъ:

1. здоров…е                                              6. раз…езд

2. с…едобные                                           7. об…яснение

3. обез…янки                                            8. в…юга

4. ноч…ю                                                  9. по…ём

5. ненаст…е                                              10. вз…ерошенный

Ответ: 2, 6, 7, 9,10. (5 баллов)

2. Выбери слова, в которых нужно вставить букву Ь:

1. сол…ю                                                   6. л…ётся

2. б…ёт                                                      7. суд…я

3. в…ехали                                                8. с…ёмка

4. об…явление                                          9. от…езд

5.солов…иный                                         10. под…ёмник

Ответ:1, 2, 5, 6, 7. (5 баллов)

3. Найди слова с непроизносимыми согласными:

1. лес…ница                                               6. прекрас…ный

2. учас…ник                                               7. праз…ничный

3. запас…ливый                                         8. ярос…ный

4. яс…ный                                                  9. чес…ный

5. опас…ный                                              10. ужас…ный

Ответ: 1, 2, 7, 8, 9. (5 баллов)

4. Найди слова, у которых на конце пишется Ь:

1. меч…                                                      6. молодёж...

2. сторож…                                                7. чиж...

3. мыш…                                                    8. мякиш...  

4. камыш…                                                9. мелоч...

5. тиш…                                                     10. роскош...

Ответ: 3, 5, 6, 9, 10. (5 баллов)

5. Найди слова с мягким знаком на конце:

1. бежиш...                                                  6. карандаш...

2. грач...                                                       7. (много) туч...

3. туш...                                                        8. береч...

4. вериш...                                                    9. мыш...

5. горяч...                                                     10. мяч...

Ответы: 1, 2, 4, 8, 9.  (5 баллов)

6. Укажи  глаголы,  у  которых  в  окончании пишется  -е:

1. дар...шь                                                   11. верт...шь

2. свет...шь                                                  12. подбира...шь

3. став...шь                                                  13. игра...шь

4. помога...шь                                             14. работа...шь

5. понима...шь                                             15. указыва...шь

6. утеша...шь                                               16. рису...шь

7. встреча...шь                                             17. тороп...шься

8. танцу...шь                                                 18. отдыха...шь

9. барабан...шь                                             19. выбира...шь

10. ход...шь                                                  20. расчесыва...шь

Ответы: 4, 5, 6, 7, 8, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20. (13 баллов)

7. Укажи существительные с окончанием  –е:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремн... (1),

С цифрой пять на медной бляшк... (2),

В синей форменной фуражк... (3)?

По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит

Шагает быстро мистер Смит

В почтовой синей кепк... (4),

А сам он вроде щепк... (5).

Вместо шапк... (6) на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатк... (7)

Натянул себе на пятк... (8).

Трещит в зол... (9) картошка.

Мальчик на ослик... (10) ехал верхом.

По скользкой тропинк... (11) в метель и мороз

Спускаются с горк... (12) старушка и пёс.

Усталый с дорог... (13), уснул на порог... (14)

Советской гостиницы «Англетер» мистер Твистер...

Выдали дам... (15) на станции... (16)

Четыре зеленых квитанции... (17).

Пела ночью мышка в норк... (18):

 - Спи, мышонок замолчи!

Дам тебе я хлебной корк... (19)

И огарочек свеч... (20).

Ответы: 1, 2, 3, 4, 9, 10, 11, 14, 15, 18. (10 баллов)

Дополнительные задания

8. Найди глаголы второго спряжения:

1. дымить                                        6. пилить

2. бежать                                        7. сорить

3. чистить                                        8. кормить

4. собирать                                        9. печатать

5. плясать                                         10. петь

Ответы: 1, 3, 6, 7, 8. (5 баллов)

9. Найди предложения с глаголами первого лица единственного числа:

1. Смастерю я вам буфет.

2. Простоит он сотню лет.

3. Вытешу из елки новенькие полки.

4. Полки средних этажей будут для бутылок.

5. Будет ящик для ножей, пилок, ложек, вилок.

6. И даю вам слово...

7. До завтрашнего дня все будет готово.

8. Не дается мне буфет.

9. Сколочу я табурет.

10. Вот и стал я столяром, заработал топором.

                                                        (По С.Я.Маршаку)

Ответы:1, 3, 6, 9. (4 балла)

10. Найди предложения с глаголами второго лица единственного числа:

1. Когда пойдете в школу вы, держите выше голову.

2. Лениться неприлично – учитесь на отлично!

3. Ученик ты будешь славный,

    Коль начнешь писать с заглавной

    И возьмёшь в соображение точкой кончить предложение...

4. Не забудь и знаки прочие: запятую,  многоточие...

5. Знаки препинания нужны нам, как дыхание!

6. Букварь, пенал, тетрадки держи всегда в порядке.

7. Они – твое хозяйство, владей им без зазнайства.

8. Если учишься отменно –   пять поймаешь  непременно.

9. ... В чернильнице твоей живут веселой стайкой  отметки всех мастей.

10. Сидят, болтают ножками, шумят себе с утра, цепляются ладошками за

      острие пера.

                                                        (Ю.Коринец)

Ответы: 3, 4, 6, 7, 8. (5 баллов)

11. Найди предложения с глаголами третьего лица множественного числа:

1. Что мы скажем, сажая леса?

2. Чащу, где бродят барсук и лиса.

3. Чащу, где белка скрывает бельчат.

4. Чащу, где пестрые дятлы стучат.

5. Лист, на который ложится роса.

6. Мой сосед вскочил с постели:

   - Вот так чудо, в самом деле!

7. ... Письмо за мной облетело шар земной.

8. Мчалось по морю вдогонку.

9. Понеслось на Амазонку.

10. Вслед за мной его везли поезда и корабли.

                                                        (Из произведений С.Я.Маршака)

Ответы: 2, 4, 10. (3 балла).

12. Найди предложения с глаголами в форме второго лица множественного числа настоящего времени:

1. Кружитесь, кружитесь быстрей карусели.

2. Пусть дети приходят сюда.

3. А к детям приходит веселье, и прочь отступает беда.

4. Скачите, волшебные кони, по звонкой дороге своей.

5. Летите, летите за счастьем в погоню, за счастьем в погоню скорей!

6. Все лучшие песни и сказки на свете отдать бы всем детям земли.

7. Чтоб добрыми, добрыми выросли дети.

8. Чтоб храбрыми дети росли.

9. Отдать им все звуки и краски,  жар-птицу помочь отыскать.

10. Но в эту, но в эту счастливую сказку трусливых и злых не пускать!

                                                        (А.Санин)

Ответы: 1, 4, 5. (3 балла)

13. Выбери раздельные написания:

Вариант I

1. (из)учать                                                 6. (в)ставить

2. (в)тетради                                               7. (к)другу

3. (с)братом                                                8. (к)олечко

4. (из)дома                                                  9. (на)мазать

5. (с)бежать                                                10. (на)обед

Ответы: 2, 3, 4, 7, 10. (5 баллов)

Вариант II

1. (от) ветра                                                6. (по)дороге

2. (у)летать                                                 7. (на)крыше

3. (от)обедать                                             8. (по)читать

4. (у)дома                                                    9. (в)лесу

5. (на)лить                                                  10. (в)бежать

Ответы: 1, 4, 6, 7, 9. (5 баллов)

14. Найди слова с приставками:

1. принести                                                6. растить

2. катать                                                     7. обрадоваться

3. спрятать                                                 8. рассмеяться

4. вести                                                       9. помогать

5. печь                                                        10. научиться

Ответы: 1, 3, 7, 8, 10. (5 баллов)

15. Найди слова с приставками:

1. (за)брать                                                 6. (в)окно

2. (у)летать                                                 7. (за)грибами

3. (с)правиться                                           8. (с)другом

4. (на)правлять                                           9. (до)ехать

5. (до)дороги                                              10. (на)родину

Ответы: 1, 2, 3, 4, 9. (5 баллов)

16. Найди ошибки:

1. У лыбка                                                11. Кресло

2. Уменя                                                12. К сюша

3. К расота                                                13. На строение

4. К морю                                                14. Облако

5. С лива                                                15. О тебе

6. С песней                                                16. Из дать

7. На звать                                                17. Из них

8. Нанас                                                18. По дарок

9. В шутку                                                19. По ней

10. Внего                                                20. Увас

Ответы: 1, 2, 3, 5, 7, 8, 10, 12, 13, 16, 18, 20.

Используемая  литература

  1. Шатова Е.О.  О способах описания обобщенных алгоритмов при обучении орфографии: методика и опыт. //Рус. яз. в школе. –  1991. – №1.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Программно-методический материал / Сост. Л.А.Вохмянина. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.
  4. ОС «Школа 2100» . Сборник  программ  2100. Начальная  школа. Баласс, Москва 2008 г.
  5. Замораева Е.М. Поэтапная обработка орфографических навыков на основе алгоритмов. – М., 1977.
  6. Савельева Л.В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе // НШ.- 2008. - № 1.- С.66.
  7. Ушинский К.Д. Собр. соч.,  Москва – Ленинград, 1949.
  8. Шатова Е.О.  О способах описания обобщенных алгоритмов при обучении орфографии: методика и опыт. //Рус. яз. в школе. –  1991. – №1.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ учителя начальных классов МОУСОШ № 96 г.Краснодара Комаровой А.В. «Р абота над орфографическим правилом в условиях алгоритмизации процесса обучения»

Слайд 2

Задачи исследования: Провести анализ программ по русскому языку для начальной школы с точки зрения выявления возможностей развития орфографического навыка. Выявить уровень сформированности у младших школьников орфографического навыка и умений, влияющих на успешное усвоение орфографических правил. Проанализировать проверочные работы учащихся и, опираясь на результаты, сделать соответствующие выводы. Провести анкетирование учителей начальной школы по выявлению возможности использования в практике обучения школьников алгоритмов при изучении орфографических правил.

Слайд 3

Диаграмма 1. «Качество знаний» Диаграмма 2. «Полученные оценки»

Слайд 4

Анкета для учителей. 1. Какие методы Вы используете при работе над орфографическим правилом? а) метод запоминания, заучивания; б) дедукция; в) индукция; г)_____________________________. 2. Считаете ли Вы уместным использование алгоритмов при работе над орфографическим правилом? а) да; б) нет; в) иногда. 3. Как часто Вы используете алгоритмы в работе над орфографическим правилом? а) всегда; в) иногда; б) часто; г) никогда. 4. Каковы причины, по которым алгоритмы не используются при работе с орфографическим правилом? а) не знание методики; б) нецелесообразность применения метода; в) нехватка времени; г) недостаточный уровень подготовки учащихся; д ) метод используется. 5. В чем Вы видите преимущества использования алгоритмов правила и алгоритмов действия при изучении и отработке орфографического правила? а) способствуют развитию мышления учащихся; б) четкость, ясность, понимание основных частей правила; в) осознанное применение правила на практике; г) освобождение от механической зубрежки; д ) что-то еще______________________________________________

Слайд 5

Г ипотеза систематическое использование алгоритмов при изучении орфографического правила в начальной школе будет способствовать формированию прочных навыков грамотного письма.

Слайд 6

В решении орфографической задачи выделяется: нахождение орфограммы и определение её типа; определение порядка решения задачи в общем виде, его модель; сама проверка данного случая; запись проверочного слова, словосочетания.

Слайд 7

Ступени свертывания алгоритма : 1 ступень – полное рассуждение; 2 ступень – частичное рассуждение; 3 ступень – максимальное сжатие алгоритма.

Слайд 8

АЛГОРИТМ 1 шаг. Есть приставка ? . ДА нет 2 шаг. Заканчивается на согласную ? Ъ не пишется ДА нет Ъ не пишется 3 шаг. Есть ли после приставки буквы е, ё, ю , я? ( написания РТвЗн ) да нет Ъ пишется Ъ не пишется

Слайд 9

ПОД…ЁМ (частичное сжатие) ПОД- приставка, заканчивается на согласную, перед гласной «Ё». Пишу с Ъ: под ъ ём. (максимальное сжатие) Приставка «под», « д », дальше «ё», значит, Ъ. Пишем: под ъ ём.

Слайд 10

Контрольные срезы Диктант

Слайд 11

Результаты тестовой работы «отл.» Свыше 42 баллов «хор.» От 32 до 42 баллов «удовл.» От 18 до 32 баллов Экспериментальный класс 7 чел. 35% 10 чел. 50% 3 чел. 15% Контрольный класс 5 чел. 25% 8 чел. 40% 7 чел. 35%

Слайд 12

Итоги тестовой работы

Слайд 13

Работа с алгоритмами : способствовала развитию логичности высказываний; сознательному усвоению правил правописания; помогла научиться пользоваться орфографическим правилом в процессе выполнения практических заданий; освобождает от механического заучивания правила; освобождает от страха забыть что-то, чего-то не вспомнить в нужный момент.

Слайд 14

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Активизация речемыслительной деятельности в условиях интерактивного обучения»

Опыт работы по проблеме: "Активизация речемыслительной деятельности в условиях интерактивного обучения"...

Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Характеристика класса, в котором обучается ребёнок с ОВЗ по основной образовательной программе ОУ в условиях инклюзии и нуждается в специальном сопровождении. Дается подробная характеристика данного у...

Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Данный комплект рабочих материалов содержит психолого-педагогическую характеристику класса, календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе с планируемыми результатами освоения ...

Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Комплект  рабочих материалов учителя для осуществления обучения учащихся 2 класса с ОВЗ (ЗПР) английскому языку в инклюзивной форме с учетом особенностей контингента учащихся и необходимости реал...

Методика работы над орфографическим правилом

В статье представлена методика работы над орфографическим правилом в начальной школе...